Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

ОО/мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЇМ

 

 

 

 

 

)

 

 

 

 

 

 

two

 

 

 

 

 

/Г

 

 

 

 

 

 

Ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

My

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9е, С,, 120

 

 

 

 

 

Мир

 

 

 

фкчкг/ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

370 55100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗЗОЩЬО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

290 \35\60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

250

 

Щ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

210

 

[20

 

 

 

 

 

S

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

W

60 80 100 120 140160 180 200 220 2W 260 NeAc

 

 

Рис. 1. Регуляторная

характеристика форсирован­

 

 

 

 

 

 

 

ного двигателя ЯМЗ-238НБ.

 

 

Тяговые показатели трактора-макета

(рис. 2)

рассчи­

таны по общеизвестной методике.

 

 

Из

рисунка

2 следует,

что скорости

трактора-макета

изменяются

в пределах 8,95—20,7 км/ч. Кривая тягового

к. п. д. т|т

занимает область значений 0,66—0,79,

плавно

изменяясь

 

во всем

диапазоне скоростей. Максимум г\т

приходится

 

на скорость 12,5 км/ч. На скорости, соответ­

ствующей

 

РК р

и

определяющей тяговый класс макета,

t] T =

0,74.

Сдвиг

 

максиму­

 

 

ма г)т влево от зоны ско­

 

 

 

ростей

15—20 км/ч, по-ви­

 

 

 

димому, можно

объяснить

 

 

 

увеличением

веса

 

макета,

 

 

обусловленным

весом ба­

 

 

 

зового трактора и допуще­

 

 

 

ниями,

сделанными

при

 

 

 

расчете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тяговое

 

усилие

Р К р

 

 

 

изменяется

от 5890 кг при

 

 

 

скорости

9,85

км/ч

до

 

 

 

2440

кг

 

при

 

скорости

 

 

 

20,7

км/ч. Минимальный

 

 

19У,кф

удельный расход

топлива

 

 

g K P

равен

 

232

г/л. с. ч,

Рис. 2. Тяговые показатели

а в

зоне, скоростей

15—

тракторов-макетов Э-151 (

\

20

км/ч

gKp

изменяется

и ТМ-270-ВИМ ( —

о—у"~



в пределах 238—262 г/л. с. ч. Буксование при скоростях 15—20 км/ч не превышает 1,7%, максимум б (при наи­ большем Р к р ) достигает 6,5%.

Проект трактора-макета разработан в Ц О К Б ВИМ. Базовый трактор К-75 выпуска 1965 г. прошел государ­ ственные испытания (2050 ч) на Таджикской зональной МИС. С трактора были сняты двигатель СМД-14 с муф­ той сцепления, устройство для предохранения от опроки­ дывания, система охлаждения, гидропривод направляю­ щих колес, облицовка и капот, электрооборудование.

При изготовлении макета лонжероны рамы были уд­ линены на 375 мм, на раме смонтированы двигатель ЯМЗ-238НБ, система охлаждения, выхлопная и всасы­ вающая трубы от трактора К-700. Основные конструктив­ ные изменения в трансмиссии коснулись реверс-редукто­

ра,

в котором

шестерня

Zi = 27 на ведущем

валу

была

заменена шестерней z'i =

47,

число

зубьев

сцепленной

с ней шестерни z2

= 44 уменьшено до z ' 2 = 2 4 . На

валу

реверс-редуктора

вместо

шестерни

z3

= 44

установлена

шестерня г'ъ24.

Этот

комплекс

 

шестерен

позво­

ляет

получить

передаточное

число

реверс-редуктора

ip-p —0,525, что обеспечивает

скорость

движения макета

в диапазоне 10—21 км/ч. Без включения реверс-редуктора скорости макета при движении вперед такие же, что и трактора К-75 (5,15—10,85 км/ч). Вместо полужесткой муфты главного сцепления, с которой обычно комплек­ туется двигатель ЯМЗ-238НБ, на макете смонтировано модифицированное сцепление ЯМЗ-238К от двигателя ЯМЗ-238. Модификация в основном заключается в сле­ дующем: усилен вал сцепления и в связи с этим заменены ступицы ведомых дисков, муфта выключения заимство­ вана от трактора Т-4М. Дл я привода насоса гидросисте­ мы, а также возможности монтажа приборов для контро­ ля за угловой скоростью коленчатого вала предусмотрен специальный раздаточный редуктор, укрепленный на кар­ тере сцепления.

Оборудование макета новым двигателем вызвало так­ же некоторые переделки в системе управления. Отличи­ тельной особенностью трактора-макета является то, что его трансмиссия допускает переключение передач в ши­ роком диапазоне скоростей (5—21 км/ч), что очень важ­ но, например, при изучении динамики тягового сопротив­ ления агрегатируемых орудий и машин в зависимости ог скорости движения агрегата. Дополнительные передачи


обеспечивает сменный комплект шестерен реверс-редук­

тора: 2 i " = 4 4 ; 22 " =

23 " = 27.

Трактор-макет может быть

также

оборудован

двигателем с числом

оборотов

2100 об/мин.

 

 

 

Для

проведения

тяговых

испытаний макет

оснащен

аппаратурой, позволяющей регистрировать расход топли­ ва, крутящий момент двигателя, ведущие моменты на

звездочках,

тяговое усилие,

число оборотов

двигателя

и звездочек,

путь и другие

показатели. Для

измерения

исследуемых параметров, их количественной и качествен­

ной оценки используются

автоматическая регистрирую­

щая аппаратура типа «Прима» и тензометрическая

аппа­

ратура.

 

 

 

 

Загрузка трактора-макета осуществляется с помощью

тягово-загрузочной лаборатории с электрическим

загру­

зочным устройством на базе автомобиля

ЗИЛ-157К и се­

рийного трактора.

 

 

 

 

Краткая техническая

характеристика

трактора

 

макета класса 3 т для работы на скоростях

 

свыше 15 км/ч

 

 

Тяговая мощность, л. с

кг

213

 

Вес (эксплуатационный),

8400

 

Среднее удельное давление на грунт,

 

 

кг/см2

 

0,46

 

Удельная энергонасыщенность, л.с./т . . 34,2

 

Габариты, мм:

 

; . . . . 2000

 

ширина

 

 

высота

 

2965

 

длина

 

6135

 

Дорожный просвет, мм

 

326

 

Ширина колеи, мм

 

1570

 

Скорость движения (км/ч) и тяговое

 

 

усилие (кг) на передачах

(при наи­

 

 

большем тяговом к.п.д.):

9,85/5890

 

I

 

 

II

 

10,93/5235

 

III

 

12,3/4630

 

IV

 

13,5/4095

 

V

 

15,1/3600

 

VI

 

16,7/3170

 

VII

 

20,7/2440 .

 

Часовой расход топлива

при номиналь­

 

 

ной мощности, кг/ч

 

48,4

 

Двигатель

 

ЯМЗ-238НБ,

 

 

 

 

отрегулиро­

 

 

 

 

ванный на

 

 

 

 

повышенную

 

 

 

 

мощность

 


С помощью трактора-макета предусматривается: определение энергетических и динамических показа­

телей гусеничного трактора класса 3 т при работе на ско­ ростях свыше 15 км/ч;

определение баланса потерь мощности в гусеничном движителе при работе на скоростях до 20 км/ч;

исследование новых рабочих органов различных сель­ скохозяйственных машин и орудий, предназначенных для выполнения операций на высоких скоростях, в целях уста­ новления целесообразного диапазона дальнейшего повы­ шения скоростей на основных сельскохозяйственных опе­ рациях;

изучение работы машинно-тракторных агрегатов на высоких скоростях с применением реверсивного способа движения;

исследование систем автоматического вождения ско­ ростных гусеничных тракторов.

В результате намеченных исследований будут получе­ ны материалы по динамике тракторов класса 3 т на скоро­ стях выше 15 км/ч.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СИСТЕМ МАШИН

В ЗЕМЛЕДЕЛИИ

РУНЧЕВ М. С, ПЕРЕРВА А. П., ФИЛОНОВ В. С, ТАРАНИН В. И,

(ВНИИМЭСХ)

Задачей экономического прогнозирования перспектив­ ных систем машин для различных зон страны является установление ограничений технических средств нового ка­ чества на определенный период. К главным факторам, ха­ рактеризующим периоды, относятся объемы и виды трак­ торных работ, распределенных по времени всего цикла получения продуктов. Виды работ, в свою очередь, зави­ сят от урозня агрономической науки, а объемы — от структуры посевных площадей, удовлетворяющей потреб­ ностям народного хозяйства на основе расширенного вос­ производства.

Основные принципы экономического прогнозирования систем машин в земледелии определены рядом исследо­ ваний [1—5]. Однако в методическом подходе к данному вопросу существуют различные точки зрения.

Определение оптимальных параметров тракторов и машин в большинстве случаев сводится к независимо­ му параллельному обоснованию их отдельно для тракто­ ров и машин. Параметры машин (скорость и ширина захвата) выбирают путем выявления зависимостей стои­ мости производства работ от изменения параметров машин с конкретным трактором. Зона наименьшей стои­ мости работ считается оптимальной. Такой метод приме­ ним только при обосновании выбора агрегатов с конк­ ретным трактором, а не для всей системы машин в целом.

Для учета взаимовлияния тракторов и машин некото­ рые исследователи рассматривают произвольно выбран­ ный типоразмерный ряд тракторов с различным уровнем энергонасыщенности в каждом классе. Уровень энергона­ сыщенности также выбирается произвольно. Но даже в такой постановке допускаются неточности в оценке воз­ можных вариантов агрегатов при выполнении определен­ ных видов работ, Причиной этих неточностей является то.