Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г

Способ прямого взвешивания, как наиболее точный, применяет­ ся для правового обоснования количества принятых и сданных грузов, признаваемого всеми сторонами, выступающими в догово­ ре на перевозку, поскольку он осуществляется узаконенными сред­ ствами взвешивания.

Результаты прямого взвешивания порты и пароходства исполь­ зуют и для других целей. Они отражаются в транспортных грузо­ вых документах.

§ 23. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ ГРУЗОВЫХ МЕСТ

Количественный учет штучных грузов можно произ­ водить без сплошной перевески на весах, суммированием трафа­ ретной массы каждого места. Трафаретной массой места называет­ ся масса, полученная в результате прямого взвешивания в пункте отправления. Эту массу наносят краской, тиснением, высечкой и т. п. на грузовое место или на бирку, прикрепленную к нему. Часто на грузовых местах наносят проверенные взвешиванием массы брутто, нетто и тары.

Трафаретной массой грузовой партии называется сумма тра­ фаретных масс всех ее грузовых мест. Эту массу заносят в соот­ ветствующую графу коносамента или накладной; в портовой прак­ тике она называется также коносаментной массой. Если трафа­ ретные масы брутто, нетто и тары каждого грузового места стан­ дартные, то трафаретную массу всей партии легко определить, помножив количество грузовых мест на стандартную трафаретную массу одного грузового места. Поэтому учет стандартных грузов не представляет трудностей, даже если партия отгружается не сра­ зу, а частями. Если грузы не стандартные, т. е. трафаретные массы каждого грузового места неодинаковы, то массу отгружен­ ного или принятого груза можно определить, помножив количест­ во мест на среднюю коносаментную массу или среднюю контроль­ ную массу одного места.

Чтобы определить среднюю коносаментную массу грузового места, надо разделить коносаментную массу партии (массу, ука­ занную в коносаменте или в накладной) на количество ее грузо­ вых мест.

Среднюю контрольную массу одного грузового места устанав­ ливают прямым взвешиванием не менее 10% груза данной партии с последующим делением полученной массы на учтенное количе­ ство грузовых мест. Производят контрольное взвешивание и опре­ деляют среднюю контрольную массу е участием представителя грузовладельца, а при отгрузке экспортных или импортных гру­ зов — с участием представителя таможни. Результаты контроль­ ного взвешивания оформляют актом, один экземпляр которого направляют грузовладельцу. Средняя контрольная масса, опреде­ ленная установленным порядком, распространяется на всю грузо­ вую партию.

218


Отгрузка или прием нестандартных грузов с определением об­ щей массы партии по средней коносаментной или средней конт­ рольной массе могут быть организованы только с согласия грузо­ владельца или соответствующего всесоюзного объединения Мини­ стерства внешней торговли. В этом случае грузовладелец берет на себя ответственность за количественные недостачи, которые могут получиться по отдельным отправкам в том случае, если тра­ фаретные массы грузовых мест значительно отличаются от сред­ ней массы.

При нестандартных грузах следует выбрать правильные спо­ собы комплектации вагонных отправок и определения их массы. Исключение составляют грузы, по которым органы Министерства внешней торговли производят расчеты с клиентами не по массе, а за штуку товара или за его метраж (оборудование, рельсы, вело­ сипеды, шарикоподшипники, ленточная сталь и др.). В фактурах, которые нередко прилагаются к коносаментам, указывают порядок расчетов. В тех случаях, когда расчеты производятся по массе и объединения не согласны отгружать партии среднеконосаментной или контрольной массой, определять ее можно сплошной перевес­ кой каждой отправки или по трафаретной массе с составлением спецификации с натуры.

Отгрузка по трафаретной массе со специфицированием при не­ значительном количестве мест (например, оборудование) не пред­ ставляет особых трудностей, так как записать данные о трафаре­ тах массы в спецификацию и подсчитать общую трафаретную мас­ су довольно легко. Отгрузка же и прием нестандартных грузов, имеющих большое количество грузовых мест в одной отправке, с составлением спецификации в процессе грузовых работ сопряжены

сбольшими трудностями. Даже опытные приемосдатчики не могут провести эту операцию, обеспечив нормальный темп работы груз­ чиков и качественное (без ошибок) снятие трафаретов массы и номеров с каждого грузового места. Поэтому отгрузку и прием нестандартных грузов по спецификациям рекомендуется произво­ дить после комплектации и подготовки их на складе.

После укомплектования всей коносаментной партии суммируют трафаретные массы всех спецификаций, сличают суммарную массу

сданными коносамента и, если нет расхождений в массе, специ­ фикации утверждают совместно с представителями грузовладель­ ца. Если обнаружатся расхождения в массе, повторно сличают спецификации с трафаретами. Расхождения в массе часто обуслов­ лены тем, что коносаментная масса неверно определена грузоот­ правителем. После выверки спецификаций порт обязан каждую отправку отгрузить строго по номерам, указанным в специфика­

ции.

Результаты определения массы изложенным способом имеют юридическую силу и могут быть использованы для различных целей. На расхождение трафаретной массы грузовой партии с мас­ сой, указанной в коносаменте, составляют коммерческий акт с при­ ложением спецификаций.

219


При отгрузке нестандартных грузов возможны следующие

случаи:

на грузовых местах не указаны либо трафаретная масса, либо номера, либо ни то, ни другое;

трафаретные массы и номера мест частично стерты или неясны; имеются ясные трафареты на всех грузовых местах.

В первом случае отгрузка по трафарету исключается, и партия требует либо сплошной перевески, либо отправки по средней коносаментной массе. Во втором случае по трафарету можно отгру­ зить места, имеющие ясную маркировку, остальные надо переве­ сить. В третьем случае отгрузку по трафарету можно произвести описанным выше методом.

§ 24. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ НАВАЛОЧНЫХ И НАСЫПНЫХ ГРУЗОВ

При перевалке навалочных грузов массу можно опре­ делить при помощи замеренных емкостей грейферов и ковшей.

Для этого массу разных видов навалочного груза в каждом грейфере и ковше предварительно проверяют прямым взвешива­ нием на весах. После этого ковши и грейферы занумеровывают и составляют паспорт, в котором указывают массу различных гру­ зов, вмещающихся в каждом грейфере или ковше.

Во избежание споров, которые могут возникнуть при учете гру­ зов, обмерять грейферы и ковши следует комиссионным порядком с участием заведующего складом, представителей клиента или та­ можни и технического отдела порта. Результаты обмера оформ­ ляют актом с приложением паспорта. Для учета грузов при помо­ щи выверенных грейферов или ковшей ведут счет их количества. Впоследствии общий итог количества грейферов умножают на паспортную массу груза в данном грейфере или ковше.

Результаты определения массы таким способом могут быть использованы для различных целей, в том числе и при взаимо­ отношениях с клиентурой.

Массу навалочных грузов можно определить путем обмера объ­ ема штабелей, приведенных к правильным геометрическим фигу­ рам (конусу, пирамиде, призме, клину, обелиску), а затем умно­ жить замеренный объем на объемную массу измеряемого груза. Такой способ может быть использован только при инвентаризации навалочных грузов на складах, когда их остатки незначительны и приведение их к геометрической фигуре не вызовет больших за­ трат труда. Результаты таких обмеров могут быть признаны гру­ зовладельцами. Этот способ с успехом может быть использован при определении объема навалочных грузов в трюмах судов. Для этого следует составить таблицы объемов каждого трюма, исполь­

зуя методы, предложенные Л. П.

Андроновым 1.

1 Л. П.

А н д р о н о в . Складские и

стивидорные расчеты. М., «Морской

транспорт»,

1962.

 

220


Результаты определения массы таким способом могут быть использованы для внутренних целей, например, для регулирова­ ния загрузки трюмов судна. Во взаимоотношениях с клиентурой они могут быть использованы по письменному согласованию с гру­ зоотправителем.

Масса навалочных и насыпных грузов определяется также бун­ керными весами, обычными и автоматическими. Применяются транспортные весы, которые фиксируют массу груза, проходящего по ленте транспортера, и суммируют массу всего груза, перерабо­ танного транспортером.

Используются также крановые весы. К ним относятся весы без компенсации динамических нагрузок, и для снятия точной массы необходимо прекратить работу крана. Крановые весы с компенса­ цией динамических нагрузок позволяют снимать массу отдельного подъема без остановки крана и суммарную массу. Весы обеспечи­ вают точность взвешивания до 0,5%, не превышающую допусти­ мую. Если весы проверены и удостоверены представителями конт­ рольных органов, то результаты взвешивания на них приобретают законную силу и могут быть использованы для различных целей.

§ 25. УЧЕТ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

Лесоматериалы учитывают объемным измерением в кубометрах, а экспортные лесоматериалы — стандартами. Обмеря­ ют лесоматериалы в объемах плотной древесины. Наиболее рас­ пространенной мерой учета экспортных пиломатериалов является ленинградский стандарт. Он представляет собой объем плотной древесины, состоящий из 120 досок длиной по 12 футов, шириной по И дюймов и толщиной по 1,5 дюйма, и равен 165 куб. футам, или 4,672 м3. Масса ленинградского стандарта колеблется в преде­ лах 2—3,3 т.

Для измерения обрезков — досок длиной от 2 до 5 футов при­ меняют русскую кубическую сажень, равную 343 куб. футам, или английскую кубическую сажень (акс), равную 216 куб. футам. Для учета, шпал, слиперов, полуслиперов и брусьев пользуются мерой, равной 50 куб. футам, или 1,416 м3. Соотношения объемных мер для пиломатериалов приведены в табл. 32.

Т а б л и ц а 32

 

Единица измерения объема в плотной массе древесины

Единица измерения

в кубических

в кубических

в ленинград­

в 1000 доской

 

метрах

футах

ских стандар­

вых футах

 

 

 

тах

 

Кубический метр . . .

1,000

35,315

0,214

0,424

Кубический фут . . . .

0,028

1,000

0,066

0,012

Ленинградский стандарт

4,672

165,000

1,000

1,980

1000 досковых - футов . .

2,359

83,330

0,505

1,000

Л о д ..................................... .

1,416

50,000

0,303

0,60

221


г

При приеме или сдаче лесоматериалов учет производят спе­ циальные работники организаций лесной промышленности — бра­ керы. Начинают учет со счета мест (концов) отгружаемых лесо­ материалов отдельно по каждому виду и сорту. По пиломатериалам просчитывают количество дилсов, батенсов, эндсов и состав­ ляют спецификацию. Затем по специальным таблицам определяют общее количество кубометров плотной древесины. По круглому лесу просчитывают количество концов по группам, составленным в зависимости от диаметра верхнего и нижнего обрезов бревна, и тоже составляют спецификацию. Затем по таблицам определяют общее количество складских кубометров древесины.

Круглые короткомерные материалы, отгружаемые на экспорт, учитывают в аксах. Применяются также и другие меры для круг­ лого леса. Соотношение между различными единицами объема

круглых материалов представлено в табл.

33.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 33

Единица измерения

В складочных

В аксах

В лодах

В кубических

кубометрах

футах

Складочный

кубометр . .

1,000

0,164

0,706

35,314

Акт ..........................................

 

6,116

1,000

4,319

216,0

Лод ....................................

фут . . . .

1,416

0,232

1,000

50,000

Кубический

0,028

0,005

0,020

1,000

Отдельные складочные меры короткого круглого леса можно сопоставлять с мерами плотной древесины по переводным коэф­ фициентам, представленным в табл. 34.

 

 

Вид обработки

 

 

 

Грубоокоренные

1 j

Порода

 

со

Безкоры

 

о

 

 

 

 

А

 

 

 

 

о

 

 

 

 

*

 

 

Длиной до 1

м

 

 

 

Ель, пихта .

. .

0,71

 

 

С осна.....................

. .

0,69

0,76

0,78

Лиственница

0,67

 

0,79

Береза, осина

. .

0,70

 

Л и п а .....................

 

0,67

 

 

Т а б л и ц а 34

 

Вид обработки

Порода

кореВ

Грубоокоренные

корыБез

 

 

 

 

 

^ 1

 

Д линой от 1 до 2 м

 

 

 

Е л ь, пихта . . .

0,69

 

 

Сосна .....................

0,67

0,74

0,76

Лиственница . .

0,65

 

 

Береза, осина . .

0,68

 

0,77

Л и п а .....................

0,66

 

 

Иногда для предварительного определения осадки судна, весо­ вой нагрузки на вагон или для учета результатов работы портовых рабочих необходимо объемные измерения леса перевести в измере­ ния по массе. Известно, что масса 1 м3 лесных материалов зависит

2 2 2