Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нредельные значения тягового усилия, развиваемого трактором на склоне

Склон,

Передача

Среднее тяго­

Буксование,

Приблизительное

град

вое усилие,

%

значение предельного

 

 

кг

 

усилия до срыва, кг

0

II

1020

12,4

1100

III

880

9,5

 

IV

790

7,9

 

5

II

940

13,0

920

III

800

10,0

 

IV

700

8,0

 

10

II

870

13,2

850

III

790

11,2

 

IV

690

9,3

 

15

II

860

15,2

560

III

725

11,6

 

IV

625

9,4

 

20

Задний ход

740

20,8

200

Использование части сцепных возможностей ведущи­ ми колесами трактора для компенсации их бокового скольжения приводит к снижению тяговых свойств.

При совместном действии напряжений в контакте шин, вызванных толкающей реакцией, и напряжений, вызван­ ных боковой реакцией ведущих колес, касательные на­ пряжения в контакте достигают предела сопротивления почвы (табл. 3), в результате чего происходит срыв ее верхнего слоя.

У К А З А Т Е Л Ь Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1. К о н о в а л о в В. Ф., С т р е л к о в Б. А. Исследование взаимо­ связи сцепления, скольжения и управляемости колесного трак­ тора. «Механизация и электрификация социалистического сель­ ского хозяйства», 1970, № 8.


ИССЛЕДОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ СОСТАВОВ И РЕЖИМОВ РАБОТЫ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ С ЭНЕРГОНАСЫЩЕННЫМИ ТРАКТОРАМИ

ЕВТЕНКО В. Г., СКЛАДАНА Л. И., ЮШИН А. А. (УНИИМЭСХ)

Повышение производительности труда в сельском хо­ зяйстве неразрывно связано с освоением новой высоко­ производительной техники. В настоящее время в сель­ ское хозяйство Украинской ССР начинают поступать про­ мышленные образцы тракторов повышенной энергона­ сыщенности (21—22,3 л. с./т эксплуатационного веса вместо 12,4—16,1 л. с./т). Это тракторы Т-150 и Т-150К класса 3 т, МТЗ-80 и МТЗ-82 класса 1,4 т.

С учетом существенного повышения мощности дви­ гателей этих тракторов и рабочих скоростей от 5—8 до 8—12 км/ч, а также увеличения на 10—20% по сравне­

нию

с МТЗ-50 и Т-74 эксплуатационного

веса тракторов

и как следствие повышения тяговых качеств значитель­

ный

практический интерес представляет

обоснование оп­

тимальных составов

и скоростных режимов работы ма­

шинно-тракторных

агрегатов с

тракторами Т-150

и МТЗ-80.

 

 

Критериями оптимальности служили максимумы тя­

гового К. П. Д . Г ) т т а х

И ТЄХНИЧЄСКОЙ

ПрОИЗВОДИтеЛЫЮСТИ

Wmax тракторов. Анализировались также удельные по­ казатели— энергозатраты по мощности двигателя, удель­ ный расход топлива, энергонасыщенность на 1 т конструк­ тивного веса и металлоемкость на единицу производи­ тельности.

Агрегаты проходили испытания в производственных условиях Киевской, Николаевской и Херсонской обла­ стей. Производительность МТА со скоростными тракто­ рами за час сменного времени и час работы под нагруз­ кой, расход топлива, коэффициенты использования вре­ мени смены"и другие эксплуатационные показатели оп­ ределяли в сравнении с серийными.

Рис. 1. Совмещенные

энергетические

характеристики тракторов

и свеклоуборочных комбайнов и

зависимость

W (v):

Э-151;

ДТ-75;

MT3-82;

комбайны;

Д, О экспериментальные

точки,

полученные

при работе агрегатов с трак­

торами Э-151, ДТ-75 и

МТЗ-82; 2 — рядность комбайнов.

В случае отсутствия необходимых машин-орудий для

рационального комплектования

(например,

прицепного

6-рядного свеклокомбайна) показатели агрегатов опреде­ ляли по методике [ 1 ] .

Расчеты ширины захвата В и скорости v движения агрегатов проводили в этом случае с учетом мощности, требуемой для привода рабочих органов.

На рисунке 1 представлены совмещенные энергетиче­ ские характеристики трактороз и свеклоуборочных ком­ байнов с дисковыми рабочими органами. На этом же ри­ сунке показана зависимость расчетной производительно­ сти W свеклоуборочных комбайнов от скорости. Рас-


Рис. 2. Зависимость производительно­ сти культиваторного агрегата и тягового к.п.д. трактора Э-151 от скорости дви­ жения.

хождение расчетных и экспериментальных данных

составляет

для колесного

трактора 1—8%, для

гусенич­

ных 11 —17%. Большее расхождение относится

к

рабо­

те комбайна

СКД-3 на скоростях 10—12 км/ч и

связано

с выглублением рабочих органов при повышении

скоро­

стей.

 

 

 

 

 

 

 

Исследованиями установлено, что диапазон

рабочих

скоростей

культиваторных

агрегатов по

оптимуму

тяго­

вого к. п. д.

(0,95 максимального значения)

составляет

7,5—10,5

гусеничными

тракторами)

и

8—12

км/ч

(с колесными). Наилучшие показатели по производи­ тельности (вследствие повышения тягового сопротивле­ ния орудия на 2—4% на каждый километр в час прира­ щения скорости) получены при повышении скоростей на 25—90% и ширины захвата па 20—50%. Оптимальная ширина захвата агрегатов по критериям т)тШ ах и Wmax различна. Для культиваторов со стрельчатыми лапами, например, ее значение при агрегатировании с трактором Э-151 составляет 9,3 и I I м (рис. 2). Оптимум по макси­ муму технической производительности находится в зоне оптимума по тяговому к. п. д. ближе к большим значе­ ниям тягового усилия. Если на границе оптимума т]т с меньшим значением тягового усилия (5 = 6,5 м) работа агрегатов связана с понижением производительности на 26,5% по сравнению с Wm&Xt то на границе зоны с коор­ динатой В = 12,4 м, что соответствует максимальному


тяговому усилию, это уменьшение составляет всего 4,7%. Поэтому агрегат должен работать на скорости У Ю І П в оп­ тимальной зоне тягового к. п. д.

Лабораторно-полевыми исследованиями подтвержде­ ны результаты теоретического анализа. Так, при агрега­

тировании Т-150 с двумя культиваторами

КПГ-4

получе­

на производительность 7,43 га/ч, удельный

расход

топли­

ва 3,4 кг/га при скорости движения 9,4—9,6 км/ч; при агрегатировании Т-150 с тремя КПГ-4 производитель­ ность составила 9,5 га/ч, или на 14,2% выше, а расход топлива — 3,08 кг/га при средней скорости движения 7,6— 7,7 км/ч.

На основании полученных данных тракторы Т-150 и МТЗ-80 рекомендуется агрегатировать с машинами, ши­

рина захвата

которых на 20—50% больше, чем машин

к тракторам

Т-74 и МТЗ-50. Так, агрегат с трактором

Т-150 следует

комплектовать 5—6-корпусными плугами

(вместо 4—5-корпусных), лущильником

ЛДГ-15

(вме­

сто ЛДГ-10),

четырьмя сеялками СЗ-3,6

(вместо

двух-

трех), а с трактором МТЗ-80 — культиватором КРН-5,6 (вместо КРН-4,2), 6-рядными машинами для возделыва­ ния картофеля (вместо 4-рядных) и т. д. При этом сред­ няя скорость движения агрегатов снижается на 5,5— 9,5%, а производительность повышается на 7,8—29,5% (таблица).

Такая же закономерность характерна для уборочных

агрегатов с тракторами Т-150

и

пропашных

агрегатов

с тракторами МТЗ-80 и МТЗ-82

. В частности,

тракторы

МТЗ-82 рационально использовать

не с 6-,

а с 8-ряд-

ными машинами для возделывания кукурузы и подсол­ нечника.

Из анализа удельных эксплуатационных показателей работы следует, что при рационально выбранных соста­ вах и режимах работы агрегатов со скоростными тракто­ рами классов 3 и 1,4 т производительность их по сравне­ нию с серийными увеличивается соответственно на 70— 100 и 34—66% на большинстве исследованных операций, металлоемкость машин уменьшается на 47,3—64,3%. Удельный расход топлива при этом находится на уровне серийных.

В случае неправильного комплектования агрегатов и выбора скоростного режима их работы наблюдался по­ вышенный расход топлива по сравнению с серийными агрегатами (на 5—23%),


Относительные удельные показатели работы МТА со скоростными тракторами классов 3 и 1,4 т, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удельная

произ­

 

 

 

 

« 2

 

 

 

 

 

 

 

водительность

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

на 1 л. с.

 

 

 

» > • ;

 

 

 

 

 

 

S

 

 

 

 

 

5т о.

 

 

аз [_

 

 

 

 

 

Операция

 

 

 

К

S

2 «

Э 2

 

 

 

 

 

я

О п

 

 

О

е (

 

 

 

 

 

 

 

 

<у о

 

 

 

 

 

 

"І о а

 

 

 

 

S S 2

 

 

 

 

 

К В g

 

 

и о С

 

 

 

 

 

 

 

о. к я *

 

 

 

 

о «

 

 

 

 

 

! І

ні О Я

 

 

Нед

 

 

 

 

 

Пахота на глубину, см:

 

 

1,75

100

156,0

155,5

113,6

120,8

73,4

77,8

77,8

20—22

 

 

 

20—22

 

 

 

1,75

120

153,0

180,0

110,1

115,4

64,3

81,2

90,3

25—27

 

 

 

1,75

100

196,6

185,5

96,5

101,5

61,5

98,7

91,8

25—27

 

 

 

1,75

120

185,0

200,0

93,8

98,3

54,4

103,4

105,0

30-32

 

 

 

1,40

100

221,0

219,0

97,3

88,3

52,3

116,7

108,5

30—32

 

 

 

1,40

125

194,0

243,0

87,3

89,7

50,1

112,3

121,4

Лущение стерни на глубину 6—8 см

10,0

150

127,7

198,0

67,0

84,0

62,3

119,0

98,7

Культивация

на глубину,

см:

 

8,0

150

124,5

188,0

110,0

116,9

57,5

91,5

93,7

6— 8

 

 

 

10—12

 

 

 

8,0

100

165,0

165,0

122,6

122,0

61,6

80,5

82,7

10—12

 

 

 

8,0

150

124,5

188,0

115,2

110,0

57,5

90,8

94,2

Уборка свеклы

 

 

1,335

100

172,0

170,0

88,3

97,0

59,8

97,0

85,3

Междурядная

обработка

кукурузы:

 

1,335

200

127,0

251,0

70,7

79,8

47,3

116,9

125,5

 

4,2

100

115,6

116,2

99,2

95,9

94,5

104,3

72,5

 

 

 

 

 

 

 

 

4,2

133,3

107,2

144,0

97,2

101,6

79,7

98,2

89,6

 

 

 

 

4,2

100

137,5

137,5

92,8

100,0

106,0

73,5

64,5

 

 

 

 

4,2

133,3

124,8

166,0

87,2

93,0

93,8

77,7

77,6

 

 

 

 

4,2

100

105,7

105,7

104,0

100,0

102,0

99,7

67,0

 

 

 

 

4,2

133,3

100,2

133,8

90,0

111,8

86,8

 

83,3