Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 1
Нредельные значения тягового усилия, развиваемого трактором на склоне
Склон, |
Передача |
Среднее тяго |
Буксование, |
Приблизительное |
град |
вое усилие, |
% |
значение предельного |
|
|
|
кг |
|
усилия до срыва, кг |
0 |
II |
1020 |
12,4 |
1100 |
III |
880 |
9,5 |
||
|
IV |
790 |
7,9 |
|
5 |
II |
940 |
13,0 |
920 |
III |
800 |
10,0 |
||
|
IV |
700 |
8,0 |
|
10 |
II |
870 |
13,2 |
850 |
III |
790 |
11,2 |
||
|
IV |
690 |
9,3 |
|
15 |
II |
860 |
15,2 |
560 |
III |
725 |
11,6 |
||
|
IV |
625 |
9,4 |
|
20 |
Задний ход |
740 |
20,8 |
200 |
Использование части сцепных возможностей ведущи ми колесами трактора для компенсации их бокового скольжения приводит к снижению тяговых свойств.
При совместном действии напряжений в контакте шин, вызванных толкающей реакцией, и напряжений, вызван ных боковой реакцией ведущих колес, касательные на пряжения в контакте достигают предела сопротивления почвы (табл. 3), в результате чего происходит срыв ее верхнего слоя.
У К А З А Т Е Л Ь Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1. К о н о в а л о в В. Ф., С т р е л к о в Б. А. Исследование взаимо связи сцепления, скольжения и управляемости колесного трак тора. «Механизация и электрификация социалистического сель ского хозяйства», 1970, № 8.
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ СОСТАВОВ И РЕЖИМОВ РАБОТЫ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ С ЭНЕРГОНАСЫЩЕННЫМИ ТРАКТОРАМИ
ЕВТЕНКО В. Г., СКЛАДАНА Л. И., ЮШИН А. А. (УНИИМЭСХ)
Повышение производительности труда в сельском хо зяйстве неразрывно связано с освоением новой высоко производительной техники. В настоящее время в сель ское хозяйство Украинской ССР начинают поступать про мышленные образцы тракторов повышенной энергона сыщенности (21—22,3 л. с./т эксплуатационного веса вместо 12,4—16,1 л. с./т). Это тракторы Т-150 и Т-150К класса 3 т, МТЗ-80 и МТЗ-82 класса 1,4 т.
С учетом существенного повышения мощности дви гателей этих тракторов и рабочих скоростей от 5—8 до 8—12 км/ч, а также увеличения на 10—20% по сравне
нию |
с МТЗ-50 и Т-74 эксплуатационного |
веса тракторов |
и как следствие повышения тяговых качеств значитель |
||
ный |
практический интерес представляет |
обоснование оп |
тимальных составов |
и скоростных режимов работы ма |
|
шинно-тракторных |
агрегатов с |
тракторами Т-150 |
и МТЗ-80. |
|
|
Критериями оптимальности служили максимумы тя |
||
гового К. П. Д . Г ) т т а х |
И ТЄХНИЧЄСКОЙ |
ПрОИЗВОДИтеЛЫЮСТИ |
Wmax тракторов. Анализировались также удельные по казатели— энергозатраты по мощности двигателя, удель ный расход топлива, энергонасыщенность на 1 т конструк тивного веса и металлоемкость на единицу производи тельности.
Агрегаты проходили испытания в производственных условиях Киевской, Николаевской и Херсонской обла стей. Производительность МТА со скоростными тракто рами за час сменного времени и час работы под нагруз кой, расход топлива, коэффициенты использования вре мени смены"и другие эксплуатационные показатели оп ределяли в сравнении с серийными.
Рис. 1. Совмещенные |
энергетические |
характеристики тракторов |
||
и свеклоуборочных комбайнов и |
зависимость |
W (v): |
||
Э-151; |
ДТ-75; |
MT3-82; |
комбайны; |
|
Д, О — экспериментальные |
точки, |
полученные |
при работе агрегатов с трак |
|
торами Э-151, ДТ-75 и |
МТЗ-82; 2 — рядность комбайнов. |
|||
В случае отсутствия необходимых машин-орудий для |
||||
рационального комплектования |
(например, |
прицепного |
6-рядного свеклокомбайна) показатели агрегатов опреде ляли по методике [ 1 ] .
Расчеты ширины захвата В и скорости v движения агрегатов проводили в этом случае с учетом мощности, требуемой для привода рабочих органов.
На рисунке 1 представлены совмещенные энергетиче ские характеристики трактороз и свеклоуборочных ком байнов с дисковыми рабочими органами. На этом же ри сунке показана зависимость расчетной производительно сти W свеклоуборочных комбайнов от скорости. Рас-
Рис. 2. Зависимость производительно сти культиваторного агрегата и тягового к.п.д. трактора Э-151 от скорости дви жения.
хождение расчетных и экспериментальных данных
составляет |
для колесного |
трактора 1—8%, для |
гусенич |
||||
ных 11 —17%. Большее расхождение относится |
к |
рабо |
|||||
те комбайна |
СКД-3 на скоростях 10—12 км/ч и |
связано |
|||||
с выглублением рабочих органов при повышении |
скоро |
||||||
стей. |
|
|
|
|
|
|
|
Исследованиями установлено, что диапазон |
рабочих |
||||||
скоростей |
культиваторных |
агрегатов по |
оптимуму |
тяго |
|||
вого к. п. д. |
(0,95 максимального значения) |
составляет |
|||||
7,5—10,5 |
(с |
гусеничными |
тракторами) |
и |
8—12 |
км/ч |
(с колесными). Наилучшие показатели по производи тельности (вследствие повышения тягового сопротивле ния орудия на 2—4% на каждый километр в час прира щения скорости) получены при повышении скоростей на 25—90% и ширины захвата па 20—50%. Оптимальная ширина захвата агрегатов по критериям т)тШ ах и Wmax различна. Для культиваторов со стрельчатыми лапами, например, ее значение при агрегатировании с трактором Э-151 составляет 9,3 и I I м (рис. 2). Оптимум по макси муму технической производительности находится в зоне оптимума по тяговому к. п. д. ближе к большим значе ниям тягового усилия. Если на границе оптимума т]т с меньшим значением тягового усилия (5 = 6,5 м) работа агрегатов связана с понижением производительности на 26,5% по сравнению с Wm&Xt то на границе зоны с коор динатой В = 12,4 м, что соответствует максимальному
тяговому усилию, это уменьшение составляет всего 4,7%. Поэтому агрегат должен работать на скорости У Ю І П в оп тимальной зоне тягового к. п. д.
Лабораторно-полевыми исследованиями подтвержде ны результаты теоретического анализа. Так, при агрега
тировании Т-150 с двумя культиваторами |
КПГ-4 |
получе |
на производительность 7,43 га/ч, удельный |
расход |
топли |
ва 3,4 кг/га при скорости движения 9,4—9,6 км/ч; при агрегатировании Т-150 с тремя КПГ-4 производитель ность составила 9,5 га/ч, или на 14,2% выше, а расход топлива — 3,08 кг/га при средней скорости движения 7,6— 7,7 км/ч.
На основании полученных данных тракторы Т-150 и МТЗ-80 рекомендуется агрегатировать с машинами, ши
рина захвата |
которых на 20—50% больше, чем машин |
||
к тракторам |
Т-74 и МТЗ-50. Так, агрегат с трактором |
||
Т-150 следует |
комплектовать 5—6-корпусными плугами |
||
(вместо 4—5-корпусных), лущильником |
ЛДГ-15 |
(вме |
|
сто ЛДГ-10), |
четырьмя сеялками СЗ-3,6 |
(вместо |
двух- |
трех), а с трактором МТЗ-80 — культиватором КРН-5,6 (вместо КРН-4,2), 6-рядными машинами для возделыва ния картофеля (вместо 4-рядных) и т. д. При этом сред няя скорость движения агрегатов снижается на 5,5— 9,5%, а производительность повышается на 7,8—29,5% (таблица).
Такая же закономерность характерна для уборочных
агрегатов с тракторами Т-150 |
и |
пропашных |
агрегатов |
с тракторами МТЗ-80 и МТЗ-82 |
. В частности, |
тракторы |
|
МТЗ-82 рационально использовать |
не с 6-, |
а с 8-ряд- |
ными машинами для возделывания кукурузы и подсол нечника.
Из анализа удельных эксплуатационных показателей работы следует, что при рационально выбранных соста вах и режимах работы агрегатов со скоростными тракто рами классов 3 и 1,4 т производительность их по сравне нию с серийными увеличивается соответственно на 70— 100 и 34—66% на большинстве исследованных операций, металлоемкость машин уменьшается на 47,3—64,3%. Удельный расход топлива при этом находится на уровне серийных.
В случае неправильного комплектования агрегатов и выбора скоростного режима их работы наблюдался по вышенный расход топлива по сравнению с серийными агрегатами (на 5—23%),
Относительные удельные показатели работы МТА со скоростными тракторами классов 3 и 1,4 т, %
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Удельная |
произ |
|
|
|
|
« 2 |
|
|
|
|
|
|
|
водительность |
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
на 1 л. с. |
||
|
|
|
» > • ; |
|
|
|
|
|
|
S |
|
|
|
|
|
|
5т о. |
|
|
аз [_ |
|
|
|
|
|||
|
Операция |
|
|
|
К |
S |
2 « |
Э 2 |
|
|
|
||
|
|
я |
О п |
|
|
О |
е ( |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
<у о |
|
|
|
|||||
|
|
|
"І о а |
|
|
|
|
S S 2 |
|
|
|||
|
|
|
К В g |
|
|
и о С |
|
|
|
|
|||
|
|
|
о. к я * |
|
|
|
|
о « |
|
|
|||
|
|
|
! І |
ні О Я |
|
|
Нед |
|
|
|
|
|
|
Пахота на глубину, см: |
|
|
1,75 |
100 |
156,0 |
155,5 |
113,6 |
120,8 |
73,4 |
77,8 |
77,8 |
||
20—22 |
|
|
|
||||||||||
20—22 |
|
|
|
1,75 |
120 |
153,0 |
180,0 |
110,1 |
115,4 |
64,3 |
81,2 |
90,3 |
|
25—27 |
|
|
|
1,75 |
100 |
196,6 |
185,5 |
96,5 |
101,5 |
61,5 |
98,7 |
91,8 |
|
25—27 |
|
|
|
1,75 |
120 |
185,0 |
200,0 |
93,8 |
98,3 |
54,4 |
103,4 |
105,0 |
|
30-32 |
|
|
|
1,40 |
100 |
221,0 |
219,0 |
97,3 |
88,3 |
52,3 |
116,7 |
108,5 |
|
30—32 |
|
|
|
1,40 |
125 |
194,0 |
243,0 |
87,3 |
89,7 |
50,1 |
112,3 |
121,4 |
|
Лущение стерни на глубину 6—8 см |
10,0 |
150 |
127,7 |
198,0 |
67,0 |
84,0 |
62,3 |
119,0 |
98,7 |
||||
Культивация |
на глубину, |
см: |
|
8,0 |
150 |
124,5 |
188,0 |
110,0 |
116,9 |
57,5 |
91,5 |
93,7 |
|
6— 8 |
|
|
|
||||||||||
10—12 |
|
|
|
8,0 |
100 |
165,0 |
165,0 |
122,6 |
122,0 |
61,6 |
80,5 |
82,7 |
|
10—12 |
|
|
|
8,0 |
150 |
124,5 |
188,0 |
115,2 |
110,0 |
57,5 |
90,8 |
94,2 |
|
Уборка свеклы |
|
|
1,335 |
100 |
172,0 |
170,0 |
88,3 |
97,0 |
59,8 |
97,0 |
85,3 |
||
Междурядная |
обработка |
кукурузы: |
|
1,335 |
200 |
127,0 |
251,0 |
70,7 |
79,8 |
47,3 |
116,9 |
125,5 |
|
|
4,2 |
100 |
115,6 |
116,2 |
99,2 |
95,9 |
94,5 |
104,3 |
72,5 |
||||
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
4,2 |
133,3 |
107,2 |
144,0 |
97,2 |
101,6 |
79,7 |
98,2 |
89,6 |
|
|
|
|
|
4,2 |
100 |
137,5 |
137,5 |
92,8 |
100,0 |
106,0 |
73,5 |
64,5 |
|
|
|
|
|
4,2 |
133,3 |
124,8 |
166,0 |
87,2 |
93,0 |
93,8 |
77,7 |
77,6 |
|
|
|
|
|
4,2 |
100 |
105,7 |
105,7 |
104,0 |
100,0 |
102,0 |
99,7 |
67,0 |
|
|
|
|
|
4,2 |
133,3 |
100,2 |
133,8 |
90,0 |
111,8 |
86,8 |
|
83,3 |