ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
и применение ступенчатой обмотки. В первом случае (рис. 5-10) стороны секций, переключаемых щетками противоположной поляр ности, а во втором случае часть сторон секций одной катушки на ходятся в соседних пазах.
Уменьшение взаимоиндукции между переключаемыми секциями достигается также выбором нечетного отношения К /p. В этом случае
Рис. 5-10. Переключаемые секции в обмотке: а — с полным шагом, б — с укороченным шагом
изменение тока в секциях, переключаемых соседними щетками, происходит неодновременно, а со сдвигом на 2>0/[Кп), сек.
Из формулы (5-18) следует, что значительное уменьшение реак тивной э. д. с. может быть достигнуто за счет увеличения периода коммутации, путем увеличения Ьих /Ья , предел такого увеличения ставится расширением зоны коммутации, которая должна быть меньше половины дуги якоря между наконечниками главных полюсов.
5-5. Коммутационная реакция якоря
При наличии добавочных полюсов стороны переключаемой секции в момент времени t — Тк /2 располагаются симметрично относительно оси полюса (рис. 5-10). Если ток в секции изменяется прямолинейно, то в этом положении секции іс = 0 и она не оказывает влияния на магнитный поток главного полюса. В течение времени 0 < t < Тк /2 магнитная ось Fc секции располагается по одну сторону геометри ческой нейтрали (рис. 5-11, а), а при Тк /2 < t < Тк — по другую сторону ее (рис. 5-11, б). Поперечная составляющая намагничиваю щей силы переключаемой секции сохраняет неизменное направление и с намагничивающей силой других секций обмотки создает попе речную реакцию якоря (§ 4-2). Продольная составляющая намагни чивающей силы переключаемой секции при t — Тя /2 изменяет на правление на противоположное и ее намагничивающее действие
84
(в режиме двигателя) за первую половину периода коммутации ком пенсируется размагничивающим действием за вторую половину Тк.
При замедленной коммутации ток в переключаемой секции в те чение большей части периода коммутации сохраняет направление тока до переключения, следовательно, токораздел сдвигается по вращению якоря и переключаемая секция оказывает размагничиваю щее действие на главный полюс в генераторе (рис. 4-7, б) и намагни чивающее действие в двигателе (рис. 5-11, в).
Воздействие тока переключаемой секции на магнитный поток главного полюса называется коммутационной реакцией якоря.
Рис. 5-11. Направление намагничивающей силы переключаемой секции (для режима двигателя): а — в начале переключения; б — в конце переключения при іс = —І а; в — при t — Тк/2 и замедленном изменении тока
При ускоренной коммутации ток в переключаемой секции дости гает нулевого значения за время t < Тк/2, и токораздел сдвигается против вращения якоря; в этом случае коммутационная реакция якоря будет намагничивающей в генераторе (рис. 4-7, в) и размаг ничивающей в двигателе (§ 4-4).
При очень замедленной коммутации процесс изменения тока происходит почти полностью в конце периода коммутации (линия 5 на рис. 5-5, б) и токораздел сдвигается по вращению якоря на дугу
ЬШ°Я2
-—г— относительно его положения при прямолинейном изменении
6UK
тока. При очень ускоренной коммутации сдвиг токораздела проис ходит на такую же величину дуги окружности якоря в противопо ложном направлении. В этих условиях намагничивающая сила ком
мутационной реакции якоря FaK — -—^ - А 2.
При нормальной работе машины намагничивающая сила комму тационной реакции якоря мала по сравнению с намагничивающей
силой обмотки возбуждения главных полюсов и не оказывает влия ния на магнитный поток машины. При большом токе якоря, напри мер при коротком замыкании генератора или при пуске двигателя, когда вследствие насыщения магнитной цепи добавочных полюсов преобладает реактивная э. д. с. и коммутация становится очень замедленной, намагничивающая сила коммутационной реакции зна чительно возрастает и может оказывать существенное влияние на работу машины.
5-6. Причины искрения потенциального характера
Ранее была рассмотрена одна из причин искрения на коллекторе, связанная с большой плотностью тока на сбегающем крае щетки и разрывом цепи тока короткого замыкания в переключаемой секции. Дальнейшее развитие этого искрения и возникновение искрения на
свободной (не |
занятой |
щетками) поверхности коллектора зависит |
от напряжения |
между |
коллекторными пластинами. |
Если U — напряжение на обмотке якоря, К — количество кол лекторных пластин и 2р — количество полюсов, то среднее напряже ние между соседними коллекторными пластинами UK,Ср = U2p/K-
Напряжение между коллекторными пластинами при холостом ходе равно з. д. с. секции в случае одноходовой петлевой обмотки или р секций одного обхода по якорю для одноходовой волновой обмотки. Это напряжение зависит от положения в магнитном поле секций, к которым присоединены коллекторные пластины. Для опре деления наибольшего напряжения между коллекторными пластинами необходимо рассматривать э. д. с. секций, стороны которых распо ложены на протяжении полюсной дуги, т. е. в зоне действия расчет
ной индукции В&, и тогда |
|
|
|
и |
К. ср |
игР |
(5-24) |
и кЪ= |
а |
~äl{ |
|
|
|
При нагрузке машины (и отсутствии компенсационной обмотки) поперечная реакция якоря вызывает неравномерное распределение магнитной индукции в зазоре (§ 4-3). Соответственно увеличивается э. д. с. секций, стороны которых находятся в области повышенной индукции под сбегающим краем полюсного наконечника в генераторе или под набегающим краем в двигателе, и возрастает напряжение между коллекторными пластинами, присоединенными к этим щеткам. Увеличение напряжения между коллекторными пластинами можно учесть коэффициентом ки = 1,3 —■1,7 искажения поля, и тогда максимальное' напряжение
кПи-2р
Uк. макс —kuUKb— а,ß— . |
(5-25) |
При значительных напряжениях графитная и медная пыль между коллекторными пластинами раскаляются и образуют первоначаль ную причину появления дуги между этими пластинами, таким же образом может поддерживаться дуга, возникающая при искрении
т
под щетками (рис. 5-12). Искрение на свободной поверхности кол лектора может перейти в круговой огонь, при котором электричес кая дуга замыкает щетки противоположной полярности непосред ственно по коллектору. Круговой огонь, как правило, вызывает значительное повреждение коллектора, щеток и щеткодержателей.
При резком увеличении нагрузки машины коммутация становится замедленной и плотность тока на сбегающем крае щеток возрастает, так как реактивная э. д. с. в переключаемых секциях увеличивается и магнитный поток добавочных полюсов нарастает медленнее тока якоря вследствие задерживающего влияния вихревых токов в мас сивных частях магнитопровода и насыщения магнитной цепи. Это приводит к образованию дуги между щеткой и коллекторными плас тинами. Через дугу проходит значительный ток короткого замыкания переключаемой секции и частично ток обмотки якоря. Вследствие движения коллектора дуга растягивается и ею замыкаются коллек торные пластины за пределами щетки. Кроме того, большой ток об
мотки якоря вызывает значи |
|
|
||||
тельное искажение распреде |
|
|
||||
ления индукции в зазоре и |
|
|
||||
увеличение |
максимального |
|
|
|||
напряжения между. коллек |
|
|
||||
торными пластинами. Осо |
|
|
||||
бенно неблагоприятные усло |
|
|
||||
вия получаются в двигателях, |
|
|
||||
так |
как область максималь |
торе |
|
|||
ных напряжений между кол |
|
|||||
вблизи сбегающей .части щет |
||||||
лекторными |
пластинами |
находится |
||||
ки. |
Вследствие сильного |
искрения |
под положительной |
щеткой |
||
на |
коллекторной пластине может образоваться катодное |
пятно и |
тогда опирающаяся на него дуга дает поток электронов на щетку
иионизирует окружающее пространство. Если пластина с дугой переместилась в область, где £/к.максдостаточно для поддержания дуги, то дуга возникает также и между другими коллекторными пластинами
ипри движении по коллектору создает условия для образования кругового огня. Согласно опытным данным, для поддержания уже возникшей дуги требуется напряжение между соседними коллектор ными пластинами 25—27 в. При уменьшении мощности машины
увеличенное сопротивление переключаемой секции ограничивает ток короткого замыкания и запас электромагнитной энергии в ней, поэ тому предельное значение напряжения, при котором возникает искрение на свободной поверхности коллектора, также увеличива ется. В машинах большой мощности это предельное напряжение сос тавляет 25—27 в, в машинах средней мощности 30—35 в и в машинах малой мощности 60—70 в.
Одним из средств, предупреждающих появление кругового огня, является компенсационная обмотка, показанная на рис. 5-13. В пазы полюсных наконечников укладываются изолированные проводники, которые соединяются так, что образуют обмотку с магнитной осью, совпадающей с геометрической нейтралью. Компенсационная обмотка
87
включается последовательно с обмоткой якоря. Намагничивающая сила компенсационной обмотки распределена на протяжении по
|
люсной дуги и ее направление про |
|||||
|
тивоположно |
направлению |
реак |
|||
|
ции якоря. Таким образом, ком |
|||||
|
пенсационная |
обмотка устраняет |
||||
|
искажение распределения индук |
|||||
|
ции в зазоре под главными по-у |
|||||
|
люсами и частично уравновеши |
|||||
|
вает намагничивающую силу по |
|||||
|
перечной реакции якоря. |
|
||||
|
Для |
создания |
препятствий |
|||
|
движущейся |
по |
коллектору |
дуге |
||
|
и деионизации |
окружающего ее |
||||
|
воздуха |
ставятся |
изоляционные |
|||
|
перегородки |
вдоль |
коллектора |
|||
|
между |
щеткодержателями |
раз |
|||
Рис. 5-13. Статор машины постоян |
личной |
полярности |
и изоляцион |
|||
ного тока с компенсационной об |
ные щиты, препятствующие замы |
|||||
моткой |
канию |
дуги |
на |
конструктивные |
||
|
части машины. |
Повреждения ма |
шины, вызываемые круговым огнем,, можно уменьшить своевре менным отключением от сети быстродействующим выключателем.
5-7. Причины искрения механического характера
К механическим причинам искрения относятся нарушения кон такта между щетками и коллектором вследствие недостатков кон струкции коллектора, щеткодержателей и щеток, плохим изготов лением их или большим износом. Нарушение нормальной работы скользящего контакта может быть вызвано неровностью рабочей поверхности коллектора, выступающими или опущенными коллек торными пластинами, выступающими изоляционными прокладками, эксцентричным положением рабочей поверхности коллектора от носительно оси вращения, несоответствием размеров щетки и гнезда щеткодержателя (при малом зазоре затрудняется движение щетки в щеткодержателе, при большом зазоре утрачивается определенность положения рабочей поверхности щетки относительно коллектора), большим расстоянием между щеткодержателем и коллектором, вибрацией машины.
К механическим причинам искрения следует отнести также плохую притирку щеток, неодинаковое давление на щетки, различное расстояние между щетками противоположной полярности, различ ную величину коллекторного деления вследствие неодинаковой ширины коллекторных пластин или различной толщины изоляцион ных прокладок.
88