Файл: Свешников А.А. Вероятностные методы в прикладной теории гироскопов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 258

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

S 3.6]

ГУ ДЛ Я

РЕШ ЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ЗАДНІЙ

159

Согласно (347) н (350)

уравнение (345) примет

вид

 

 

 

 

X +

2Сгеж + п2х = а

 

(3.352)

Введем постоянную времени 7'

акселерометра

 

 

 

 

 

 

7

- 1

 

(3.353)

Тогда,

обозначив

 

Т2 — к,

 

 

перепишем (352) в виде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тгх -f- 2И,Тх + X — кап.

 

(3.354)

Уравнениям (352) и (354) соответствуют следующие

выражения

для передаточной функции акселерометра:

 

 

 

г

, ч __

 

1

к

 

(3.355)

 

и

\s) —

S 2 + 2 rns +

п2 — T 2 S 2 + 2СT s + 1

 

 

Существенный интерес представляет анализ погрешностей ак­ селерометра в условиях колебаний объекта (например, качки ко­ рабля). Если принять, что ось чувствительности акселерометра

параллельна оси

От\ (рис. 2 .2 ), то он будет реагировать и на уско­

рение

места

установки прибора на корабле. Тогда, добавляя

к правой части уравнения (352)

из (2.34) (при уъ—0, х=х^),

получим

$

2 Qnx + п2х —

-f- Tjc -f- xKf — z§.

(3.356)

 

в)

И Н С с г и р о с к о п и ч е с к о й

в е р т и к а л ь ю .

Среди различных типов ИНС значительное применение получила ИНС с гироскопической вертикалью, называемая также ИНС полуаналитического типа *).

Как известно (см. § 3.2, п. 6 ), в ИНС с гироскопической вер­ тикалью построение вертикали осуществляется с помощью гиро­ скопов путем искусственного моделирования невозмущаемого физического маятника с периодом 84,4 мин по схеме Е. Б. Левенталя, состоящей из гироскопов, акселерометров, интеграторов и представляющей собой замкнутую динамическую систему.

Принципиальная схема ИНС с гироскопической вертикалью при географической ориентации осей чувствительности акселеро­ метров приведена на рис. 3.32. Основной частью системы является инерциальная вертикаль (рис. 3.3). ИВ состоит из гиростабилизи­ рованной площадки (ГСП) с расположенными на ней акселеромет­ рами A n и А е , интеграторов И\я, ИіЕ и счетно-решающего устрой­

*) В качестве основных типов ИНС обычно рассматривают: полуаналити­ ческую, геометрическую и аналитическую инерциальные навигационные системы.


160 ОСНОВНЫЕ У РАВНЕНИ Я ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ [ГЛ. 3

ства. На площадке II, установленной в полном кардановом под­ весе, имеющем три степени свободы (третье кольцо подвеса на рис. 3.32 не показано), расположено три поплавковых интегрирую­ щих гироскопа ПИГ1; ПИГ2, ПИГ3. Последние через датчики сиг­ налов ДСЪ ДС2, ДС3 и усилители Уъ У2, У3 связаны со стабили­ зирующими двигателями СДХ, СД2, СД3, осуществляющими ста­ билизацию площадки относительно плоскости горизонта и азимутального направления на север. Благодаря этому оси чувстви­

тельности акселерометров A N и Ае имеют географическую

ориен­

тацию. Акселерометры измеряют составляющие

и

полного

гсп

п

Рис. 3.32. Принципиальная схема инерциальной навигационной системы с гироскопической вертикалью.

ускорения объекта; из этих составляющих,на суммирующих устрой­

ствах СУХи СУ2 исключаются поправки А

и АЙ^ на перенос­

ные и кориолисовы ускорения, вырабатываемые счетно-решающим

устройством. Полученные с суммирующих

устройств СУг и СУ2

относительные ускорения wN=vN и wE=vE поступают на первые

интеграторы Ищ и И\Е. С выхода интеграторов составляющие vN

и иЕ

относительной скорости объекта поступают на датчики мо­

ментов

Д М 2 и Д М г поплавковых гироскопов ПИГ2 и ПИГХ,

что обеспечивает интегральную коррекцию ИВ. При этом в восточ­

ный

канал на суммирующее устройство СУЪ вводится поправка

на

горизонтальную составляющую U cos вращения Земли,

получаемую со счетно-решающего

устройства. Последнее выраба­

тывает также угловую скорость

^U sin cp -J- tg cp^ переносного

вращения плоскости меридиана; эта скорость вводится на датчик моментов Д М 3 поплавкового гироскопа ПИГ3, благодаря чему


§ З.П]

ГУ Д Л Я Р Е Ш Е Н И Я Н А В И Г А Ц И О Н Н Ы Х ЗА Д А Ч

161

осуществляется азимутальная ориентация площадки II в плоско­

сти

меридиана.

 

на

Составляющие vNvi ѵЕ относительной скорости объекта вводятся

вторые

интеграторы вИца и ИцЕ, с которых снимаются

изме­

нения широты Д<р и долготоы ДХ местоположения объекта. Пос­ ледние складываются на суммирующих устройствах СУ3 и СУ4 с начальными значениями tp0 и Х0. В результате получаются теку­ щие широта <р и долгота X. Значения <р, и ѵЕ вводятся также в счетно-решающее устройство для определения в нем упомянутых

ранее поправок.

и W^, определяемыеГаксе-

Заметим, что полные ускорения

лерометрами А N и А в, характеризуются приведенными ранее выра­ жениями (2.67). Поправки на переносные и кориолисовы ускоре­ ния при ѵ ==ѵ =0 будут

д

tg ср — 2 UvN sin cp,

 

(3.357)

ДИ^ = -jj- tg cp - f - U2R cos cp sin cp -f 2 Uüe sin cp.

Внося их в (2.67),

получим составляющие ѵЕ и vN ускорения

объекта относительно Земли.

После первых интеграторов (рис. 3.32) получаем составляющие

относительной скорости

объекта

 

 

 

 

 

t

t

 

 

 

их =

J v*dx’

l,e = \ *Edx-

 

(3.358)

 

 

о

о

 

 

После вторых интеграторов будем иметь приращения широты

Дер и долготы ДХ местоположения объекта

 

 

 

=

 

дх = - г | ^ *

.

(3.359)

 

о

 

о

 

 

Суммирование их с начальными значениями ср0 н Хц дает

 

<Р= То + ДТ’

X= Х0 -f- ДХ.

 

(3.360)

г)

Г и р о о р б и т а н т

(ГО). Прибор

представляет собой

астатический гироскоп с тремя степенями свободы, при этом относительно оси вращения наружного карданова кольца при­ ложен восстанавливающий момент, вводимый пружинами, огра­ ничивающими поворот указанного кольца, а также момент демп­ фирования. Прибор предназначен для определения угла рыскания искусственного спутника Земли (ИСЗ), т. е. для определения угла отклонения оси спутника относительно плоскости орбиты [х]. Ось гироскопа устанавливается по вектору (о0 орбитальной угловой

ИА. А. Свешников, С. С. Ривкин


Рис. 3.33. Принципиальная схема гироорбитанта.

ш О С Н О В Н Ы Е У Р А В Н Е Н И Я П Р И К Л А Д Н О Й Г И РО С К О П И И ІНЛ. 3

скорости спутника, совпадающей с направлением бинормали к плоскости орбиты. В связи с этим подобный прибор называют также гиробинормалью. По принципу действия он схож с гиро­ компасом, однако в гироорбитанте (ГО) роль маятника выпол­ няют пружины, создающие момент относительно оси вращения

наружного карданова кольца ги­ роскопа, а затухание собствен­ ных колебаний гироскопа обеспе­ чивается демпфером. Принци­ пиальная схема прибора приведена на рис. 3.33, где К — наружное карданово кольцо, ось вращения которого расположена по каса­ тельной к орбите; Гк — гирокаме­ ра; Пр — пружины; Д — демпфер; ось Oz гироскопа направлена по нормали к плоскости орбиты ИСЗ. ГО используется совместно с по­ строителем вертикали (гироверти­ каль, инфракрасная вертикаль f1 J), который обеспечивает удержание

оси Оу вдоль вертикали места. Обозначим: ß— угол поворота наружного кольца, а — угол поворота гирокамеры. Уравнения движения ГО можно записать в виде

d — u)0(3— ^ - ß + ^ - ß - f -д-,

(3.361)

ß Ч- шоа =

где с — коэффициент жесткости пружины; b — коэффициент демп­ фирования; М — возмущающий момент на оси вращения гиро­ камеры.

Полагая в (361) a= ß = 0 и М = 0, находим координаты аг и ßr положения равновесия оси гироскопа

аг = ßr — 0,

(3.362)

т. е. ось гироскопа направлена по нормали к плоскости орбиты ИСЗ. Уравнения (361) можно переписать следующим образом:

ä +

шой +

Ш0 (<% +

-Jf) а ~jj М ,

 

 

 

(3.363)

Р +

“oß +

шо (шо +

~ң) ß = ----jf- М-

Частота собственных колебаний ГО

П = ]Л»00 + т г ) . (3.364)


§ 3.7]

О С Н О В Н Ы Е Т И П Ы У Р А В Н Е Н И Й ГУ

163

а его период

(3.365)

откуда следует, что при данном Н период Ттп можно изменять выбором соответствующего значения коэффициента с жесткости пружин.

§ 3.7. Основные типы уравнений, характеризующих движение ГУ

при воздействии случайных возмущений

Из содержания предыдущих параграфов настоящей главы следует, что существует большое разнообразие ГУ, отличающихся назначением и принципом действия. Однако многие ГУ описы­ ваются однотипными дифференциальными уравнениями, исследо­ вание которых осуществляется аналогичными математическими методами.

В первом приближении уравнения основных типов ГУ явля­ ются линейными дифференциальными уравнениями с постоянными коэффициентами. При этом встречаются уравнения первого по­ рядка, второго порядка и системы дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами более высокого порядка. Слу­ чайные функции, характеризующие внешние возмущения, входят в правые части уравнений, а коэффициентами дифференциальных уравнений являются неслучайные постоянные величины.

Примерами уравнений такого типа являются:

1) Уравнение первого порядка, не содержащее искомой пере­ менной

d = X(t),

(3.366)

где

а — обобщенная

координата, характеризующая отклонение

оси

гироскопа от

заданного направления; X(t) — случайная

функция, пропорциональная внешнему возмущающему моменту, действующему на гироскоп.

К уравнению типа (366) можно отнести, например, уравнения (10), (15) трехстепенного астатического гироскопа, первое урав­ нение (24) ГН без коррекции, уравнение (186) гироскопического интегратора линейных ускорений объекта. Все упомянутые урав­ нения являются уравнениями прецессионной теории гироскопа.

2) Уравнение первого порядка, содержащее искомую пере­ менную

4 + а ,а = Х (t),

(3.367)

где at — постоянный коэффициент.

И *