ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 2
5-8. Экспериментальная наладка коммутации
Неудовлетворительное протекание коммутационного процесса, или, короче, плохая коммутация выражается внешне в наличии искрения на коллекторе. Согласно ГОСТ 183-66, искрение на кол лекторе электрической машины оценивается по степени искрения под сбегающим краем щетки по шкале (классам искрения), приведен ной в табл. 5-1.
Степень
искрения (классы комму тации)
1
4
4
2
Таблица 5-1
Характеристика степени искрения |
Состояние коллектора и щеток |
Отсутствие искрения (темная коммутация)
Слабое точечное искрение под небольшой частью щетки
Слабое искренне под большей частью щетки
Отсутствие почернения на кол лекторе и нагара на щетках
Появление следов почернения на коллекторе, легко устраняе мых протирапием поверхности коллектора бензином, а также следов нагара на щетках
Искрение |
под |
всем |
краем |
Появление следов |
почернения |
||
щетки. Допускается только при |
на коллекторе, |
не |
устраняемых |
||||
кратковременных |
толчках |
па- |
протиранием поверхности |
коллек |
|||
грузки и перегрузки |
|
|
тора бензином, |
а также |
следов |
||
|
|
|
|
нагара па щетках |
|
|
3 |
Значительное искрение под всем |
Значительное почернение |
на |
||||
|
краем щетки с наличием крупных |
коллекторе, не устраняемое |
про |
||||
|
и вылетающих искр. |
Допускается |
тиранием поверхности коллектора |
||||
|
только для моментов прямого (без |
бензином, а также подгар и раз |
|||||
|
реостатных |
ступеней) |
включения |
рушение щеток |
|
||
|
или реверсирования |
машин, |
если |
|
|
||
|
при этом |
коллектор |
и |
щетки |
|
|
|
|
остаются в |
состоянии, |
пригодном |
|
|
для дальнейшей работы
Продолжительная надежная работа -скользящего контакта ма шины постоянного тока обеспечивается, если степень искрения не превосходит Н/г- Определение степени искрения производится в уста новившемся тепловом состоянии машины, наблюдение рекомендуется вести за положительными щетками двигателя и отрицательными щет ками генератора. Для объективной оценки коммутации могут быть использованы приборы, регистрирующие интенсивность светового
89
излучения или высокочастотную составляющую напряженности магнитного поля вблизи коллектора.
После продолжительной работы машины без значительного искре ния на рабочей поверхности коллектора образуется твердая пленка окислов меди сложного химического состава. Цвет пленки зависит от температуры коллектора, марки щеток и состава окружающего воздуха, он может иметь различные оттенки от бурого до голубого. Пленка повышает сопротивление скользящего контакта и наличие блестящей пленки указывает на удовлетворительное протекание коммутационного процесса.
Практика электромашиностроения показывает, что вновь изго-- товляемые машины почти всегда нуждаются в «настройке» коммута ции, которая состоит главным образом в регулировке добавочных полюсов — изменении сопротивления магнитной цепи или намагни чивающей силы обмотки возбуждения их. При этом предполагается,
|
что все возможные причины искрения ме |
|||||||
|
ханического характера |
устранены. |
В 1934 г. |
|||||
|
В. Т. Касьяновым на заводе «Электросила» |
|||||||
|
им. С. М. Кирова |
были |
разработаны спо |
|||||
|
собы, которые |
позволяют |
быстро |
выявить |
||||
|
электромагнитные причины |
искрения и ука |
||||||
|
зать пути улучшения |
коммутации. |
||||||
|
Основным способом налаживания ком |
|||||||
|
мутации |
является |
снятие |
безыскровой зоны |
||||
|
работы |
машины. |
Для этого собирается схе |
|||||
|
ма рис. |
5-14, |
на |
которой |
1 — исследуемая |
|||
Рис. 5-14. Схема для ис |
машина, 2 — обмотка |
добавочных |
полюсов, |
|||||
3 — вспомогательный |
генератор |
с незави |
||||||
следования коммутации |
||||||||
|
симым возбуждением, |
предназначенный для |
подпитки обмотки добавочных полюсов. В зависимости от полярно
сти генератора 3 |
добавочный |
ток |
/ дд |
добавочных полюсов может |
быть направлен |
согласно с |
током |
/ 2 |
якоря исследуемой машины |
или встречно ему, таким образом в обмотке 2 добавочных полюсов
можно |
иметь |
ток / д = |
/ 2 ± / д.д. Относительная величина доба |
вочного |
тока |
в долях |
номинального тока цепи якоря составляет |
|
= 0,06 — 0,1 в машинах большой мощности и 0,15—0,25 в |
машинах мощностью несколько киловатт.
Исследуемая машина может работать как при номинальном напря жении, так и в режиме короткого замыкания. Опыт показывает, что режим работы мало влияет на получаемые результаты, а в режиме короткого замыкания затраты энергии значительно меньше.
Исследование начинают с тока в цепи якоря, равного нулю. По степенно изменяя добавочный ток / д,д сначала в одном направлении, а затем в другом, устанавливают величину его, при которой начи нается искрение. Причиной искрения является э. д. с. ± е к, созда ваемая в переключаемых секциях магнитным потоком добавочных полюсов. Заметное искрение возникает при Ек = 1—1,5 в в зависи мости, главным образом, от марки щеток. При отсутствии тока в цепи якоря добавочные токи разных знаков, соответствующие появлению
90
искрения, одинаковы и изображены на рис. 5-15 равными отрезками
ОА и OB.
Обмотка возбуждения добавочных полюсов рассчитывается таким образом, чтобы уравновешивались средние значения реактивной и коммутирующей э. д. с. Если бы при этом уравновешивались также их мгновенные значения, т. е. 2 ср -|~ ер.„ = 0, то при всех значениях тока в цепи якоря искрение начиналось при одинаковом добавочном токе (штриховые линии на рис. 5-15, а).
Однако |
уравновесить |
|
еѵ и |
ерк |
не |
представляется возможным |
|||||||||
(рис. |
5-8) и в переключаемой секции имеется 2>р -f ер к, возрастаю |
||||||||||||||
щая с увеличением |
/ 2. Поэтому |
значение |
|
||||||||||||
добавочного тока, вызывающего искрение, |
|
||||||||||||||
уменьшается |
при увеличении тока в цепи |
|
|||||||||||||
якоря и линии тока + / д.д и —/ дд пересе |
|
||||||||||||||
каются в точке |
Cj рис. 5-15, а. |
Треуголь |
|
||||||||||||
ник |
АСХВ |
соответствует |
|
зоне |
безыскро |
|
|||||||||
вой коммутации. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
При замедленной коммутации сред |
|
||||||||||||||
нее |
значение реактивной |
|
э. д. с. больше, |
|
|||||||||||
чем коммутирующей э. д. с., и для увели |
|
||||||||||||||
чения намагничивающей |
|
силы |
добавоч |
|
|||||||||||
ных |
полюсов |
|
требуется |
|
положительный |
|
|||||||||
добавочный |
ток. |
В |
этом |
случае |
линии |
|
|||||||||
тока |
|
+ / д.д |
и |
—/дд |
пересекаются |
над |
|
||||||||
осью абсцисс в точке Сг (рис. 5-15, б). Зона |
|
||||||||||||||
безыскровой |
коммутации |
изображается |
|
||||||||||||
треугольником |
АСф |
и |
предельный |
ток |
|
||||||||||
якоря, при котором машина может |
рабо |
|
|||||||||||||
тать без искрения при токе / д.д = |
0, |
оп |
|
||||||||||||
ределяется |
точкой D. |
коммутации |
линии |
|
|||||||||||
При |
ускоренной |
Рис. 5-15. Ток подпитки до |
|||||||||||||
добавочного |
тока |
|
-f/д.д |
и —/ дд пересе |
|||||||||||
каются |
в |
точке |
С3 |
под |
осью |
абсцисс |
бавочных полюсов: а — нор |
||||||||
мальных, б — ослабленных, |
|||||||||||||||
(рис. 5-15, в), безыскровая |
зона |
коммута |
в — усиленных |
||||||||||||
ции ограничивается треугольником АС3В |
|
||||||||||||||
и предельный |
ток |
якоря |
|
безыскровой |
зоны при / д.д — 0 соответ |
||||||||||
ствует точке F. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По расположению безыскровой зоны определяется необходимое изменение результирующей индукции /?рл, под добавочным полюсом.
На процесс изменения тока в переключаемой секции большое влияние оказывает сопротивление щеток, которые совместно с кол лектором образуют скользящий контакт. Основные данные изготов ляемых щеток приведены в табл. 5-2.
В настоящее время в машинах постоянного тока почти всегда при меняют электрографитированные или графитные щетки и только в машинах низкого напряжения ставят медно-графитные щетки. Наиболее важной характеристикой щеток является зависимость падения напряжения Д£/щ в скользящем контакте от плотности тока в нем. На рис. 5-16 приведены характеристики АІІЩ— / (/щ) для
91
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 5-2 |
|
|
Номи |
Наи |
Переход |
|
|
Класс щеток |
|
ное паде |
Коэффициент |
Износ за |
||
|
нальная |
большая |
ние на |
|||
и обозначение марки |
плотность окружная |
пряжения |
трения |
50 ч работы, |
||
|
|
тока, |
скорость, |
на пару |
|
мм |
|
|
а/см2 |
м/сек |
щеток, в |
|
|
Угольно-графитные (УГ) |
6—8 |
10-15 |
1,5—2,6 |
0,25-0,30 |
0,10-0,30 |
|
Графитные ( Г ) ............... |
7-11 |
12-25 |
1,2-2,8 |
0,25-0,30 |
0,15-0,20 |
|
Электрографитирован- |
9-12 |
25—45 |
1,6-3,4 0,20-0,25 |
0,10-0.20 |
||
ные (ЭГ)........................ |
||||||
Медно-графитные |
(МГ) |
15-20 |
20 |
0,1-1,6 |
0,20 |
0,30—0,80 |
Бронзо-графитные |
(БГ) |
20 |
20 |
0,2-0,4 |
0,25 |
0,25 |
электрографитированных щеток (линия 1) и медно-графитных (ли ния 2). Кроме плотности тока, на величину падения напряжения в контакте оказывают влияние другие условия работы: окружная скорость коллектора, температура его, направление тока и наличие
пленки окислов |
на поверхности коллектора, вибрации коллектора. |
||||||||||
|
|
|
|
|
Хорошая работа скользящего кон |
||||||
|
|
|
|
|
такта характеризуется: 1) отсут |
||||||
|
|
|
|
|
ствием |
искрения, |
повреждающего |
||||
|
|
|
|
|
коллектор и |
щетки, |
2) |
малыми |
|||
|
|
|
|
|
электрическими |
и |
механическими |
||||
|
|
|
|
|
потерями в контакте и 3) незначи |
||||||
|
|
|
|
|
тельным |
износом коллектора |
и ще |
||||
|
|
|
|
|
ток. |
|
|
|
|
|
|
и |
1 |
1/ |
1 |
s Юа/см2 |
Если |
позволяет |
коммутация, то |
||||
рекомендуется |
применять |
щетки |
|||||||||
|
|
|
|
|
с малым падением напряжения. При |
||||||
Рис. |
5-16. Характеристики щеток |
затрудненной коммутации для огра |
|||||||||
вать |
щетки с |
повышенным |
ничения |
тока |
ік следует |
использо |
|||||
падением |
напряжения. |
Однако |
для |
||||||||
сохранения |
допускаемой плотности тока для таких щеток требуется |
||||||||||
увеличение площади контакта, которое |
приводит |
к |
росту потерь |
||||||||
от трения |
коллектора о щетки. Увеличенные механические |
и элект |
|||||||||
рические |
потери вызывают увеличение температуры |
коллектора. |
Для машин с большой окружной скоростью коллектора необхо димо применять щетки с возможно малым коэффициентом трения.
В случае особо затрудненной коммутации требуется применение щеток специальной конструкции (разрезных) с увеличенным сопро тивлением по пути тока ік. К вновь изготовляемым машинам подби рается марка щетки опытным путем в процессе наладки коммутации.
5-9. Средства уменьшения радиопомех от электрических машин
Основной причиной высокочастотных электромагнитных колеба ний в электрических машинах является процесс коммутации, при котором могут создаваться помехи радиоприему на всем диапазоне частот радиосвязи.
92
Электромагнитные колебания передаются на антенны радиоприем ных устройств непосредственным излучением с частей электрической машины и соединенных с ней проводов. Вне машины (рис. 5-17) ток высокой частоты проходит по распределенным активным, индук тивным и, главным образом, емкостным сопротивлениям как между проводами (zn), так и от каждого из проводов к токоведущим частям машины (znl, zn2 и zn3). Ток, замыкающийся по сопротивлению zn, создает сравнительно слабые симметричные помехи, так как магнит ные поля проводов с направленным в противоположные стороны то ком вычитаются. Ток, замыкающийся по сопротивлениям znl, zn2 и znз, создает несимметричные помехи, уровень которых значительно выше вследствие сложения магнитных полей проводов с током оди накового направления.
Улучшение, коммутации способствует понижению уровня радиопомех, но в цепи якоря и при отсутствии искрения на коллекторе
Рис. 5-17. Пути замыка |
Рис. 5-18. Схема цени яко |
|
ния токов, создающих |
ря: |
а — несимметричная, |
помехи радиоприему |
|
б — симметричная |
сохраняются высокочастотные составляющие тока с большой ампли тудой, поэтому необходимы специальные меры, препятствующие распространению высокочастотных магнитных полей. С этой целью применяется симметричное включение обмотки якоря, экранируется электрическая машина вместе с проводами сети и ставятся на зажи мах машины фильтры.
Для симметричного включения обмотки якоря последовательные обмотки главных (С) и добавочных (Д) полюсов делят на две части (Сг и С2, Д 1 и Д 2) и включают каждую половину обмоток между щет ками и внешней сетью (рис. 5-18). Этим достигается увеличение внутреннего сопротивления машины току высокой частоты.
Экранирование электрической машины и проводов сети выпол няется сплошными металлическими оболочками или сетками. Ме таллический корпус закрытой машины является надежным экраном, но иногда высокочастотные электромагнитные колебания могут рас пространяться через выступающий конец вала, поэтому необходимо выполнять надежный скользящий контакт между валом и корпусом машины. Отверстия в корпусе защищенной машины следует закры вать медной или латунной сеткой. Соединение металлической обо-
93