Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бутыли устанавливают группами не более чем по 100 шт. и не

более

четырех

рядов

в группе

без промежутков между ряда­

ми;

проходы

между

группами

должны быть шириной не ме­

нее 1

м.

 

 

 

При складировании жидких щелочей, допущенных к совмест­ ному хранению в одном помещении с кислотами, между щелочами и кислотами должны быть разрывы не менее 5 м.

Прочие опасные вещества (класс 9) допускается хранить на условиях, изложенных в Правилах.

Дополнительные условия хранения отдельных веществ опреде­ ляются исходя из вида опасности, которой обладают вещества данного класса.

Известь негашеную, упакованную в прочные ящики или бочон­ ки, можно хранить совместно с другими грузами в общих огне­ стойких сухих складах. Груз необходимо охранять от попадания воды или снега.

Условия перевозки опасных грузов. Правила морской перевоз­ ки опасных грузов не распространяются на суда, специально пост­ роенные для перевозки определенных опасных грузов,— танкеры, газовозы и др., поскольку они полностью должны отвечать требо­ ваниям перевозки тех или иных опасных грузов. Однако перевозка на таких судах других грузов, на которые они не рассчитаны, должна осуществляться на основании Правил МОПОГ.

Отправитель обязан подать пароходству письменную заявку по установленной форме, в которой должны быть точно указаны класс, категория и группа опасного груза, его техническое наиме­ нование, число мест, масса брутто и пункт назначения. В заявке должно быть подтверждение о том, что отправителю известны Правила МОПОГ и что предъявленный груз, его упаковка, марки­ ровка и ярлыки опасности полностью соответствуют этим Пра­ вилам.

Сроки и место ввоза опасных грузов определяются начальни­ ком порта. О поступлении опасных грузов необходимо уведомить органы пожарного и санитарного надзора.

При приеме любого опасного груза заведующий скла­ дом обязан тщательно проверить правильность оформленных документов и соответствие тары, маркировки, ярлыков опас­ ности, состояния укупорки и пломб и другим требованиям Правил МОПОГ.

Перевозку опасных грузов в прямом смешанном железнодорож­ но-водном и в прямом водном сообщениях отправитель обязан предварительно согласовать с пароходствами и с соответствующи­ ми железными дорогами. О времени отправления опасных грузов отправитель обязан уведомить получателя.

Для перевозки опасных грузов пароходства выделяют суда, при­ годные для безопасной их перевозки. Пригодность судна для пере­ возки опасных грузов определяется комиссией в составе: предста­ вителей пароходства, судна, инспекции Регистра‘ СССР, портово­ го надзора, охраны труда, санитарного надзора, пожарного надзора

14 Б. Г. Приходько

209


f

и отправителя. Суда, перевозящие одноклассные опасные грузы, комиссия систематически осматривает один раз в год, о чем со­ ставляется соответствующий акт.

Требования к судам и их оборудованию весьма обширны и раз­ нообразны и зависят от характера опасности перевозимых грузов. Например, для перевозки взрывчатых веществ в верхних твинде­ ках устраивают отсеки, называемые магазинами. Такие магазины сооружают при помощи железных или деревянных продольных и поперечных переборок. Магазины не должны примыкать к таран­ ной и нагревающимся переборкам. У таких переборок устраивают коффердам шириной не менее 1,25 м. Магазины должны быть лег­ ко доступны со стороны шахты трюма и устраиваться в местах, расположенных вдали от помещений пассажиров и команды. Внут­ ренняя поверхность магазина обшивается тесаными досками тол­ щиной не менее 20 мм.

Если под взрывчатые грузы готовится весь трюм, то всю его внутреннюю поверхность обшивают досками. Грузовое помещение должно быть оборудовано вентиляцией, обеспечивающей не менее чем 8— 10-кратный воздухообмен в течение часа.

Для перевозки огнеопасных грузов на дымовых трубах судов устанавливаются искрогасители, а на камбузных — искроулови­ тели; электропроводка и осветительная арматура в трюме должны быть взрывобезопасными. Сопротивление изоляции кабелей раз­ магничивающего устройства перед началом погрузки следует про­ верить.

Суда для перевозки веществ, способных выделять воспламеняю­ щиеся или ядовитые газы либо пары, должны иметь вентиляцион­ ные системы, не связанные с жилыми и служебными помещениями. Вентиляционные трубы судов оборудуют пламепрерывающими сет­ ками. Нагревающиеся переборки должны быть ограждены надеж­ ной теплоизоляцией.

Суда, предназначенные для перевозки легковоспламеняющих­ ся жидкостей, при стоянке у причала должны иметь мягкие кран­ цы и растительные швартовные концы.

Грузовые помещения судна подлежат зачистке, мойке и сушке. Если после перевозки пылеобразующих грузов (зерно, мука, сахар, уголь и т. п.) предстоит погрузка огне- и взрывоопасных грузов, зачистка производится особенно тщательно. Капитан обязан лич­ но проверить готовность судна к перевозке опасных грузов, в част­ ности проверить достаточность и исправность соответствующих средств защиты от той опасности, которая характерна для груза, намеченного к перевозке.

Члены экипажа, непосредственно связанные с перевозкой опас­ ных грузов, должны быть четко проинструктированы. Они должны хорошо знать их свойства, требования к их упаковке, вид тары й стандарт, которому она должна соответствовать, виды ярлыков опасности на грузовых местах и на перевозочных документах, зна­ чения этих ярлыков, правила укладки грузов на судне, правила обращения с грузом, меры техники безопасности и противопожар­

210


ной техники, меры предосторожности при возникновении опасности или несчастных случаях.

Капитану следует также проверить исправность стационарных систем пожаротушения, а на постах управления ими выставить проинструктированную вахту.

Опасные грузы по возможности следует размещать «под палу­ бой», т. е. в любом грузовом помещении, включая шельтердеки, которое может быть надежно закрыто, а следовательно, защищено от воздействия непогоды, чем создаются наилучшие условия для сохранности груза. В то же время бывают случаи, когда опасные грузы должны перевозиться только на палубе. К этому вынужда­ ют: необходимость обеспечения постоянного наблюдения за гру­ зом; -необходимость свободного доступа к грузу; наличие опасно­ сти образования смесей взрывчатых газов или очень ядовитых паров.

Опасные грузы в трюмах укладывают, как правило, плотными штабелями. Высота их определяется прочностью тары упаковок, если в специальных карточках, имеющихся в Правилах, не огово­ рен способ укладки.

Особо важное значение при размещении опасных грузов на су­ дах и в складах имеет несовместимость многих веществ и необхо­ димость их раздельного размещения.

Угроза взаимодействия опасных веществ различна как по сте­ пени, так и по характеру последствий. Во всех случаях следует наиболее эффективно отделять легковоспламеняющиеся вещества от веществ, которые могут взрываться при попадании в зону огня; окисляющие и другие вещества, способствующие горению или вы­ зывающие его, отделять от легковоспламеняющихся и горючих веществ, любые ядовитые вещества отделять от всех пищевых про­ дуктов и товаров бытового назначения (одежды, обуви и т. п.).

Для целей разделения несовместимых опасных грузов в Пра­ вилах МОПОГ приняты следующие понятия:

«трюм, или грузовое помещение»— пространство, ограниченное водонепроницаемыми и огнезадерживающимн стальными перебор­ ками, палубами и наружной обшивкой;

«отсек»—■ часть судна, ограниченная наружной обшивкой, верх­ ней палубой и водонепроницаемыми и огнезадерживающими пере­ борками и имеющая автономный грузовой люк и автономную вен­ тиляционную систему.

В Правилах МОПОГ имеется таблица совместного хранения опасных грузов (на складах) и таблица совместимости опасных грузов (приложение V) при перевозке их на судах. Указанные таб­ лицы построены по шахматной схеме, и на пересечениях верти­ кальных и горизонтальных граф показаны услозия размещения их на складах и на судах. Эти условия обозначены цифрами: для су­ дов от 0 до 6, а для складов от 1 до 4.

В гл. IV общих Правил МОПОГ' в разделе «Совместная пере­ возка различных опасных грузов на одном судне» подробно изло­ жены условия размещения опасных грузов.

1 4 *

211


Глава VI

СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАССЫ ГРУЗОВ

§ 21. НАЗНАЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОГО УЧЕТА ГРУЗОВ

При перемещении огромных масс разнообразных гру­ зов большое значение имеет количественный учет на всем пути их следования, включающий различные способы и методы определе­ ния количества мест и массы целой партии груза или отдельной ее части. Эти операции выполняют в пунктах приема груза от от­ правителей, в пунктах сдачи его грузополучателям, а также в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой.

Данные количественного учета груза используются для различ­ ных целей как клиентурой, так и транспортными организациями. Прежде всего на основании данных о массе и количестве грузовых мест грузоотправители рассчитываются с грузополучателями по стоимости отгруженных им товаров. Поэтому при количественном учете грузов, особенно экспортных и импортных, очень важно точ­ но определить их массу, чтобы исключить случаи недобора или пе­ реплаты валюты. На основании количественных данных транспорт­ ные организации производят денежные расчеты с клиентурой за перегрузочные работы, перевозку и хранение грузов, а также за другие услуги, оказываемые клиентуре.

По данным количественного учета определяют объем и показа­ тели работы флота и портов, результаты работы плавающего со­ става, портовых рабочих, устанавливают оплату их труда за каж­ дую смену и размеры премиальных доплат за выполнение произ­ водственных заданий.

В зависимости от целей, для которых используются данные ко­ личественного учета, избирают способы, а следовательно, и уста­ навливают точность определения массы грузов. В-морских портах массу грузов определяют: прямым взвешиванием, по количеству грузовых мест, путем обмера и по осадке судов.

Проверка массы груза, особенно прямым взвешиванием,— тру­ доемкая операция. Если эта проверка производится в процессе перегрузочных работ, то замедляется темп работ в среднем на 15—20%. Поэтому взвешивание грузов для портов и пароходств — крайне нежелательная операция. Однако по требованию грузопо­ лучателя пароходство обязано проверить в пункте назначения массу доставленного груза и состояние тары. Массу груза в пункте назначения следует определять тем же способом, каким она уста­ навливается в пункте отправления.

Если груз был принят к перевозке по стандартной массе, по суммарной массе, указанной на грузовых местах, по условной мас-

212


се, заявленной отправителем, то в пункте назначения проверяются только поврежденные места. В соответствии с п. 34 Общих правил * некоторые грузы принимаются и выдаются без взвешивания. К ним относятся: масло сливочное, маргарин фасованный, сыры плав­ леные фасованные, консервы всякие в жестяной и стеклянной таре, рыба охлажденная, переложенная льдом, рыбное филе моро­ женое,. сахар-рафинад в пачках и пищевые концентраты, упакован­ ные в жесткую тару со стандартной массой нетто, мука, крупа, са­

харный песок и крахмал, упакованные в мешки со стандартной массой.

Перечисленные грузы сдаются по стандартной массе или по массе, указанной на грузовых местах. С проверкой массы сдают­ ся только поврежденные места.

Навалочные и насыпные грузы при отсутствии в порту назна­

чения вагонных или автомобильных весов сдаются без проверки массы.

Все грузы, прием и сдача которых производятся в рейдовых

условиях, принимаются и сдаются по массе, заявленной отправи­ телем.

§ 22. ПРЯМОЕ ВЗВЕШИВАНИЕ ГРУЗОВ

Для взвешивания грузов используются равноплечие и неравноплечие весы. Равноплечие весы обеспечивают наиболь­ шую точность взвешивания. Однако для больших партий штучных грузов пользоваться равноплечими весами практически невозмож­ но, так как приходится оперировать гирями, по массе равными грузу. У неравноплечих весов отношение массы гирь к массе груза обратно пропорционально длинам плеч рычага весов. В зависи­ мости от отношения массы гирь к массе груза неравноплечие весы

бывают:

,

десятичные — с соотношением гирь и груза —!—• сотен-

 

 

1

10

 

1

1

ные---- — - ; двухсотенные------------и пятисотенные-------------.

 

100

200

500

В зависимости

от назначения

и конструктивных особенностей

неравноплечие весы бывают шкальные и гиревые. К шкальным от­ носятся вагонные весы грузоподъемностью до 100 т, автомобиль­ ные 10, 15 и 20 т, возовые — 3, 5, 10 т, элеваторные ковшовые — грузоподъемностью 5, 10, 20 и до 70 т.

Гиревые товаро-багажные весы бывают десятичные грузоподъ­ емностью до 1 т, сотенные грузоподъемностью до 3 т, двухсотен­ ные грузоподъемностью 2,5 т.

Перед взвешиванием и в процессе его необходимо возможно чаще проверять тару весов, т. е. равновесие коромысла ненагруженных весов. Для этого весовую площадку и гиредержатель осво­ бождают от груза и гирь, а передвижную гирю на шкале устанав­ ливают на нулевое положение. При правильной массе тары, после1

1 Тарифное руководство № 4М.

213