Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 236
Скачиваний: 17
В |
отличие от сопротивления |
Qo |
индуктивное |
сопротивление |
|||||
Qir.n |
быстро убывает |
при увеличении скорости (индикаторной ско |
|||||||
рости, числа М ) и возрастает |
с увеличением высоты. |
|
|
||||||
Чтобы |
выявить |
роль членов Qo и Q , r . n в общем балансе |
сопро |
||||||
тивления, |
запишем |
отношение |
|
|
|
|
|
||
|
|
QiT_„ |
1,43 |
A |
G 2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
С?0 |
0,7 |
сх0 |
SpHM* |
SpH М 2 ' |
|
|
Умножая на [~^")2 > г д - е Ро =10330 |
кгс/м2 — атмосферное |
дав |
|||||||
ление |
при Н — 0, и вычисляя |
постоянные величины, |
получаем |
||||||
|
|
^ - = i , 9 2 . - A ( 4 ) 2 / M 2 _ L . i o - 8 . |
(7.11) |
||||||
При введенных |
выше докритических значениях |
сх0, А |
G |
||||||
и ^ |
|||||||||
|
|
|
|
= (0,0375-0,0076) ( Л - ) 2 ^ . |
|
|
|||
Непосредственно около земли |
при М о в = 0,2: |
|
|
9*#л =23, 4 4-4,25. V0
С увеличением числа М. рольчлена Qir.n быстро (пропорцио нально -дрj убывает. Определим ориентировочные значения чи сел М, при которых индуктивное сопротивление самолета не посредственно у земли будет, например, в 10 раз меньше, чем Q 0 :
4
Мю = К(0,0375 ч - 0,0076) • 10 = 0,785 -f- 0,525.
Как видно из анализа соотношения (7.11) и из рассмотренных цифровых примеров, около земли на скоростях, близких к скоро сти срыва, индуктивное сопротивление во много раз больше безиндуктивного, и тем больше, чем меньше эффективное удлинение и больше удельная нагрузка крыла. Однако с увеличением скоро сти полета оно быстро падает и еще в пределах дозвуковых ско ростей становится пренебрежимо малым по сравнению с сопро тивлением самолета при нулевой подъемной силе.
|
С увеличением |
высоты полета отношение |
~ ~ при |
равных |
|
|
|
(пропорционально {jfj^j |
|
V0 |
|
числах М быстро |
> возрастает: |
на # = |
|||
= |
5 км — в 3,5 раза, на # = 1 0 км — в 15 раз, на высоте 20 км — |
||||
в |
340 раз. Поэтому |
на больших, особенно |
на |
стратосферных, вы- |
208
сотах индуктивное сопротивление играет существенную роль даже
при |
больших сверхзвуковых |
скоростях. |
|
|
|
|||||||||
Складывая |
ординаты |
|
кривых |
Qo(M) и |
Q t r . n ( M ) , |
как |
это по |
|||||||
казано |
на |
рис. |
7.6, |
получаем |
кривую |
Q r . n ( M ) . |
Зависимость |
|||||||
Qr.n(M) для ряда высот полета показана на рис. 7.7. |
|
|
||||||||||||
Практически |
расчет |
лобового |
_ |
|
|
|
||||||||
сопротивления |
самолета |
|
в |
гори- |
Л |
|
|
|
||||||
зонтальном |
полете |
выполняется |
|
|
|
|
||||||||
на основании |
сетки |
поляр. |
Для |
|
|
|
|
|||||||
любого |
числа |
М |
на |
нужной |
вы |
|
|
|
|
|||||
соте |
определяется |
коэффициент |
|
|
|
|
||||||||
Суг.п |
(формула |
7.3). |
По |
поляре |
|
|
|
|
||||||
для этого числа М находится ко |
|
|
|
|
||||||||||
эффициент |
с ж г . п , |
соответствую |
|
|
|
|
||||||||
щий |
значению |
сут,п. |
|
Далее |
вы |
|
|
|
|
|||||
числяются |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Су Г |
П |
|
_ |
|
|
|
Q |
|
|
|
|
|
Кт. п = |
' |
|
И |
Qr. п |
= |
Я"г. п |
|
|
|
|
||||
Рис. |
7.7. |
Зависимость |
лобового |
|
|
|
|
|||||||
сопротивления |
от режима |
гори |
|
'.О |
2.0 |
м |
||||||||
|
зонтального |
полета (пример) |
|
|
§7.3. Кривые Н. Е. Жуковского. Максимальная
иминимальная скорости установившегося горизонтального полета
Прямолинейный горизонтальный полет называют установив шимся, если он выполняется с постоянной скоростью.
Как видно из выражений (7.1-1) и (7.2-1), в установившемся горизонтальном полете должно обеспечиваться равенство между силами тяги и лобового сопротивления:
P - Q r n |
= 0;l |
|
п |
= 0 |
( 7 Л 2 ) |
"•х г. п |
I |
|
Практически возможны только такие режимы установившегося
горизонтального полета, для |
которых лобовое сопротивление Qr.n |
не превышает располагаемую |
тягу силовой установки. |
В предыдущем параграфе было показано, что с увеличением скорости (числа М) на постоянной высоте полета, начиная с наи выгоднейшего режима, лобовое сопротивление самолета непре рывно возрастает. Зависимость располагаемой тяги силовой уста новки от режима полета определяется высотно-скоростными ха рактеристиками двигателя с учетом особенностей, программы и принципов регулирования входного устройства и реактивного соп ла; эти вопросы рассматриваются в курсе теории ТРД.
При анализе летно-технических характеристик самолета и, в частности, характеристик установившегося горизонтального полета,
209
удобно |
совместить в одной |
системе координат |
графики |
Q r . n ( M ) и |
|
Р Р ( М ) |
для # = const |
(рис. |
7.8). Такие совмещенные графики на |
||
зывают |
к р и в ы м и |
Н. Е . |
Ж у к о в с к о г о |
(на базе |
подобных |
графиков он построил свой метод аэродинамического расчета са молета) или кривыми потребных и располагаемых тяг (поскольку лобовое сопротивление самолета можно рассматривать как тягу, потребную для установившегося горизонтального полета).
Скорость (число М ) установившегося |
горизонтального полета |
самолета при использовании полной тяги |
называют максимальной |
скоростью Vmax (максимальным числом |
М т а х ) установившегося |
msfjc
Рис. 7.8. Кривые Н. Е. Жуковского (пример)
горизонтального полета. На кривых Н. Е. Жуковского эта ско
рость (число М ) соответствует |
точке |
пересечения |
кривых (см. |
||||||||
рис. 7.8). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условие (7.12) |
применительно к |
режиму |
|
Vm&x можно |
записать |
||||||
в виде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р |
—г и |
|
|
Р |
V 2 |
— О |
|
|
|
|
|
х |
г. п |
J9 Л—^В |
' |
|
|
|
||||
|
' |
р |
2 |
|
|
|
|
|
|||
откуда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ъ&г.- |
|
|
|
|
( 7 - 1 3 ) |
|
Выясним, чем определяется величина Vmaxo непосредственно у |
|||||||||||
земли и как она |
изменяется |
с |
увеличением |
высоты. |
В |
предыду |
щем параграфе было показано, что у земли уже при больших до-
критических |
скоростях |
полета |
индуктивное |
сопротивление |
во |
|
много раз меньше сопротивления Q0 и, следовательно, им можно |
||||||
пренебречь |
при оценке |
скорости |
Vmaxo- |
Тогда, |
учитывая, что р0 |
= |
= 0,125 кгс«с2 /м4 , из выражения |
(7.13) |
получим: |
|
|||
|
^ |
- 0 = 4 |
/ ^ |
[м/с]; |
(7.14-1) |
|
|
М ^ . - ^ - О . О И в У ^ . |
(7.14-2) |
|
2Д)
Как видно, величины Vmaxo и Мшахо У земли определяются рас полагаемой тягой, приходящейся на единицу площади крыла, и коэффициентом сх0- Заметим, что на основании выражения (7.14-2)
Р
можно определить отношение |
необходимое для входа само |
|||
лета |
(в горизонтальном полете у земли) в ту или иную |
характер |
||
ную |
область чисел М : |
|
|
|
|
|
%° = 7 , 2 ^ 0 М ^ - 1 0 з , |
|
|
где |
М х —характерное |
число М |
(например, М „ р , Мзв.п |
и т. п.), а |
Я р 0 |
и с'г0 —значения |
параметров, ему соответствующие. |
С увеличением высоты полета в выражении максимальной ско рости (7.13) изменяются параметры Рр, р я и с х г ж . В теории реак тивных двигателей их тягу представляют как произведение удель
ной тяги |
Руд на |
секундный расход |
воздуха G B C : |
|
||
|
|
Я р = Я у д О в с |
[кгс]. |
|
||
Расход |
воздуха через двигатель пропорционален плотности ря, |
|||||
а удельная |
тяга при постоянном числе оборотов приблизительно |
|||||
пропорциональна |
Следовательно, |
отношение |
примерно |
|||
обратно пропорционально |
температуре |
Тн, до высоты |
11 км оно |
|||
возрастает, |
а в стратосфере |
остается |
постоянным. При схт.и== const |
максимальная скорость горизонтального полета с увеличением высоты должна была бы увеличиваться в пределах тропосферы и оставаться постоянной в стратосфере. Отклонения от этой тен
денции могут быть обусловлены только изменениями сХг.п- |
Рас |
||||||||
смотрим наиболее характерные |
случаи. |
|
|
|
|
|
|
||
С л у ч а й |
1. Дозвуковой самолет с.ТРД. Если |
на всех |
высотах |
||||||
М г . ц < М к р , то |
изменения с ж г . п |
возможны |
только |
за |
|
счет |
|
члена |
|
с х i г. п — Ас2 |
п . С подъемом на |
высоту плотность |
воздуха |
падает |
|||||
значительно |
быстрее, чем температура, |
и располагаемая |
тяга |
||||||
уменьшается. Следовательно, даже при сж г .п = const |
индикаторная |
||||||||
максимальная |
скорость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ m a x |
Scxr.n |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
G |
1 |
|
|
тоже будет |
уменьшаться и коэффициенте^. „ = 16 |
— — н е п о - |
max
средственно от земли начинает возрастать. На малых высотах, где
величиной сЖ гг.п можно пренебречь, |
истинная скорость |
V m a x |
ра |
|||||||
стет. Однако по мере увеличения высоты |
и уменьшения индика |
|||||||||
торной скорости |
рост |
коэффициентов |
с х 1 Г ш П |
и сх г > „ = |
|
-f- сх |
i г . п |
|||
становится |
все |
более |
существенным. |
На |
|
некоторой |
высоте |
#• |
||
(рис. 7.9, кривая |
1) темпы увеличения |
с х г . п |
и падения |
температуры |
||||||
становятся |
одинаковыми |
(tie |
^Т„\ |
|
|
|
^тах пре- |
|||
I — j j j j 3 — — |
У в |
е |
л и ч е н и |
е |
211