Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
складской части следят за выполнением сменно-суточного плана складских операций по всем складам через сменных помощников заведующих складов, подчиненных им в оперативном отношении.
Сокращенная складская группа создается в погрузочно-разгру зочных районах с напряженной круглосуточной загрузкой, где имеются склады с развитыми функциями. В этом случае склад ская группа обычно состоит из начальника, его заместителя по
Рис. 57. Схема организации складской группы с раз витыми функциями
оперативной части, помощника по грузовому учету и экспедитора по грузовому учету. Аппарат такой группы выполняет в основном организационные и контрольные функции.
Смешанная складская группа создается в тех случаях, когда одни склады работают с полной круглосуточной загрузкой, а дру гие загружены неравномерно. Первым придаются развитые функ ции, а функции вторых сокращаются и передаются в складскую группу. Таким образом, смешанная складская группа представля ет собой разновидность развитой.
§ 41. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕТ ГРУЗОВ
Организация документального учета грузов построена на единой системе оформления и оборота транспортных и склад ских документов установленных форм, обязательных для всех транспортных организаций и клиентуры. Документальный учет
271
f
представляет собой систематическую регистрацию совершаемых актов приема, перемещения и выдачи партий груза, а также дан ных количественного учета.
Каждому виду перевозок соответствует определенный порядок оформления грузов и оборота документов. Поэтому различают до кументальный учет каботажных, импортных и экспортных грузов. Порядок учета регламентируется правилами перевозок, объявлен ными в Тарифном руководстве 4М. Основными правилами оформ ления транспортных документов предусматривается ряд непре менных условий. Прежде всего документы установленной формы надо отчетливо заполнить чернилами, или на пишущей машинке, или химическим карандашом под копирку, или штемпелями. Под чистки и помарки в документах не допускаются, а исправления и дополнения должны быть оговорены отправителем или агентом порта. Все сведения о грузах и операциях приема, сдачи и пере мещения должны быть вписаны в соответствующие графы доку мента. Наименования и адреса-грузоотправителя и грузополуча теля необходимо указывать полностью. Не допускаются также сокращения наименования грузов, их состояния и вида упаковки.
Учет каботажных грузов в межпортовом сообщении. При оформлении приема каботажных грузов к перевозке прежде всего отправитель заполняет погрузочный ордер (см. приложение 2). Этот документ является заявлением, подтверждающим согласие заключить договор на перевозку, а также основанием, дающим право завоза грузов в порт и составления самого договора — ко носамента. Отправитель заполняет все графы, расположенные на левой стороне бланка; оборотную сторону погрузочного ордера заполняет таксировщик грузового отдела.
В графе «Отправитель и его адрес» следует указать полное наименование и адрес отправителя, в графе «Пункт назначения»— порты назначения и перевалки; в графе «Получатель и его адрес» указывают полное наименование получателя (организация, пред приятие) и его точный адрес. Если отправитель желает, чтобы грузополучатель был уведомлен о прибытии груза по телефону или телеграфно, в погрузочном ордере делают отметку о способе уве домления.
В графе «Марки» должна быть указана отправительская мар кировка на грузовых местах; в графу «Номера» заносят порядко вые номера мест; в графе' «Количество мест» указывают количест во мест, причем для каждого наименования груза и рода упаковки отводят отдельную строку.
Вграфу «Род упаковки» следует вписать полное наименование вида тары (ящики, мешки, бочки и т. д .); если груз перевозится навалом или насыпью, указывают: «Навалом», «Насыпью».
Вграфе «Наименование груза» обозначают полное наименова ние груза в соответствии с Алфавитом и номенклатурой грузов». Грузы, не поименованные в этом документе, обозначают тем наи менованием, под которым они обращаются в торговле; в этом слу
272
чае отправитель обязан указать отличительные признаки груза для отнесения его к определенной тарифной группе. Если в погру зочном ордере недостаточно места для перечисления всех наиме нований груза, сдаваемого к перевозке, к ордеру приклеивают лист, на котором перечисляют марки, число мест, род тары, наи менование и массу отгружаемых товаров. Этот лист должен быть подписан отправителем и скреплен штемпелем порта; на нем про ставляют номер погрузочного ордера. Итоги количества мест и массы груза указывают в погрузочном ордере. В графе «Наимено вание грузов» делают отметку: «Перечень грузов прилагается».
В графе «Масса или объем» заведующий складом проставляет точную массу груза, определенную взвешиванием при приеме на склад порта, ставит штамп или записывает: «Масса проверена», и заверяет своей подписью. Если груз принимается без проверки массы, указанной отправителем в погрузочном ордере, заведую щий складом ставит штамп или записывает: «Масса по заявлению отправителя», что подтверждается подписью грузоотправителя.
На основании данных погрузочного ордера составляют коноса мент-, он является основным ответственным перевозочным доку ментом. Бланки коносамента относятся к документам строгой от четности и в случае порчи погашаются надписью «Аннулирован». Так как почти все графы коносамента соответствуют графам по грузочного ордера, то порядок заполнения коносамента не требует особых пояснений.
Приемо-сдаточная ведомость — это внутренний транспортный документ, представляющий собой опись основных перевозочных документов и выполняющий роль расписки, подтверждающей, что транспортные документы и грузы одной стороной сданы, а дру гой — приняты. В левой части бланка в разделе «По документам» указывают номера погрузочных ордеров, пункты отправления и назначения, номера коносаментов, наименование грузов, число мест и массу. Документы на грузы, следующие в различные порты назначения, заносят в отдельные приемо-сдаточные ведомости. Раздел «Оказалось при погрузке» заполняют в процессе погрузки судна, сюда вписывают количество погруженного на судно груза. Раздел «В действительности оказалось» заполняют после разгруз ки и приема груза на склад в порту назначения. Здесь проставля ют фактически выгруженное количество мест и их массу, если порт назначения проверял его.
Ордер на вы дачу груза выписывает таксировщик каботажного отдела. Этот документ, подтверждающий право грузополучателя на получение груза в порту, служит основанием для выдачи про пуска на вывоз груза из порта. На лицевой стороне ордера указы вают номер склада, на котором находится груз, наименование суд на, доставившего его, номер коносамента, номер марки и число грузовых мест, наименование и массу груза, подлежащего выдаче.
Действует следующая система оформления и движения доку ментов.
18 Б . Г . П риходько |
273 |
Грузоотправитель, заполнив погрузочный ордер в четырех эк земплярах, передает его таксировщику каботажого отдела для по лучения разрешения на ввоз груза. Визу, разрешающую ввоз гру за, накладывает начальник порта на первом и третьем экземпля рах погрузочного ордера. При ввозе груза в порт отправитель вру чает грузовому контролеру третий экземпляр (копию) погрузоч ного ордера; остальные три экземпляра он предъявляет заведую щему складом. При приеме груза заведующий складом или егопомощник проверяет состояние тары, количество мест, наличие маркировки и определяет массу груза установленным способом. Если груз следует за массой отправителя, массу не проверяют. В процессе приема все места маркируют транспортной маркой. Принятые грузы записывают в складскую книгу. Кроме того, вы писывают складскую штабельную бирку, на которой указывают дату приема, номер погрузочного ордера, количество мест и массу, наименование груза, пункт назначения. Бирку подписывает работ ник, принявший груз, и прикрепляет ее к штабелю.
Приняв груз, заведующий складом расписывается в погрузоч ном ордере, дубликате и корешке и проставляет на них порядко вый номер отправки. После этого погрузочный ордер передают гру зоотправителю, дубликат — в каботажный отдел, а корешок оста ется на складе до перевалки груза на судно. Грузоотправитель предъявляет подписанный заведующим складом погрузочный ор дер в каботажный отдел для расчета платежей и оформления ко носамента. Таксировщик каботажного отдела проверяет правиль ность оформления погрузочного ордера и производит таксировку. После этого оформляется коносамент в четырех экземплярах (ори гинал, две копии и корешок); оригинал коносамента вручают гру зоотправителю. Дубликат погрузочного ордера с указанием судна, на которое должен быть принят груз, возвращают на склад, где прикрепляют к корешку погрузочного ордера.
Перед сдачей груза на судно в каботажном отделе составляют приемо-сдаточную ведомость в четырех экземплярах; все они пе редаются на склад. По окончании погрузки эту ведомость (четыре экземпляра) подписывают заведующий складом и грузовой помощ ник капитана судна. Один экземпляр с приложением корешков всех погрузочных ордеров остается на складе и является докумен том, подтверждающим сдачу грузов судну, а три экземпляра с приложением дубликатов погрузочных ордеров и двух копий ко носамента следуют при грузе в порт назначения. После отгрузки за ведующий складом списывает груз в расход по складской книге, а приемо-сдаточную ведомость и корешки погрузочных ордеров пе редает в каботажный отдел для составления отчета.
По прибытии судна в порт назначения грузовой помощник ка питана передает в каботажный отдел все документы, следующие при грузе. Таксировщик каботажного отдела передает заведующе му складом приемо-сдаточные ведомости и дубликаты погрузочных ордеров. Груз принимают согласно погрузочным ордерам, сличая маркировку, счет мест и проверяя массу, если груз был принят к
274
перевозке с проверкой веса. В подтверждение приема каждой пар тии заведующий складом расписывается в погрузочном ордере; за тем он выписывает и прекрепляет к штабелю бирку.
Если фактически принятое количество груза расходится с про ставленным в погрузочном ордере, на нем делают соответствующую надпись с указанием недостачи или излишка мест и массы. После разгрузки всех партий в приемо-сдаточной ведомости заполняют раздел «В действительности оказалось». В случаях, когда при при еме от судна установлены недостачи или повреждения грузов, что может привести впоследствии к убыткам транспортных организа ций, заведующий складом сообщает об этом в каботажный отдел, а в необходимых случаях составляет коммерческий акт. Все три экземпляра приемо-сдаточной ведомости подписывают заведующий складом и грузовой помощник капитана; последнему вручают два экземпляра этой ведомости.
После оформления грузовых документов заведующий складом приходует груз по складской книге и передает приемо-сдаточные ведомости вместе с дубликатами погрузочных ордеров в каботаж ный отдел. Получив копии коносаментов, таксировщик каботаж ного отдела накладывает на их обороте календарный штамп при бытия груза, выписывает извещения грузополучателям, проверяет правильность таксировки, произведенной в порту отправления. За тем он заносит в соответствующие графы суммы сборов, причи тающихся порту назначения. Для получения груза необходимо предъявить доверенность и оригинал коносамента. Если оригинал коносамента еще не получен, груз можно выдать только по дове ренности, но с отметкой: «Подлинный коносамент предъявлен не был». Таксировщик каботажного отдела, сличив оригинал коноса мента с копиями, вписывает в оригинал все платежи, причитаю щиеся порту назначения, и ставит на обороте его календарный штамп прибытия груза.
После оформления коносамента таксировщик выписывает в че тырех экземплярах ордер на выдачу груза (квитанцию, ордер, ко пию и корешок ордера). Ордер направляют заведующему складом, копию передают в бюро пропусков, а корешок остается в каботаж ном отделе; квитанция выдается на руки грузополучателю, кото рый предъявляет ее товарному кассиру при оплате платежей. Пос ле оплаты таксировщик проставляет на коносаменте и копиях календарный штамп дня выдачи груза, вписывает в коносамент сумму взысканных платежей, удостоверяет это своей подписью и штемпелем порта й выдает грузополучателю копию коносамента, требуя от него расписку на оригинале коносамента и на его копиях.
Получив копию коносамента, грузополучатель предъявляет ее вместе с квитанцией ордера заведующему складом. Убедившись в том, что все причитающиеся порту суммы внесены, и сверив кви танцию с полученным из каботажного отдела экземпляром орде ра, заведующий складом выдает груз под расписку. После этого ордер остается на складе, а квитанцию и копию коносамента воз-
18* |
275 |
г
вращают получателю. Если получатель вывозит груз частями, он должен расписываться за каждую часть, а по окончании вывоза — за всю партию. На каждую часть вывозимого груза получатель берет у начальника района отношение в бюро пропусков на выда чу материального пропуска. Это отношение надо предъявлять бю ро пропусков для выдачи материального пропуска.
Учет грузов прямого смешанного железнодорожно-водного со общения. При сдаче груза к перевозке в прямом смешанном же лезнодорожно-водном сообщении отправитель обязан вручить гру зовому отделу пункта отправления накладную, которая сопровож дает груз на всем пути его следования.
Н акладная представляет собой договор на перевозку грузов и является основным ответственным транспортным документом. От правитель обязан заполнить все графы накладной с соблюдением установленных правил. Накладные в прямом смешанном железно дорожно-водном сообщении, как правило, составляют на каждую партию груза из расчета подъемной силы и вместимости двухосно го вагона согласно техническим нормам загрузки, действующим на железной дороге.
Речные и морские порты могут принимать к перевозке навалоч ные, насыпные и другие массовые грузы по одной накладной, со ставленной на весь груз, находящийся на судне, или на груз, пе ревозимый в адрес одного получателя. Однако такой груз должен следовать через один порт перевалки и на одну станцию назначе ния. Порт перевалки обязан па каждый загруженный вагон состав лять новые перевозочные документы (накладную и дорожную ве домость) прямого смешанного железнодорожно-водного сообще ния. В них делают отметку со ссылкой на номер основной наклад ной и с указанием основного порта отправления.
Масса груза, подаваемого в каждый вагон в пункте перевалки по новым документам, определяется портом. В накладной на по следний вагон указывают массу всего остатка груза, числящегося по основной накладной, и на фактическую недостачу или излишек груза составляют коммерческий акт. Копию акта, основную наклад ную и основную дорожную ведомость прилагают к новой наклад ной на последний вагон. Основную накладную и копию коммерче
ского акта выдают получателю на станции |
назначения. |
Д орож ная ведомость представляет собой |
копию накладной и |
состоит из дорожной ведомости с талоном, корешка ведомости с квитанцией и копии ведомости. Все три бланка имеют одинаковый порядковый номер.
Передаточная ведомость — это опись накладных и дорожных ведомостей; она выполняет те же функции, что и приемо-сдаточная ведомость в межпортовом сообщении.
Порядок приема от клиентуры и отгрузки грузов в прямом сме шанном железнодорожно-водном сообщении мало отличается от порядка, принятого для межпортового сообщения. Грузы прини мают от клиентуры и сдают на судно на основании погрузочного ордера и передаточной ведомости и только вместо коносамента
276