Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведенный способ определения реактивной э. д. с. позволяет учесть также взаимоиндукцию между секциями, стороны которых

расположены в соседних пазах, и меж­

 

 

 

 

 

ду секциями,

переключаемыми щетками

 

 

 

 

 

противоположной полярности. В пер­

 

 

 

 

 

вом случае секции имеют общий маг­

 

 

 

 

 

нитный поток лобовых частей, во втором

 

 

 

 

 

случае — общий

магнитный

поток ак­

 

 

 

 

 

тивных частей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Несмотря на простоту этого способа,

 

 

 

 

 

построение картины изменения реак­

 

 

 

 

 

тивной э. д.

с.

занимает много времени,

•е"

 

п

1— 1

поэтому обычно ограничиваются вычис­

 

 

 

1

 

-- ---------- гч ----- ’

лением

среднего

значения

 

реактивной

 

с 2= £м2з

э. д. с. секций

одной

катушки по фор­

Е

 

1 1

,.,J

муле,

аналогичной (5-17).

Среднее уве­

Е

мз

2'=

Емл

1

личение

изменяющегося

 

магнитного

,

 

 

I

t

потока

от тока

в других

переключае­

 

 

 

 

 

мых

секциях

учитывается

слагаемым

 

 

 

 

 

Хм удельной магнитной

проводимости,

 

 

 

 

 

а увеличение

периода

коммутации —

 

 

 

 

 

отношением

Ьщ/Ьк,

тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

Еѵ

Г)

 

, ■

 

“Ь

 

л

,

(5-18)

 

 

 

 

 

 

■4Wchv%

,

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ьщ/Ьк

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом получается формула Пихельмайера

Еѵ= 2іѵсі2Ѵ^'А2. (5-19)

Удельная магнитная проводимость X' зависит главным образом от формы пазов и размеров лобовых частей сек­ ции. Методы расчета удельной магнит­ ной проводимости приводятся в посо­ биях по проектированию электрических машин. Для обычных машин постоян­ ного тока X' = (5 — 8) • 10_6 гн/м.

Пример. В машине

ПН-100

2-5, 3-10

и

 

 

 

 

 

 

4-4) количество

витков

в

секции

wc =s=

3;

в

 

 

 

 

 

 

режиме генератора ток якоря І 2 =

59а;

тогда

 

 

 

 

 

 

линейная

нагрузка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N /2

834

59

=

32000 а/м;

 

 

 

 

 

 

 

7tDH22a

“ и - 0,245

2

 

 

 

 

тивной

э. д. с.

катушки:

а

окружная

скорость якоря

 

 

 

 

 

Рис.

5-8.

Определение

реак­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_7tDa2n

7t0,245 • 1460

18,7 м/сек;

 

изменение

тока

в секциях,

Vz ~

60

~

 

 

 

 

б э. д. с. самоиндукции сек­

удельная

магнитная

проводимость

X' —

ций,

в,

г и д

реактивная

э. д. с. отдельных секций, е

= 7,5-ІО-6 гн/м; тогда по (5-19)

 

 

 

 

 

 

 

 

огибающая реактивных э. д. с.

Ер=10~2.2 • 3 • 8 • 18,7 • 7,5 • ІО"». 32000 = 2,15а

 

 

 

секций катушки

 

79


Если бы можно было скомпенсировать мгновенное значение ре­

активной э. д. с. Ср, соответствующей

результирующей э. д. с. ерк

(§ 5-4), то теоретически прямолинейное

изменение тока достигалось

бы и при

больших значениях ер. Однако на практике коммутирую­

щая э. д.

с. имеет почти постоянную величину и разность ер и е рн

в отдельные моменты времени получается тем больше, чем больше

Ер. Поэтому

ограничивают Ер < 7 -f- 10 в при наличии коммути­

рующего поля

и Ер + Eaq < 2 -у 3 в при отсутствии коммутирую­

щего поля.

 

5-4. Средства уменьшения э.д.с. в переключаемой секции

Если намагничивающая сила индуктора направлена встречно

относительно намагничивающей

силы

якоря, то

может быть

значительно меньше eaq -f- ер за

счет

противоположно

направлен­

ной э. д. с. ек и изменение тока в переключаемой секции приближа­ ется к прямолинейному.

Две намагничивающие силы — индуктора и якоря — на одном участке магнитной цепи (зазоре) создают результирующую магнит­

ную индукцию Вр.к в месте расположения сторон

переключаемой

секции и тогда

 

ср к — 2wc^2^V®p.k-

(5-20)

Реактивная э. д. с. в течение периода коммутации не сохраняется постоянной и для секций, занимающих разное положение по ширине пазов, форма изменения ер не одинакова (рис. 5-8), поэтому уравно­ весить ее мгновенное значение с помощью э. д. с. ер.к не представ­ ляется возможным. Обычно ограничиваются равенством средних значений этих э. д. с. или небольшим превышением Еѵ,к над Ер. Для этого распределение индукции коммутирующего поля должно приближаться к штриховой линии на рис. 5-8, е.

В соответствии с формулой (5-19) значение результирующей индукции, обеспечивающей равенство среднего значения коммути­ рующей э. д. с. и реактивной э. д. с., будет

Вр.к = УА2.

(5-21)

А. Смещение токораздела с геометрической нейтрали. Для полу­ чения коммутирующего поля может быть использована намагничи­ вающая сила главных полюсов.

В режиме работы генератором направление тока в секции в на­ чале периода коммутации совпадает с направлением э. д. с. парал­ лельной ветви обмотки якоря, поэтому для получения коммутирую­ щей э. д. с. необходимо расположить переключаемую секцию в зоне действия главного полюса противоположной полярности, т. е. смес­ тить токораздел с геометрической нейтрали по вращению якоря путем смещения щеток в этом направлении (рис. 4-7, б). В точке а результирующая индукция ВѴЛ( в зазоре равна нулю, следовательно, Ек + Eaq = 0 и для уравновешивания Еѵ необходимо сместить

80


Рис. 5-9. Результирующая намагни­ чивающая сила на развертке якоря двигателя

токораздел правее точки а, чтобы EV K~s? Ev .

Э. д. с. обмотки

якоря в этом случае немного уменьшается.

коммутирующей

В режиме работы двигателем для получения

э. д. с. необходимо сместить токораздел с геометрической нейтрали против вращения якоря.

Намагничивающая сила главных полюсов при последовательном соединении обмотки возбуждения с обмоткой якоря изменяется пропорционально току якоря и э. д. с. Еѵм увеличивается с увели­ чением нагрузки так же, как э. д. с. Еѵ, поэтому в машинах с после­ довательным возбуждением при одном и том же положении щеток можно получить удовлетворительную коммутацию в широком диа­ пазоне изменения нагрузки. В машинах с параллельным и смешан­ ным возбуждением для уравнове­ шивания э. д. с. Ер следовало бы смещать щетки в соответствии с нагрузкой, однако для удобства обслуживания щетки устанавли­ ваются в положение наиболее благоприятного токосъема для средней нагрузки, при малых нагрузках изменение тока в пере­ ключаемой секции получается ус­ коренным, а при больших наг­ рузках — замедленным. При изме­ нении направления вращения якоря необходимо также изменить положение щеток относительно геометрической нейтрали. В нас­ тоящее время описанный способ уменьшения э. д. с. в переключае­

мой секции применяется только в машинах малой мощности, пред­ назначенных для одного направления вращения.

. Б. Добавочные полюсы. Основным средством уравновешивания реактивной э. д. с. в переключаемой секции являются добавочные полюсы, которые устанавливают между главными полюсами. То­ кораздел в этом случае совпадает с геометрической нейтралью.

Полярность добавочных полюсов должна быть такой же, как ранее установленная полярность главных полюсов в зоне коммута­ ции, т. е. в режиме работы генератора за главным полюсом по враще­ нию якоря следует добавочный полюс противоположной полярности,

ав режиме двигателя — добавочный полюс той же полярностн. Для того чтобы соблюдалась пропорциональность между нагруз­

кой машины и магнитным потоком добавочных полюсов, необходимо обмотку полюсов включить последовательно с обмоткой якоря и магнитную цепь выполнить ненасыщенной. Индукция в магнитной цепи не должна превышать 1,2 тл при номинальной нагрузке, это относится также к результирующей индукции на общих участках магнитной цепи главных и добавочных полюсов, где их намагничи­ вающие силы складываются.

81


На рис. 5-9 показаны полюсы и развертка части окружности якоря с направлением тока в проводниках для режима двигателя. Токораздел совпадает с геометрической нейтралью. Распределение намагничивающей силы главных полюсов показано линией 1, а намагничивающей силы обмотки якоря — линией 2. В соответствии с полярностью добавочных полюсов намагничивающая сила их (линия 3) направлена против намагничивающей силы обмотки якоря. Распределение результирующей намагничивающей силы но окруж­ ности якоря показано линией 4.

Намагничивающая сила добавочных полюсов должна уравно­ весить намагничивающую силу обмотки якоря и создать необходи­ мую индукцию Вр.к в зоне коммутации.

При отсутствии компенсационной обмотки первая составляющая намагничивающей силы добавочных полюсов равна поперечной на­ магничивающей силе обмотки якоря при расположении токораздела на геометрической нейтрали (4-4). Вторая составляющая представ­ ляет собой намагничивающую силу, необходимую для проведения потока по магнитной цепи добавочных полюсов. При ненасыщенной магнитной цепи намагничивающую силу для всей магнитной цепи

можно принять равной намагничивающей силе для

двух зазоров

2бд между якорем с добавочными

полюсами, которая

определяется

по формуле, аналогичной (2-15):

 

 

/^ д = ^

2 б д.

(5-22)

Тогда намагничивающая сила добавочных полюсов, необходи­

мая для создания результирующей

индукции Врм в зазоре,

 

^д= Л 2т + ^

2 б д.

(5-23)

 

N

 

Для уменьшения влияния насыщения стальных участков маг­ нитной цепи добавочных полюсов в машинах небольшой мощности зазор бд выполняют увеличенным почти в два раза по сравнению с зазором б между якорем и главным полюсом. В крупных машинах при большом зазоре бд возможно искажение распределения индук­ ции Врк намагничивающей силой главных полюсов, поэтому зазор бд делают почти равным б, а для линейности характеристики намаг­ ничивания цепи добавочных полюсов ставят прокладки из немагнит­ ного материала между полюсом и станиной. В случае необходимости увеличение индукции 5 р к при наладке коммутации осуществляется заменой части немагнитных прокладок стальными. Наличие прокла­ док из материала с малой магнитной проницаемостью необходимо учи­ тывать при расчете магнитной цепи добавочных полюсов.

Так как Fn и Faq направлены встречно, то коэффициент рас­ сеяния добавочных полюсов получается очень большим (для машин без компенсационной обмотки /%д = 3 -f- 5 и с компенсационной об­

моткой /с0д = 2 -f- 3). Для уменьшения потока рассеяния катушки добавочных полюсов располагают вблизи полюсных наконечников.

82


Уменьшение зазора бд также способствует уменьшению потока рас­ сеяния добавочных полюсов.

Добавочные полюсы целесообразно применять в машинах мощ­ ностью больше 0,3 кет. Обычно количество добавочных полюсов равно количеству главных полюсов и только при мощности машины меньше 2,5 кет иногда на пару главных полюса ставится один до­ бавочный полюс. Применение добавочных полюсов позволяет уве­ личить линейнзчо нагрузку якоря и таким образом уменьшить раз­ меры машины.

Пример. Требуется рассчитать обмотку возбуждения добавочных полюсов генератора типа ПН-100 (см. § 2-6, 3-10, 4-4 и 5-3). Зазор под добавочным полю­

сом бд =

3 мм, &д ж ks =

1,30.

 

5

индукция иод добавочным полюсом (5-21)

Результирующая

 

Вр к= і а 2= 7,5-10-6-32 000 = 0,24 ям.

Намагничивающая сила

поперечной реакции якоря (4-4)

 

 

ß a = TH2 =

192-10-3-32 000 = 6 140 а.

Необходимая намагничивающая сила для магнитной цепи добавочных

полюсов

(5-22)

 

 

 

 

F.= iÜ L 2L 2 6 I = - ^ ^ - 2 . 3 .1 0 - 3 . 1 ,3 0 = 1490 а.

 

ц0

Д

4л -10 1

Намагничивающая сила добавочных полюсов, необходимая для создания результирующей индукции (5-23),

ßn= ß a + ß6jj = 6140+1490 а = 7630 а.

Так как обмотка возбуждения добавочных полюсов соединена последова­ тельно с обмоткой якоря, то ток в ней / 2 = 59 а и тогда количество витков в катушке

wд

£ а_

7630

65.

2fa

2-59

 

 

В. Уменьшение реактивной э. д. с. Зависимость реактивной э. д. с. от различных величин очевидна из равенства (5-19), однако умень­ шение не всех сомножителей в нем возможно и целесообразно: умень­ шение линейной нагрузки приводит к ухудшению использования активных материалов и к увеличению размеров машины, а окружная скорость и длина якоря определяются номинальной мощностью машины. Таким образом, ограничение Еѵ зависит от возможностей уменьшения wc и V.

В машинах мощностью свыше 50 кет количество секций выбира­ ется таким образом, чтобы wc = 1. Уменьшение удельной магнит­ ной проводимости может быть достигнуто выбором соответствующих размеров паза и уменьшением магнитной связи между переключа­ емыми секциями. С этой целью целесообразно увеличивать ширину паза и уменьшать его глубину, пока не будет достигнута предель­ ная индукция в зубце якоря. Эффективным средством уменьшения магнитной связи между переключаемыми секциями является вы­ полнение укорочения шага секции (не более одного пазового деления)

83