Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5-8. Экспериментальная наладка коммутации

Неудовлетворительное протекание коммутационного процесса, или, короче, плохая коммутация выражается внешне в наличии искрения на коллекторе. Согласно ГОСТ 183-66, искрение на кол­ лекторе электрической машины оценивается по степени искрения под сбегающим краем щетки по шкале (классам искрения), приведен­ ной в табл. 5-1.

Степень

искрения (классы комму­ тации)

1

4

4

2

Таблица 5-1

Характеристика степени искрения

Состояние коллектора и щеток

Отсутствие искрения (темная коммутация)

Слабое точечное искрение под небольшой частью щетки

Слабое искренне под большей частью щетки

Отсутствие почернения на кол­ лекторе и нагара на щетках

Появление следов почернения на коллекторе, легко устраняе­ мых протирапием поверхности коллектора бензином, а также следов нагара на щетках

Искрение

под

всем

краем

Появление следов

почернения

щетки. Допускается только при

на коллекторе,

не

устраняемых

кратковременных

толчках

па-

протиранием поверхности

коллек­

грузки и перегрузки

 

 

тора бензином,

а также

следов

 

 

 

 

нагара па щетках

 

 

3

Значительное искрение под всем

Значительное почернение

на

 

краем щетки с наличием крупных

коллекторе, не устраняемое

про­

 

и вылетающих искр.

Допускается

тиранием поверхности коллектора

 

только для моментов прямого (без

бензином, а также подгар и раз­

 

реостатных

ступеней)

включения

рушение щеток

 

 

или реверсирования

машин,

если

 

 

 

при этом

коллектор

и

щетки

 

 

 

остаются в

состоянии,

пригодном

 

 

для дальнейшей работы

Продолжительная надежная работа -скользящего контакта ма­ шины постоянного тока обеспечивается, если степень искрения не превосходит Н/г- Определение степени искрения производится в уста­ новившемся тепловом состоянии машины, наблюдение рекомендуется вести за положительными щетками двигателя и отрицательными щет­ ками генератора. Для объективной оценки коммутации могут быть использованы приборы, регистрирующие интенсивность светового

89


излучения или высокочастотную составляющую напряженности магнитного поля вблизи коллектора.

После продолжительной работы машины без значительного искре­ ния на рабочей поверхности коллектора образуется твердая пленка окислов меди сложного химического состава. Цвет пленки зависит от температуры коллектора, марки щеток и состава окружающего воздуха, он может иметь различные оттенки от бурого до голубого. Пленка повышает сопротивление скользящего контакта и наличие блестящей пленки указывает на удовлетворительное протекание коммутационного процесса.

Практика электромашиностроения показывает, что вновь изго-- товляемые машины почти всегда нуждаются в «настройке» коммута­ ции, которая состоит главным образом в регулировке добавочных полюсов — изменении сопротивления магнитной цепи или намагни­ чивающей силы обмотки возбуждения их. При этом предполагается,

 

что все возможные причины искрения ме­

 

ханического характера

устранены.

В 1934 г.

 

В. Т. Касьяновым на заводе «Электросила»

 

им. С. М. Кирова

были

разработаны спо­

 

собы, которые

позволяют

быстро

выявить

 

электромагнитные причины

искрения и ука­

 

зать пути улучшения

коммутации.

 

Основным способом налаживания ком­

 

мутации

является

снятие

безыскровой зоны

 

работы

машины.

Для этого собирается схе­

 

ма рис.

5-14,

на

которой

1 — исследуемая

Рис. 5-14. Схема для ис­

машина, 2 — обмотка

добавочных

полюсов,

3 — вспомогательный

генератор

с незави­

следования коммутации

 

симым возбуждением,

предназначенный для

подпитки обмотки добавочных полюсов. В зависимости от полярно­

сти генератора 3

добавочный

ток

/ дд

добавочных полюсов может

быть направлен

согласно с

током

/ 2

якоря исследуемой машины

или встречно ему, таким образом в обмотке 2 добавочных полюсов

можно

иметь

ток / д =

/ 2 ± / д.д. Относительная величина доба­

вочного

тока

в долях

номинального тока цепи якоря составляет

 

= 0,06 — 0,1 в машинах большой мощности и 0,15—0,25 в

машинах мощностью несколько киловатт.

Исследуемая машина может работать как при номинальном напря­ жении, так и в режиме короткого замыкания. Опыт показывает, что режим работы мало влияет на получаемые результаты, а в режиме короткого замыкания затраты энергии значительно меньше.

Исследование начинают с тока в цепи якоря, равного нулю. По­ степенно изменяя добавочный ток / д,д сначала в одном направлении, а затем в другом, устанавливают величину его, при которой начи­ нается искрение. Причиной искрения является э. д. с. ± е к, созда­ ваемая в переключаемых секциях магнитным потоком добавочных полюсов. Заметное искрение возникает при Ек = 1—1,5 в в зависи­ мости, главным образом, от марки щеток. При отсутствии тока в цепи якоря добавочные токи разных знаков, соответствующие появлению

90


искрения, одинаковы и изображены на рис. 5-15 равными отрезками

ОА и OB.

Обмотка возбуждения добавочных полюсов рассчитывается таким образом, чтобы уравновешивались средние значения реактивной и коммутирующей э. д. с. Если бы при этом уравновешивались также их мгновенные значения, т. е. 2 ср -|~ ер.„ = 0, то при всех значениях тока в цепи якоря искрение начиналось при одинаковом добавочном токе (штриховые линии на рис. 5-15, а).

Однако

уравновесить

 

еѵ и

ерк

не

представляется возможным

(рис.

5-8) и в переключаемой секции имеется 2>р -f ер к, возрастаю­

щая с увеличением

/ 2. Поэтому

значение

 

добавочного тока, вызывающего искрение,

 

уменьшается

при увеличении тока в цепи

 

якоря и линии тока + / д.д и —/ дд пересе­

 

каются в точке

Cj рис. 5-15, а.

Треуголь­

 

ник

АСХВ

соответствует

 

зоне

безыскро­

 

вой коммутации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При замедленной коммутации сред­

 

нее

значение реактивной

 

э. д. с. больше,

 

чем коммутирующей э. д. с., и для увели­

 

чения намагничивающей

 

силы

добавоч­

 

ных

полюсов

 

требуется

 

положительный

 

добавочный

ток.

В

этом

случае

линии

 

тока

 

+ / д.д

и

—/дд

пересекаются

над

 

осью абсцисс в точке Сг (рис. 5-15, б). Зона

 

безыскровой

коммутации

изображается

 

треугольником

АСф

и

предельный

ток

 

якоря, при котором машина может

рабо­

 

тать без искрения при токе / д.д =

0,

оп­

 

ределяется

точкой D.

коммутации

линии

 

При

ускоренной

Рис. 5-15. Ток подпитки до­

добавочного

тока

 

-f/д.д

и —/ дд пересе­

каются

в

точке

С3

под

осью

абсцисс

бавочных полюсов: а — нор­

мальных, б — ослабленных,

(рис. 5-15, в), безыскровая

зона

коммута­

в — усиленных

ции ограничивается треугольником АС3В

 

и предельный

ток

якоря

 

безыскровой

зоны при / д.д — 0 соответ­

ствует точке F.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По расположению безыскровой зоны определяется необходимое изменение результирующей индукции /?рл, под добавочным полюсом.

На процесс изменения тока в переключаемой секции большое влияние оказывает сопротивление щеток, которые совместно с кол­ лектором образуют скользящий контакт. Основные данные изготов­ ляемых щеток приведены в табл. 5-2.

В настоящее время в машинах постоянного тока почти всегда при­ меняют электрографитированные или графитные щетки и только в машинах низкого напряжения ставят медно-графитные щетки. Наиболее важной характеристикой щеток является зависимость падения напряжения Д£/щ в скользящем контакте от плотности тока в нем. На рис. 5-16 приведены характеристики АІІЩ— / (/щ) для

91


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 5-2

 

 

Номи­

Наи­

Переход­

 

 

Класс щеток

 

ное паде­

Коэффициент

Износ за

 

нальная

большая

ние на­

и обозначение марки

плотность окружная

пряжения

трения

50 ч работы,

 

 

тока,

скорость,

на пару

 

мм

 

 

а/см2

м/сек

щеток, в

 

 

Угольно-графитные (УГ)

6—8

10-15

1,5—2,6

0,25-0,30

0,10-0,30

Графитные ( Г ) ...............

7-11

12-25

1,2-2,8

0,25-0,30

0,15-0,20

Электрографитирован-

9-12

25—45

1,6-3,4 0,20-0,25

0,10-0.20

ные (ЭГ)........................

Медно-графитные

(МГ)

15-20

20

0,1-1,6

0,20

0,30—0,80

Бронзо-графитные

(БГ)

20

20

0,2-0,4

0,25

0,25

электрографитированных щеток (линия 1) и медно-графитных (ли­ ния 2). Кроме плотности тока, на величину падения напряжения в контакте оказывают влияние другие условия работы: окружная скорость коллектора, температура его, направление тока и наличие

пленки окислов

на поверхности коллектора, вибрации коллектора.

 

 

 

 

 

Хорошая работа скользящего кон­

 

 

 

 

 

такта характеризуется: 1) отсут­

 

 

 

 

 

ствием

искрения,

повреждающего

 

 

 

 

 

коллектор и

щетки,

2)

малыми

 

 

 

 

 

электрическими

и

механическими

 

 

 

 

 

потерями в контакте и 3) незначи­

 

 

 

 

 

тельным

износом коллектора

и ще­

 

 

 

 

 

ток.

 

 

 

 

 

 

и

1

1/

1

s Юа/см2

Если

позволяет

коммутация, то

рекомендуется

применять

щетки

 

 

 

 

 

с малым падением напряжения. При

Рис.

5-16. Характеристики щеток

затрудненной коммутации для огра­

вать

щетки с

повышенным

ничения

тока

ік следует

использо­

падением

напряжения.

Однако

для

сохранения

допускаемой плотности тока для таких щеток требуется

увеличение площади контакта, которое

приводит

к

росту потерь

от трения

коллектора о щетки. Увеличенные механические

и элект­

рические

потери вызывают увеличение температуры

коллектора.

Для машин с большой окружной скоростью коллектора необхо­ димо применять щетки с возможно малым коэффициентом трения.

В случае особо затрудненной коммутации требуется применение щеток специальной конструкции (разрезных) с увеличенным сопро­ тивлением по пути тока ік. К вновь изготовляемым машинам подби­ рается марка щетки опытным путем в процессе наладки коммутации.

5-9. Средства уменьшения радиопомех от электрических машин

Основной причиной высокочастотных электромагнитных колеба­ ний в электрических машинах является процесс коммутации, при котором могут создаваться помехи радиоприему на всем диапазоне частот радиосвязи.

92


Электромагнитные колебания передаются на антенны радиоприем­ ных устройств непосредственным излучением с частей электрической машины и соединенных с ней проводов. Вне машины (рис. 5-17) ток высокой частоты проходит по распределенным активным, индук­ тивным и, главным образом, емкостным сопротивлениям как между проводами (zn), так и от каждого из проводов к токоведущим частям машины (znl, zn2 и zn3). Ток, замыкающийся по сопротивлению zn, создает сравнительно слабые симметричные помехи, так как магнит­ ные поля проводов с направленным в противоположные стороны то­ ком вычитаются. Ток, замыкающийся по сопротивлениям znl, zn2 и znз, создает несимметричные помехи, уровень которых значительно выше вследствие сложения магнитных полей проводов с током оди­ накового направления.

Улучшение, коммутации способствует понижению уровня радиопомех, но в цепи якоря и при отсутствии искрения на коллекторе

Рис. 5-17. Пути замыка­

Рис. 5-18. Схема цени яко­

ния токов, создающих

ря:

а — несимметричная,

помехи радиоприему

 

б симметричная

сохраняются высокочастотные составляющие тока с большой ампли­ тудой, поэтому необходимы специальные меры, препятствующие распространению высокочастотных магнитных полей. С этой целью применяется симметричное включение обмотки якоря, экранируется электрическая машина вместе с проводами сети и ставятся на зажи­ мах машины фильтры.

Для симметричного включения обмотки якоря последовательные обмотки главных (С) и добавочных (Д) полюсов делят на две части (Сг и С2, Д 1 и Д 2) и включают каждую половину обмоток между щет­ ками и внешней сетью (рис. 5-18). Этим достигается увеличение внутреннего сопротивления машины току высокой частоты.

Экранирование электрической машины и проводов сети выпол­ няется сплошными металлическими оболочками или сетками. Ме­ таллический корпус закрытой машины является надежным экраном, но иногда высокочастотные электромагнитные колебания могут рас­ пространяться через выступающий конец вала, поэтому необходимо выполнять надежный скользящий контакт между валом и корпусом машины. Отверстия в корпусе защищенной машины следует закры­ вать медной или латунной сеткой. Соединение металлической обо-

93