Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
щих 221 позицию. Такая группировка грузов позволяет упростить систему тарифов и облегчает труд работников транспорта и кли ентуры при исчислении платежей за транспортные услуги.
В соответствии с единой номенклатурой грузов построены та рифы морского транспорта. Против каждой позиции грузов ука зывается класс тарифа, по которому находят ставку платежей. Все морские бассейны разделены на два класса. К классу № 1 относятся Черноморско-Азовский и Каспийский бассейны, к клас су № 2 — все остальные.
Наиболее важными признаками транспортной классификации грузов является разделение в зависимости от режимов их пере возки и хранения. Основная цель такой классификации состоит в систематизации наиболее общих оптимальных условий тран спортирования грузов, обеспечивающих предохранение их от влияния факторов внешней среды — температуры, влажности, сол нечной радиации и др.
Центральный научно-исследовательский институт морского флота (ЦНИИМФ) разработал систему классификации грузов по режиму перевозки, в которой все сухие грузы разделяются на две категории: нережимные и режимные.
К нережимным относятся все грузы, не требующие создания каких-либо специальных условий при транспортировании и хра нении.
Режимные грузы разделены на два класса: рефрижераторные
инерефрижераторные.
Вкласс рефрижераторных входят три подкласса скоропортя щихся грузов: замороженные, охлажденные и охлаждаемые. Ско ропортящиеся грузы составляют широкий перечень незаконсервированных продуктов животного и растительного происхождения
(мясо и рыба свежие, яйца, масло сливочное, некоторые фрукты и овощи свежие, молоко, рыба живая и пр.). Такие грузы перево зят без герметичной упаковки, в их натуральном состоянии, по трассам, имеющим рефрижераторные системы: холодильники, ле дяные склады и специальные перевозочные средства (рефрижера торные суда, изотермические вагоны, автомашины и др.).
Некоторые грузы, такие, как картофель, капуста, яблоки и др., в определенных температурных условиях и в обусловленные сроки можно перевозить в обычных транспортных средствах. Так же перевозят и многие законсервированные скоропортящиеся грузы: консервы мясные, рыбные, овощные, фруктовые в металлической и стеклянной упаковке, копчения мясные и рыбные, соления овощ ные, мясо и рыбу соленые, мясо и рыбу вяленые, различные пасте ризованные продукты.
Класс нерефрижераторных грузов разделен на четыре под класса: 1) термовлагорежимные, требующие воздухообмена; 2) термовлагорежимные, не требующие воздухообмена; 3) только влагорежимные; 4) только терморежимные.
К первому подклассу отнесены грузы, сохранение которых воз можно в условиях поддержания определенного уровня темпера-
22
туры, влажности воздуха и обмена воздуха грузовых помещений (бобовые, волокна натуральные, зерновые, плодоовощи, маслич ные культуры, угли и др.).
Второй подкласс включает грузы, также требующие поддер жания температурно-влажностных режимов, но без особой вен тиляции помещений (кожи и кожизделия, консервы, руды, живот ное сырье, точные приборы, опасные грузы и др.)*
В третий подкласс входят грузы, сохранение которых возмож но только в условиях поддержания соответствующего уровня влажности воздуха (лесные, машины и оборудование, металлы, соли, удобрения, бумага и др.).
К четвертому подклассу относятся грузы, требующие поддер жания определенной температуры (каучук,' смолы, волокна ис кусственные, масла и др.).
Поскольку термовлажностные и другие условия грузовых по мещений создаются не только в результате естественных или ис кусственных колебаний температуры и влажности воздуха и в значительной мере зависят от разнообразных свойств и физико-. химических процессов, происходящих в самих грузах (есть грузы гигроскопичные, влаговыделяющие, самонагревающиеся, пыля щие, выделяющие запахи и др.), совместная перевозка таких гру
зов в одном грузовом помещении |
оказывается |
невозможной. |
|
В зависимости от условий совместимости хранения различных |
|||
грузов в одном |
помещении грузы разделяются на три группы: |
||
I — обладающие |
агрессивными |
свойствами, |
II — подверженные |
воздействию агрессивных фактов и III — нейтральные.
Группа грузов, обладающих агрессивными свойствами, делит ся на подгруппы: 1) влаговыделяющие, которые, в свою очередь, подразделяются на гигроскопические, биологические и искусствен на увлажненные; 2) тепловыделяющие, с подразделением на гру зы, предъявляемые к перевозке с повышенной температурой, на гревающиеся при увлажнении, а также в силу присущих им био
логических свойств; 3) самовозгорающиеся; 4) |
газовыделяющие; |
5) ядовитые; 6) пылящие, с подразделением |
на абразивные и |
прочие; 7) одорирующие (выделяющие запахи); 8) опасные как носители карантинных объектов, i
Группа грузов, подверженных воздействию агрессивных фак торов, состоит из .следующих подгрупп: 1) портящиеся под воз действием влаги — окисляющиеся, изменяющие структуру (са хар, соль и т. п.), загнивающие и плесневеющие, выделяющие газы при увлажнении; 2) портящиеся под воздействием тепла;
3)легковоспламеняющиеся от нагревания, а также от окисления;
4)подверженные воздействию ядовитых веществ; 5) портящиеся от пыли; 6) воспринимающие запахи; 7) подверженные воздейст вию карантинных объектов.
Возможность совместного хранения отдельных видов грузов определяется условиями, изложенными, в приложении 1. Цифры характеризуют условия совместимости:
1 — «совместная перевозка на одном судне запрещается»;
23
2 — «через отсек от ...» — грузы должны быть разделены двумя стальными водонепроницаемыми переборками;
3 — «в соседнем отсеке ...»— грузы должны быть разделены вертикальной стальной водонепроницаемой переборкой;
4 — «в одном отсеке, но в разных помещениях от ...» — грузы должны быть разделены двумя стальными палубами или пере борками;
5 — «в одном помещении при условии разделения грузом, нейт ральным по отношению к двум перевозимым»;
6 — «в одном помещении, но с сепарацией»; 7 — «совместное размещение допускается без ограничений».
§ 6. ТРАНСПОРТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУЗОВ
Транспортные характеристики грузов обусловливают ся прежде всего их технологическими признаками, определяющи ми характер грузопотоков, внешнюю форму грузов, условия их перевозки, перегрузки, хранения и количественного учета. В зави симости от этих наиболее общих признаков грузы разделяются на массовые и генеральные (штучные).
Массовые грузы составляют значительную долю грузопотоков
на морском транспорте. К ним относятся: |
|
|
|
|
||
наливные — предъявляются |
к перевозке |
специализированными |
||||
судами наливом (нефть и нефтепродукты, |
растительные |
и живот |
||||
ные жиры, сжиженные газы, вино, спирт и т. д.); |
|
|
||||
насыпные — предъявляются |
к |
перевозке |
на судах |
без |
тары |
|
(зерно, соли); |
|
|
|
|
|
|
навалочные — перевозятся |
без |
тары, |
навалом (уголь, |
руда, |
||
кокс, удобрения, строительные |
инертные материалы — камень, пе |
сок, гравий, глина и др.). Навалом перевозятся также некоторые пылевидные грузы — цемент, апатитовый концентрат и др.
Генеральные (штучные) грузы предъявляются к перевозке штуками, т. е. отдельными предметами. Штучные грузы, в свою очередь, подразделяются на бестарные, которые перевозят без какой-либо упаковки, и тарно-упаковочные, поступающие в транс портной упаковке различных видов (ящики, бочки, мешки, кипы, тюки и пр.).
Кроме того, грузы различают по их внешним признакам: мар кированные и немаркированные. К немаркированным относятся все насыпные и навалочные грузы. Некоторые штучные стандарт ные грузы также не маркируются или маркируются отдельные их места, например рельсы, трубы и'т. д. На железной дороге сущест вует правило, по которому груз не маркируется и переходит в группу навалочных в том случае, если вагонная партия составля ет свыше 1000 мест.
В зависимости от формы, массы и размеров мест штучные грузы
подразделяются на тяжеловесные, легковесные, длинномерные и негабаритные.
24
К тяжеловесным относятся партии грузов, состоящие из грузо вых мест, каждое массой свыше 1 т при следовании в водном со общении или свыше 0,5 т при следовании в железнодорожном сообщении.
Легковесными считаются грузы, которые на 1 т массы зани мают объем более 2 м3, например вата, шерсть непрессованная,
пух, перо, табачные изделия, спички и др. |
|
|
|||
Длинномерными |
называют грузы, |
состоящие |
из |
отдельных |
|
мест |
длиной свыше |
3 м, а негабаритными — такие |
грузовые ме |
||
ста, |
которые по своим размерам не вписываются в габариты желез |
||||
нодорожных путей |
(туннелей, мостов, перронов и других сооруже |
||||
ний, расположенных у железнодорожных путей). |
|
|
|||
По технике хранения грузы разделяются на три группы: |
|||||
закрытого хранения — ценные грузы |
или портящиеся от под |
||||
мочки, влаги и изменения температуры; |
|
|
|
||
полукрытого хранения — грузы, не |
подверженные |
влиянию |
температурных условий, но портящиеся от подмочки (металлы и метизы, краски, бумага, стекло, хлопок и др.). Такие грузы мож но хранить под навесом;
открытого хранения — грузы, не подверженные влиянию внеш ней среды (каменный уголь,- руда, техническая соль, камень, пе сок, гравий и др.).
Важное значение имеют в хранении и перевозке также объем но-массовые характеристики грузов, необходимые для их качест венного учета и расчетов, связанных с размещением грузов в трю мах судов и на складах.
Плотность вещества — это масса единицы объема данного ве щества, которая определяется в любых физических условиях и измеряется в килограммах на кубический метр (кг/м3) или в грам мах на кубический сантиметр (г/см3).
Относительная плотность жидких и твердых тел определяется отношением массы вещества к массе, пресной воды в том же объ еме и является безразмерной величиной.
Объем веществ не постоянный, изменяется в зависимости от состояния температуры. Они в различной мере расширяются с по вышением температуры и сжимаются при ее понижении. Для по лучения сравнимых величин плотности различных веществ, изме ренной в любых физических условиях, их приводят к стандартным
значениям. Так, в |
СССР стандартной плотностью воды принята |
ее плотность при |
4° С, которая равна 1000 кг/м3. Относитель |
ная плотность различных веществ определяется по отношению к этой плотности воды.
Для измерения плотности жидких веществ применяются арео метры и пикнометры. Плотность твердых тел определяется с по мощью гидростатических весов.
В практике морских перевозок плотность и относительную плот ность используют для определения количества жидкостей. Стандартной температурой нефтепродуктов в СССР принята
/= 2 0 ° С.
25
Объемная масса представляет собой отношение массы кусто образных, зерновых или пылевидных веществ к их объему и вы ражается в тоннах на кубический метр (т/м3). Иногда по отноше нию к насыпным и пылевидным грузам объемную массу назы вают еще насыпной массой. В различных зонах штабеля навалоч ных грузов или в зонах емкости насыпных грузов их объемная или насыпная масса будет различной. Различия эти вызваны раз личным уплотнением, возникающим от нагрузок на нижние слои, от вибраций, высоты и направления падения потоков груза, а так же от влажности вещества.
Объемные массы различных грузов также отличаются друг от друга в зависимости от пористости и скважистости. Пористость веществ нередко определяет степень их влажности, зависящую от объема пор и капиллярных систем. Она может быть определена как отношение суммарного объема пор данного вещества к его объему. Наиболее пористыми являются гигроскопические грузы. Скважистость характеризуется суммарным объемом свободных пространств между кусками, зернами и пылевидными частицами вещества. Она определяет воздухонепроницаемость грузов и не редко способность их к глубокому воздухообмену.
Погрузочный объем представляет собой обратную величину объемной или насыпной массы. Это есть объем, занимаемый од ной тонной груза (м3/т).
Показатели объемных масс или погрузочных объемов широко используются в практике перевозки навалочных, насыпных и гене ральных тарно-упаковочных грузов при решении вопросов наи более рационального использования трюмных помещений судов, а также складов и открытых площадей.
§ 7. ВИДЫ ТАРЫ И СПОСОБЫ УПАКОВКИ ГРУЗОВ
Тарой грузов называются различного рода емкости, в которых перевозят грузы. Тара бывает внутренняя, например коробки, пачки, пакеты, банки и т. п., и внешняя, так называе мая транспортная (ящики, бутыли, бочки, барабаны и т. п.).
- Для характеристики массы грузов приняты следующие терми ны: масса брутто, масса нетто и масса тары. Брутто — общая масса груза, состоящая из массы товара, внешней и внутренней тары и массы упаковочных материалов. Нетто — чистая масса товара без какой-либо упаковки. Масса тары — масса внутренней и внешней тары и различных упаковочных материалов. Все тар но-упаковочные грузы принимаются к морской перевозке по коли честву мест или по массе брутто. Работники транспорта не опре деляют массы нетто штучных грузов, так как это практически не осуществимая операция.
В зависимости от физико-химических и механических свойств грузов, условий их перевозки и перегрузки на пунктах перевалки долголетней практикой выработаны различные виды внешней транспортной тары и требования к упаковочным материалам.
26