Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
ОБ ИТОГАХ И НАПРАВЛЕНИИ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В СИБИРИ КОМПЛЕКСА БЕЗОТВАЛЬНЫХ МАШИН НА ПОВЫШЕННЫХ СКОРОСТЯХ
КРАСНОЩЕКОВ Н. В. (СибНИИСХоз)
Исследование работы противоэрозионных машин на повышенных скоростях начато в институте в 1966 г. При этом наибольшее внимание было обращено на качество работы машин, так как для орудий противоэрозионного комплекса оно имеет первостепенное значение.
Агротехнические показатели различных противоэро зионных машин с повышением их рабочей скорости из меняются значительно. Прежде всего с повышением по ступательной скорости до предела, выше допустимого, возрастает разбрасывание почвы рабочими органами. А это, в свою очередь, увеличивает повреждение стерни, ухудшает структурный состав (повышается количество эрозионных частиц) и т. д. Например, увеличение скоро сти глубокорыхлителя КПГ-250 с 6 до 14 км/ч снижает количество сохранившейся стерни с 70,5 до 58,8%. По вреждаемость стерни наиболее сильно возрастает при повышении скорости культиваторов КПЭ-3,8. Из-за не совершенства конструкции рабочего органа, имеющего широкую стойку, лапы этого культиватора выше допу стимого разбрасывают почву в стороны, заваливая стер ню. За каждой стойкой образуется развальная борозда, ширина которой увеличивается по мере возрастания скорости. Так, с повышением скорости с 6 до 12 км/ч ши рина борозды возрастает с 23 до 40 см, т. е. до ширины захвата рабочего органа. Это приводит к значительным потерям почвенной влаги вследствие ее интенсивного ис парения и повышенной гребнистости. Указанное явление отмечается и для других противоэрозионных орудий.
Вместе с тем обнаружено, что рост скорости движе ния способствует лучшему крошению и рыхлению обра батываемого слоя, улучшает проникновение воздуха в почву, ее водопроницаемость, подрезание сорной рас тительности.
Различные орудия комплекса неодинаково приспо соблены для работы на повышенной скорости. Качест венно работают культиваторы-плоскорезы КПП-2,2, штанговые культиваторы. Орудия с рабочими органами игольчатого типа при повышении скорости значительно улучшают качество обработки (даже на скоростях 12— 13 км/ч).
На основании выполненных исследований, последний этап которых был проведен совместно с ВНИИЗХом (Шортанды), ЦелинНИИМЭСХом, Сибирской МИС и СКТБ по противоэрозионным машинам (г. Целиноград), установлены следующие допустимые максимальные зна чения рабочих скоростей для различных орудий, км/ч:
КПГ-250 |
10 |
|
КПП-2,2 |
12 |
|
КПЭ-3,8 |
8 |
(осенью) |
БИГ-3 |
15 |
|
КШ-3,6 |
10 |
(ранней весной) |
11 |
|
|
СЗС-9 |
10 |
|
С повышением скорости движения тяговое сопротив ление глубокорыхлителей и культиваторов КПЭ-3,8 воз растает на 4—5% на каждый километр в час повышения скорости, игольчатых борон — примерно на 3%. Однако, учитывая, что с увеличением скорости расход топлива на гектар обрабатываемой площади благодаря более эко номичным двигателям на скоростных тракторах практи чески не возрастает, указанное повышение энергозатрат не может быть помехой для внедрения скоростных агре гатов в производство. Увеличение скорости противоэрозионной обработки почвы и посева обеспечивает значи тельное повышение производительности (от 43 до 60%) этих агрегатов (таблица).
Таким образом, качественные, энергетические и тех нико-экономические показатели противоэрозионных ору дий, кроме культиватора КПЭ-3,8, не ограничивают ши рокое внедрение в производство новых скоростных трак торов Т-150, Т-150К, МТЗ-80. Для осуществления этого мероприятия подготовлены к утверждению «Правила и технология выполнения различных операций противоэрозионной обработки почвы и посева на скоростях до 11 км/ч», разработанные на основе шестилетней эксплуа тации скоростных агрегатов в Новоуральском ОПХ (степ ная зона Сибири).
сферическими игольчатыми дисками. Определены пара метры рабочих органов для односледной игольчатой бо роны и режимы ее работы: радиус сферы 600 мм, диаметр 510 мм, количество зубьев 12, угол атаки 25°. При этих значениях параметров односледная борона при скорости 12—14 км/ч сохраняет до 80% неповрежденной стерни при одновременном соблюдении агротребований по ка честву рыхления верхнего (до 6 см) слоя почвы.
Такое орудие разработано совместно с СКВ завода Сибсельмаш. В 1970 г. Сибирская и Целинная МИС провели ведомственные испытания ЛДГ-15И. На Сибир ской МИС такое орудие выработало более 2000 га.
Однако расчеты показывают, что внедряемые в про изводство скоростные агрегаты с тракторами типа Т-150, МТЗ-80 в будущем не могут удовлетворить быстро раз вивающееся сельскохозяйственное производство, особен но Сибири и Северного Казахстана. В условиях этих зон чрезвычайно напряжен трудовой баланс. Так, в Ом ской области из-за недостатка механизаторов коэффици
ент |
сменности |
составляет лишь |
1,05. |
Здесь |
тракторный |
|
парк |
с 1961 г. |
возрос более |
чем |
на 30%, а |
количество |
|
механизаторов |
уменьшилось |
почти на |
1000 |
чел. |
Исходя из этих предпосылок требуются поиски новых путей повышения производительности МТА. Как по казывают выполненные в течение последних двух лет в СибНИИСХозе исследования, наиболее реален в этом отношении путь дальнейшего увеличения рабочих скоро стей при выполнении основных сельскохозяйственных операций (почвообработка, посев и т. д.).
С 1969 г. в институте проводятся исследования, свя занные с разработкой рабочих органов противоэрозионных машин длякачественного выполнения операций об работки почвы и посева на скоростях до 15 км/ч. К чис лу этих машин относятся игольчатые бороны для рых ления стерневых фонов, глубокорыхлители, плоскорезы, культиваторы, сеялки-культиваторы.
Выполненные экспериментально-теоретические рабо ты по изучению технологического процесса взаимодейст вия рабочих органов плоскорежущего типа с почвой по зволили установить принципиальную возможность дости жения таких высоких скоростей движения. Изготовлены экспериментальные образцы скоростных орудий. Однако для проверки их в производственных условиях потребо валось выполнить необходимые исследования по обосно-
ванию параметров тягового энергетического средства? и экспериментальные работы по созданию макета гусе ничного трактора, предназначенного для агрегатирова ния с образцами скоростных противоэрозионных машин.
Установлено, что энергонасыщенность такого макета должна быть на уровне 40 л. с. на тонну веса. Макет был собран на базе шасси ДТ-75М с установкой на него двигателя ЯМЗ-238НБ, форсированного до 264 л. с. Вес макета 7000 кг. На стерневом необработанном поле та кой трактор развивал тягу 4 т на скорости 14,3 км/ч. при наибольшем тяговом к. п. д., равном 0,82. Удельный расход топлива при этом составил 240 г/л. с. ч.
В результате двухлетних лабораторно-полевых и про изводственных исследований работы скоростных проти воэрозионных агрегатов получены необходимые матери
алы по оценке их агротехнических, |
энергетических |
и технико-экономических показателей. |
Все созданные |
в институте экспериментальные образцы орудий при ра боте на скорости до 15 км/ч обеспечивали выполнение агротехнических требований.
Глубокорыхлители со скоростными рабочими органа ми при 14,4 км/ч сохраняли почти 75% неповрежденной стерни (серийный глубокорыхлитель это обеспечивал только при 6—7 км/ч). С повышением скорости улучша лось крошение обрабатываемого слоя почвы, однако ко личество эрозионных частиц практически не увели чивалось. Аналогичны показатели и скоростных плоско резов. Лучшее качество обработки отмечено при работе тяжелого лапового культиватора с экспериментальными органами, которые полностью выполняют агротехниче ские требования на скорости до 15 км/ч. Это подтверж дено испытаниями образцов скоростных противоэрози онных машин, которые были проведены в СибНИИСХозе в сентябре 1969 г. совместно с ВНИИЗХом, ЦелинНИИМЭСХом, СКТБ по противоэрозионным ма шинам, СибМИС.
Интересные результаты получены и при разработке скоростных сеялок-культиваторов. Экспериментальные образцы рабочих органов этих сеялок обеспечивали ка чественную обработку при меньшей на 15—20% энер гоемкости, чем серийные сеялки СКС-6 и СЗС-2,1.
Дальнейшее повышение рабочих скоростей до 14— 15 км/ч позволит значительно увеличить производитель ность тракторных агрегатов. По данным многочисленных