Файл: Свешников А.А. Вероятностные методы в прикладной теории гироскопов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 254

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 3.6] ГУ ДЛЯ РЕШ ЕНИ Я НАВИГАЦИОННЫХ ЗАДАЧ 155

(рис. 3.30), прикладывающий к гироскопу момент коррекции М пропорциональный угловой скорости ß отклонения оси гироскопа от плоскости горизонта. Угловая скорость ß определяется диффе­ ренцированием в счетно-решающем устройстве СрУ угла ß нак­ лона оси гироскопа относительно плоскости горизонта, который

снимается с

датчика сигналов ДС. Гирокамера Гк установлена

в наружном

кардановом кольце

К, ось вращения которого зак­ реплена на стабилизированной пло­ щадке. Мы имеем здесь систему автоматического регулирования по производной, поэтому в приборе не требуется введения специаль­ ного демпфирования. Прибор опре­

деляет широту места

<р и курс К

объекта. Обозначим;

а — угол

отклонения оси гироскопа от пло­ скости меридиана, отсчитываемый в плоскости горизонта; ß — угол отклонения оси гироскопа от пло­ скости горизонта. Если ввести

обозначения, аналогичные

(332),

Рис. 3.30. Принципиальная схема

то для соответствующих коорди­

гирошироткомпаса с косвенной

нат положения

равновесия имеем

коррекцией.

= 0 ,

рг = т ,

(3 .3 3 7 )

 

т. е. ось гироскопа расположена в плоскости меридиана и припод­ нята над плоскостью горизонта на угол <р.

Уравнения колебаний ГШК для случая неподвижного отно­ сительно Земли основания можно записать в виде

d cos ß — U cos f cos a sin ß -f- U sin cp cos ß — xp =

= —*X (t) + kM2, (3.338) ß + U cos 9 sin a = Mfj,

где a — угол отклонения оси гироскопа от плоскости меридиана;

ß — угол

отклонения оси гироскопа относительно

плоскости

горизонта;

х — удельная скорость коррекции

 

 

К = 4 - ;

(3.339)

S — крутизна характеристики коррекции, связывающая корректи­ рующий момент М,.х с углом ( ß — у) отклонения оси гироскопа относительно стабилизированной площадки

(3.340)


156

ОСНОВНЫЕ У РАВНЕНИ Я ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ [ГЛ.

%— погрешность стабилизации площадки относительно плоскости горизонта;

(3.341)

М 1 и М 2 — возмущающие моменты относительно осей подвеса гироскопа.

Согласно (332) и учитывая (337), из уравнений (338) можно полу­ чить уравнения малых колебаний оси гироскопа около равновес­ ного положения

ä j +

x f / â j - f U \

=

^ ^ [ —-xx(t) +

kM2+ kUM 1+ y.kM1],

(3.342)

ß, +

xc/pi +

=

(t) kUM 2+ m v

 

3.

Инерциальные навигационные системы (ИНС).

 

а)

О б щ и е

з а м е ч а н и я .

Среди различных гироскопи­

ческих навигационных систем в последние десятилетия получили развитие так называемые гироинерциальные навигационные си­ стемы— один из типов ИНС. Инерциальная навигационная система, назначение которой было указано в § 3.2, п. 6 , может решать сле­ дующие задачи:

1 ) по начальным координатам объекта определять текущее местоположение объекта, характеризуемое, например, широтой tp и долготой А;

2 ) вырабатывать некоторые параметры для стабилизации объекта около его центра тяжести и для удержания центра тяже­ сти объекта на заданной траектории;

3) осуществлять в ряде случаев автоматическое управление движением объекта и др.

Для решения этих задач в ИНС должны определяться следую­ щие данные: географические координаты местоположения объекта, составляющие его линейной скорости, курс, пройденное расстоя­ ние, боковое смещение центра тяжести от заданной траектории, высота и др.

Входными величинами системы яляются ускорения объекта, которые измеряются чувствительными элементами — акселеро­ метрами, обычно устанавливаемыми на гиростабилизированной площадке (ГСП), удерживающей их в определенном положении относительно инерциальной или земной системы координат. Измеренные ускорения поступают в интеграторы, на выходе ко­ торых получаются составляющие линейной скорости объекта. Последующее их интегрирование при учете начальных координат и ряда поправок позволяет определить текущие координаты объекта.

Основными элементами ИНС являются акселерометры, гиро­ скопические устройства, интеграторы, счетно-решающие устрой­ ства. Учитывая, что ранее были приведены динамические характе-



§ 3.6] ГУ ДЛЯ РЕШ ЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ЗАДАЧ 157

ристики различных типов ГУ, рассмотрим схему и динамические

характеристики акселерометра.

Акселерометр представляет со­

б) А к с е л е р о м е т р ы .

бой прибор, чувствительным элементом которого является инер­ ционная масса, связанная с корпусом прибора с помощью пру­ жины. Он предназначен для измерения составляющей ускорения объекта вдоль заданного направления и используется в различных автоматических устройствах управления движением объектами, в частности в ИНС.

Акселерометр измеряет так называемое кажущееся ускоре­ ние, т. е. разность между абсолютным линейным ускорением объекта

и гравитационным ускорением

(3.343)

a = W — g0,

где а — измеряемое акселерометром ускорение; W — абсолютное ускорение объекта; д 0— гравитационное ускорение.

Если, в согласии со сказанным, оси чувствительности трех аксе­ лерометров направить вдоль осей 01, Ог\, ОI координатной системы то измеряемые этими акселерометрами ускорения а а ц, ас

будут равны

где W%,

Wv W'. и g0^, g0ri, ^ — составляющие векторов W и д0

по осям

0%-rf,.

Из формул (344) следует, что для определения составляющих W^, W^, И/с абсолютного ускорения объекта необходимо компен­

сировать составляющие g0^ g0j], gQr гравитационного ускорения.

В ИНС с гиростабилизированной в плоскости горизонта площад­ кой компенсация горизонтальных составляющих гравитационного ускорения осуществляется путем горизонтальной ориентации чув­ ствительных осей акселерометров. В ИНС с гиростабилизирован­ ной в инерциальном пространстве площадкой ускорения от сил тяготения учитываются с помощью внешней коррекции или авто­ компенсации [67].

Акселерометры делятся на линейные, или осевые, и маятнико­ вые. В линейном акселерометре ускорение объекта определяется по отклонению инерционной массы вдоль оси чувствительности акселерометра; в маятниковом акселерометре ускорение нахо­

дится по углу отклонения маятника.

В дальнейшем будем иметь

в виду линейный акселерометр, так

как динамические харак­

теристики акселерометра маятникового типа были рассмотрены в § 3.2, п. 3.

Принципиальная схема простейшего линейного акселерометра приведена на рис. 3.31. Корпус прибора А" обычно устанавливается на гиростабилизированной площадке. Чувствительный элемент акселерометра — масса М — связан с корпусом К пружиной Пр.


158

ОСНОВНЫЕ УРАВНЕНИЯ ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ

[ГЛ. 3

Горизонтальная ось Ощ, вдоль которой может перемещаться масса М, является осью чувствительности, или входной осью. Перемеще­ ние массы М вдоль оси Ог\, обозначаемое в дальнейшем через х, снимается в виде напряжения с потенциометра П\ следовательно, X представляет собой выходную величину. Ускорение объекта вдоль оси Of] обозначим а оно является для акселерометра

входной величиной. Для погаше­ ния собственных колебаний массы М служит демпфер Д.

Дифференциальное уравнение движения массы М можно запи­ сать в виде, аналогичном уравне­ нию (42) движения физического маятника (маятникового акселеро­ метра):

ис. 3.31. Принципиальная схема

тх Ъх + сх = та , (3.345)

линейного акселерометра.

 

где т — масса чувствительного элемента; Ъ — коэффициент демп­ фирования; с — коэффициент жесткости пружины; х — величина

перемещения массы; а — величина измеряемого ускорения. Представим уравнение (345) в виде

. . .

Ъ .

,

с

 

(3.346)

X

------ X

Ч------ X = я .

ч

 

' т

'

т

 

Введем обозначение

 

 

 

 

 

 

п =

 

(3.347)

где п — частота собственных

незатухающих

 

колебаний акселеро­

метра

 

 

 

 

 

 

« = К I -

 

<3-348>

Период собственных колебаний акселерометра будет равен

(3.349)

Отношение bjm преобразуем следующим образом:

b

Ь

Velm

„„

(3.350)

—=

---- т= г =

Кп,

тп

m

\/cjm

 

 

где относительный коэффициент затухания С равен

Ь

(3.351)

2 Vcm