Файл: Рашкован И.Г. Прядильные машины шерстяной промышленности учеб. для проф.-техн. училищ текстил. пром-сти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эксцентрик /, действуя на каточек 2 мотального рычага 3, ка­ чает его на оси 4. На мотальном рычаге 3 закреплены также каточки 5 и 6, по которым проходит цепь 7. Один конец цепи закреп­ лен на мотальномбарабанчике 8, а другой на валу 9. Мотальный барабанчик 5 через червячную передачу связан с храповиком 10. Когда правый конец мотального рычага поднимается, левый конец опускается и через цепь И и собачку 12 поворачивает храповик. За каждый поворот храповика цепь наматывается на мотальный барабанчик, заставляя поворачиваться вал 9.

Рис. 60. Схема мотального механизма машины П-76-ИГ1М

От вала 9 посредством цедей 13 и 14 через барабанчики 15 и 16 движение передается кольцевым планкам 17, нитепроводникам 1.8 и баллоноограничителям 19.

При опускании правого конца мотального рычага каточек 6 заставляет цепь 7 сматываться с барабанчика 20, а цепи 13 и 14 наматываться на соответствующие барабанчики.

Наматывание пряжи на патрон начинается при крайнем нижнем положении кольцевой планки. При повороте эксцентрика 1 кольце­ вая планка начинает медленно двигаться вверх, раскладывая слои пряжи вдоль тела патрона. Дойдя до крайнего верхнего положения, кольцевая планка начинает быстро опускаться, постепенно замед­ ляя движение. В результате пряжа наматывается на патрон ред­ кими витками, образуя прослойку.

Таким образом, за один оборот мотального эксцентрика нама­ тываются слой и прослойка.

Для образования гнезда початка служит кулачок 21, установ­ ленный на валу 9. При начале наработки съема кулачок отклоняет

4 Заказ № 321

81

цепь 7. Изогнутая цепь ограничивает подъем и опускание кольце­ вой планки во время движения мотального рычага. По мере нара­ ботки съема цепь сматывается с барабанчика 20 и действие ку­ лачка 21 проявляется меньше, а наработка последующих слоев початка происходит при более спрямленной цепи. Вследствие этого

увеличивается высота

намотки следующих слоев. Когда кулачок

 

 

 

 

совсем отходит от цепи, заканчива­

 

 

 

 

ется

образование

гнезда

початка.

 

 

 

 

Намотка

тела

початка происхо­

 

 

 

 

дит

при

постоянной

высоте

раз­

 

 

 

 

маха

кольцевой

планки.

Опускание

 

 

 

 

кольцевой

планки

после

наработки

 

 

 

 

съема для подмотки и затем

подъем

 

 

 

 

в положение

начала

наработки

 

 

 

 

съема

осуществляются

автомати­

 

 

 

 

чески.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уравновешивание

 

кольцевых

 

 

 

 

планок,

нитенаправителей

и

балло­

 

 

 

 

ноограничителей

 

осуществляется

 

 

 

 

пружинами 22, которые с помощью

 

 

 

 

цепей 23 связаны с эксцентриками

 

 

 

 

24.

Эксцентрики

24

укреплены

на

 

 

 

 

валу 25, который цепной передачей

 

 

 

 

26 связан с валом 9. Когда вал 9

 

 

 

 

вращается

 

по

 

часовой

 

стрелке,

 

 

 

 

цепь 26 наматывается на диск 27,

 

 

 

 

растягивая пружины. При

подъеме

 

 

 

 

кольцевых планок пружины

сжима­

 

 

 

 

ются. Таким

образом, уравновеши­

 

 

 

 

вается

движущаяся

масса

кольце­

 

 

 

 

вых

планок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотальный

механизм

кольцевой

 

 

 

 

прядильной машины П-114-Ш4 вы­

Рис. 61.

Схема

мотального меха

полнен также с цепным приводом

к кольцевым планкам, нитенапра-

низма

машины

Вифама

(ПНР)

вителям

 

и

баллоноограничителям.

 

 

 

 

 

Движение передается от мотального эксцентрика мотальному рычагу. От мотального рычага движение передается распределительному валу и далее через тяги и цепи кольцевым планкам и баллоноограничителям. Все распределитель­ ное устройство смонтировано на одном валу. Движение нитепроводникам передается-от баллоноограничителей через захват, нахо­ дящийся на направляющих колонках нитепроводников.

Уравновешивание движущихся масс кольцевой планки, ните­ проводников и баллоноограничителей осуществляется грузами.

Подъем кольцевых планок регулируется. Опускание кольцевых планок производится вручную через сектор и рукоятку.

Оригинальную конструкцию мотального механизма имеет поль­ ская кольцевая прядильная машина Вифама. Здесь применен гид-

82


равлический привод кольцевой планки, что обеспечивает плавность движения и гарантирует получение паковки оптимальной массы.

Кулачок 1 (рис. 61) нажимает на ролик 2 управляющего поршня 3, который, взаимодействуя с главным поршнем 4, передает движение ленточным или цепным соединительным тягам 5 через промежуточный вал 6. Соединительные тяги вращают боевой вал 7, от которого связи через направительные блоки 8 и 9 передают дви­ жение кольцевой планке 10 и угольнику с нитенаправителями И.

Для предохранения гидросистемы и других элементов от пов­ реждения при чрезмерном давлении масла служит предохранитель-

Рис. 62. Наматывающее устройство пряднльно-крутильной ма­ шины ПК-П4-ШТ

ный клапан 12. Величина давления определяется по манометру 13. Заданный уровень масла в цилиндре 14 поддерживается с помощью зубчатого насоса 15.

Для получения одного и того же диаметра початка при различ­ ной линейной плотности пряжи служит храповой механизм. Хра­ повой механизм обеспечивает дополнительно подъем кольцевой планки после каждого полного цикла ее движения на определенную величину в зависимости от линейной плотности пряжи.

В отличие от мотальных механизмов кольцевых прядильных ма­ шин мотальный механизм прядильно-крутильных машин, выполняет только наматывание пряжи, не осуществляя ее кручения.

Наматывающее устройство прядильно-крутильной машины ПК-П4-ШГ, схема которого показана на рис. 62, состоит из бобинодержателя и мотального барабанчика.

Механизм бобинодержателя крепится на веретенном брусе / и прижимает бобину к мотальному барабанчику 2. В процессе на­ работки бобины 3 рычаг 4 бобинодержателя поворачивается вокруг

83

оси 5, а шток 6 и, скоба 7 сжимают пружины 8 и 9. Под действием этих пружин сила, с которой бобина прижимается к мотальному барабанчику, остается практически постоянной. Патрон бобины на­ девается на ось 10 бобинодержателя.

Раскладка нити вдоль тела бобины осуществляется с помощью механизма нитераскладчика 11. Этот механизм сообщает воз­ вратно-поступательное движение нитепроводнику, установленному перед мотальным барабанчиком.

Базисное и послойное регулирование скорости вереген

В процессе прядения из-за изменения диаметра початка и вы­ соты баллона непрерывно меняется натяжение нити. Изменение на­ тяжения нити отрицательно влияет на плотность намотки и повы­ шает обрывность пряжи.

Для выравнивания натяжения нити в процессе прядения и сни­ жения обрывности пряжи на некоторых кольцевых прядильных ма­ шинах используют веретена, работающие с переменной скоростью. Скорость веретен уменьшается при увеличении натяжения и увели­

чивается при его уменьшении.

 

 

Изменение

скорости веретен в

зависимости

от натяжения

нити называют

б а з и с н ы м, когда

число оборотов

веретен изме­

няется на различных этапах наработки съема. Наработку гнезда початка в этом случае начинают при пониженной скорости ве­ ретен. При наработке тела початка скорость вращения веретен увеличивается. По окончании наработки початка скорость опять снижается.

П о с л о й н ы м называют такое изменение скорости веретен, при котором она попеременно увеличивается и уменьшается в пре­ делах наработки одного слоя с прослойкой, т. е. при намотке нити от наименьшего диаметра слоя к наибольшему и наоборот. При на­ матывании нити на участок початка с большим диаметром число

оборотов веретен снижается, а при наматывании

на участок с мень­

шим диаметром — повышается. Регулирование

скорости

веретен

в процессе наработки

съема уменьшает обрывность на

машине

и повышает ее производительность

на 5—6%.

 

 

Для послойного или

базисного

регулирования

скорости

веретен

на кольцевых прядильных машинах применяют механические, элек­ тромеханические и электрические регуляторы.

Примером механического регулятора может служить приводная коробка на машине П-76-ШГ4. Приводная коробка представляет со­ бой двухступенчатый редуктор с фрикционными муфтами и авто­ матическим переключением скоростей. Скорости переключаются автоматически в зависимости от положения кольцевой планки. Пер­ вое переключение с пониженной скорости на нормальную происхо­ дит в конце наработки гнезда, второе — с нормальной на понижен­ ную— в конце наработки съема. Для переключения скоростей машины имеется механизм переключения с поворачивающимися кулачками.

84


Наиболее распространенной системой регулирования скорости веретен является система с электромеханическим прядильным регу­ лятором, припасованным к коллекторному двигателю типа ШрагеРихтер (рис. 63)."С помощью регулятора такого типа можно осу­ ществлять базисное и послойное регулирование. Для этого враща­ тельное движение от червяка мотального механизма через гибкий

вал и систему шестерен переда­

 

 

ется программному кулачку Кб-

 

 

Угловая

скорость этого

кулачка

 

 

равна угловой

скорости

храпови­

 

 

ка мотального

механизма. Кроме

 

 

кулачка

Кб, в

рассматриваемом

 

 

регуляторе

имеется

кулачок

Кп.

 

 

Движение кулачку Кп

передается

 

 

от мотального

эксцентрика

через

 

 

систему передач и связей. Угло­

 

 

вая скорость кулачка Кп

равна

 

 

угловой

скорости

мотального экс­

 

 

центрика.

 

Кб

 

 

 

 

 

 

 

Кулачок

 

спроектирован

 

 

в соответствии с законом базис­

 

 

ного регулирования скорости

ве­

 

 

ретен, а

кулачок

Кп — в

соответ­

 

 

ствии с законами послойного ре­

 

 

гулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

От кулачков Кб и Кп через ме­

 

 

ханические усилители и сумматор

 

 

сигналы

необходимого изменения

 

 

скорости

передаются

на

щетки

Рис. 63.

Схема регулятора скорости

коллектора

электродвигателя. Та­

 

веретен

ким образом, производится

необ­

 

 

ходимое

корректирование

 

ско­

 

 

рости веретен. При этом кулачок Кб за время наработки съема де­ лает один оборот, а кулачок Кп делает один оборот за время пол­ ного цикла движения кольцевой планки.

Электрические регуляторы скорости веретен работают по прин­ ципу изменения электрического сигнала управления на выходе ре­ гулируемого привода. Заданная программа регулирования ско­ рости может сообщаться таким регулятором специально спроекти­ рованными кулачками или функциональными преобразователями. В настоящее время электрические регуляторы скорости веретен еще не нашли широкого применения.

Электрооборудование прядильной машины

Современная прядильная машина представляет собой слож­ ный агрегат, оснащенный механическими, гидравлическими и электрическими системами.

85


Вкачестве примера рассмотрим электрооборудование машины П-76-ИГ1М. Принципиальная электросхема прядильной машины П-76-ИГ1М приведена на рис. 64.

Она включает следующие основные элементы: двигатель мычкоуловителя — M l ;

Рис 64. Принципиальная электросхема прядильной

машины

П - 76 - ИПМ

 

двигатель привода машины — М2;

 

двигатель автоопускания — МЗ;

 

пост управления — КнП, КнСЗ;

 

стоповые кнопочные станции — КнСІ, КнС2;

ВК6 ВКЮ;

выключатели конечные (путевые)—ВК1 — ВКЗ,

электромагнит — ЭМ;

 

тахометры —ТГ1 — ИП1, ТГ2 — ИП2;

 

лампы сигнальные — Л1, Л2; лампы подсвета нитей — Л З , Л4;

выключатель цепи управления — В1; выключатель подсвета нитей — В2; реле контроля скорости — РКС; станция управления.

Машина подключается к сети трехфазного переменного тока напряжением 380 В и частотой 50 Гц. При взаимной договорен­ ности между предприятиями (изготовителем и потребителем) воз­ можно выполнение электрооборудования машины для других на­ пряжений и частоты.

Цепь управления получает питание напряжением 127 В пере­ менного тока от трансформатора TPI, а система подсвета нитей — напряжением 12 В переменного тока от трансформатора ТР2.

Питание машины производится через автоматический выклюн чатель ВА станции управления, осуществляющий защиту электро­ оборудования машины от короткого замыкания.

Электросхема машины работает следующим образом.

Сначала включается автоматический выключатель и выключа­ тель В1 пульта управления с правой стороны в хвостовой части машины. Так электросхема подготавливается к работе. При этом конечные выключатели ВК6 и ВК9 должны находиться под меха­ ническим воздействием. О наличии напряжения в цепи управления сигнализирует лампа Л1 на пульте управления, одновременно за­

горается лампа Л2

(светильник

на головной раме машины).

 

Переключателем

ВЗ

«Крутка»

на станции

управления

уста­

навливается

требуемая

крутка

(правая или

левая).

При

этом

в положении

«Левая» выключается реле РЗ и своими

контактами

переключает цепи пускателей Я и Л и измерителя скорости вере­

тен ИП1.

 

 

 

 

 

 

 

При нажатии на кнопку КнП

«Пуск»

пускатель В

получает

питание

через

КнП (19—31),

ВКЗ

(31—33) и

включает

двига­

тель Ml.

Замыкаются замыкающие контакты В

(25—27

и

19—31).

При отпускании кнопки КнП

получает питание пускатель К1 через

кантакты КнП

(19—25), В (26—27),

ВК1

(27—35) и К2

 

(35—37).

Затем включается двигатель МЗ, поднимающий кольцевые планки из положения подматывания пряжи. Как только кольце­ вые планки начинают подниматься вверх, контакт конечного вы­ ключателя ВК2 размыкает' контакт ВК2 (33—49) и замыкает

ВК2 (31—33).

По достижении кольцевыми планками положения начала на­

работки початка

конечный выключатель ВК1 размыкает контакт

ВК1 (27—35)

и замыкает ВК1 (27—29).

Пускатель

К1

обесточивается и отключает электродвигатель

МЗ. Одновременно получают питание катушка реле Р2 и пуска­

тель Я через КнП (19—25), В (25—27),ВК1

(27—29), РЗ (29—39)

иЛ (39—41).

 

Электродвигатель М2 привода машины начинает работать. Кон­ такты реле Р2 (19—25) блокируют пусковую кнопку, Р2 (31—33)

87


блокируют конечные

выключатели ВК2,

ВКЗ и Р2

(49—51)

подго­

тавливают цепь магнита

ЭМ.

 

 

 

 

 

 

 

По

достижении

приводным валом

машины

скорости

300—

400 об/мин реле контроля скорости

РКС замыкает свой контакт

РКС (77) и включается

промежуточное

реле PI,

которое своим за­

мыкающим контактом

PI (21—23)

блокирует

контакты

пускате­

лей П и Л, а контактом PI

(19—45)

подготавливает цепь тормо­

жения противотоком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При наработке полного съема замыкается замыкающий кон­

такт

конечного выключателя

ВК2

(33—49),

включая

при

этом

электромагнит ЭМ, который освобождает собачку храпового ко­ леса мотального механизма. Одновременно магнит действует на конечный выключатель ВКЗ, который, замыкая контакт ВКЗ (33— 53); подает напряжение на пускатель К2. Включается электродви­ гатель автоопускания МЗ, кольцевые планки опускаются.

Во время опускания кольцевых' планок электромагнит ЭМ по­

лучает питание через замкнутый замыкающий контакт К2

{33—51),

так как при наличии автоопускання контакт

ВК2

(33—49) ра­

зомкнётся, а ВК2 (31—33)

замкнется.

 

 

 

По достижении кольцевыми планками положения начала на­

работки початка конечный выключатель ВК1

под

механическим

воздействием

разомкнет

свой

контакт ВК1 (27—29) и

замкнет

контакт ВК1

(27—35).

 

 

 

 

 

Пускатель П обесточивается и замыкает свой замыкающий

контакт П (43—47).

При

этом включается пускатель Л через цепь

PI (19—45),

РЗ (45—43)

и П

(43—47).

 

 

 

Электродвигатель М2 привода машины тормозится противо-

включением. Реле Р2 обесточивается и размыкает

свои

контакты

Р2 (19—25, 31—33 и

49—51).

 

 

 

 

Кольцевые планки продолжают опускаться

электродвигателем

МЗ до положения подматывания пряжи, а нитепроводники и коль­ цевые баллоноограничители — в крайнее верхнее рабочее положе­ ние. В этом положении выключатель ВК2 вторично подвергается механическому воздействию, т. е. контакт ВК2 (31—33) размы­ кается. Так как контакты ВКЗ (31—37) и Р2 (31—33) уже ра­ зомкнуты, то пускатели В, К2 и магнит ЭМ обесточиваются. Пус­ катель В размыкает свои контакты В (25—27 и 19—31). Таким образом, обесточены все пускатели, кроме пускателя Л. При сни­ жении скорости приводного вала до 300—400 об/мин РКС раз­ мыкает свой контакт РКС (77), отключая промежуточное реле PI, которое разомкнет свои контакты PI (21—23 и 19—45). Пуска­ тель Л обесточивается, и электродвигатель М2 перестает работать.

Замкнутый

контакт

пускателя В

(1—17)

включает

светильник

с лампой Л2, который сигнализирует о

том,

что съем

наработан,

кольцевые планки опущены и машина

остановлена.

 

 

Останов

машины

(без торможения

двигателя

М2)

можно

осу­

ществить также кнопочными станциями

КнСІ

в головной

части

с правой стороны машины и КнС2,

КнСЗ

на хвостовой

раме с пра­

вой и левой сторон машины.

 

 

 

 

 

 

 

88