Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

складской части следят за выполнением сменно-суточного плана складских операций по всем складам через сменных помощников заведующих складов, подчиненных им в оперативном отношении.

Сокращенная складская группа создается в погрузочно-разгру­ зочных районах с напряженной круглосуточной загрузкой, где имеются склады с развитыми функциями. В этом случае склад­ ская группа обычно состоит из начальника, его заместителя по

Рис. 57. Схема организации складской группы с раз­ витыми функциями

оперативной части, помощника по грузовому учету и экспедитора по грузовому учету. Аппарат такой группы выполняет в основном организационные и контрольные функции.

Смешанная складская группа создается в тех случаях, когда одни склады работают с полной круглосуточной загрузкой, а дру­ гие загружены неравномерно. Первым придаются развитые функ­ ции, а функции вторых сокращаются и передаются в складскую группу. Таким образом, смешанная складская группа представля­ ет собой разновидность развитой.

§ 41. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕТ ГРУЗОВ

Организация документального учета грузов построена на единой системе оформления и оборота транспортных и склад­ ских документов установленных форм, обязательных для всех транспортных организаций и клиентуры. Документальный учет

271

f

представляет собой систематическую регистрацию совершаемых актов приема, перемещения и выдачи партий груза, а также дан­ ных количественного учета.

Каждому виду перевозок соответствует определенный порядок оформления грузов и оборота документов. Поэтому различают до­ кументальный учет каботажных, импортных и экспортных грузов. Порядок учета регламентируется правилами перевозок, объявлен­ ными в Тарифном руководстве 4М. Основными правилами оформ­ ления транспортных документов предусматривается ряд непре­ менных условий. Прежде всего документы установленной формы надо отчетливо заполнить чернилами, или на пишущей машинке, или химическим карандашом под копирку, или штемпелями. Под­ чистки и помарки в документах не допускаются, а исправления и дополнения должны быть оговорены отправителем или агентом порта. Все сведения о грузах и операциях приема, сдачи и пере­ мещения должны быть вписаны в соответствующие графы доку­ мента. Наименования и адреса-грузоотправителя и грузополуча­ теля необходимо указывать полностью. Не допускаются также сокращения наименования грузов, их состояния и вида упаковки.

Учет каботажных грузов в межпортовом сообщении. При оформлении приема каботажных грузов к перевозке прежде всего отправитель заполняет погрузочный ордер (см. приложение 2). Этот документ является заявлением, подтверждающим согласие заключить договор на перевозку, а также основанием, дающим право завоза грузов в порт и составления самого договора — ко­ носамента. Отправитель заполняет все графы, расположенные на левой стороне бланка; оборотную сторону погрузочного ордера заполняет таксировщик грузового отдела.

В графе «Отправитель и его адрес» следует указать полное наименование и адрес отправителя, в графе «Пункт назначения»— порты назначения и перевалки; в графе «Получатель и его адрес» указывают полное наименование получателя (организация, пред­ приятие) и его точный адрес. Если отправитель желает, чтобы грузополучатель был уведомлен о прибытии груза по телефону или телеграфно, в погрузочном ордере делают отметку о способе уве­ домления.

В графе «Марки» должна быть указана отправительская мар­ кировка на грузовых местах; в графу «Номера» заносят порядко­ вые номера мест; в графе' «Количество мест» указывают количест­ во мест, причем для каждого наименования груза и рода упаковки отводят отдельную строку.

Вграфу «Род упаковки» следует вписать полное наименование вида тары (ящики, мешки, бочки и т. д .); если груз перевозится навалом или насыпью, указывают: «Навалом», «Насыпью».

Вграфе «Наименование груза» обозначают полное наименова­ ние груза в соответствии с Алфавитом и номенклатурой грузов». Грузы, не поименованные в этом документе, обозначают тем наи­ менованием, под которым они обращаются в торговле; в этом слу­

272


чае отправитель обязан указать отличительные признаки груза для отнесения его к определенной тарифной группе. Если в погру­ зочном ордере недостаточно места для перечисления всех наиме­ нований груза, сдаваемого к перевозке, к ордеру приклеивают лист, на котором перечисляют марки, число мест, род тары, наи­ менование и массу отгружаемых товаров. Этот лист должен быть подписан отправителем и скреплен штемпелем порта; на нем про­ ставляют номер погрузочного ордера. Итоги количества мест и массы груза указывают в погрузочном ордере. В графе «Наимено­ вание грузов» делают отметку: «Перечень грузов прилагается».

В графе «Масса или объем» заведующий складом проставляет точную массу груза, определенную взвешиванием при приеме на склад порта, ставит штамп или записывает: «Масса проверена», и заверяет своей подписью. Если груз принимается без проверки массы, указанной отправителем в погрузочном ордере, заведую­ щий складом ставит штамп или записывает: «Масса по заявлению отправителя», что подтверждается подписью грузоотправителя.

На основании данных погрузочного ордера составляют коноса­ мент-, он является основным ответственным перевозочным доку­ ментом. Бланки коносамента относятся к документам строгой от­ четности и в случае порчи погашаются надписью «Аннулирован». Так как почти все графы коносамента соответствуют графам по­ грузочного ордера, то порядок заполнения коносамента не требует особых пояснений.

Приемо-сдаточная ведомость — это внутренний транспортный документ, представляющий собой опись основных перевозочных документов и выполняющий роль расписки, подтверждающей, что транспортные документы и грузы одной стороной сданы, а дру­ гой — приняты. В левой части бланка в разделе «По документам» указывают номера погрузочных ордеров, пункты отправления и назначения, номера коносаментов, наименование грузов, число мест и массу. Документы на грузы, следующие в различные порты назначения, заносят в отдельные приемо-сдаточные ведомости. Раздел «Оказалось при погрузке» заполняют в процессе погрузки судна, сюда вписывают количество погруженного на судно груза. Раздел «В действительности оказалось» заполняют после разгруз­ ки и приема груза на склад в порту назначения. Здесь проставля­ ют фактически выгруженное количество мест и их массу, если порт назначения проверял его.

Ордер на вы дачу груза выписывает таксировщик каботажного отдела. Этот документ, подтверждающий право грузополучателя на получение груза в порту, служит основанием для выдачи про­ пуска на вывоз груза из порта. На лицевой стороне ордера указы­ вают номер склада, на котором находится груз, наименование суд­ на, доставившего его, номер коносамента, номер марки и число грузовых мест, наименование и массу груза, подлежащего выдаче.

Действует следующая система оформления и движения доку­ ментов.

18 Б . Г . П риходько

273


Грузоотправитель, заполнив погрузочный ордер в четырех эк­ земплярах, передает его таксировщику каботажого отдела для по­ лучения разрешения на ввоз груза. Визу, разрешающую ввоз гру­ за, накладывает начальник порта на первом и третьем экземпля­ рах погрузочного ордера. При ввозе груза в порт отправитель вру­ чает грузовому контролеру третий экземпляр (копию) погрузоч­ ного ордера; остальные три экземпляра он предъявляет заведую­ щему складом. При приеме груза заведующий складом или егопомощник проверяет состояние тары, количество мест, наличие маркировки и определяет массу груза установленным способом. Если груз следует за массой отправителя, массу не проверяют. В процессе приема все места маркируют транспортной маркой. Принятые грузы записывают в складскую книгу. Кроме того, вы­ писывают складскую штабельную бирку, на которой указывают дату приема, номер погрузочного ордера, количество мест и массу, наименование груза, пункт назначения. Бирку подписывает работ­ ник, принявший груз, и прикрепляет ее к штабелю.

Приняв груз, заведующий складом расписывается в погрузоч­ ном ордере, дубликате и корешке и проставляет на них порядко­ вый номер отправки. После этого погрузочный ордер передают гру­ зоотправителю, дубликат — в каботажный отдел, а корешок оста­ ется на складе до перевалки груза на судно. Грузоотправитель предъявляет подписанный заведующим складом погрузочный ор­ дер в каботажный отдел для расчета платежей и оформления ко­ носамента. Таксировщик каботажного отдела проверяет правиль­ ность оформления погрузочного ордера и производит таксировку. После этого оформляется коносамент в четырех экземплярах (ори­ гинал, две копии и корешок); оригинал коносамента вручают гру­ зоотправителю. Дубликат погрузочного ордера с указанием судна, на которое должен быть принят груз, возвращают на склад, где прикрепляют к корешку погрузочного ордера.

Перед сдачей груза на судно в каботажном отделе составляют приемо-сдаточную ведомость в четырех экземплярах; все они пе­ редаются на склад. По окончании погрузки эту ведомость (четыре экземпляра) подписывают заведующий складом и грузовой помощ­ ник капитана судна. Один экземпляр с приложением корешков всех погрузочных ордеров остается на складе и является докумен­ том, подтверждающим сдачу грузов судну, а три экземпляра с приложением дубликатов погрузочных ордеров и двух копий ко­ носамента следуют при грузе в порт назначения. После отгрузки за­ ведующий складом списывает груз в расход по складской книге, а приемо-сдаточную ведомость и корешки погрузочных ордеров пе­ редает в каботажный отдел для составления отчета.

По прибытии судна в порт назначения грузовой помощник ка­ питана передает в каботажный отдел все документы, следующие при грузе. Таксировщик каботажного отдела передает заведующе­ му складом приемо-сдаточные ведомости и дубликаты погрузочных ордеров. Груз принимают согласно погрузочным ордерам, сличая маркировку, счет мест и проверяя массу, если груз был принят к

274


перевозке с проверкой веса. В подтверждение приема каждой пар­ тии заведующий складом расписывается в погрузочном ордере; за­ тем он выписывает и прекрепляет к штабелю бирку.

Если фактически принятое количество груза расходится с про­ ставленным в погрузочном ордере, на нем делают соответствующую надпись с указанием недостачи или излишка мест и массы. После разгрузки всех партий в приемо-сдаточной ведомости заполняют раздел «В действительности оказалось». В случаях, когда при при­ еме от судна установлены недостачи или повреждения грузов, что может привести впоследствии к убыткам транспортных организа­ ций, заведующий складом сообщает об этом в каботажный отдел, а в необходимых случаях составляет коммерческий акт. Все три экземпляра приемо-сдаточной ведомости подписывают заведующий складом и грузовой помощник капитана; последнему вручают два экземпляра этой ведомости.

После оформления грузовых документов заведующий складом приходует груз по складской книге и передает приемо-сдаточные ведомости вместе с дубликатами погрузочных ордеров в каботаж­ ный отдел. Получив копии коносаментов, таксировщик каботаж­ ного отдела накладывает на их обороте календарный штамп при­ бытия груза, выписывает извещения грузополучателям, проверяет правильность таксировки, произведенной в порту отправления. За­ тем он заносит в соответствующие графы суммы сборов, причи­ тающихся порту назначения. Для получения груза необходимо предъявить доверенность и оригинал коносамента. Если оригинал коносамента еще не получен, груз можно выдать только по дове­ ренности, но с отметкой: «Подлинный коносамент предъявлен не был». Таксировщик каботажного отдела, сличив оригинал коноса­ мента с копиями, вписывает в оригинал все платежи, причитаю­ щиеся порту назначения, и ставит на обороте его календарный штамп прибытия груза.

После оформления коносамента таксировщик выписывает в че­ тырех экземплярах ордер на выдачу груза (квитанцию, ордер, ко­ пию и корешок ордера). Ордер направляют заведующему складом, копию передают в бюро пропусков, а корешок остается в каботаж­ ном отделе; квитанция выдается на руки грузополучателю, кото­ рый предъявляет ее товарному кассиру при оплате платежей. Пос­ ле оплаты таксировщик проставляет на коносаменте и копиях календарный штамп дня выдачи груза, вписывает в коносамент сумму взысканных платежей, удостоверяет это своей подписью и штемпелем порта й выдает грузополучателю копию коносамента, требуя от него расписку на оригинале коносамента и на его копиях.

Получив копию коносамента, грузополучатель предъявляет ее вместе с квитанцией ордера заведующему складом. Убедившись в том, что все причитающиеся порту суммы внесены, и сверив кви­ танцию с полученным из каботажного отдела экземпляром орде­ ра, заведующий складом выдает груз под расписку. После этого ордер остается на складе, а квитанцию и копию коносамента воз-

18*

275


г

вращают получателю. Если получатель вывозит груз частями, он должен расписываться за каждую часть, а по окончании вывоза — за всю партию. На каждую часть вывозимого груза получатель берет у начальника района отношение в бюро пропусков на выда­ чу материального пропуска. Это отношение надо предъявлять бю­ ро пропусков для выдачи материального пропуска.

Учет грузов прямого смешанного железнодорожно-водного со­ общения. При сдаче груза к перевозке в прямом смешанном же­ лезнодорожно-водном сообщении отправитель обязан вручить гру­ зовому отделу пункта отправления накладную, которая сопровож­ дает груз на всем пути его следования.

Н акладная представляет собой договор на перевозку грузов и является основным ответственным транспортным документом. От­ правитель обязан заполнить все графы накладной с соблюдением установленных правил. Накладные в прямом смешанном железно­ дорожно-водном сообщении, как правило, составляют на каждую партию груза из расчета подъемной силы и вместимости двухосно­ го вагона согласно техническим нормам загрузки, действующим на железной дороге.

Речные и морские порты могут принимать к перевозке навалоч­ ные, насыпные и другие массовые грузы по одной накладной, со­ ставленной на весь груз, находящийся на судне, или на груз, пе­ ревозимый в адрес одного получателя. Однако такой груз должен следовать через один порт перевалки и на одну станцию назначе­ ния. Порт перевалки обязан па каждый загруженный вагон состав­ лять новые перевозочные документы (накладную и дорожную ве­ домость) прямого смешанного железнодорожно-водного сообще­ ния. В них делают отметку со ссылкой на номер основной наклад­ ной и с указанием основного порта отправления.

Масса груза, подаваемого в каждый вагон в пункте перевалки по новым документам, определяется портом. В накладной на по­ следний вагон указывают массу всего остатка груза, числящегося по основной накладной, и на фактическую недостачу или излишек груза составляют коммерческий акт. Копию акта, основную наклад­ ную и основную дорожную ведомость прилагают к новой наклад­ ной на последний вагон. Основную накладную и копию коммерче­

ского акта выдают получателю на станции

назначения.

Д орож ная ведомость представляет собой

копию накладной и

состоит из дорожной ведомости с талоном, корешка ведомости с квитанцией и копии ведомости. Все три бланка имеют одинаковый порядковый номер.

Передаточная ведомость — это опись накладных и дорожных ведомостей; она выполняет те же функции, что и приемо-сдаточная ведомость в межпортовом сообщении.

Порядок приема от клиентуры и отгрузки грузов в прямом сме­ шанном железнодорожно-водном сообщении мало отличается от порядка, принятого для межпортового сообщения. Грузы прини­ мают от клиентуры и сдают на судно на основании погрузочного ордера и передаточной ведомости и только вместо коносамента

276