Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

контрольных смен, макет гусеничного трактора (условно названного Э-250) в агрегате с опытным скоростным глубокорыхлителем при рыхлении на глубину 25 см качест­ венно обрабатывал 2,92 га в час чистой работы, или в 2,3

раза больше, чем агрегат из ДТ-75 и КПГ-250. При

этом

их

рабочие

скорости соответственно составляли

14,5

и

6,1 км/ч.

Производительность скоростного

агрегата

с

опытными

плоскорезами (3 шт.) составила 8

га/ч; се­

рийного агрегата из ДТ-75 и ЗКПП-2,2 — всего

3,5

га/ч.

Агрегат из Э-250 и опытного лапового культиватора вы­ рабатывал 5,9 га/ч, серийный из ДТ-75 и КПЭ-3,8 — 2,9 га/ч.

Таким образом, выполненные в институте предвари­ тельные исследования по обоснованию дальнейшего уве­ личения рабочих скоростей сельскохозяйственных агре­ гатов для противоэрозионной обработки почвы и посева убеждают в возможности и большой эффективности про­ ведения нового этапа освоения более высоких рабочих скоростей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ПРОТИВОЭРОЗИОННЫХ МАШИН НА ПОВЫШЕННЫХ СКОРОСТЯХ

РОВНЫЙ и. в.

(ЦелинНИИМЭСХ)

Особенность климата Северного Казахстана — недо­ статочное и неустойчивое выпадение за вегетационный период осадков, сильные ветры, что в сочетании с от­ крытыми равнинными просторами и большими массива­ ми полей способствует развитию ветровой эрозии. Для уменьшения отрицательного влияния засухи и ветров,, максимального использования условий благоприятных лет разработана и применяется специальная система аг­ ротехнических (противоэрозионных) мероприятий, кото­ рые обусловили специфические технологию и систему ма­ шин для возделывания зерновых культур.

К трактору класса 3 т система включает следующие машины: плоскорез-глубокорыхлитель КПГ-250, культи­ ватор-плоскорез КПП-2,2, тяжелый культиватор КПЭ-3,8 со штанговой приставкой, штанговый культиватор КШ-3,6, борону игольчатую БИГ-3, сеялку зерновую стерневую СЗС-9, лущильник-сеялку ЛДС-б для тяжелых почв и сеялку-культиватор СЗС-2,1 и СКС-6 (СЗС-2ДМ). Про­ ведены лабораторно-нолевые исследования и хозяйствен­ ные испытания этих машин на скоростях 6—15 км/ч в це­ лях установления возможности их использования на ско­ ростях выше 9 км/ч и определены агротехнические и эксплуатационные показатели. Работа проводилась на полях опытного хозяйства института (совхоз им. Щерба­ кова Кустанайского района Кустанайской области), кото­ рое является одним из типичных хозяйств Северного Ка­ захстана.

Почвы хозяйства — южный среднемощный малогумусный солонцеватый чернозем, по механическому сосоставу суглинистый и супесчаный.

При лабораторно-полевых исследованиях определяли общепринятые агротехнические показатели и, кроме то­ го, характерные для условий зоны степень сохранения стерни (отношение веса стерни после прохода машин


к весу

стерни

до

прохода) и

распыление пОЧБы

(увели­

чение

содержания

эрозионно

опасной

фракции

0 1

мм

в слое почвы 0 5

см) .

 

 

 

 

При хозяйственных испытаниях агрегатов определе­

ны их эксплуатационно-экономические

показатели.

 

Результаты

сравнительных

производственных

испыта­

ний (табл. 1)

показывают, что на всех работах

агрега-

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

і

Данные сравнительных производственных испытаний

 

 

 

 

агрегатов

 

 

 

 

 

- -

ИЗВОДИЬНОСТЬ, сменыч

Вид

Состав агрегата

дняяско движегь км/ч,

работы

 

 

 

 

 

в,4

 

 

 

CJ Я

 

 

 

C-f- Е-

Закрытие

Э-151+СП-15+ЗБИГ-3

9,1

7,90

влаги

ДТ-75+СП-15+ЗБИГ-3

6,9

6,00

Предпосев- Э-151+СП-15+2КПП-2,2

12,3

4,50

лая обра­

ДТ-75+СП-15+2КПП-2,2

6,5

2,30

ботка

 

 

 

почвы

 

10,3

 

Посев зер­

Э-151+СП-15+ЗСЗС-9

4,95

новых

ДТ-75+СП-15+ЗСЗС-9

6,8

3,17

 

Э-151+СЗС-2,1

10,4

3,60

 

ДТ-75+СЗС-2Д

5,5

2,30

Обработка

Э-151+СП-15+ЗКПП-2,2

11,8

5,60

пара

ДТ-75+СП-15+ЗКПП-2.2

7,5

3,80

 

Э-151+СП-16+4КШ-3,6

10,3

11,30

 

ДТ-75+СП-16+4КШ-3,6

5,7

6,32

Обработка

Э-151 +СП-15+2КПП-2.2 •

9,6

3,50

зяби

ДТ-75+СП-15+2КПП-2.2

5,7

1,90

 

Э-151 +КПГ-250

9,8

2,15

 

ДТ-75+КПГ-250

5,6

1,38

:ход топ- а, кг/га

раты тру-

чел.-ч/га

v га

f-

_

я я

О. ч

то ч

2,25

0,13

2,12

0,17

5,30

0,22

6,50

0,43

4,65

0,40

3,91

0,63

5,36

0,37

4,71

0,62

3,20

0,18

3,80

0,26

1,50

0,09

1,73

0,16

7,80

0,29

8,10

0,52

10,92

0,46

9,80

0,72

тирование противоэрозионных машин с энергонасыщен­ ным трактором-макетом Э-151 обеспечивает значитель­ ное повышение производительности и снижение трудовых затрат без увеличения расхода горюче-смазочных мате­ риалов. Средневзвешенный показатель повышения про­ изводительности за 5 лет составил 72%, снижение трудо­ емкости— более чем на 30%, годовой экономический эф­ фект на 1 га пашни — 1 руб. 55 коп.


5

7

9

11

13

ISYKM/Ч

5

7

9

11

ІЗ У,км/ч

Рис. 1. Степень сохранения стерни (а) и содержание К эрозионно опасных частиц (б) в зависимости от скорости движения агрегата с различными машинами.

Замена серийных тракторов класса 3 т трактором Т-150 позволит сократить тракторный парк по Северно­

му

Казахстану примерно на 15—17 тыс. единиц.

 

В то же

время

проведенные

исследования

показали,

что

большая

часть

серийных противоэрозионных машин

не

вполне отвечает

требованиям

работы на

повышен­

ных скоростях.

 

 

 

С повышением скорости качественные показатели ра­ боты, особенно степень сохранения стерни Р, ухудшают­ ся, распыление почвы (количество К эрозионно опасных частиц) увеличивается (рис. 1).

Анализируя данные лабораторно-полевых исследова­ ний, можно сделать следующие выводы.

1. Подрезание сорняков практически не зависит от скорости почвообрабатывающих машин. Глубина хода рабочих органов с увеличением скорости изменяется не­ значительно (кроме штангового культиватора), но зна­

чения

среднеквадратического

отклонения

и коэффици­

ент вариации возрастают.

 

 

 

С повышением скорости снижается степень сохране­

ния стерни (за исключением

штангового

культиватора),

а в некоторых случаях увеличивается

распыление поч­

вы (табл . 2) .

 

 

 

2.

Качественные показатели сеялок

СЗС-9 и ЛДС-6

с повышением скорости не изменяются,

но после прохо-


Агротехнические показатели работы почвообрабатывающих машин

Машина

Скорость движе­ ния, км/ч

Глубина обра­ ботки, см

Среднеквадра­ тическое откло­ нение глубины, %

Коэффициент ва­ риации глубины, обработки, %

Подрезание сор­ няков, %

Изменение коли­ чества эрозион- но опасных ча­ стиц в слое поч­ вы 0—5 см, %

Степень сохра­ нения стерни, %

КПГ-250

6,2

23,9

2,9

11.1

98,7

- 2 , 9

72,0

 

8,8

23,0

3,1

12,5

98,5

—0,7

78,9

 

11,6

24,5

3,1

12,2

99,7

—0,5

69,4

 

13,8

22,9

3,3

13,6

100,0

—3,2

58,1

КПП-2,2

6,4

10,2

2,1

20,5

94,5

+0,2

73,0

 

9,4

10,4

2,3

21,4

99,9

—0,9

67,5

 

11,9

10,6

2,6

22,8

99,0

—1,0

66,9

 

15,2

10,9

2,7

25,4

99,0

+1,7

43,5

КПЭ-3,8

7,4

12,0

2,9

24,5

100,0

-19,4

64,7

 

9,4

14,3

3,7

24,9

99,8

—28,1

67,1

 

10,2

13,8

3,3

25,1

98,1

—17,3

42,0

 

12,8

13,3

3,2

23,8

100,0

—12,5

34,3

КШ-3,6

5,8

9,1

1,5

17,5

100,0

+5,1

78,0

 

9,4

7,0

1,4

20,0

100,0

+6,0

82,8

 

П , 4

8,8

1,3

19,5

98,7

+2,4

77,3

 

13,9

6,9

1,6

25,4

100,0

+9,0

80,8

БИГ-3

5,5

6,8

1,7

18,8

_

+7,3

92,6

 

8,9

6,6

1,4

32,4

+5,0

79,1

 

11,4

6,1

1,2

26,2

+4,7

79,0

 

15,4

7,6

1,3

19,7

+10,2

65,6

да сеялки ЛДС-6 остается очень мало стерни, и поэтому для легких почв она неприемлема.

При работе сеялок-культиваторов СЗС-2,1 и СЗС-2ДМ на повышенных скоростях качественные показатели (рав­ номерность заделки семян, сохранение стерни, распыле­ ние почвы) резко ухудшаются (табл. 3).

По данным лабораторно-нолевых исследований опре­ делен следующий предел повышения рабочих скоростей для существующих серийных машин: культиватор-пло­ скорез КПП-2,2, борона игольчатая БИГ-3 при угле ата­ ки 12° и сеялка СЗС-9 — до 12 км/ч, плоскорез-глубоко- рыхлитель КПГ-250 и штанговый культиватор КШ-3,6 — до 10 км/ч.