Файл: Свешников А.А. Вероятностные методы в прикладной теории гироскопов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 254
Скачиваний: 1
§ 3.6] ГУ ДЛЯ РЕШ ЕНИ Я НАВИГАЦИОННЫХ ЗАДАЧ 155
(рис. 3.30), прикладывающий к гироскопу момент коррекции М пропорциональный угловой скорости ß отклонения оси гироскопа от плоскости горизонта. Угловая скорость ß определяется диффе ренцированием в счетно-решающем устройстве СрУ угла ß нак лона оси гироскопа относительно плоскости горизонта, который
снимается с |
датчика сигналов ДС. Гирокамера Гк установлена |
в наружном |
кардановом кольце |
К, ось вращения которого зак реплена на стабилизированной пло щадке. Мы имеем здесь систему автоматического регулирования по производной, поэтому в приборе не требуется введения специаль ного демпфирования. Прибор опре
деляет широту места |
<р и курс К |
объекта. Обозначим; |
а — угол |
отклонения оси гироскопа от пло скости меридиана, отсчитываемый в плоскости горизонта; ß — угол отклонения оси гироскопа от пло скости горизонта. Если ввести
обозначения, аналогичные |
(332), |
Рис. 3.30. Принципиальная схема |
|
то для соответствующих коорди |
гирошироткомпаса с косвенной |
||
нат положения |
равновесия имеем |
коррекцией. |
|
= 0 , |
рг = т , |
(3 .3 3 7 ) |
|
т. е. ось гироскопа расположена в плоскости меридиана и припод нята над плоскостью горизонта на угол <р.
Уравнения колебаний ГШК для случая неподвижного отно сительно Земли основания можно записать в виде
d cos ß — U cos f cos a sin ß -f- U sin cp cos ß — xp =
= —*X (t) + kM2, (3.338) ß + U cos 9 sin a = Mfj,
где a — угол отклонения оси гироскопа от плоскости меридиана;
ß — угол |
отклонения оси гироскопа относительно |
плоскости |
горизонта; |
х — удельная скорость коррекции |
|
|
К = 4 - ; |
(3.339) |
S — крутизна характеристики коррекции, связывающая корректи рующий момент М,.х с углом ( ß — у) отклонения оси гироскопа относительно стабилизированной площадки
(3.340)
156 |
ОСНОВНЫЕ У РАВНЕНИ Я ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ [ГЛ. |
%— погрешность стабилизации площадки относительно плоскости горизонта;
(3.341)
М 1 и М 2 — возмущающие моменты относительно осей подвеса гироскопа.
Согласно (332) и учитывая (337), из уравнений (338) можно полу чить уравнения малых колебаний оси гироскопа около равновес ного положения
ä j + |
x f / â j - f U \ |
= |
^ ^ [ —-xx(t) + |
kM2+ kUM 1+ y.kM1], |
(3.342) |
||
ß, + |
xc/pi + |
= |
(t) — kUM 2+ m v |
||||
|
|||||||
3. |
Инерциальные навигационные системы (ИНС). |
|
|||||
а) |
О б щ и е |
з а м е ч а н и я . |
Среди различных гироскопи |
ческих навигационных систем в последние десятилетия получили развитие так называемые гироинерциальные навигационные си стемы— один из типов ИНС. Инерциальная навигационная система, назначение которой было указано в § 3.2, п. 6 , может решать сле дующие задачи:
1 ) по начальным координатам объекта определять текущее местоположение объекта, характеризуемое, например, широтой tp и долготой А;
2 ) вырабатывать некоторые параметры для стабилизации объекта около его центра тяжести и для удержания центра тяже сти объекта на заданной траектории;
3) осуществлять в ряде случаев автоматическое управление движением объекта и др.
Для решения этих задач в ИНС должны определяться следую щие данные: географические координаты местоположения объекта, составляющие его линейной скорости, курс, пройденное расстоя ние, боковое смещение центра тяжести от заданной траектории, высота и др.
Входными величинами системы яляются ускорения объекта, которые измеряются чувствительными элементами — акселеро метрами, обычно устанавливаемыми на гиростабилизированной площадке (ГСП), удерживающей их в определенном положении относительно инерциальной или земной системы координат. Измеренные ускорения поступают в интеграторы, на выходе ко торых получаются составляющие линейной скорости объекта. Последующее их интегрирование при учете начальных координат и ряда поправок позволяет определить текущие координаты объекта.
Основными элементами ИНС являются акселерометры, гиро скопические устройства, интеграторы, счетно-решающие устрой ства. Учитывая, что ранее были приведены динамические характе-
§ 3.6] ГУ ДЛЯ РЕШ ЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ЗАДАЧ 157
ристики различных типов ГУ, рассмотрим схему и динамические
характеристики акселерометра. |
Акселерометр представляет со |
б) А к с е л е р о м е т р ы . |
бой прибор, чувствительным элементом которого является инер ционная масса, связанная с корпусом прибора с помощью пру жины. Он предназначен для измерения составляющей ускорения объекта вдоль заданного направления и используется в различных автоматических устройствах управления движением объектами, в частности в ИНС.
Акселерометр измеряет так называемое кажущееся ускоре ние, т. е. разность между абсолютным линейным ускорением объекта
и гравитационным ускорением |
(3.343) |
a = W — g0, |
где а — измеряемое акселерометром ускорение; W — абсолютное ускорение объекта; д 0— гравитационное ускорение.
Если, в согласии со сказанным, оси чувствительности трех аксе лерометров направить вдоль осей 01, Ог\, ОI координатной системы то измеряемые этими акселерометрами ускорения а а ц, ас
будут равны
где W%, |
Wv W'. и g0^, g0ri, ^ — составляющие векторов W и д0 |
по осям |
0%-rf,. |
Из формул (344) следует, что для определения составляющих W^, W^, И/с абсолютного ускорения объекта необходимо компен
сировать составляющие g0^ g0j], gQr гравитационного ускорения.
В ИНС с гиростабилизированной в плоскости горизонта площад кой компенсация горизонтальных составляющих гравитационного ускорения осуществляется путем горизонтальной ориентации чув ствительных осей акселерометров. В ИНС с гиростабилизирован ной в инерциальном пространстве площадкой ускорения от сил тяготения учитываются с помощью внешней коррекции или авто компенсации [67].
Акселерометры делятся на линейные, или осевые, и маятнико вые. В линейном акселерометре ускорение объекта определяется по отклонению инерционной массы вдоль оси чувствительности акселерометра; в маятниковом акселерометре ускорение нахо
дится по углу отклонения маятника. |
В дальнейшем будем иметь |
в виду линейный акселерометр, так |
как динамические харак |
теристики акселерометра маятникового типа были рассмотрены в § 3.2, п. 3.
Принципиальная схема простейшего линейного акселерометра приведена на рис. 3.31. Корпус прибора А" обычно устанавливается на гиростабилизированной площадке. Чувствительный элемент акселерометра — масса М — связан с корпусом К пружиной Пр.
158 |
ОСНОВНЫЕ УРАВНЕНИЯ ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ |
[ГЛ. 3 |
Горизонтальная ось Ощ, вдоль которой может перемещаться масса М, является осью чувствительности, или входной осью. Перемеще ние массы М вдоль оси Ог\, обозначаемое в дальнейшем через х, снимается в виде напряжения с потенциометра П\ следовательно, X представляет собой выходную величину. Ускорение объекта вдоль оси Of] обозначим а оно является для акселерометра
входной величиной. Для погаше ния собственных колебаний массы М служит демпфер Д.
Дифференциальное уравнение движения массы М можно запи сать в виде, аналогичном уравне нию (42) движения физического маятника (маятникового акселеро метра):
ис. 3.31. Принципиальная схема |
тх -Г Ъх + сх = та , (3.345) |
линейного акселерометра. |
|
где т — масса чувствительного элемента; Ъ — коэффициент демп фирования; с — коэффициент жесткости пружины; х — величина
перемещения массы; а — величина измеряемого ускорения. Представим уравнение (345) в виде
. . . |
Ъ . |
, |
с |
|
(3.346) |
X |
------ X |
Ч------ X = я . |
ч |
||
|
' т |
' |
т |
|
|
Введем обозначение |
|
|
|
|
|
|
п = |
■ |
|
(3.347) |
|
где п — частота собственных |
незатухающих |
|
колебаний акселеро |
||
метра |
|
|
|
|
|
|
« = К I - |
|
<3-348> |
Период собственных колебаний акселерометра будет равен
(3.349)
Отношение bjm преобразуем следующим образом:
b |
Ь |
Velm |
„„ |
(3.350) |
—= |
---- т= г = |
Кп, |
||
тп |
m |
\/cjm |
|
|
где относительный коэффициент затухания С равен
„ |
Ь |
(3.351) |
2 Vcm