Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИТОГИ ШИРОКОГО ВНЕДРЕНИЯ СКОРОСТНОЙ ТЕХНИКИ (5—9 км/ч) В КОЛХОЗАХ И СОВХОЗАХ И ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВОЙ СКОРОСТНОЙ ТЕХНИКИ (9—15 км/ч)

ДЕГТЯРЕВ В. А.

(ВИМ)

Поставка сельскому хозяйству скоростных тракторов, предназначенных для работы на скоростях 5—9 км/ч, началась с 1960 г. Практически к 1965 г. все поступаю­ щие в сельское хозяйство тракторы рассчитаны для ра­ боты на скоростях 6—9 км/ч (табл. 1).

Т а б л и ц а I

Количественное изменение тракторного парка

 

в сельском

хозяйстве по годам, тыс. шт.

 

Трактор

 

1962

1964

1966

1968

1970

К-700

 

 

3,7

11,0

21,0

Т-4

 

61,0

6,7

23,5

Т-75, ДТ-75 (Т-74)

 

144,0

205,9

345,9

471,7

ДТ-54А

 

496,0

434,0

380,0

287,1

186,3

МТЗ-5ЛС(МТЗ-5МС),

МТЗ-50

318,1

467,7

560,3

МТЗ-2, МТЗ-5

 

142,0

129,7

94,0

85,1

По мере списания тракторов старых марок удельный вес скоростных тракторов в сельском хозяйстве увели­ чивался и к 1970 г. составил 67% общего парка, по классу тяги 3 т 72%, 1,4 т 87% (рис. 1).

Однако процесс насыщения разных зон скоростной техникой идет неравномерно. Насыщение скоростными

пахотными тракторами, как это видно

из таблицы 2,

быстрее

всего идет

на Украине и

в

Молдавии

(87%),

а также

в Казахской

ССР, Закавказье

и

Нечерноземной

зоне (76—78%)

и медленнее всего

в Сибири, на

Урале

и в Прибалтике

(60—64%).

 

 

 

 

При поставке скоростных тракторов следовало ожи­ дать первоочередного насыщения тех зон, где они могут


тысшт. 1300 г

1960 1962 Ш 1966 1968 1970 1972 годы

Рис. 1. Количественные и качественные

изменения

тракторного

 

парка:

 

 

,

скоростные (5—9

км/ч)

и

не­

скоростные тракторы; ——

суммарные

ко­

личество тракторов классов

3

и 1,4

т.

 

дать наибольший эффект,— на Северном Кавказе, в По­ волжье, Сибири и Казахстане. Между тем в Нечерно­ земной зоне РСФСР и Закавказье на один обычный трак­ тор приходится три скоростных, а в Западной Сибири, где условия их эксплуатации позволяют дать максималь­ ный эффект, парк скоростных тракторов почти равен парку обычных. Это снижает эффективность применения скоростных тракторов в государственном масштабе.

Эффективность внедрения новой техники во многом зависит от принятого порядка ее распределения по об­ ластям, хозяйствам и их подразделениям.

Из опыта внедрения новых тракторов известно, что наиболее выгодные условия эксплуатации создаются при поставке их группами (не менее 3—5 шт. на хозяйство). При этом механизаторы быстрее их осваивают, легче организовать снабжение запасными частями и освоить

Т а б л и ц а 2

Соотношение скоростных тракторов классов 3—6 т

 

по зонам

страны, шт.

 

 

 

Тракторы

Скоростные, %

 

 

 

 

Зона

скоростные

обычные

к общему

парку пахот­

 

(ДТ-75, Т-4),

(ДТ-54А,

ных тракторов

 

 

К-700)

С-80)

 

Нечерноземная

зона евро­

75 145

24 232

76

пейской части

109 366

39605

73

Степная зона

европейской

части

 

86 015

57335

60

Урал и Сибирь

 

Казахская ССР

71066

20507

78

Прибалтика

 

13 473

7 726

64

Украина и Молдавия

91650

13556

87

Закавказье

 

11862

3517

78

Средняя Азия

 

28 771

12 291

70

особенности обслуживания и ремонта. Приведем в качест­ ве примера (табл. 3) распределение тракторов в хозяйст­ вах Новгородской области (по данным ВНИИЭСХа) .

Т а б л и ц а 3

Сменная выработка тракторов ДТ-75 и

себестоимость

тракторных работ в зависимости от числа тракторов

в

хозяйстве

 

 

 

 

 

Количество тракторов

Показатель

 

 

в хозяйстве

 

 

 

 

 

 

 

1

2 - 4

более 4

Сменная выработка, га м.

п. на 1

1.3

3,0

3,3

условный трактор

 

5,6

5,0

4,4

Себестоимость 1 га м. п., руб.

Однако новые тракторы поставляются в хозяйства разрозненно. Например, по данным МСХ СССР, из 96 областей РСФСР и Казахской ССР в 18 имеется менее чем по 10 тракторов К-700, а в 65 — менее чем по 100 тракторов. По данным ВНИИМЭСХа, за последние че­ тыре года в 62% хозяйств Ростовской области имелось не более четырех тракторов К-700.

Так ж е разрозненно поступали в хозяйства новые тракторы Т-4, ДТ-75, что, безусловно, осложняло их эк-


сплуатацию и не обеспечило получение предполагаемого эффекта от первого этапа внедрения повышенных рабо­ чих скоростей.

Увеличение мощности двигателей новых тракторов позволило получить большую тяговую мощность на крю­ ке и создать потенциальную возможность увеличения производительности труда.

Энергонасыщенность (мощность, приходящаяся на единицу веса трактора) пахотных гусеничных тракторов возросла на 30—40%, а колесных пропашных — до 40%. Это, в свою очередь, обеспечило повышение рабочих ско­

ростей

тракторов

ДТ-75, Т-74 и МТЗ-50 до 5—9 км/ч,

а тракторов Т-4 и К-700 до 7—11 км/ч.

 

 

Потенциальные возможности мощных тракторов по

сравнению

с их

предшественниками

характеризуются

данными, представленными в таблице 4.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4

 

 

Соотношение мощности и производительности

 

 

 

скоростных и обычных тракторов

 

 

 

 

 

 

Соотношение

показателей

 

 

Показатель

К-700 и

Т-4

ДТ-75

МТЗ-50

 

(Т-74)

(МТЗ-5ЛС)

 

 

 

 

ДТ-75

и ДТ-75

и ДТ-54А

и МТЗ-5

 

 

 

 

(Т-74)

(Т-74)

(ДТ-54)

(МТЗ-2)

Мощность двигателя

2,65—2,85

1,45—1,48

1,31-1,33 1,30—1,47

(при тяговых испы­

 

 

 

 

таниях)

 

 

 

 

 

Тяговая мощность (в

 

 

 

 

числителе) и удель­

 

 

 

 

ный расход топлива

 

 

 

 

на

1 л. с. на крюке

 

 

 

 

знаменателе):

2,42

1,59

1,31—1,32

1,19—1,23

 

 

 

 

 

на

стерне

 

1,07—1,08

0,83—0,84 1,03—1,04

1,02—1,04

 

на

почве,

подго­

2,42

1,19

1,42—1,43 1,17—1,24

 

товленной под по­

1,02

0,85

0,95

0,94—0,95

 

сев

 

техни­

 

 

 

 

Усредненные

 

 

 

 

чески обоснованные нормы сменной вы­ работки (в числи­ теле) и расход топ­ лива на 1 га (в зна­ менателе):

пахота на глуби­ ну, см:


 

 

 

 

Продолжение

 

 

Соотношение показателей

 

Показатель

К-700

Т-4 и

ДТ-75

МТЗ-50

(Т-74)

(МТЗ-5ЛС)

и

ДТ-75

ДТ-75

и ДТ-54А

и MT3-5

 

(Т-74)

(Т-74)

 

(ДТ-54)

(МТЗ-2)

 

 

 

20—22

2,0—2,2

1,07-1,08

 

25-27

2,04—2,20

1,04—1,15

 

боронование

 

сплошная куль­ 1,85-1,97* тивация 1,26—1,36

прикатывание

дискование, лу­ 2,42—2,50**

щение 1,00—1,05 посев:

зерновых

кукурузы, под­ солнечника

междурядная обра­ ботка кукурузы

посадка картофеля уборка:

кукурузы на зерно и силос

картофеля

*

С боронованием.

;*

Лущение.

1,13-1,20 1,00—1,07

1,11—1,24

0,99—1,07

1,07—1,16 1,19—1,26 1,11—1,12 0,77—1,02

1,08—1,10 1,11—1,20 1,14-1,17 0,98-0,99

1,17—1,33 1,21—1,31

 

0,91—1,00 0,92—0,95

 

1,10—1,26

1,09

 

1,04—1,09 0,91—1,10

1,20—1,21

1,11

 

1,03

1,05

1,04

0,98

1,04—1,08

 

 

0,92—0,98

 

1,06

1,06

 

1,14

0,99

 

1,09—1,13 1,04—1,05

 

1,05-1,15 0,95—0,99

1,06

1,05

 

1,01

1,06


Технически обоснованные нормы выработки и расхо­ да топлива учитывают не только величину тяговой мощности трактора, но и возможности ее использо­ вания в различных природно-производственных условиях при выполнении разных работ. С повышением тяговой

мощности

тракторов, как

правило,

растут непроизводи­

тельные затраты рабочего

времени, а в ряде случаев

и удельное

сопротивление

орудий

(при повышении ско­

рости движения растет удельное сопротивление рабочих органов, а при увеличении ширины захвата — вес маши­ ны на единицу ширины захвата). На некоторых опера­ циях имеются агротехнические ограничения повышения рабочей скорости. В ряде случаев затруднено использо­ вание широкозахватных орудий. Вследствие этих факто­ ров фактический прирост производительности агрегата обычно меньше прироста мощности трактора.

Как видно из таблицы 4, мощность двигателей и тя­ говая мощность тракторов класса 3 т увеличились на 31—33%, а повышение производительности, вычислен­ ное по соотношению научно обоснованных норм выра­ ботки, составило на разных видах работ 7—33%, в сред­ нем 15—20%. Д л я тракторов класса 1,4 т эти соотноше­ ния следующие: увеличение мощности двигателей 30— 47%, тяговых мощностей 17—24%, норм выработки 4—31% и в среднем 12—15%.

Потенциальные возможности скоростных тракторов определили занятость их на разных видах работы. Трак­ торы Т-75 и ДТ-75 стали основными пахотными тракто­ рами. В балансе их рабочего времени пахота составляет 30—40%, другие операции обработки почвы и сев — до 30%, транспортные работы—18—20%. Недостаточная обеспеченность хозяйств землеройной техникой и погруз­ чиками препятствует расширению использования этих тракторов в межпиковый период, а отсутствие специаль­ ных транспортных средств—эффективному использо­ ванию на перевозке грузов в условиях снежного бездо­ рожья.

Тракторы МТЗ-5ЛС и МТЗ-50 в большинстве зон страны являются основными пропашными тракторами. Весьма широко, хотя и с разной степенью эффективно­ сти, они используются на уборке трав на сено, силосных культур и картофеля. Д о 50% времени эти тракторы ис­ пользуются на транспортных работах, во многом заме­ няя автомобили на внутрихозяйственных перевозках.