Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОБОСНОВАНИЕ РАСЧЕТНЫХ НАГРУЗОК И ВЫБОР СХЕМЫ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ПЛУГОВ

КИМ Л. X. (ВИСХОМ)

С внедрением скоростных высокопроизводительных пахотных агрегатов возникает необходимость обеспече­ ния безаварийной работы плуга, так как любые простои из-за его поломок могут существенно снизить производи­ тельность агрегата.

Особенно важен этот вопрос для районов, где почвы засорены камнями. В СССР имеется свыше 4 млн. га пахотных угодий, засоренных камнями. В этих условиях наблюдаются частые поломки и деформации рабочих ор­ ганов плугов, которые ухудшают качество работы и сни­ жают технико-эксплуатационные показатели агрегата.

Обеспечить безаварийную работу можно либо увели­

чением прочности плуга, либо применением

различных

предохранительных устройств.

v

Пути дальнейшего увеличения прочности,

несмотря

на кажущуюся простоту, ограничены. С увеличением количества корпусов п на плуге расчетная нагрузка на каждый корпус возрастает, так как она эквивалентна си-

.ле, способной остановить движущийся пахотный агрегат при наезде на препятствие. По данным ВИСХОМа [1], сила удара при наезде корпуса плуга ПН-4-35 на препят­

ствие при

работе с

трактором

ДТ-54А

на

скорости

1,5 м/сек

составляет

16 400 кг,

что более

чем

в 6 раз

превышает наибольшее сопротивление плуга. Это свиде­ тельствует об ограниченной возможности увеличения прочности плуга и целесообразности применения пред­ охранительных устройств.

Для защиты плугов от поломок используют различ­ ные предохранительные устройства. Из всего их много­ образия для скоростных плугов применимы предохрани­ тели автоматического действия, которые позволяют рабо­ чим органам обходить препятствия и заглубляться после срабатывания предохранителя без остановки агрегата.


За последние годы разработка предохранительных устройств автоматического действия идет в направлении совершенствования индивидуально-групповых и созда­ ния новых конструкций индивидуальных предохрани­ телей.

В СССР наибольшее распространение получили ин­ дивидуально-групповые предохранители валькового типа,

применяемые

на

навесных

3- и 4-корпусных

плугах

ПКС-4-35 и ПКС-3-35, предназначенных для

вспашки

почв, засоренных

камнями.

 

 

Одним из

важнейших требований к предохранителю

является соответствие усилия

срабатывания расчетному.

Обычно о величине усилия срабатывания Яп р судят по статической величине, исходя из условия

Рпр ^> Pmixt

где Лпах среднее максимальное значение технологиче­ ской нагрузки, на которую рассчитан плуг.

При столкновении плуга с камнем или другим пре­ пятствием возникают ударные нагрузки, величина кото­ рых зависит от скорости движения агрегата, жесткости плуга и препятствия, массы трактора, плуга или корпуса, физико-механических свойств почвы и других факторов.

При равных условиях величина ударных нагрузок за­ висит от типа выбранного предохранителя.

При использовании индивидуально-группового пред­ охранителя плуга ПКС-4-35 (рис. 1, а) корпус при наезде на камень отклоняется и дополнительно перемещает раму плуга относительно трактора. Величину относительного перемещения х рамы плуга с достаточной точностью мож­ но принять равной:

 

х =

r„ (sin ф0

— sin-^),

 

(1)

где гп

—радиус

поворота

оси

подвеса относительно

 

рамы плуга;

 

 

 

 

 

•фо, if>'o— углы поворота

плеча

оси

подвеса

относи­

 

тельно

поперечной плоскости.

 

Усилие срабатывания индивидуально-группового пре­

дохранителя равно:

 

 

 

 

 

 

Яи.г

=Рк + [Рк(п-\)

+ {т-тк

+ <3

+

 

 

+Q2x\ i +

 

 

(2)


 

 

Рис.

1. Расчетная схема

для

определения

 

 

усилий

срабатывания индивидуально-

 

 

группового

(а) и индивидуального (б)

 

 

 

 

 

предохранителей.

 

 

где

Рк

— тяговое

сопротивление

корпуса;

 

т,

тк

— масса плуга и корпуса;

 

 

 

 

х — ускорение

относительного

перемещения

 

 

плуга;

 

 

 

 

 

 

 

9 — угловое

ускорение грядиля

корпуса;

Q\x, Qix — сопротивление

качению

опорных колес;

 

і

— передаточное

отношение

предохранитель­

tnKp

 

ного механизма;

 

 

 

ср сила инерции

корпуса.

 

 

 

Считая

PK = kabK и подставляя это значение в

выра­

жение (2), получим:

 

 

 

 

 

 

Р„. г =

kabK -f- [kabK

(п — 1) + (т — тк)

х + Qix

+

 

 

+

Q 2 J і-{-гпкр<?,

 

 

(3)

где k — удельное сопротивление почвы; а — глубина вспашки; Ьк — ширина захвата корпуса.

Из приведенного выражения следует, что величина усилия срабатывания индивидуально-группового предо­ хранителя при прочих равных условиях зависит от удель­ ного сопротивления почвы, количества корпусов и массы плуга. С увеличением количества корпусов и массы плу­ га усилия срабатывания возрастают за счет роста сопро­ тивления kabK (я—1 )и инерционных сил ( т — т к ) х .

Общим недостатком индивидуально-групповых предо­ хранителей является невозможность точно обеспечить за­ данное усилие срабатывания, чрезмерно большие усилия срабатывания при увеличенном числе корпусов и значи­ тельные перегрузки промежуточных звеньев предохра­ нительного механизма.


Наиболее совершенны для предохранения плуга от поломок индивидуальные предохранители автоматиче­ ского действия.

Усилие срабатывания индивидуального

предохрани­

тельного устройства (рис. 1, 6)

определится

из

уравне­

ния моментов сил, действующих на корпус,

относитель­

но точки О поворота грядиля:

 

 

л

 

р _ GK b + NC

-f тк р2у + М т р

 

• .

. ч

"

Н

'

 

 

W

где Ь, с, р, Я — плечи сил веса

GK , натяжения N

дружи­

ны, инерции т к р «р и Р н ; Л^тр момент трения в шарнирах.

Усилие срабатывания индивидуального предохрани­ теля не зависит от массы плуга и сил, действующих на остальные корпуса, что позволяет обеспечивать расчет­ ное усилие срабатывания.

Величину усилия Ри следует выбирать из условия ус­ тойчивости хода плуга при пиковых технологических на­ грузках [ 2 ] .

Динамометрирование корпусов, проведенное ВИСХОМом [2], показало, что пиковые технологические нагрузки превышают их среднее значение в 2—2,7 раза. Обозначив коэффициентом перегрузки б отношение пи­ ковых нагрузок к Ртах, получим предельное значение

технологической нагрузки Rxymax,

при которой

индиви­

дуальный

предохранитель должен

срабатывать:

 

 

Rxy max =

°^max ^max

,

(5)

где 6 = 2,7

(для плугов)

и 6 = 3—5

(для культиваторов)

Расположение и направление силы Rxymax в продоль­ ной вертикальной плоскости можно принять в соответст­ вии с рекомендациями Г. Н. Синеокова [2].

Д л я расчетов предохранителя удобнее использовать горизонтальную составляющую Rx, приведенную к носку лемеха. Из сопоставления Rxymax и Rx можно принять:

#л- = 0,6-^0,85#^т а х .

Расчетные усилия срабатывания предохранителей плугов, предназначенных для работы на почвах с раз­ личным удельным сопротивлением (таблица), в дальней­ шем могут уточняться, если учесть, что силы трения в шарнирах изучены пока недостаточно.


Расчетные усилия срабатывания индивидуальных предохранителей плугов К—ЪЪ см, 5=2,7)

к, кг/см2

а, см

 

 

1.3

27

3400

2000—2900

0,9

27

2300

1400—2000

0,6

25

1400

840—1200

Д л я предохранителей автоматического действия, по­ мимо начального усилия срабатывания, важное значение имеет силовая характеристика процесса срабатывания предохранителей плугов (рис. 2).

При выборе силовой характеристики предохранителя необходимо учитывать следующие условия: усилие сра­ батывания, приложенное к носку лемеха, не должно уве­ личиваться по мере поворота корпуса и должно быть достаточным для быстрого автоматического заглубления его; поворот корпуса не должен сопровождаться измене­

нием

положения

рамы,

т. е. нарушением

устойчивости

хода

плуга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примером неудовлетворительной силовой характе­

ристики могут служить кривые /

и 2, при которых

уси­

лие срабатывания Ря растет

с увеличением

угла

пово­

рота

<р корпуса

и, следовательно,

превышает расчетное,

что недопустимо.

 

 

 

 

 

 

 

Силовая

характеристика

в

 

 

 

виде

прямой

3,

параллельной

 

 

 

оси

абсцисс,

приемлема

для

 

 

 

случаев, когда

расчетное

уси­

 

 

 

лие

срабатывания

не

превы­

 

 

 

шает веса плуга. В противном

 

 

 

случае рама

плуга

поднимет­

 

 

 

ся, нарушая устойчивость

хода

 

 

 

всего

плуга

по

глубине

 

обра­

 

 

 

ботки и образуя

огрехи.

 

 

 

 

 

 

Наиболее полно удовлетво­ ряет всем требованиям силовая характеристика 4: усилие на носке лемеха убывает по мере поворота корпуса. При этом важно обеспечить, чтобы кривая 4 располагалась выше кри-

Р и с

2

С ш ю в ы е

и_

с т и

к и

предохранителей плу-

 

 

гов.