но перевести самолет на снижение, не допуская развития большой вертикальной скорости, и повтсрно выровнять самолет на уста новленной высоте.
Взмывания, т. е. появление положительной вертикальной ско рости после окончания выравнивания, принято делить на скоро стные (когда скорость больше нормальной посадочной) и бесско ростные (когда скорость равна или меньше нормальной посадоч
ной). И те и другие могут происходить как |
с касанием колес |
шасси земли, так и без него. |
|
Общей причиной взмываний почти всегда |
бывает неточное |
определение летчиком высоты и ее изменений. Конкретных же ошибок в технике пилотирования, непосредственно вызывающих взмывания, может быть много. Так, например, поздно заметив сни жение на выдерживании, когда отрицательный угол наклона тра ектории стал уже большим, летчик берет ручку на себя. Траек тория начинает искривляться кверху, но угол в еще некоторое время остается отрицательным и летчик продолжает подбирать ручку. В некоторый момент снижение прекращается. Удовлетво рившись этим, летчик ослабляет внимание, а искривление траекто рии кверху продолжается. Происходит взмывание.
Если летчик, неправильно оценивая высоту в конце выдержи вания, считает ее большей, чем на самом деле, то, заметив сниже ние самолета, он привычным движением начинает отклонять ручку управления на себя. Но в это мгновение колеса касаются поса дочной поверхности. Не ожидая столь скорого приземления, лет чик еще некоторое время выбирает ручку (запаздывание реакции человека на неожиданный сигнал больше, чем на ожидаемый) и угол атаки продолжает увеличиваться. Так как вертикальная ско рость погашена нормальными реакциями земли, то избыток подъ емной силы практически сразу отклоняет траекторию кверху и самолет взмывает.
Если, наоборот, высота в конце выдерживания кажется лет чику меньше фактической, то при появлении отрицательной вер тикальной скорости он задерживает ручку, ожидая немедленного приземления. Но его нет и вертикальная скорость растет. Поняв ошибку, летчик, стремясь погасить вертикальную скорость, энер гичнее, чем обычно, берет ручку на себя. В это время самолет действительно приземляется. Дальше все происходит, как и в предыдущем случае.
Взмывание самолета в момент приземления возможно и без отклонения ручки управления на себя, и при ее отклонении от себя. Так, допустив увеличение скорости или угла снижения на предпосадочном планировании, летчик может не успеть выровнять самолет. Исправляя предыдущее взмывание на выдерживании, он может излишне энергично отдать ручку от себя. Пытаясь призем лить самолет у посадочного «Т» при расчете с перелетом, летчик умышленно не подбирает или почти не подбирает ручку управле ния. После посадки на повышенной скорости, желая быстрее на чать торможение, летчик энергично опускает переднее колесо. Во