Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сравнительные технические характеристики дисковых лущильников

(угол атаки 15—35°, глубина обработки 4—10 см)

Показатель

Ширина рабочего захва­ та, м

Производительность за час чистой работы при оптимальной рабочей скорости, га

Рабочая скорость, км/ч

Вес машины на единицу производительности, кг/га/ч

Затраты времени на пе­ ревод в дальний тран­ спорт, чел.-ч

Обслуживающий персо­ нал

ЛДГ-5

ЛД-5

лдг-ю

лд-ю

ЛДГ-15

ЛД-15*

ЛД-20**

5-5,8

5-5,8

10—12

10—11,7

15—17,6

15,2

20—22

5

3

10

6

15

9

20

До 12

До 6

До 12

До 6

До 12

До 6

До 12

214

348,2

245

327

246

341,7

278,5

0,4

3

0,25

3

0,3

3

0,4

Тракторист

Тракторист

Тракторист

Тракторист

Тракто­

Тракторист

Тракторист

 

и один ра­

 

и два ра­

рист

и два рабо­

и один ра­

 

бочий

 

бочих

 

чих

бочий

*Угол атаки 35°.

**Угол атаки 25—35°.


с рядом научно-исследовательских институтов занима­ лось также изысканием новых дисковых рабочих органов для работы на повышенных скоростях.

Исследования, проведенные СибНИИСХозом и ГСКБ, показали, что серийные заторможенные, вырезные и ко­ нусные диски при повышении скорости движения уве­ личивают тяговое сопротивление, особенно на скорости движения свыше 7—8 км/ч.

Установлено, что для улучшения агротехнических по­ казателей и снижения энергетических затрат при повы­ шении скорости движения дисковые машины целесооб­ разно переводить на заторможенный режим работы. Однако при создании лущильника с заторможенными дисками ограничились разработкой опытных образцов машин из-за их сложности и экономической нецелесооб­ разности.

Лущильники с вырезными дисками также не нашли применения из-за забивания дисков пожнивными остат­ ками.

По предложению СибИМЭ совместно с ГСКБ был разработан, изготовлен и испытан лущильник с наклон­ ными плоскими дисками. Исследования показали, что наклонные диски по сравнению со сферическими меньше отбрасывают и переворачивают почву. При этом верти­ кальная сила, действующая на наклонные диски, отно­ сительно меньше. Эти лущильники лучше обрабатывают почву на скорости 12—15 км/ч.

Однако работы по созданию лущильников с Наклонны­ ми плоскими дисками прекращены из-за сложности кон­ струкции, требующей индивидуальной подвески для каж­ дого диска.

Таким образом, попытки создать новые дисковые ра­ бочие органы для работы на повышенных скоростях не имели успеха. Поэтому научно-исследовательские ин­

ституты должны сосредоточить внимание на

решении

этой задачи, так как внедрение скоростных

дисковых

машин возможно лишь при наличии новых дисковых ра­ бочих органов.

ГСКБ закончило работы по созданию скоростного кольчато-шпорового катка ЗККШ-6, который агрегатируется с трактором Т-150 и надежно работает на скоро­ сти движения до 13 км/ч. Каток двухбарабанный, что повышает его устойчивость при работе на высоких ско­ ростях. В отличие от катка ЗКК-6А рабочие органы но-

14*

419


всго катка

самоочищаются. Производство катков

ЗККШ-б осваивается промышленностью.

ГСКБ совместно с ВИМом проводит исследования по

определению

оптимальных конструктивных параметров

и режима работы лугово-болотных фрез, способных раз­ рыхлять мощную дернину луга на более высоких ско­ ростях движения, чем серийные фрезы, обеспечивающие требуемое качество обработки почвы на поступательных скоростях не выше 3,5 км/ч.

По результатам этих исследований разработана и испытывается фреза к трактору Т-150. Ведомственные ис­ пытания показали, что наилучшие агротехнические и энергетические показатели обеспечиваются на посту­ пательной скорости 5,5—6,5 км/ч.

ПОВЫШЕНИЕ РАБОЧИХ СКОРОСТЕЙ ДИСКОВЫХ И ФРЕЗЕРНЫХ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИХ МАШИН

СТРЕЛЬБИЦКИЙ В. Ф.

(ГСКБ по машинам для улучшения лугов и пастбищ и дисковым почвообрабатывающим орудиям),

МАРЧЕНКО О. С. (ВИМ)

Для изучения работы дисковых и фрезерных машин на повышенных поступательных скоростях и определе­ ния силовых характеристик их рабочих органов ГСКБ по машинам для улучшения лугов и пастбищ и диско­ вым почвообрабатывающим орудиям провело полевые исследования по пространственному динамометрированию дисковых рабочих органов, а совместно с ВИМом занималось определением оптимальных параметров фрезерных машин.

Динамометрирование дисковых рабочих органов про­ водили в 1966—1969 гг. в различных хозяйствах Ново­ сибирской области на предпосевной обработке, дискова­ нии залежи, обработке паров, лущении стерни. Исследо­

вали сферические и

плоские диски

диаметром 450 мм

и сферические диски

диаметром 510

мм, применяемые

в симметричных дисковых лущильниках и полевых бо­ ронах. Угол заострения сферических дисков 15—18°, плоских 30°, радиус кривизны 600 мм.

Определяли зависимость силовых характеристик ди­ сковых рабочих органов от скорости поступательного движения ип и угла атаки а. Скорость движения изме­ няли в пределах 5, 8—10,8 км/ч при а, равном 15,25 и 35°. При работе дисков диаметром 450 мм глубина об­

работки h составляла

9 см, диаметром 510

мм —10

см.

Пространственное

динамометрирование

дисковых

ба­

тарей позволило найти значения продольной Rx,

боковой

Ry и вертикальной Rz

составляющих общего

сопротив­

ления почвы, которые первсчитывались на метр ширины захвата [2, 3].


При силовых, прочностных и других расчетах диско­

вых машин конструктору удобно пользоваться

безраз­

мерными коэффициентами n = Ry/Rx и m = RzjRx,

значе­

ния которых позволяют по известному тяговому со­ противлению Rx, полученному обычным линейным динамометрированием, определять полную силовую ха­ рактеристику дисков. Значения коэффициентов п и т берут из литературных источников [2, 3, 4] или же полу­ чают пространственным динамометрированием.

Полевые опыты показали, что при разных условиях и режимах работы почти на всех видах работ коэффи­

циент п

с увеличением скорости движения от

5,8 до

10,8 км/ч изменяется незначительно.

При а = 1 5 °

коэф­

фициент

п

увеличивается

на 4—15%,

а при а = 35° сни­

жается

на

5—10%. Для

плоских дисков с углом

атаки

15° коэффициент п имеет большую тенденцию увеличе­ ния, чем для сферических.

Для практических расчетов следует принять, что ко­ эффициент п (отношение боковой силы к тяговому со­ противлению) от скорости не зависит.

Во всех опытах наблюдалась тенденция

 

уменьшения

коэффициента т с увеличением скорости

поступатель­

ного движения. Так, повышение скорости

с

5,8 до

10,8

км/ч вызывало снижение коэффициента

т на 10—

35%

Для всех дисков.

 

 

 

В наших опытах особый интерес представляло изме­

нение тягового сопротивления Rx дисков

при

увеличе­

нии скорости поступательного движения. Относительное изменение тягового сопротивления Rx с повышением ско­ рости движения дисков на различных видах и режимах работы показано графически на рисунке 1.

При

работе

сферических дисков

диаметром

450

мм

с углом

атаки

а = 1 5 ° увеличение

скорости

с

5,8

до

10,8 км/ч повышало

тяговое сопротивление на 40—80Не­

опытных данных

по сферическим

дискам

диаметром

510 мм и по плоским дискам диаметром 450 мм несколь­

ко меньше, но относительные изменения их тягового со­

противления с увеличением скорости движения

лежат

в тех же пределах.

 

При a = 25-f-35° повышение скорости движения

сфе­

рических дисков диаметром 450 мм вызывало возрас­ тание тягового сопротивления на 25—65%.

Исследованиями зарубежных ученых, проводивших пространственное динамометрирование дисковых рабо-


чих органов, установлено, что повышение скорости дви­

жения оказывает на величину тягового

сопротивления

дисков влияние,

подобное тому,

какое

было получено

в наших опытах.

 

 

 

Например, в

опытах Гордона

[6], проводившего ди-

намометрирование плужных дисков диаметром 660 мм

при

угле атаки

а > 3 5 °

на суглинистых почвах, увеличе­

ние

скорости с

3,6 до

10,1 км/ч вызывало возрастание

тягового сопротивления дисков на 124%, на глинистых

почвах увеличение скорости с 2,6 до

10,1

км/ч повышало

Rx на

62%.

Во всех

опытах

Гордона

имело

место значи­

тельное

возрастание

боковой силы

Ry,

а вертикальная

сила

Rz

с

увеличением

скорости

имела

тенденцию

к уменьшению, что было обусловлено большим значени­ ем угла атаки.

В опытах Тейлора и Джонстона [7] увеличение ско­ рости плужных дисков с 4,8 до 9,65 км/ч повышало тя­ говое сопротивление в 1,5 раза. По данным этих авторов, тяговое сопротивление дискового плуга увеличивается на 54% при изменении скорости с 4,8 до 9,6 км/ч.

5

7

9

11

5

7

9

V,KM/I

Рис. 1. Относительное изменение тягового сопротивле­ ния R x в зависимости от скорости поступательного дви­ жения сферических дисков диаметром 450 мм при работе в режимах бороны (а) и лущильника (б):

Щ иредпосевная обработка;

^ — л у щ е н и е стерни;ф— обра ­

ботка

паров.