Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на силос

11

свеклы

10

Разбрасывание минеральных удобрений

14

Наблюдения за качеством работы сельскохозяйствен­ ных машин на повышенных скоростях в хозяйственных условиях, а также лабораторно-полевые исследования показали, что качество выполнения сельскохозяйствен­ ных операций удовлетворяет агротребованиям, а на от­ дельных видах работ (пахоте, культивации, обработке пропашных и т. п.) выше предусмотренного агротребованиями.

Данные за 1959—1963 гг. до начала опытного внед­ рения скоростной техники и за 1965—1968 гг., в течение которых в отделении работала скоростная техника, по­ казывают, что темпы роста урожайности большинства культур в скоростном отделении значительно превышают темпы роста в среднем по колхозу (табл. 1).

 

 

 

 

Т а б л и ц а 1

Средняя урожайность

основных

сельскохозяйственных

 

культур в колхозе им. В. И. Ленина, ц/га

 

 

 

1959-1963 гг.

1965—1968 гг., %

 

 

 

 

1959-1963 гг.

 

Культура

 

по 6-му

 

по 6-му

 

 

по колхозу

по колхозу

 

 

отделению

отделению

Озимая

пшеница

25,2

26,5

118,3

118,5

Подсолнечник

12,8

13,4

169,0

171,5

Кукуруза:

24,8

23,0

145,0

185,0

на

зерно

на

силос

130,0

136,0

173,6

217,0

Сахарная свекла

140,0

141,6

164,2

158,8

При сложившейся структуре полевых работ расчет­ ная производительность скоростных агрегатов в модель­ ном отделении повысилась: агрегатов с тракторами клас­ са 3 т на 80%, а с тракторами класса 1,4 т — на 29% (табл . 2) .

Повышение производительности машинно-трактор­ ных агрегатов привело к снижению затрат труда на про­ изводстве озимой пшеницы на 16,7, подсолнечника — на 44, сахарной свеклы — на 31, кукурузы на зерно — на 49,4, на силос — н а 7%.


 

Сменная выработка

агрегатов,

га

 

Трактор

 

 

 

Агрегат

Повыше­

Работа

 

 

скорост­

ние выра­

класса,

т

 

серийный

 

 

 

 

 

ной

ботки, %

 

 

 

 

 

 

 

3

Пахота

глубиной, см:

7,5

10,2

36,2

 

до

18

 

 

 

20

 

 

 

5,6

7,8

39,2

 

25—27

 

 

4,1

8,1

97,5

 

Лущение стерни

 

45,0

62,0

38,0

 

Боронование

сплошная

67,0

105,0

56,6

 

Культивация

40,0

56,0

40,0

1,4

Посев

зерновых

озимых

44,0

66,5

51,2

Посев

кукурузы

 

15,5

18,6

26,0

 

Культивация:

 

 

22,5

26,0

15,6

 

кукурузы

 

 

 

сплошная

 

 

14,0

19,5

39,2

 

Уборка:

 

 

 

25,0

 

 

зерновых

на

свал

21,5

16,4

 

кукурузы

на

силос

6,7

10,0

49,2

 

Стягивание соломы

30,0

36,0

20,0

Металлоемкость агрегатов с тракторами класса 3 т снизилась на 20%, с тракторами класса 1,4 т — на 33%.

Повышение рабочих скоростей вызвало необходи­ мость некоторых изменений в технологии производства тракторных работ. Так, на пахоте для достижения хоро­ шо выровненной поверхности потребовалось при прокла­ дывании борозды проводить вспашку всвал за три прохода или вразвал за четыре прохода. Потребовалась также тщательная заделка развальных борозд плугом или спе­ циальным заравнивателем, применение кругового (кон­ вертного) способа запашки поворотных полос. На убо­ рочных операциях оказалось возможным работать без мотовила. Повышение скорости почвообрабатывающих машин приводит к некоторому уменьшению глубины об­ работки, что необходимо учитывать при регулировке орудий.

Восьмилетний опыт эксплуатации сельскохозяйствен­ ной техники на скоростях 9—15 км/ч позволил подо­ брать комплекс машин для работы со скоростными трак­

торами,

в который включены как серийные, так

и опыт-,

ные

машины: плуги

ПЛН-3-35С,

ПЛН-

4-35 и

ПЛН-5-35, ПЛП-5-35 и ПЛП-6-35; лущильники ПЛ-4-30, АСМ-46-10-25; бороны прицепная БД-10, навесная

т


БДН-3, тяжелей ВДТ-7; культиваторы КПГ-4, КРН-4,2, КРН-5,6; сеялки СЗП-24, СЗ-3,6, CKTIH-6, СКПН-8; си­ лосоуборочный комбайн КС-2,6; жатка ЖРС-4,9; свекло­ уборочный комбайн СКД-3; опрыскиватель ГАН-15; раз­ брасыватель минеральных удобрений 1РМГ-4.

Исследования, проведенные в процессе опытного внед­ рения, показали, что для достижения сменной выработки скоростных агрегатов, близкой к потенциально возмож­ ной выработке тракторов, необходимо переходить к ин­ дустриальным методам обслуживания и эксплуатации машинно-тракторного парка. В модельном отделении проверен метод обслуживания парка мастерами-налад­ чиками и слесарями машинного двора. Этот метод, как

показали

расчеты, позволяет

уменьшить

непроизводи­

тельные

простои тракторов

в отделении

более чем на

500 тракторо-часов за сезон.

 

 

Применение оперативной

связи с агрегатами дает

возможность значительно снизить простои в поле, осо­ бенно на уборочных работах, и повысить сменную выра­ ботку на уборке зерновых на свал на 33%, кукурузы на

силос — на 26, сахарной

свеклы — на

77, на пахоте —

на 12%.

 

 

Практический опыт,

накопленный

в течение восьми

лет эксплуатации перспективных скоростных машиннотракторных агрегатов, показал, что эффективное исполь­ зование новой техники может быть осуществлено только при проведении целого комплекса организационно-техни­ ческих мероприятий. В связи с этим следует решительно отказаться от практикующихся методов внедрения новой техники путем разрозненных поставок отдельных ее об­ разцов в хозяйства. Минимальное количество тракторов,

поставляемых в хозяйство,

должно быть достаточным

для укомплектования одной

первичной производствен­

ной единицы отделения колхоза или совхоза. Скорост­ ные тракторы необходимо поставлять с комплексом сельскохозяйственных машин и орудий, достаточным для выполнения всех основных сельскохозяйственных опера­ ций на повышенных скоростях.


ОБ УПРАВЛЯЕМОСТИ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ ПРИ РАБОТЕ НА СКЛОНАХ

КОНОВАЛОВ В. Ф., СТРЕЛКОВ Б. А., ЦОДИКОВ О. Р.

(Пермский СХИ)

Основными факторами, сдерживающими решение проблемы повышения скоростей, являются рост сопро­ тивления ходовой части трактора и машин-орудий, ухуд­ шение условий труда и интенсификация труда водителя, связанная с ухудшением управляемости, снижением точности вождения и потерей устойчивости направления движения. Перечисленные факторы проявляются тем сильнее, чем выше скорость. На склонах их воздействие, заметное даже на малых скоростях, нарастает тем интен­ сивнее, чем круче склон.

Снижение производительности трактора при работе на склоне происходит главным образом из-за ухудшения его тяговых показателей и управляемости.

В Пермском сельскохозяйственном институте на базе трактора Т-40 разработан макет колесного трактора со схемой 4 X 2 с шинами ведущих колес размером 15X24" (которые устанавливают в настоящее время на низкоклиренсных тракторах Л Т З ) . В кабине были установле­ ны регистрирующие приборы, а в узлы ходовой части вмонтированы датчики измерительного комплекса, поз­ воляющие одновременно и независимо регистрировать три взаимно перпендикулярные составляющие реакции каждого колеса, а также ведущие моменты, углы откло­ нения направляющих колес от положения, соответствую­ щего прямолинейному движению трактора на равнине, усилия в тягах рулевого управления, траекторию сере­ дины задней оси, число оборотов ведущих колес и дей­ ствительную скорость агрегата. Координаты центра тя­ жести макета можно было варьировать в достаточно ши­ роких пределах. Опыты проводили на склонах до 25°, фон — стерня многолетних трав, почва — среднесуглинистый подзол с твердостью, по Ревякину, 8,5—10,5 кг/ем2 , влажностью 13—18%.

При движении по горизонтали склона направление поддерживал водитель, компенсируя боковое скольжение

за счет отклонения направляющих колес вверх по склону. Записывали также траектории движения трактора при программном управлении, которое обеспечивало неуп­

равляемое движение

с первоначальным

направлением

по горизонтали склона

и с

неотклоненными направляю­

щими

колесами, движение

при равномерной

угловой ско­

рости

отклонения направляющих колес до заданного угла

и неуправляемое движение с отклоненными на заданный угол направляющими колесами. На последнем участке программа поворота на склоне осложнялась тем, что движение агрегата в пределах степени неравномерности регулятора то замедлялось (движение вверх), то замет­ но ускорялось (движение вниз). При этом боковая сос­ тавляющая силы инерции и толчки, разгружающие ши­

ны, усиливали боковое скольжение и сползание

агрегата

вниз по склону.

 

 

 

 

Запись траекторий

поворотов проводили

на

склонах

О, 5, 10,

15 и 20° (вниз и вверх по склону)

на

I — I V пере­

дачах с

предельным

углом отклонения

направляющих

колес и предельным отклонением координаты центра тя­ жести. Сравнение форм полученных траекторий холостых поворотов проводили наложением их так, чтобы совпали горизонтали, наносимые на бумагу перед записью (пос­ ле установки в траектограф), а также отметки начала запрограммированного движения (рис. 1). Отрезок тра­ ектории 0—1 всегда равен продольной базе трактора, на участке 1—2 агрегат движется с постоянной угловой скоростью отклонения направляющих колес. Точка 2 фиксирует конец действия механизма рулевого управле­ ния. Последующее движение агрегат совершает с закреп­ ленным рулевым механизмом.

Последний участок траектории поворота на равнине является результатом установившегося движения, так как близок по форме к окружности. При поворотах на склоне эта же часть траектории отражает неустановив­ шееся движение и имеет форму петли, вытянутой попе­ рек склона при повороте вниз и сжатой при повороте вверх по склону. Чем круче склон, тем форма петли тра­ ектории больше отличается от окружности. В основном смещение петли происходит вниз по склону (в том и в другом варианте поворота), но наблюдались случаи, когда петля траектории смещалась вверх по склону при минимальном значении координаты а центра тяжести, равном 418 мм, и минимальном значении координаты h,


а

равном 825 мм. На склоне 20° есть участки, где трактор при повороте почти не «слушается руля». Особенно это заметно при повороте вниз по склону в нижней части петли траектории.

С повышением скорости движения длина участка /—2 (при отклонении направляющих колес с заданной угло­ вой скоростью) возрастает; происходит увеличение дли­ ны петли траектории на участке 2—3 (при неуправляе­ мых отклоненных на заданный угол направляющих ко­ лесах). Удлинение пути происходит как на равнине (под действием боковой составляющей силы инерции, вызы­ вающей скольжение направляющих колес), так и на склоне при скольжении под действием двух факторов — силы инерции и составляющей силы тяжести, направлен­ ной вниз по склону.

Оценку изменения формы траектории запрограмми­

рованных движений проводили по следующим

размерам:

Л,5 —длина и ширина

поворота;

С,Д —длина

и ширина

петли.

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты

измерений

(табл.

1)

показывают,

что

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 1

 

Средние значения характерных размеров траекторий

 

 

кинематического центра агрегата при повороте, м

 

Склон,

Пере­

 

Поворот

вверх

 

 

Поворот вниз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

град

дача

А

В

С

д

А

в

С

Д

 

 

 

 

7,96

9,64

9,21

9,08

 

 

 

0

III

8,06

9,84

9,28

9,25

 

 

 

9,09

10,24

9,29

9,28

 

 

 

IV

10,13

10,93

9,66

9,48

 

 

 

 

 

 

8,56

9,25

8,52

9,07

7,27

10,03

9,69

9,01

5

III

9,05

9,20

8,70

9,35

7,63

10,27

9,71

9,08

9,55

9,52

8,81

9,50

8,62

10,88

9,92

9,30

 

IV

10,80

10,10

9,06

9,90

9,45

11,58

10,00

9,42

 

 

9,60

9,11

7,98

9,15

7,20

10,48

9,89

8,75

10

III

9,82

9,57

8,41

9,65

7,50

10,89

10,30

9,19

10,60

9,95

8,54

9,80

7,87

11,30

10,41

9,20

 

IV

11,70

10,05

8,68

9,58

9,27

11,46

10,43

9,25

 

 

10,72

9,45

8,11

9,72

7,57

10,26

10,83

9,21

15

III

11,33

9,52

8,33

9,87

8,07

10,63

10,92

9,31

12,50

9,96

8,69

10,18

9,08

11,09

11,05

9,35

20

IV

12,90

9,87

8,89

10,26

10,05

11,95

11,33

9,55

I

13,35

9,96

7,68

9,95

8,40

11,63

16,71

10,45