Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОБ ИТОГАХ И НАПРАВЛЕНИИ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В СИБИРИ КОМПЛЕКСА БЕЗОТВАЛЬНЫХ МАШИН НА ПОВЫШЕННЫХ СКОРОСТЯХ

КРАСНОЩЕКОВ Н. В. (СибНИИСХоз)

Исследование работы противоэрозионных машин на повышенных скоростях начато в институте в 1966 г. При этом наибольшее внимание было обращено на качество работы машин, так как для орудий противоэрозионного комплекса оно имеет первостепенное значение.

Агротехнические показатели различных противоэро­ зионных машин с повышением их рабочей скорости из­ меняются значительно. Прежде всего с повышением по­ ступательной скорости до предела, выше допустимого, возрастает разбрасывание почвы рабочими органами. А это, в свою очередь, увеличивает повреждение стерни, ухудшает структурный состав (повышается количество эрозионных частиц) и т. д. Например, увеличение скоро­ сти глубокорыхлителя КПГ-250 с 6 до 14 км/ч снижает количество сохранившейся стерни с 70,5 до 58,8%. По­ вреждаемость стерни наиболее сильно возрастает при повышении скорости культиваторов КПЭ-3,8. Из-за не­ совершенства конструкции рабочего органа, имеющего широкую стойку, лапы этого культиватора выше допу­ стимого разбрасывают почву в стороны, заваливая стер­ ню. За каждой стойкой образуется развальная борозда, ширина которой увеличивается по мере возрастания скорости. Так, с повышением скорости с 6 до 12 км/ч ши­ рина борозды возрастает с 23 до 40 см, т. е. до ширины захвата рабочего органа. Это приводит к значительным потерям почвенной влаги вследствие ее интенсивного ис­ парения и повышенной гребнистости. Указанное явление отмечается и для других противоэрозионных орудий.

Вместе с тем обнаружено, что рост скорости движе­ ния способствует лучшему крошению и рыхлению обра­ батываемого слоя, улучшает проникновение воздуха в почву, ее водопроницаемость, подрезание сорной рас­ тительности.

Различные орудия комплекса неодинаково приспо­ соблены для работы на повышенной скорости. Качест­ венно работают культиваторы-плоскорезы КПП-2,2, штанговые культиваторы. Орудия с рабочими органами игольчатого типа при повышении скорости значительно улучшают качество обработки (даже на скоростях 12— 13 км/ч).

На основании выполненных исследований, последний этап которых был проведен совместно с ВНИИЗХом (Шортанды), ЦелинНИИМЭСХом, Сибирской МИС и СКТБ по противоэрозионным машинам (г. Целиноград), установлены следующие допустимые максимальные зна­ чения рабочих скоростей для различных орудий, км/ч:

КПГ-250

10

 

КПП-2,2

12

 

КПЭ-3,8

8

(осенью)

БИГ-3

15

КШ-3,6

10

(ранней весной)

11

 

СЗС-9

10

 

С повышением скорости движения тяговое сопротив­ ление глубокорыхлителей и культиваторов КПЭ-3,8 воз­ растает на 4—5% на каждый километр в час повышения скорости, игольчатых борон — примерно на 3%. Однако, учитывая, что с увеличением скорости расход топлива на гектар обрабатываемой площади благодаря более эко­ номичным двигателям на скоростных тракторах практи­ чески не возрастает, указанное повышение энергозатрат не может быть помехой для внедрения скоростных агре­ гатов в производство. Увеличение скорости противоэрозионной обработки почвы и посева обеспечивает значи­ тельное повышение производительности (от 43 до 60%) этих агрегатов (таблица).

Таким образом, качественные, энергетические и тех­ нико-экономические показатели противоэрозионных ору­ дий, кроме культиватора КПЭ-3,8, не ограничивают ши­ рокое внедрение в производство новых скоростных трак­ торов Т-150, Т-150К, МТЗ-80. Для осуществления этого мероприятия подготовлены к утверждению «Правила и технология выполнения различных операций противоэрозионной обработки почвы и посева на скоростях до 11 км/ч», разработанные на основе шестилетней эксплуа­ тации скоростных агрегатов в Новоуральском ОПХ (степ­ ная зона Сибири).


Показатели работы различных агрегатов противоэрозионного комплекса

Состав

агрегата

 

 

сельскохозяй-

Скорость

трактор

движения,

ственнное

км/ч

 

орудие

 

 

 

Глубокое

Произво­

 

 

 

дитель­

Увеличе­

Тяговое

Расход.

ность

ние про­

сопротив­

топли-

в час

изводи­

ление

ва,

сменного

тельности,

агрегата,

кг/ч

времени,

%

кг

 

га

 

 

 

рыхление

ДТ-75

І КПГ-250 I

6,2

I

1,0

I

100

I

2230

I 10,3

Э-151

КПГ-250

 

9,8

 

1,6

 

160

 

2420

10,2

 

 

 

Культивация

 

 

 

 

 

 

ДТ-75

ЗКПП-2,2

7,2

 

3,5

 

100

 

2030

 

3,1

Э-151

ЗКПП-2,2

12,0

 

5,6

 

160

 

2190

 

3,1

ДТ-75

2КПЭ-3.8

6,4

 

4,1

 

100

 

2470

 

3,7

Э-151

2КПЭ-3.8

10,2

 

6,4

 

156

 

2680

 

4,0

 

 

 

Посев

 

зерновых

 

 

 

 

 

ДТ-75

І ЗСЗС-9

I

7,0

I

2,8

I

100

I

1800

I

3,8

Э-151

ЗСЗС-9

 

10,5

 

4,0

 

142

|

1920

|

3,7

Однако параллельно с внедрением новых тракторов

предстоит еще

решить отдельные

вопросы,

связанные

с совершенствованием некоторых

почвообрабатывающих

противоэрозионных

машин. В первую очередь это отно­

сится к тяжелым лаповым культиваторам КПЭ-3,8,. игольчатым боронам БИГ-3, которые не соответствуют современному уровню развития техники по качеству ра­ боты, энергоемкости и металлоемкости.

Совместно с СКТБ по противоэрозионным орудиям модернизирован культиватор КПЭ-3,8. Изменение кон­ струкции его рабочих органов позволяет значительно улучшить его качественные показатели с увеличением

максимальной

допустимой

рабочей

скорости с 8 до

14 км/ч. Такие

орудия изучены в лабораторно-полевых

условиях и проверены

в производстве. В 1970 г. они про­

ходили ведомственные

испытания на

полях

ВНИИЗХа

и СибНИИСХоза.

 

 

 

 

Значительное снижение тягового сопротивления (свы­

ше 30%) и металлоемкости

(до 25%)

можно

обеспечить

на ранневесеннем бороновании стерневых фонов путем замены двухследных игольчатых 'борон БИГ-3 модерни­ зированным лущильником типа ЛДГ-15, снабженным


сферическими игольчатыми дисками. Определены пара­ метры рабочих органов для односледной игольчатой бо­ роны и режимы ее работы: радиус сферы 600 мм, диаметр 510 мм, количество зубьев 12, угол атаки 25°. При этих значениях параметров односледная борона при скорости 12—14 км/ч сохраняет до 80% неповрежденной стерни при одновременном соблюдении агротребований по ка­ честву рыхления верхнего (до 6 см) слоя почвы.

Такое орудие разработано совместно с СКВ завода Сибсельмаш. В 1970 г. Сибирская и Целинная МИС провели ведомственные испытания ЛДГ-15И. На Сибир­ ской МИС такое орудие выработало более 2000 га.

Однако расчеты показывают, что внедряемые в про­ изводство скоростные агрегаты с тракторами типа Т-150, МТЗ-80 в будущем не могут удовлетворить быстро раз­ вивающееся сельскохозяйственное производство, особен­ но Сибири и Северного Казахстана. В условиях этих зон чрезвычайно напряжен трудовой баланс. Так, в Ом­ ской области из-за недостатка механизаторов коэффици­

ент

сменности

составляет лишь

1,05.

Здесь

тракторный

парк

с 1961 г.

возрос более

чем

на 30%, а

количество

механизаторов

уменьшилось

почти на

1000

чел.

Исходя из этих предпосылок требуются поиски новых путей повышения производительности МТА. Как по­ казывают выполненные в течение последних двух лет в СибНИИСХозе исследования, наиболее реален в этом отношении путь дальнейшего увеличения рабочих скоро­ стей при выполнении основных сельскохозяйственных операций (почвообработка, посев и т. д.).

С 1969 г. в институте проводятся исследования, свя­ занные с разработкой рабочих органов противоэрозионных машин длякачественного выполнения операций об­ работки почвы и посева на скоростях до 15 км/ч. К чис­ лу этих машин относятся игольчатые бороны для рых­ ления стерневых фонов, глубокорыхлители, плоскорезы, культиваторы, сеялки-культиваторы.

Выполненные экспериментально-теоретические рабо­ ты по изучению технологического процесса взаимодейст­ вия рабочих органов плоскорежущего типа с почвой по­ зволили установить принципиальную возможность дости­ жения таких высоких скоростей движения. Изготовлены экспериментальные образцы скоростных орудий. Однако для проверки их в производственных условиях потребо­ валось выполнить необходимые исследования по обосно-


ванию параметров тягового энергетического средства? и экспериментальные работы по созданию макета гусе­ ничного трактора, предназначенного для агрегатирова­ ния с образцами скоростных противоэрозионных машин.

Установлено, что энергонасыщенность такого макета должна быть на уровне 40 л. с. на тонну веса. Макет был собран на базе шасси ДТ-75М с установкой на него двигателя ЯМЗ-238НБ, форсированного до 264 л. с. Вес макета 7000 кг. На стерневом необработанном поле та­ кой трактор развивал тягу 4 т на скорости 14,3 км/ч. при наибольшем тяговом к. п. д., равном 0,82. Удельный расход топлива при этом составил 240 г/л. с. ч.

В результате двухлетних лабораторно-полевых и про­ изводственных исследований работы скоростных проти­ воэрозионных агрегатов получены необходимые матери­

алы по оценке их агротехнических,

энергетических

и технико-экономических показателей.

Все созданные

в институте экспериментальные образцы орудий при ра­ боте на скорости до 15 км/ч обеспечивали выполнение агротехнических требований.

Глубокорыхлители со скоростными рабочими органа­ ми при 14,4 км/ч сохраняли почти 75% неповрежденной стерни (серийный глубокорыхлитель это обеспечивал только при 6—7 км/ч). С повышением скорости улучша­ лось крошение обрабатываемого слоя почвы, однако ко­ личество эрозионных частиц практически не увели­ чивалось. Аналогичны показатели и скоростных плоско­ резов. Лучшее качество обработки отмечено при работе тяжелого лапового культиватора с экспериментальными органами, которые полностью выполняют агротехниче­ ские требования на скорости до 15 км/ч. Это подтверж­ дено испытаниями образцов скоростных противоэрози­ онных машин, которые были проведены в СибНИИСХозе в сентябре 1969 г. совместно с ВНИИЗХом, ЦелинНИИМЭСХом, СКТБ по противоэрозионным ма­ шинам, СибМИС.

Интересные результаты получены и при разработке скоростных сеялок-культиваторов. Экспериментальные образцы рабочих органов этих сеялок обеспечивали ка­ чественную обработку при меньшей на 15—20% энер­ гоемкости, чем серийные сеялки СКС-6 и СЗС-2,1.

Дальнейшее повышение рабочих скоростей до 14— 15 км/ч позволит значительно увеличить производитель­ ность тракторных агрегатов. По данным многочисленных