Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
ОБОСНОВАНИЕ РАСЧЕТНЫХ НАГРУЗОК И ВЫБОР СХЕМЫ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ПЛУГОВ
КИМ Л. X. (ВИСХОМ)
С внедрением скоростных высокопроизводительных пахотных агрегатов возникает необходимость обеспече ния безаварийной работы плуга, так как любые простои из-за его поломок могут существенно снизить производи тельность агрегата.
Особенно важен этот вопрос для районов, где почвы засорены камнями. В СССР имеется свыше 4 млн. га пахотных угодий, засоренных камнями. В этих условиях наблюдаются частые поломки и деформации рабочих ор ганов плугов, которые ухудшают качество работы и сни жают технико-эксплуатационные показатели агрегата.
Обеспечить безаварийную работу можно либо увели
чением прочности плуга, либо применением |
различных |
предохранительных устройств. |
v |
Пути дальнейшего увеличения прочности, |
несмотря |
на кажущуюся простоту, ограничены. С увеличением количества корпусов п на плуге расчетная нагрузка на каждый корпус возрастает, так как она эквивалентна си-
.ле, способной остановить движущийся пахотный агрегат при наезде на препятствие. По данным ВИСХОМа [1], сила удара при наезде корпуса плуга ПН-4-35 на препят
ствие при |
работе с |
трактором |
ДТ-54А |
на |
скорости |
1,5 м/сек |
составляет |
16 400 кг, |
что более |
чем |
в 6 раз |
превышает наибольшее сопротивление плуга. Это свиде тельствует об ограниченной возможности увеличения прочности плуга и целесообразности применения пред охранительных устройств.
Для защиты плугов от поломок используют различ ные предохранительные устройства. Из всего их много образия для скоростных плугов применимы предохрани тели автоматического действия, которые позволяют рабо чим органам обходить препятствия и заглубляться после срабатывания предохранителя без остановки агрегата.
За последние годы разработка предохранительных устройств автоматического действия идет в направлении совершенствования индивидуально-групповых и созда ния новых конструкций индивидуальных предохрани телей.
В СССР наибольшее распространение получили ин дивидуально-групповые предохранители валькового типа,
применяемые |
на |
навесных |
3- и 4-корпусных |
плугах |
ПКС-4-35 и ПКС-3-35, предназначенных для |
вспашки |
|||
почв, засоренных |
камнями. |
|
|
|
Одним из |
важнейших требований к предохранителю |
|||
является соответствие усилия |
срабатывания расчетному. |
Обычно о величине усилия срабатывания Яп р судят по статической величине, исходя из условия
Рпр ^> Pmixt
где Лпах — среднее максимальное значение технологиче ской нагрузки, на которую рассчитан плуг.
При столкновении плуга с камнем или другим пре пятствием возникают ударные нагрузки, величина кото рых зависит от скорости движения агрегата, жесткости плуга и препятствия, массы трактора, плуга или корпуса, физико-механических свойств почвы и других факторов.
При равных условиях величина ударных нагрузок за висит от типа выбранного предохранителя.
При использовании индивидуально-группового пред охранителя плуга ПКС-4-35 (рис. 1, а) корпус при наезде на камень отклоняется и дополнительно перемещает раму плуга относительно трактора. Величину относительного перемещения х рамы плуга с достаточной точностью мож но принять равной:
|
х = |
r„ (sin ф0 |
— sin-^), |
|
(1) |
||
где гп |
—радиус |
поворота |
оси |
подвеса относительно |
|||
|
рамы плуга; |
|
|
|
|
|
|
•фо, if>'o— углы поворота |
плеча |
оси |
подвеса |
относи |
|||
|
тельно |
поперечной плоскости. |
|
||||
Усилие срабатывания индивидуально-группового пре |
|||||||
дохранителя равно: |
|
|
|
|
|
|
|
Яи.г |
=Рк + [Рк(п-\) |
+ {т-тк)х |
+ <31х |
+ |
|||
|
|
+Q2x\ i + |
|
|
(2) |
|
|
Рис. |
1. Расчетная схема |
для |
определения |
|||
|
|
усилий |
срабатывания индивидуально- |
|||||
|
|
группового |
(а) и индивидуального (б) |
|||||
|
|
|
|
|
предохранителей. |
|
|
|
где |
Рк |
— тяговое |
сопротивление |
корпуса; |
|
|||
т, |
тк |
— масса плуга и корпуса; |
|
|
|
|||
|
х — ускорение |
относительного |
перемещения |
|||||
|
|
плуга; |
|
|
|
|
|
|
|
9 — угловое |
ускорение грядиля |
корпуса; |
|||||
Q\x, Qix — сопротивление |
качению |
опорных колес; |
||||||
|
і |
— передаточное |
отношение |
предохранитель |
||||
tnKp |
|
ного механизма; |
|
|
|
|||
ср — сила инерции |
корпуса. |
|
|
|
||||
Считая |
PK = kabK и подставляя это значение в |
выра |
||||||
жение (2), получим: |
|
|
|
|
|
|
||
Р„. г = |
kabK -f- [kabK |
(п — 1) + (т — тк) |
х + Qix |
+ |
||||
|
|
+ |
Q 2 J і-{-гпкр<?, |
|
|
(3) |
где k — удельное сопротивление почвы; а — глубина вспашки; Ьк — ширина захвата корпуса.
Из приведенного выражения следует, что величина усилия срабатывания индивидуально-группового предо хранителя при прочих равных условиях зависит от удель ного сопротивления почвы, количества корпусов и массы плуга. С увеличением количества корпусов и массы плу га усилия срабатывания возрастают за счет роста сопро тивления kabK (я—1 )и инерционных сил ( т — т к ) х .
Общим недостатком индивидуально-групповых предо хранителей является невозможность точно обеспечить за данное усилие срабатывания, чрезмерно большие усилия срабатывания при увеличенном числе корпусов и значи тельные перегрузки промежуточных звеньев предохра нительного механизма.
Наиболее совершенны для предохранения плуга от поломок индивидуальные предохранители автоматиче ского действия.
Усилие срабатывания индивидуального |
предохрани |
||||
тельного устройства (рис. 1, 6) |
определится |
из |
уравне |
||
ния моментов сил, действующих на корпус, |
относитель |
||||
но точки О поворота грядиля: |
|
|
л |
|
|
р _ GK b + NC |
-f тк р2у + М т р |
|
• . |
. ч |
|
" |
Н |
' |
|
|
W |
где Ь, с, р, Я — плечи сил веса |
GK , натяжения N |
дружи |
ны, инерции т к р «р и Р н ; Л^тр — момент трения в шарнирах.
Усилие срабатывания индивидуального предохрани теля не зависит от массы плуга и сил, действующих на остальные корпуса, что позволяет обеспечивать расчет ное усилие срабатывания.
Величину усилия Ри следует выбирать из условия ус тойчивости хода плуга при пиковых технологических на грузках [ 2 ] .
Динамометрирование корпусов, проведенное ВИСХОМом [2], показало, что пиковые технологические нагрузки превышают их среднее значение в 2—2,7 раза. Обозначив коэффициентом перегрузки б отношение пи ковых нагрузок к Ртах, получим предельное значение
технологической нагрузки Rxymax, |
при которой |
индиви |
||
дуальный |
предохранитель должен |
срабатывать: |
|
|
|
Rxy max = |
°^max ^max |
, |
(5) |
где 6 = 2,7 |
(для плугов) |
и 6 = 3—5 |
(для культиваторов) |
Расположение и направление силы Rxymax в продоль ной вертикальной плоскости можно принять в соответст вии с рекомендациями Г. Н. Синеокова [2].
Д л я расчетов предохранителя удобнее использовать горизонтальную составляющую Rx, приведенную к носку лемеха. Из сопоставления Rxymax и Rx можно принять:
#л- = 0,6-^0,85#^т а х .
Расчетные усилия срабатывания предохранителей плугов, предназначенных для работы на почвах с раз личным удельным сопротивлением (таблица), в дальней шем могут уточняться, если учесть, что силы трения в шарнирах изучены пока недостаточно.