Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
открытия арретира (затвора), коромысло весов после несколь ких колебаний установится заостренным концом против указателя равновесия. Если коромысло займет верхнее или нижнее положе ние, перемещают вправо или влево тарировочный груз (регуля тор), имеющийся на конце коромысла. В том случае, когда весы не преобретают необходимого равновесия даже при предельном правом или левом положении тарировочного груза, это значит, что они установлены неправильно.
Передвижные товарные весы устанавливают на прочном осно вании в удобном для взвешивания месте. Нельзя, например, уста навливать весы на зыбкой оторочке причалов, на понтонах или баржах, на палубе или в трюме судна, на площадках, которые подвержены подвижке от навала судов или вибрации при работе механических агрегатов. Правильность установки (горизонтальное положение) проверяют по отвесу, размещенному в колонке весов.
Если поверхность площадки негоризонтальна, не рекомендует ся прибегать к временным прокладкам или подклиниванию весов всякими подручными предметами. При таких подкладках весы в процессе взвешивания могут выйти из горизонтального положения, что приведет к неправильному определению массы груза. Для уста новки передвижных весов надо иметь специальные рамы.
После проверки тары весов и правильности их установки надо проверить правильность самих весов.
Основными требованиями, предъявляемыми ко всяким весам, являются постоянство показаний, чувствительность и точность.
Постоянство показаний характеризуется тем, что при повтор ных взвешиваниях одного и того же груза показания весов оста ются одинаковыми, без превышения установленных пределов точ ности. Неизменяемость показаний весов зависит от конструктивных особенностей их системы, от степени точности обработки и под гонки отдельных частей при изготовлении весов.
Чувствительностью весов называется их свойство выходить из состояния равновесия при малейшей нагрузке гиредержателя или грузовой платформы. Чувствительность зависит от веса коромысла и конструктивных особенностей весов.
Точность весов — их способность отражать самую незначитель ную разницу между весом гирь и весом груза, т. е. давать пока зания, наиболее близкие к истинному весу груза. Всякие весы не обходимо проверять после переноса с одного места на другое, пос ле сильного толчка или длительного бездействия.
Для проверки чувствительности весов весовщик устанавливает на ненагруженных весах передвижную гирю шкалы в нулевое по ложение и открывает арретир. После того как коромысло придет к равновесие, весовщик искусственно нарушает его, перемещая передвижную гирю до тех пор, пока коромысло не отклонится от равновесия. Показания на шкале весов укажут, при какой нагруз ке нарушается равновесие коромысла. Предположим, что на весах грузоподъемностью 2 г коромысло вышло из равновесия при пока зании шкалы 200 г. Чувствительность весов определяется отноше
нием этого показания к их грузоподъемности; в данном случае оио будет
|
200 |
, |
1 |
|
|
----------- |
или ------- . |
|
|
|
2 000 000 |
10 000 |
|
|
Допустимая |
чувствительность передвижных |
и врезных весов |
||
должна быть в |
пределах — |
■ . Чем меньше это |
соотношение, тем |
чувствительнее весы, и наоборот. При недостаточной чувствитель ности весы следует проверить с участием мастера.
Точность весов проверяют без нагрузки или с нагрузкой при помощи контрольных гирь весом по 20 кг.
Установлены следующие допускаемые неточности для товар ных весов с гиредержателями:
при проверке весов без нагрузки ±1/10 000 их грузоподъем ности;
при проверке весов с нагрузкой до 1/10 их грузоподъемности ±1/5000 их грузоподъемности;
при проверке весов на полную грузоподъемность ±1/1000 их грузоподъемности;
при проверке дополнительной шкалы ±1/10 000 их грузоподъ емности.
При проверке гирь никаких неточностей не допускается. После того как инспектор управления государственного надзо
ра за состоянием измерительной техники проверит гири и весы, на них ставят клеймо с соответствующей датой, удостоверяющее право пользования весами и гирями. Клеймо весовых приборов предназначенных для взвешивания всех грузов, действительно на два года.
Весы и гири, принадлежащие железным дорогам или различ ным ведомствам, но приписанные к железным дорогам и предназ наченные для взвешивания продовольственных грузов, подлежат государственной проверке один раз в 6 месяцев. Весы и гири пор товых элеваторов, механизированных амбаров и перегружателей, применяемые для взвешивания экспортных и хлебных продуктов, подлежат государственной проверке один раз в месяц.
Весы с просроченным клеймом считаются незаконными, и взве шивание на них запрещается. Не допускается также применение гирь с просроченным государственным клеймом, некомплектных, не относящихся к данному типу весов. На каждой гире в верхней
части имеется пробка (медная или алюминиевая) |
с указанием |
го |
|||
да клеймения; здесь же обозначены и цифры |
— |
и — |
|
и |
|
|
|
100 |
200 |
500 |
|
—-— , |
а также цифры 20, 50, 100, 200, 500, |
показывающие |
тип |
||
1000 |
* |
|
|
|
|
весов, к которым относят^ц эти гири, и массу, которую они урав новешивают. -
При сдаче портом груза на железную дорогу с перевеской станция указывает в железнодорожной накладной «Масса провере-
215
г
па железной дорогой» только в том случае, если эта проверка про изведена на портовых весах, приписанных к железной дороге. Со ответственно при сдаче груза, порту сдающая станция может вы дать коммерческий акт на недостачу или излишки веса лишь при перевеске груза на приписанных весах. Для приписки весов порт или клиент обращается к начальнику станции с заявлением, в ко тором указывает количество весов, их тип, грузоподъемность и место расположения на складах.
Начальник станции направляет весового мастера для проверки весового хозяйства и составления акта с указанием в нем штат ного места каждых весов. На основании этого акта порт заключает договор со станцией, в котором устанавливается порядок пользо вания приписными весами. Технический надзор и проверку при писных весов осуществляет за соответствующую плату железная дорога.
Передвигать весы без разрешения весового мастера железной дороги не разрешается, так как дорога вправе отказаться от пере вески на весах, передвинутых со штатного места. Для проверки приписанных весов порт обязан иметь комплект контрольных гирь и хранить его под пломбой железной дороги.
Весы дают неточные показания в следующих случаях; при вы пуске из ремонта с неточностью, превышающей допустимую; при неправильной установке перед взвешиванием; из-за потери чувст вительности в результате плохого ухода (загрязнение механизмов, нарушение их равновесия после перегрузки или толчков и пр.); при использовании неверных гирь; в случае установки на неустой чивой основе.
Все перечисленные причины устраняются при правильном уходе и надзоре за весовым хозяйством. Правильный уход сводится к следующим мероприятиям:
после выхода из ремонта, а также после каждых двух лет эксплуатации все весы и гири надо предъявлять к проверке;
в каждой складской группе должен быть комплект контроль ных гирь для периодической проверки точности весов;
весы и гири надо содержать в чистоте и полной исправности; весы, находящиеся на открытых местах, укрывают брезентами; нельзя допускать толчков, ударов и перегрузок весов.
Все внешние части и призмы весов необходимо регулярно очи щать и протирать мягкими тряпками и щетками во избежание ржавчины.
Ежедневно, приступая к работе, заведующий складом должен проверить правильность весов. В случае какой-либо неисправности надо принять меры к ее устранению, а если это невозможно, изъ ять гири и опломбировать весы.
Перед взвешиванием необходимо тщательно проверить общее состояние весов и установить, свободно ли качается весовая плат форма, имеются ли зазоры между рамой и весовой платформой, а также проверить чистоту коромысла и весовой площадки.
216
Точность взвешивания грузов на хорошо проверенных весах зависит целиком от весовщика. Основные правила, которые необ ходимо выполнять при взвешивании, состоят в следующем: надо размещать груз равномерно по всей площадке, а одиночные места класть на ее середину; загружать площадку весов только при за крытом арретире; категорически избегать толчков и ударов при загрузке весов при помощи кранов и автопогрузчиков; не допу скать взвешивания грузов, превышающих подъемную силу весов; следить за тем, чтобы груз, уложенный на весовую площадку, не касался пола или колонки весов.
При взвешивании стандартных по весу грузов весовщик запи сывает каждый отвес в бланк специальной формы. Количество мест в каждом отвесе должно быть одинаково. Это дает возмож ность одновременно определять стандартность массы каждого мес та и наблюдать за показаниями весов.
Навалочные, насыпные грузы, а также некоторые штучные мож но взвешивать по требованию грузовладельцев на автомобильных или железнодорожных вагонных весах.
Автомобильные весы представляют |
собой шкальную |
систему, |
в которой масса гири является постоянной, а одно из плеч рычага |
||
изменяется по мере передвижения гири. На счетной шкале рыча |
||
га имеется передвижная гиря, которая |
может состоять |
из гирь |
(реек) с делениями. Шкала автовесов |
имеет набор гирь |
(реек), |
определяющих четыре степени массы (килограммы, десятки кило граммов, сотни килограммов и тысячи килограммов — до 10 000). Шкала рычага разделена на отрезки через 500 кг; каждый отре зок имеет 5 делений ценой по 100 кг. Гиря состоит из собственной постоянной массы и имеет две выдвижные рейки с делениями.
Первая |
рейка уточняет массу в пределах от 0 до 90 кг, вторая — |
от 0 до |
10 кг, цена деления — 1 кг. |
Взвешивание на автовесах производят следующим образом. Сначала взвешивают порожнюю машину без шофера. При этом в кузове не должно быть никаких посторонних предметов; надо про верить степень наполнения радиатора, наличие запасных камер и инструмента, наличие горючего в расходном резервуаре и в запас ных емкостях. Затем взвешивают груженую машину; при этом надо следить за тем, чтобы вода в радиаторе и горючее были в том же состоянии, как и при взвешивании порожней машины. При изме нении массы автомашины за счет снятия отдельных предметов увеличивается неучтенная масса груза.
По устройству вагонные весы мало отличаются от автомобиль ных. При перевеске груза на вагонных весах необходимо проверять тару и груженый вагон. Весовщик порта должен следить за тем, чтобы до перевески вагон как порожний, так и груженый был очи щен от снега, льда и другого балласта. При определении массы цен ных грузов перевешивать порожние и груженые вагоны надо после их расцепки. Если железная дорога нс очистит вагоны до пере вески или произведет ее без расцепки, порт не имеет права при нимать вагоны.
217