Файл: Стручков В.В. Вопросы современной физики пособие для учителей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
Но поскольку теперь скорость колеса со'г отлична от нуля, то должна быть отличной от нуля и скорость человека со'і, причем согласно написанному соот ношению
/ і о / і = — / 2 С 1 / 2 .
Это значит, что при получении одной частью системы под действием внут ренних сил момента импульса одного направления другая часть системы при обретает такой же по величине момент импульса, но противоположного направ ления, т. е. вращение в противоположном направлении.
Если вращающийся человек своей рукой остановит вращающееся колесо, то при этом он I I сам остановится, опять-таки согласно закону сохранения момента импульса.
Закон сохранения момента импульса можно проиллюстрировать также следующими демонстрациями.
1. Ыа стол ставится диск, могущий вращаться вокруг верти кальной оси («Земля»). На него ставится какая-нибудь заводная тележка («поезд»), которая привязывается к оси на некотором расстоянии от нее, с тем чтобы она могла двигаться но окружно сти. Если заведенную тележку поставить на диск, то в системе от счета, связанной со столом, «поезд» будет вращаться в одном направлении, а «Земля» — в противоположном. Опять-таки внут реннее взаимодействие поезда и Земли не может изменить их об щего момента импульса, поэтому приобретенные поездом и Землей моменты импульса должны быть одинаковы по величине и проти воположны по направлению. Противоположность направлений оче видна. Равенство же их модулей на этой демонстрации, конечно, непосредственно установить нельзя, но его можно «почувствовать», если учесть следующее. «Легкий» поезд (со сравнительно неболь шим моментом инерции) вращается быстрее, чем «Земля» с ее большим моментом инерции, как и должно быть согласно закону сохранения момента импульса.
Из этой демонстрации можно понять, что закон сохранения момента импульса представляет собоц, так сказать, «вращатель ный вариант» закона сохранения импульса. Поэтому иногда в лите ратуре момент, импульса называют вращательным импульсом, как говорилось ранее.
2. Если в электродвигателе дать возможность вращаться не только ротору, но и статору, то при вращении ротора в одном направлении статор приобретает вращение в противоположном на
правлении.
Можно представить себе, как бы «вздрагивала» наша Земля от включения и выключения бесчисленных двигателей, от разгона и торможения поездов и автомобилей, если бы ее момент инерции был не столь большим. Правда, эти толчки сглаживаются несогла сованностью работы вращающихся «творений рук человеческих» и всевозможными направлениями их моментов импульса в прост
ранстве.
3. Полезно обратить внимание учащихся на то, что при рез ком трогании легкового автомобиля задняя часть кузова опу
8* |
115 |
скается,. а передняя — поднимается, машина как бы приседает перед прыжком. При резком торможении, наоборот, автомобиль как бы «клюет носом». Объяснение этих явлений также легко дать, исходя из закона сохранения момента импульса системы, со стоящей из колеса и кузова. При трогании с места колеса приоб ретают вращение (момент импульса) одного направления, по за кону сохранения момента импульса кузов получает момент им пульса, т. е. вращение противоположного направления. Это и об условливает «приседание» автомобиля, момент импульса кузова гасится системой амортизации.. Пр.и торможении часть системы (колеса) теряет свой момент импульса. Согласно закону сохране ния этот момент импульса «подхватывает» кузов, что и приводит к опусканию передка автомобиля.
Из приведенных примеров видно, что по своей «мощи» закон сохранения момента импульса вполне сравним с двумя другими законами сохранения — импульса и энергии.
ГЛАВА 5 ДВИЖЕНИЕ В ПОЛЕ ТЯГОТЕНИЯ
§ I. ВВЕДЕНИЕ
Изучение вопросов, связанных с тяготением, в методическом отношении чрезвычайно важно. Во-первых, сила тяготения, как уже отмечалось ранее, принадлежит к числу «фундаментальных* сил, и изучение движения под действием силы тяготения не менее важно, чем рассмотрение движения при наличии электрической или магнитной силы.
Во-вторых, в наше время, когда человек вышел в космос, зна ние закономерностей движения в поле тяготения становится обя зательным элементом общего образования.
При изучении тяготения уместно рассмотреть вопрос о весе и невесомости, который имеет важное значение в связи с осуще ствлением космических полетов.
Следует иметь в виду, что учение о тяготении привело к созда нию одной из замечательнейших физических теорий — общей тео рии относительности Эйнштейна, которая является в сущности теорией тяготения. Ознакомление с ней выходит за рамки данной книги (общая теория относительности не нашла пока отражения
вшкольном курсе физики).
§2. ПОНЯТИЕ О ПОЛЕ ТЯГОТЕНИЯ
Боснове теории тяготения лежит открытый Ньютоном закон всемирного тяготения. Официальной датой его открытия считается 1687 год — год выхода в свет знаменитых ньютоновских «Мате матических начал натуральной философии», где был опубликован и закон тяготения. В действительности Ньютон открыл этот закон лет на 20 раньше, но не по своей вине не смог получить сразу
удовлетворительного согласия его с опытными данными: в то время радиус Земли был известен недостаточно точно. Как только Землю «измерили» поточнее, Ньютон получил хорошее согласие между следствием из закона тяготения и опытом и только после этого решил опубликовать свой закон. Это хороший пример того, насколько требовательным к своим результатам был великий физик. Ньютонов закон тяготения гласим каждая из двух мате риальных точек притягивается (тяготеет) к другой с силой, нд-
117
правленной по прямой, соединяющей эти точки, и пропорциональ ной массе каждой точки, т. е. пропорциональной произведнию их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.
В векторной форме этот закон записывается в |
следующем- |
|||||
виде: |
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
.. пцгпк |
_ |
(5.1) |
|
|
|
Гік— |
У |
„з |
fill- |
|
|
|
|
|
rö. |
|
|
|
|
|
|
ik |
|
|
Здесь |
r,7 t |
— радиус-вектор |
массы |
nik относительно |
массы пц, |
|
F ik — сила тяготения массы |
nih к массе пц\ i , k — 1,2; |
і ф /г; оче- |
||||
видно, |
F ik |
= — Fki, | F i f t | = \Fhi\. |
|
|
|
Размерный коэффициент пропорциональности у называется ньютоновской постоянной тяготения или ньютоновской гравитаци онной постоянной. Словом «ньютоновской» отмечается то обстоя тельство, что в современной физике используется и другая постоян ная тяготения. Именно в общей теории относительности исполь зуется «своя» постоянная тяготения. Опа называется эйнштейнов ской постоянной тяготения пли эйнштейновской гравитационной постоянной % 11 связана с ньютоновской постоянной тяготения у следующим соотношением:
8я Х =^гѵ-
Здесь с — как обычно, скорость света в вакууме. Даже в этом соотношении проявляется то обстоятельство, что скорость света в вакууме с — величина отнюдь не «посторонняя» для такой, каза лось бы, далекой от оптики области физики, как теория тяготе ния.
Ньютоновская постоянная тяготения была впервые измерена
.в 1798 г., т. е. спустя сто с лишним лет после открытия закона тяготения Ньютоном, английским ученым Кавендишем. Ввиду важ ности количественной величины постоянной тяготения для физики и астрономии ее измерения многократно повторялись и уточнялись различными методами. В настоящее время ньютоновская постоян
ная тяготения считается равной: |
|
у — (6,67+0,01)-10-11 |
(в системе СИ). |
Закон тяготения в виде (5.1) относится непосредственно только к материальным точкам. Для нахождения силы тяготения между реальными телами, когда их размеры не малы по сравнению с расстоянием между ними, необходимо оба тела разбить на эле менты (материальные точки), вычислить согласно (5.1) силу тяго тения каждой пары элементов тел (с учетом ее направления) и затем сложить (векторно) силы, действующие на все элементы
118
каждого тела. Эти в общем случае громоздкие расчеты приводят в частном случае к важному выводу, имеющему широкую область применения: тяготение тел со сферически симметричным распре делением масс (в частности, однородных шаров) можно рассчиты вать по формуле (5.1), беря в качестве расстояния между телами расстояние между их центрами.
Тяготение по закону Ньютона считается «всемирным», т. е. все общим. Это значит, что этот закон количественно характеризует взаимное тяготение любых точечных масс, где бы они ни находи лись: от атомов до галактик. Причиной центростремительного ус корения Луны при ее обращении вокруг Земли Ньютон считал силу тяготения Луны к Земле. Но согласно второму закону Нью тона сила тяготения Луны к Земле, деленная на массу Луны, опре деляет ускорение'Луны. Согласно закону тяготения Ньютона уско рение, сообщаемое силой тяготения, обратно пропорционально квадрату расстояния до притягивающего центра. Следовательно, центростремительное ускорение Луны во столько.раз меньше уско рения свободного падения тел на поверхности Земли, во сколько раз квадрат расстояния от Луны до центра Земли больше квад рата радиуса Земли. Этот вывод Ньютон и решил проверить. Центростремительное ускорение Луны можно было вычислить по формуле кинематики криволинейного движения:
#цс— |
V2 |
4я2 |
Г |
—СО^Г—— Г, |
|
|
1* |
где Г и г — соответственно известные из астрономии период обра щения Луны вокруг Земли и радиус лунной орбиты. Для пере счета ускорения силы тяготения к Земле с ее поверхности («нор мального» ускорения силы тяжести) на расстояние от Луны тре бовалось знание радиуса Земли. Ко времени открытия закона тяготения Ньютона он был известен недостаточно точно. И по этому пересчитанное на Луну ускорение силы тяготения к Земле не совпадало с центростремительным ускорением Луны. Это об стоятельство, как говорилось ранее, задержало опубликование Ньютоном открытого им закона тяготения. Как только радиус Земли измерили достаточно точно, рассчитанное по закону тяго тения центростремительное ускорение Луны совпало с его дейст вительным значением, вычисленным по параметрам реального движения Лумы. После этого Ньютон опубликовал свой закон.
Другим хорошим опытным подтверждением закона всемирного тяготения является вывод из него как следствий всех трех кине матических законов Кеплера, открытых в 1610—1619 гг. в резуль тате скрупулезнейшей математической обработки опытных данных по измерениям положений планет солнечной системы. Открытие третьего закона потребовало девяти лет напряженнейшей работы. О выводе двух первых законов Кеплера из закона тяготения Нью тона будет сказано ниже, при рассмотрении движения в поле тяго тения. Сейчас же дадим вывод третьего закона Кеплера, который предельно прост для круговых орбит, чем мы и воспользуемся.
119