Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

открытия арретира (затвора), коромысло весов после несколь­ ких колебаний установится заостренным концом против указателя равновесия. Если коромысло займет верхнее или нижнее положе­ ние, перемещают вправо или влево тарировочный груз (регуля­ тор), имеющийся на конце коромысла. В том случае, когда весы не преобретают необходимого равновесия даже при предельном правом или левом положении тарировочного груза, это значит, что они установлены неправильно.

Передвижные товарные весы устанавливают на прочном осно­ вании в удобном для взвешивания месте. Нельзя, например, уста­ навливать весы на зыбкой оторочке причалов, на понтонах или баржах, на палубе или в трюме судна, на площадках, которые подвержены подвижке от навала судов или вибрации при работе механических агрегатов. Правильность установки (горизонтальное положение) проверяют по отвесу, размещенному в колонке весов.

Если поверхность площадки негоризонтальна, не рекомендует­ ся прибегать к временным прокладкам или подклиниванию весов всякими подручными предметами. При таких подкладках весы в процессе взвешивания могут выйти из горизонтального положения, что приведет к неправильному определению массы груза. Для уста­ новки передвижных весов надо иметь специальные рамы.

После проверки тары весов и правильности их установки надо проверить правильность самих весов.

Основными требованиями, предъявляемыми ко всяким весам, являются постоянство показаний, чувствительность и точность.

Постоянство показаний характеризуется тем, что при повтор­ ных взвешиваниях одного и того же груза показания весов оста­ ются одинаковыми, без превышения установленных пределов точ­ ности. Неизменяемость показаний весов зависит от конструктивных особенностей их системы, от степени точности обработки и под­ гонки отдельных частей при изготовлении весов.

Чувствительностью весов называется их свойство выходить из состояния равновесия при малейшей нагрузке гиредержателя или грузовой платформы. Чувствительность зависит от веса коромысла и конструктивных особенностей весов.

Точность весов — их способность отражать самую незначитель­ ную разницу между весом гирь и весом груза, т. е. давать пока­ зания, наиболее близкие к истинному весу груза. Всякие весы не­ обходимо проверять после переноса с одного места на другое, пос­ ле сильного толчка или длительного бездействия.

Для проверки чувствительности весов весовщик устанавливает на ненагруженных весах передвижную гирю шкалы в нулевое по­ ложение и открывает арретир. После того как коромысло придет к равновесие, весовщик искусственно нарушает его, перемещая передвижную гирю до тех пор, пока коромысло не отклонится от равновесия. Показания на шкале весов укажут, при какой нагруз­ ке нарушается равновесие коромысла. Предположим, что на весах грузоподъемностью 2 г коромысло вышло из равновесия при пока­ зании шкалы 200 г. Чувствительность весов определяется отноше­


нием этого показания к их грузоподъемности; в данном случае оио будет

 

200

,

1

 

 

-----------

или ------- .

 

 

2 000 000

10 000

 

Допустимая

чувствительность передвижных

и врезных весов

должна быть в

пределах —

■ . Чем меньше это

соотношение, тем

чувствительнее весы, и наоборот. При недостаточной чувствитель­ ности весы следует проверить с участием мастера.

Точность весов проверяют без нагрузки или с нагрузкой при помощи контрольных гирь весом по 20 кг.

Установлены следующие допускаемые неточности для товар­ ных весов с гиредержателями:

при проверке весов без нагрузки ±1/10 000 их грузоподъем­ ности;

при проверке весов с нагрузкой до 1/10 их грузоподъемности ±1/5000 их грузоподъемности;

при проверке весов на полную грузоподъемность ±1/1000 их грузоподъемности;

при проверке дополнительной шкалы ±1/10 000 их грузоподъ­ емности.

При проверке гирь никаких неточностей не допускается. После того как инспектор управления государственного надзо­

ра за состоянием измерительной техники проверит гири и весы, на них ставят клеймо с соответствующей датой, удостоверяющее право пользования весами и гирями. Клеймо весовых приборов предназначенных для взвешивания всех грузов, действительно на два года.

Весы и гири, принадлежащие железным дорогам или различ­ ным ведомствам, но приписанные к железным дорогам и предназ­ наченные для взвешивания продовольственных грузов, подлежат государственной проверке один раз в 6 месяцев. Весы и гири пор­ товых элеваторов, механизированных амбаров и перегружателей, применяемые для взвешивания экспортных и хлебных продуктов, подлежат государственной проверке один раз в месяц.

Весы с просроченным клеймом считаются незаконными, и взве­ шивание на них запрещается. Не допускается также применение гирь с просроченным государственным клеймом, некомплектных, не относящихся к данному типу весов. На каждой гире в верхней

части имеется пробка (медная или алюминиевая)

с указанием

го­

да клеймения; здесь же обозначены и цифры

и —

 

и

 

 

100

200

500

—-— ,

а также цифры 20, 50, 100, 200, 500,

показывающие

тип

1000

*

 

 

 

 

весов, к которым относят^ц эти гири, и массу, которую они урав­ новешивают. -

При сдаче портом груза на железную дорогу с перевеской станция указывает в железнодорожной накладной «Масса провере-

215


г

па железной дорогой» только в том случае, если эта проверка про­ изведена на портовых весах, приписанных к железной дороге. Со­ ответственно при сдаче груза, порту сдающая станция может вы­ дать коммерческий акт на недостачу или излишки веса лишь при перевеске груза на приписанных весах. Для приписки весов порт или клиент обращается к начальнику станции с заявлением, в ко­ тором указывает количество весов, их тип, грузоподъемность и место расположения на складах.

Начальник станции направляет весового мастера для проверки весового хозяйства и составления акта с указанием в нем штат­ ного места каждых весов. На основании этого акта порт заключает договор со станцией, в котором устанавливается порядок пользо­ вания приписными весами. Технический надзор и проверку при­ писных весов осуществляет за соответствующую плату железная дорога.

Передвигать весы без разрешения весового мастера железной дороги не разрешается, так как дорога вправе отказаться от пере­ вески на весах, передвинутых со штатного места. Для проверки приписанных весов порт обязан иметь комплект контрольных гирь и хранить его под пломбой железной дороги.

Весы дают неточные показания в следующих случаях; при вы­ пуске из ремонта с неточностью, превышающей допустимую; при неправильной установке перед взвешиванием; из-за потери чувст­ вительности в результате плохого ухода (загрязнение механизмов, нарушение их равновесия после перегрузки или толчков и пр.); при использовании неверных гирь; в случае установки на неустой­ чивой основе.

Все перечисленные причины устраняются при правильном уходе и надзоре за весовым хозяйством. Правильный уход сводится к следующим мероприятиям:

после выхода из ремонта, а также после каждых двух лет эксплуатации все весы и гири надо предъявлять к проверке;

в каждой складской группе должен быть комплект контроль­ ных гирь для периодической проверки точности весов;

весы и гири надо содержать в чистоте и полной исправности; весы, находящиеся на открытых местах, укрывают брезентами; нельзя допускать толчков, ударов и перегрузок весов.

Все внешние части и призмы весов необходимо регулярно очи­ щать и протирать мягкими тряпками и щетками во избежание ржавчины.

Ежедневно, приступая к работе, заведующий складом должен проверить правильность весов. В случае какой-либо неисправности надо принять меры к ее устранению, а если это невозможно, изъ­ ять гири и опломбировать весы.

Перед взвешиванием необходимо тщательно проверить общее состояние весов и установить, свободно ли качается весовая плат­ форма, имеются ли зазоры между рамой и весовой платформой, а также проверить чистоту коромысла и весовой площадки.

216


Точность взвешивания грузов на хорошо проверенных весах зависит целиком от весовщика. Основные правила, которые необ­ ходимо выполнять при взвешивании, состоят в следующем: надо размещать груз равномерно по всей площадке, а одиночные места класть на ее середину; загружать площадку весов только при за­ крытом арретире; категорически избегать толчков и ударов при загрузке весов при помощи кранов и автопогрузчиков; не допу­ скать взвешивания грузов, превышающих подъемную силу весов; следить за тем, чтобы груз, уложенный на весовую площадку, не касался пола или колонки весов.

При взвешивании стандартных по весу грузов весовщик запи­ сывает каждый отвес в бланк специальной формы. Количество мест в каждом отвесе должно быть одинаково. Это дает возмож­ ность одновременно определять стандартность массы каждого мес­ та и наблюдать за показаниями весов.

Навалочные, насыпные грузы, а также некоторые штучные мож­ но взвешивать по требованию грузовладельцев на автомобильных или железнодорожных вагонных весах.

Автомобильные весы представляют

собой шкальную

систему,

в которой масса гири является постоянной, а одно из плеч рычага

изменяется по мере передвижения гири. На счетной шкале рыча­

га имеется передвижная гиря, которая

может состоять

из гирь

(реек) с делениями. Шкала автовесов

имеет набор гирь

(реек),

определяющих четыре степени массы (килограммы, десятки кило­ граммов, сотни килограммов и тысячи килограммов — до 10 000). Шкала рычага разделена на отрезки через 500 кг; каждый отре­ зок имеет 5 делений ценой по 100 кг. Гиря состоит из собственной постоянной массы и имеет две выдвижные рейки с делениями.

Первая

рейка уточняет массу в пределах от 0 до 90 кг, вторая —

от 0 до

10 кг, цена деления — 1 кг.

Взвешивание на автовесах производят следующим образом. Сначала взвешивают порожнюю машину без шофера. При этом в кузове не должно быть никаких посторонних предметов; надо про­ верить степень наполнения радиатора, наличие запасных камер и инструмента, наличие горючего в расходном резервуаре и в запас­ ных емкостях. Затем взвешивают груженую машину; при этом надо следить за тем, чтобы вода в радиаторе и горючее были в том же состоянии, как и при взвешивании порожней машины. При изме­ нении массы автомашины за счет снятия отдельных предметов увеличивается неучтенная масса груза.

По устройству вагонные весы мало отличаются от автомобиль­ ных. При перевеске груза на вагонных весах необходимо проверять тару и груженый вагон. Весовщик порта должен следить за тем, чтобы до перевески вагон как порожний, так и груженый был очи­ щен от снега, льда и другого балласта. При определении массы цен­ ных грузов перевешивать порожние и груженые вагоны надо после их расцепки. Если железная дорога нс очистит вагоны до пере­ вески или произведет ее без расцепки, порт не имеет права при­ нимать вагоны.

217