Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
г
Способ прямого взвешивания, как наиболее точный, применяет ся для правового обоснования количества принятых и сданных грузов, признаваемого всеми сторонами, выступающими в догово ре на перевозку, поскольку он осуществляется узаконенными сред ствами взвешивания.
Результаты прямого взвешивания порты и пароходства исполь зуют и для других целей. Они отражаются в транспортных грузо вых документах.
§ 23. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ ГРУЗОВЫХ МЕСТ
Количественный учет штучных грузов можно произ водить без сплошной перевески на весах, суммированием трафа ретной массы каждого места. Трафаретной массой места называет ся масса, полученная в результате прямого взвешивания в пункте отправления. Эту массу наносят краской, тиснением, высечкой и т. п. на грузовое место или на бирку, прикрепленную к нему. Часто на грузовых местах наносят проверенные взвешиванием массы брутто, нетто и тары.
Трафаретной массой грузовой партии называется сумма тра фаретных масс всех ее грузовых мест. Эту массу заносят в соот ветствующую графу коносамента или накладной; в портовой прак тике она называется также коносаментной массой. Если трафа ретные масы брутто, нетто и тары каждого грузового места стан дартные, то трафаретную массу всей партии легко определить, помножив количество грузовых мест на стандартную трафаретную массу одного грузового места. Поэтому учет стандартных грузов не представляет трудностей, даже если партия отгружается не сра зу, а частями. Если грузы не стандартные, т. е. трафаретные массы каждого грузового места неодинаковы, то массу отгружен ного или принятого груза можно определить, помножив количест во мест на среднюю коносаментную массу или среднюю контроль ную массу одного места.
Чтобы определить среднюю коносаментную массу грузового места, надо разделить коносаментную массу партии (массу, ука занную в коносаменте или в накладной) на количество ее грузо вых мест.
Среднюю контрольную массу одного грузового места устанав ливают прямым взвешиванием не менее 10% груза данной партии с последующим делением полученной массы на учтенное количе ство грузовых мест. Производят контрольное взвешивание и опре деляют среднюю контрольную массу е участием представителя грузовладельца, а при отгрузке экспортных или импортных гру зов — с участием представителя таможни. Результаты контроль ного взвешивания оформляют актом, один экземпляр которого направляют грузовладельцу. Средняя контрольная масса, опреде ленная установленным порядком, распространяется на всю грузо вую партию.
218
Отгрузка или прием нестандартных грузов с определением об щей массы партии по средней коносаментной или средней конт рольной массе могут быть организованы только с согласия грузо владельца или соответствующего всесоюзного объединения Мини стерства внешней торговли. В этом случае грузовладелец берет на себя ответственность за количественные недостачи, которые могут получиться по отдельным отправкам в том случае, если тра фаретные массы грузовых мест значительно отличаются от сред ней массы.
При нестандартных грузах следует выбрать правильные спо собы комплектации вагонных отправок и определения их массы. Исключение составляют грузы, по которым органы Министерства внешней торговли производят расчеты с клиентами не по массе, а за штуку товара или за его метраж (оборудование, рельсы, вело сипеды, шарикоподшипники, ленточная сталь и др.). В фактурах, которые нередко прилагаются к коносаментам, указывают порядок расчетов. В тех случаях, когда расчеты производятся по массе и объединения не согласны отгружать партии среднеконосаментной или контрольной массой, определять ее можно сплошной перевес кой каждой отправки или по трафаретной массе с составлением спецификации с натуры.
Отгрузка по трафаретной массе со специфицированием при не значительном количестве мест (например, оборудование) не пред ставляет особых трудностей, так как записать данные о трафаре тах массы в спецификацию и подсчитать общую трафаретную мас су довольно легко. Отгрузка же и прием нестандартных грузов, имеющих большое количество грузовых мест в одной отправке, с составлением спецификации в процессе грузовых работ сопряжены
сбольшими трудностями. Даже опытные приемосдатчики не могут провести эту операцию, обеспечив нормальный темп работы груз чиков и качественное (без ошибок) снятие трафаретов массы и номеров с каждого грузового места. Поэтому отгрузку и прием нестандартных грузов по спецификациям рекомендуется произво дить после комплектации и подготовки их на складе.
После укомплектования всей коносаментной партии суммируют трафаретные массы всех спецификаций, сличают суммарную массу
сданными коносамента и, если нет расхождений в массе, специ фикации утверждают совместно с представителями грузовладель ца. Если обнаружатся расхождения в массе, повторно сличают спецификации с трафаретами. Расхождения в массе часто обуслов лены тем, что коносаментная масса неверно определена грузоот правителем. После выверки спецификаций порт обязан каждую отправку отгрузить строго по номерам, указанным в специфика
ции.
Результаты определения массы изложенным способом имеют юридическую силу и могут быть использованы для различных целей. На расхождение трафаретной массы грузовой партии с мас сой, указанной в коносаменте, составляют коммерческий акт с при ложением спецификаций.
219
При отгрузке нестандартных грузов возможны следующие
случаи:
на грузовых местах не указаны либо трафаретная масса, либо номера, либо ни то, ни другое;
трафаретные массы и номера мест частично стерты или неясны; имеются ясные трафареты на всех грузовых местах.
В первом случае отгрузка по трафарету исключается, и партия требует либо сплошной перевески, либо отправки по средней коносаментной массе. Во втором случае по трафарету можно отгру зить места, имеющие ясную маркировку, остальные надо переве сить. В третьем случае отгрузку по трафарету можно произвести описанным выше методом.
§ 24. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ НАВАЛОЧНЫХ И НАСЫПНЫХ ГРУЗОВ
При перевалке навалочных грузов массу можно опре делить при помощи замеренных емкостей грейферов и ковшей.
Для этого массу разных видов навалочного груза в каждом грейфере и ковше предварительно проверяют прямым взвешива нием на весах. После этого ковши и грейферы занумеровывают и составляют паспорт, в котором указывают массу различных гру зов, вмещающихся в каждом грейфере или ковше.
Во избежание споров, которые могут возникнуть при учете гру зов, обмерять грейферы и ковши следует комиссионным порядком с участием заведующего складом, представителей клиента или та можни и технического отдела порта. Результаты обмера оформ ляют актом с приложением паспорта. Для учета грузов при помо щи выверенных грейферов или ковшей ведут счет их количества. Впоследствии общий итог количества грейферов умножают на паспортную массу груза в данном грейфере или ковше.
Результаты определения массы таким способом могут быть использованы для различных целей, в том числе и при взаимо отношениях с клиентурой.
Массу навалочных грузов можно определить путем обмера объ ема штабелей, приведенных к правильным геометрическим фигу рам (конусу, пирамиде, призме, клину, обелиску), а затем умно жить замеренный объем на объемную массу измеряемого груза. Такой способ может быть использован только при инвентаризации навалочных грузов на складах, когда их остатки незначительны и приведение их к геометрической фигуре не вызовет больших за трат труда. Результаты таких обмеров могут быть признаны гру зовладельцами. Этот способ с успехом может быть использован при определении объема навалочных грузов в трюмах судов. Для этого следует составить таблицы объемов каждого трюма, исполь
зуя методы, предложенные Л. П. |
Андроновым 1. |
|
1 Л. П. |
А н д р о н о в . Складские и |
стивидорные расчеты. М., «Морской |
транспорт», |
1962. |
|
220
Результаты определения массы таким способом могут быть использованы для внутренних целей, например, для регулирова ния загрузки трюмов судна. Во взаимоотношениях с клиентурой они могут быть использованы по письменному согласованию с гру зоотправителем.
Масса навалочных и насыпных грузов определяется также бун керными весами, обычными и автоматическими. Применяются транспортные весы, которые фиксируют массу груза, проходящего по ленте транспортера, и суммируют массу всего груза, перерабо танного транспортером.
Используются также крановые весы. К ним относятся весы без компенсации динамических нагрузок, и для снятия точной массы необходимо прекратить работу крана. Крановые весы с компенса цией динамических нагрузок позволяют снимать массу отдельного подъема без остановки крана и суммарную массу. Весы обеспечи вают точность взвешивания до 0,5%, не превышающую допусти мую. Если весы проверены и удостоверены представителями конт рольных органов, то результаты взвешивания на них приобретают законную силу и могут быть использованы для различных целей.
§ 25. УЧЕТ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ
Лесоматериалы учитывают объемным измерением в кубометрах, а экспортные лесоматериалы — стандартами. Обмеря ют лесоматериалы в объемах плотной древесины. Наиболее рас пространенной мерой учета экспортных пиломатериалов является ленинградский стандарт. Он представляет собой объем плотной древесины, состоящий из 120 досок длиной по 12 футов, шириной по И дюймов и толщиной по 1,5 дюйма, и равен 165 куб. футам, или 4,672 м3. Масса ленинградского стандарта колеблется в преде лах 2—3,3 т.
Для измерения обрезков — досок длиной от 2 до 5 футов при меняют русскую кубическую сажень, равную 343 куб. футам, или английскую кубическую сажень (акс), равную 216 куб. футам. Для учета, шпал, слиперов, полуслиперов и брусьев пользуются мерой, равной 50 куб. футам, или 1,416 м3. Соотношения объемных мер для пиломатериалов приведены в табл. 32.
Т а б л и ц а 32
|
Единица измерения объема в плотной массе древесины |
|||
Единица измерения |
в кубических |
в кубических |
в ленинград |
в 1000 доской |
|
метрах |
футах |
ских стандар |
вых футах |
|
|
|
тах |
|
Кубический метр . . . |
1,000 |
35,315 |
0,214 |
0,424 |
Кубический фут . . . . |
0,028 |
1,000 |
0,066 |
0,012 |
Ленинградский стандарт |
4,672 |
165,000 |
1,000 |
1,980 |
1000 досковых - футов . . |
2,359 |
83,330 |
0,505 |
1,000 |
Л о д ..................................... . |
1,416 |
50,000 |
0,303 |
0,60 |
221
г
При приеме или сдаче лесоматериалов учет производят спе циальные работники организаций лесной промышленности — бра керы. Начинают учет со счета мест (концов) отгружаемых лесо материалов отдельно по каждому виду и сорту. По пиломатериалам просчитывают количество дилсов, батенсов, эндсов и состав ляют спецификацию. Затем по специальным таблицам определяют общее количество кубометров плотной древесины. По круглому лесу просчитывают количество концов по группам, составленным в зависимости от диаметра верхнего и нижнего обрезов бревна, и тоже составляют спецификацию. Затем по таблицам определяют общее количество складских кубометров древесины.
Круглые короткомерные материалы, отгружаемые на экспорт, учитывают в аксах. Применяются также и другие меры для круг лого леса. Соотношение между различными единицами объема
круглых материалов представлено в табл. |
33. |
|
|||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 33 |
Единица измерения |
В складочных |
В аксах |
В лодах |
В кубических |
|
кубометрах |
футах |
||||
Складочный |
кубометр . . |
1,000 |
0,164 |
0,706 |
35,314 |
Акт .......................................... |
|
6,116 |
1,000 |
4,319 |
216,0 |
Лод .................................... |
фут . . . . |
1,416 |
0,232 |
1,000 |
50,000 |
Кубический |
0,028 |
0,005 |
0,020 |
1,000 |
Отдельные складочные меры короткого круглого леса можно сопоставлять с мерами плотной древесины по переводным коэф фициентам, представленным в табл. 34.
|
|
Вид обработки |
||
|
|
|
Грубоокоренные |
1 j |
Порода |
|
со |
Безкоры |
|
|
о |
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
* |
|
|
Длиной до 1 |
м |
|
|
|
Ель, пихта . |
. . |
0,71 |
|
|
С осна..................... |
. . |
0,69 |
0,76 |
0,78 |
Лиственница |
0,67 |
|
0,79 |
|
Береза, осина |
. . |
0,70 |
|
|
Л и п а ..................... |
|
0,67 |
|
|
Т а б л и ц а 34
|
Вид обработки |
||
Порода |
кореВ |
Грубоокоренные |
корыБез |
|
|
|
|
|
|
^ 1 |
|
Д линой от 1 до 2 м |
|
|
|
Е л ь, пихта . . . |
0,69 |
|
|
Сосна ..................... |
0,67 |
0,74 |
0,76 |
Лиственница . . |
0,65 |
|
|
Береза, осина . . |
0,68 |
|
0,77 |
Л и п а ..................... |
0,66 |
|
|
Иногда для предварительного определения осадки судна, весо вой нагрузки на вагон или для учета результатов работы портовых рабочих необходимо объемные измерения леса перевести в измере ния по массе. Известно, что масса 1 м3 лесных материалов зависит
2 2 2