Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

щих 221 позицию. Такая группировка грузов позволяет упростить систему тарифов и облегчает труд работников транспорта и кли­ ентуры при исчислении платежей за транспортные услуги.

В соответствии с единой номенклатурой грузов построены та­ рифы морского транспорта. Против каждой позиции грузов ука­ зывается класс тарифа, по которому находят ставку платежей. Все морские бассейны разделены на два класса. К классу № 1 относятся Черноморско-Азовский и Каспийский бассейны, к клас­ су № 2 — все остальные.

Наиболее важными признаками транспортной классификации грузов является разделение в зависимости от режимов их пере­ возки и хранения. Основная цель такой классификации состоит в систематизации наиболее общих оптимальных условий тран­ спортирования грузов, обеспечивающих предохранение их от влияния факторов внешней среды — температуры, влажности, сол­ нечной радиации и др.

Центральный научно-исследовательский институт морского флота (ЦНИИМФ) разработал систему классификации грузов по режиму перевозки, в которой все сухие грузы разделяются на две категории: нережимные и режимные.

К нережимным относятся все грузы, не требующие создания каких-либо специальных условий при транспортировании и хра­ нении.

Режимные грузы разделены на два класса: рефрижераторные

инерефрижераторные.

Вкласс рефрижераторных входят три подкласса скоропортя­ щихся грузов: замороженные, охлажденные и охлаждаемые. Ско­ ропортящиеся грузы составляют широкий перечень незаконсервированных продуктов животного и растительного происхождения

(мясо и рыба свежие, яйца, масло сливочное, некоторые фрукты и овощи свежие, молоко, рыба живая и пр.). Такие грузы перево­ зят без герметичной упаковки, в их натуральном состоянии, по трассам, имеющим рефрижераторные системы: холодильники, ле­ дяные склады и специальные перевозочные средства (рефрижера­ торные суда, изотермические вагоны, автомашины и др.).

Некоторые грузы, такие, как картофель, капуста, яблоки и др., в определенных температурных условиях и в обусловленные сроки можно перевозить в обычных транспортных средствах. Так же перевозят и многие законсервированные скоропортящиеся грузы: консервы мясные, рыбные, овощные, фруктовые в металлической и стеклянной упаковке, копчения мясные и рыбные, соления овощ­ ные, мясо и рыбу соленые, мясо и рыбу вяленые, различные пасте­ ризованные продукты.

Класс нерефрижераторных грузов разделен на четыре под­ класса: 1) термовлагорежимные, требующие воздухообмена; 2) термовлагорежимные, не требующие воздухообмена; 3) только влагорежимные; 4) только терморежимные.

К первому подклассу отнесены грузы, сохранение которых воз­ можно в условиях поддержания определенного уровня темпера-

22


туры, влажности воздуха и обмена воздуха грузовых помещений (бобовые, волокна натуральные, зерновые, плодоовощи, маслич­ ные культуры, угли и др.).

Второй подкласс включает грузы, также требующие поддер­ жания температурно-влажностных режимов, но без особой вен­ тиляции помещений (кожи и кожизделия, консервы, руды, живот­ ное сырье, точные приборы, опасные грузы и др.)*

В третий подкласс входят грузы, сохранение которых возмож­ но только в условиях поддержания соответствующего уровня влажности воздуха (лесные, машины и оборудование, металлы, соли, удобрения, бумага и др.).

К четвертому подклассу относятся грузы, требующие поддер­ жания определенной температуры (каучук,' смолы, волокна ис­ кусственные, масла и др.).

Поскольку термовлажностные и другие условия грузовых по­ мещений создаются не только в результате естественных или ис­ кусственных колебаний температуры и влажности воздуха и в значительной мере зависят от разнообразных свойств и физико-. химических процессов, происходящих в самих грузах (есть грузы гигроскопичные, влаговыделяющие, самонагревающиеся, пыля­ щие, выделяющие запахи и др.), совместная перевозка таких гру­

зов в одном грузовом помещении

оказывается

невозможной.

В зависимости от условий совместимости хранения различных

грузов в одном

помещении грузы разделяются на три группы:

I — обладающие

агрессивными

свойствами,

II — подверженные

воздействию агрессивных фактов и III — нейтральные.

Группа грузов, обладающих агрессивными свойствами, делит­ ся на подгруппы: 1) влаговыделяющие, которые, в свою очередь, подразделяются на гигроскопические, биологические и искусствен­ на увлажненные; 2) тепловыделяющие, с подразделением на гру­ зы, предъявляемые к перевозке с повышенной температурой, на­ гревающиеся при увлажнении, а также в силу присущих им био­

логических свойств; 3) самовозгорающиеся; 4)

газовыделяющие;

5) ядовитые; 6) пылящие, с подразделением

на абразивные и

прочие; 7) одорирующие (выделяющие запахи); 8) опасные как носители карантинных объектов, i

Группа грузов, подверженных воздействию агрессивных фак­ торов, состоит из .следующих подгрупп: 1) портящиеся под воз­ действием влаги — окисляющиеся, изменяющие структуру (са­ хар, соль и т. п.), загнивающие и плесневеющие, выделяющие газы при увлажнении; 2) портящиеся под воздействием тепла;

3)легковоспламеняющиеся от нагревания, а также от окисления;

4)подверженные воздействию ядовитых веществ; 5) портящиеся от пыли; 6) воспринимающие запахи; 7) подверженные воздейст­ вию карантинных объектов.

Возможность совместного хранения отдельных видов грузов определяется условиями, изложенными, в приложении 1. Цифры характеризуют условия совместимости:

1 — «совместная перевозка на одном судне запрещается»;

23


2 — «через отсек от ...» — грузы должны быть разделены двумя стальными водонепроницаемыми переборками;

3 — «в соседнем отсеке ...»— грузы должны быть разделены вертикальной стальной водонепроницаемой переборкой;

4 — «в одном отсеке, но в разных помещениях от ...» — грузы должны быть разделены двумя стальными палубами или пере­ борками;

5 — «в одном помещении при условии разделения грузом, нейт­ ральным по отношению к двум перевозимым»;

6 — «в одном помещении, но с сепарацией»; 7 — «совместное размещение допускается без ограничений».

§ 6. ТРАНСПОРТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУЗОВ

Транспортные характеристики грузов обусловливают­ ся прежде всего их технологическими признаками, определяющи­ ми характер грузопотоков, внешнюю форму грузов, условия их перевозки, перегрузки, хранения и количественного учета. В зави­ симости от этих наиболее общих признаков грузы разделяются на массовые и генеральные (штучные).

Массовые грузы составляют значительную долю грузопотоков

на морском транспорте. К ним относятся:

 

 

 

 

наливные — предъявляются

к перевозке

специализированными

судами наливом (нефть и нефтепродукты,

растительные

и живот­

ные жиры, сжиженные газы, вино, спирт и т. д.);

 

 

насыпные — предъявляются

к

перевозке

на судах

без

тары

(зерно, соли);

 

 

 

 

 

 

навалочные — перевозятся

без

тары,

навалом (уголь,

руда,

кокс, удобрения, строительные

инертные материалы — камень, пе­

сок, гравий, глина и др.). Навалом перевозятся также некоторые пылевидные грузы — цемент, апатитовый концентрат и др.

Генеральные (штучные) грузы предъявляются к перевозке штуками, т. е. отдельными предметами. Штучные грузы, в свою очередь, подразделяются на бестарные, которые перевозят без какой-либо упаковки, и тарно-упаковочные, поступающие в транс­ портной упаковке различных видов (ящики, бочки, мешки, кипы, тюки и пр.).

Кроме того, грузы различают по их внешним признакам: мар­ кированные и немаркированные. К немаркированным относятся все насыпные и навалочные грузы. Некоторые штучные стандарт­ ные грузы также не маркируются или маркируются отдельные их места, например рельсы, трубы и'т. д. На железной дороге сущест­ вует правило, по которому груз не маркируется и переходит в группу навалочных в том случае, если вагонная партия составля­ ет свыше 1000 мест.

В зависимости от формы, массы и размеров мест штучные грузы

подразделяются на тяжеловесные, легковесные, длинномерные и негабаритные.

24


К тяжеловесным относятся партии грузов, состоящие из грузо­ вых мест, каждое массой свыше 1 т при следовании в водном со­ общении или свыше 0,5 т при следовании в железнодорожном сообщении.

Легковесными считаются грузы, которые на 1 т массы зани­ мают объем более 2 м3, например вата, шерсть непрессованная,

пух, перо, табачные изделия, спички и др.

 

 

Длинномерными

называют грузы,

состоящие

из

отдельных

мест

длиной свыше

3 м, а негабаритными — такие

грузовые ме­

ста,

которые по своим размерам не вписываются в габариты желез­

нодорожных путей

(туннелей, мостов, перронов и других сооруже­

ний, расположенных у железнодорожных путей).

 

 

По технике хранения грузы разделяются на три группы:

закрытого хранения — ценные грузы

или портящиеся от под­

мочки, влаги и изменения температуры;

 

 

 

полукрытого хранения — грузы, не

подверженные

влиянию

температурных условий, но портящиеся от подмочки (металлы и метизы, краски, бумага, стекло, хлопок и др.). Такие грузы мож­ но хранить под навесом;

открытого хранения — грузы, не подверженные влиянию внеш­ ней среды (каменный уголь,- руда, техническая соль, камень, пе­ сок, гравий и др.).

Важное значение имеют в хранении и перевозке также объем­ но-массовые характеристики грузов, необходимые для их качест­ венного учета и расчетов, связанных с размещением грузов в трю­ мах судов и на складах.

Плотность вещества — это масса единицы объема данного ве­ щества, которая определяется в любых физических условиях и измеряется в килограммах на кубический метр (кг/м3) или в грам­ мах на кубический сантиметр (г/см3).

Относительная плотность жидких и твердых тел определяется отношением массы вещества к массе, пресной воды в том же объ­ еме и является безразмерной величиной.

Объем веществ не постоянный, изменяется в зависимости от состояния температуры. Они в различной мере расширяются с по­ вышением температуры и сжимаются при ее понижении. Для по­ лучения сравнимых величин плотности различных веществ, изме­ ренной в любых физических условиях, их приводят к стандартным

значениям. Так, в

СССР стандартной плотностью воды принята

ее плотность при

4° С, которая равна 1000 кг/м3. Относитель­

ная плотность различных веществ определяется по отношению к этой плотности воды.

Для измерения плотности жидких веществ применяются арео­ метры и пикнометры. Плотность твердых тел определяется с по­ мощью гидростатических весов.

В практике морских перевозок плотность и относительную плот­ ность используют для определения количества жидкостей. Стандартной температурой нефтепродуктов в СССР принята

/= 2 0 ° С.

25


Объемная масса представляет собой отношение массы кусто­ образных, зерновых или пылевидных веществ к их объему и вы­ ражается в тоннах на кубический метр (т/м3). Иногда по отноше­ нию к насыпным и пылевидным грузам объемную массу назы­ вают еще насыпной массой. В различных зонах штабеля навалоч­ ных грузов или в зонах емкости насыпных грузов их объемная или насыпная масса будет различной. Различия эти вызваны раз­ личным уплотнением, возникающим от нагрузок на нижние слои, от вибраций, высоты и направления падения потоков груза, а так­ же от влажности вещества.

Объемные массы различных грузов также отличаются друг от друга в зависимости от пористости и скважистости. Пористость веществ нередко определяет степень их влажности, зависящую от объема пор и капиллярных систем. Она может быть определена как отношение суммарного объема пор данного вещества к его объему. Наиболее пористыми являются гигроскопические грузы. Скважистость характеризуется суммарным объемом свободных пространств между кусками, зернами и пылевидными частицами вещества. Она определяет воздухонепроницаемость грузов и не­ редко способность их к глубокому воздухообмену.

Погрузочный объем представляет собой обратную величину объемной или насыпной массы. Это есть объем, занимаемый од­ ной тонной груза (м3/т).

Показатели объемных масс или погрузочных объемов широко используются в практике перевозки навалочных, насыпных и гене­ ральных тарно-упаковочных грузов при решении вопросов наи­ более рационального использования трюмных помещений судов, а также складов и открытых площадей.

§ 7. ВИДЫ ТАРЫ И СПОСОБЫ УПАКОВКИ ГРУЗОВ

Тарой грузов называются различного рода емкости, в которых перевозят грузы. Тара бывает внутренняя, например коробки, пачки, пакеты, банки и т. п., и внешняя, так называе­ мая транспортная (ящики, бутыли, бочки, барабаны и т. п.).

- Для характеристики массы грузов приняты следующие терми­ ны: масса брутто, масса нетто и масса тары. Брутто — общая масса груза, состоящая из массы товара, внешней и внутренней тары и массы упаковочных материалов. Нетто — чистая масса товара без какой-либо упаковки. Масса тары — масса внутренней и внешней тары и различных упаковочных материалов. Все тар­ но-упаковочные грузы принимаются к морской перевозке по коли­ честву мест или по массе брутто. Работники транспорта не опре­ деляют массы нетто штучных грузов, так как это практически не­ осуществимая операция.

В зависимости от физико-химических и механических свойств грузов, условий их перевозки и перегрузки на пунктах перевалки долголетней практикой выработаны различные виды внешней транспортной тары и требования к упаковочным материалам.

26