потока и э. д. с., в большинстве случаев определяющие рабочие ха рактеристики электрических машин.
В теории электрических машин и трансформаторов (§ 13-3) вместо э. д. с. É, наведенной в обмотке переменным магнитным потоком, созданным током /, часто рассматривается равное ей, но противо положно направленное напряжение на индуктивном сопротивле нии х = Е/І.
В дальнейшем все величины, относящиеся к статору, снабжены индексом 1, а относящиеся к ротору, — индексом 2.
Первая гармоническая э. д. с. самоиндукции фазной обмотки ста тора (с учетом взаимоиндукции других фазных обмоток, участвую щих в создании общего вращающегося магнитного потока) опреде ляется по уравнению (20-18) после подстановки в пего значения пер
|
вой гармонической магнитного потока из уравнения (21-31) |
|
|
imlf1 |
Hxl |
w\ko5\ г |
(21-32) |
|
п |
kuk6ö |
Р |
1 |
|
|
Полное индуктивное сопротивление самоиндукции обмотки ста
|
тора |
|
|
|
|
|
|
. _ Jh _ |
W i |
Vorl |
wlklöi |
(21-33) |
|
Xn |
h |
n |
kjcffi |
p |
|
|
и соответственно полное индуктивное српротивление самоиндукции обмотки ротора (при частоте /2 = ft, т. е. при неподвижном роторе)
#22 — |
Ег |
4ffl2/i [XqT? wlkps2 |
(21-34) |
|
п kHk6ö |
р |
Э. д. с. взаимоиндукции Е12 в обмотке статора от магнитного потока обмотки ротора, созданного током / 2, определяется анало гично и соответствующее ей индуктивное сопротивление взаимо индукции
г |
_ |
Е м |
__ 4/»2fi |
M-qTZ u>ik0(j1w 2k 0ö2k c |
(21-35) |
|
12 |
h |
л |
кнк66 |
p |
|
|
Индуктивное |
сопротивление |
взаимоиндукции обмотки ротора |
с обмоткой статора |
|
|
|
|
|
г |
E n 1 |
4 т-ifI |
[ЯдТI |
^ i ^ o 6t ;c 2^o 62^c |
(21-36) |
|
21 ~ |
h |
к |
кнк&6 |
р |
|
|
Так как при наличии скоса пазов статора (или ротора) величина э. д. с. взаимоиндукции уменьшается, то в уравнения (21-35) и (21-36) введен коэффициент скоса пазов, определенный по формуле (20-7).
При вращении ротора индуктивные сопротивления х22 и х21 из меняются пропорционально частоте соответствующих э. д. с.
Индуктивное сопротивление взаимоиндукции х12 учитывает дей ствие магнитного потока ротора, созданного всеми фазными обмот ками, так же как индуктивное сопротивление х21 учитывает действие магнитного потока всех фазных обмоток статора, поэтому при раз
а)
Р и с . 2 1 -1 2 . Поток рассеяния поперек. паза: а — при боль шом открытии паза, б — при малом открытии паза
личных значениях т1 и т2 индуктивные сопротивления х12 и х21 не одинаковы.
В. Индуктивные сопротивления рассеяния. Кроме основного маг нитного потока, охватывающего обмотку статора и обмотку ротора, имеются также магнитные потоки рассеяния, которые замыкаются только вокруг обмотки статора (рис. 21-1) или вокруг обмотки ро тора. Каждый поток рассеяния можно разделить на две части: по ток рассеяния вокруг катушек, уложенных в пазы, и поток рассея ния вокруг лобовой части катушки. В действительности существует один общий магнитный поток, однако для удобства исследования можно рассматривать составляющие магнитного потока отдельно.
Магнитный поток рассеяния на протяжении активной стороны катушки в основном замыкается поперек паза и называется пазовым потоком рассея ния. Хотя магнитные потоки всех пазов образуют общий поток рассея ния, удобнее, пользуясь методом на ложения, рассматривать поток одного паза. Путь этого потока проходит частью по зубцам, а частью поперек паза (рис. 21-12). Магнитная проводи мость стали зубцов очень велика и необходимо учитывать только магнит ную проводимость Хп участка пути поперек паза. Определение пазового потока рассеяния производится так, как это описано в § 5-3. Согласно фор муле (5-16), поток рассеяния фоп, соз даваемый током іа в катушке с числом витков Ц7Ки длиной laактивной стороны катушки, будет cpail = 2wJaKni а.
Принятое равномерное распределение магнитного потока попе рек паза заметно нарушается в части паза вблизи зазора. При боль шом открытии b паза и малом зазоре б (рис. 21-12, а) магнитный по ток поперек паза в этой части немного ослабляется, вследствие ответ вления его через зазор. При малом открытии b паза и большом зазоре б (рис. 21-12, б) к пазовому потоку рассеяния следует отнести также часть потока, замыкающегося между вершинами зубцов. Уменьшение пазового потока в первом случае и увеличение его во втором случае учитывается удельной магнитной проводимостью А,к между вершинами зубцов. Вокруг лобовых частей обмотки образуется также вращающийся магнитный поток, однако ввиду сложной гео метрической формы лобовых частей обмотки распределение этого по тока получается более сложным, чем в зазоре, и определение потока вокруг лобовых частей обмотки встречает значительные трудности. При пересечении обмоток этим потоком наводятся э. д. с. самоин дукции и взаимоиндукции. Так как области лобовых частей обмоток статора и ротора удалены на значительное расстояние и находятся
в немагнитной среде, то э. д. с. взаимоиндукции получается очень малой и можно ограничиться учетом только э. д. с. самоиндукции. Магнитный поток вокруг лобовых частей обмоток определяется по удельной магнитной проводимости Ал, отнесенной к единице длины
. активной стороны катушки.
Амплитуда магнитного потока рассеяния, замыкающегося поперек
паза, |
|
Фап = 2wJa‘kn Ѵ 2 І а. |
(21-37) |
Удельная магнитная проводимость /,п зависит от формы и размеров паза и от укорочения шага обмотки. Э. д. с. самоиндукции от потока рассеяния в катушке, в соответствии с выражениями (20-12) и (21-37),
Еиап — 4я/ц?к Іа ^ п І сг
При вычислении э. д. с. рассеяния катушек с укороченным шагом следует принимать /су= 1, так как магнитный поток срап каждой сто роны катушки находится в фазе с іа. Индуктивное сопротивление от потока рассеяния
^■коп = 4я/шДаАп |
• |
и индуктивное сопротивление фазной обмотки |
w'i.l |
(21-38) |
*ап = 4я |
Индуктивные сопротивления хок и хал, обусловленные магнитивши |
потоками фок и фстп, имеют выражения вида |
(21-38). |
Высшие гармонические магнитного потока |
в зазоре так же наво |
дят э. д. с. самоиндукции и взаимоиндукции в пересекаемых ими обмотках, но эти э. д. с. не оказывают влияния на основной процесс преобразования энергии в электрической машине, поэтому высшие гармонические магнитного потока в зазоре рассматриваются как поток так называемого дифференциального рассеяния, являющегося разно стью между полным потоком в зазоре и его первой гармонической. Дифференциальный поток рассеяния может быть определен по удель ной магнитной проводимости Ад.
Полное индуктивное сопротивление рассеяния фазной обмотки
ха= 4я/ |
w'il |
(21-39) |
^ ■(Ап Ак-f- Ал-f- Ад). |
Методы определения удельных магнитных проводимостей Аи, Ак, К и Ад приводятся в руководствах по проектированию электрических машин.
Р а з д е л четвертый
АСИНХРОННЫЕ МАШИНЫ
Г л а в а д в а д ц а т ь в т о р а я
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБЕСКОЛЛЕКТОРНОЙ АСИНХРОННОЙ МАШИНЕ
22-1. Краткий исторический обзор
Изобретенный М. О. Доливо-Добровольским трехфазный асин хронный двигатель начал быстро и широко входить в промышлен ность всех технически развитых стран. Но эксплуатация этого дви гателя показала, что наряду с весьма ценными качествами, асин хронный двигатель имеет недостатки, к числу которых следует прежде всего отнести затруднения при плавном регулировании скорости вращения ротора и неблагоприятное влияние на коэффициент мощ ности (cos ф) сети, питающей двигатель.
Разработка способов регулирования скорости вращения привела к созданию: асинхронных коллекторных машин однофазного и трех фазного тока, каскадных соединений асинхронных машин и преоб разовательных машинных агрегатов. Асинхронные коллекторные ма шины переменного тока и каскады не получили широкого распро странения в силу некоторых присущих им недостатков. Исключение составляет только коллекторный однофазный двигатель последова тельного возбуждения, применяемый на электрических железных дорогах и в бытовых электроприборах.
Преобразовательные агрегаты широко применяются в электро приводах с регулированием скорости в пределах 1 : 2 и больше.
Увеличение cos ф при небольшой мощности двигателей дости гается включением в сеть конденсаторов, при средней и большой мощ ности двигателей — с помощью установки фазокомпенсаторов. Кроме того, были разработаны специальные типы асинхронных двигате лей — синхронизированные и компенсированные, которые могут paooTäTb при cos ф 1. Но специальные типы двигателей оказались слишком сложными, а первые два способа дали лишь частичный эф фект. Поэтому в области нерегулируемого электропривода получил широкое применение еще в середине 20-х годов синхронный двига тель, который может работать не только с cos ф = 1, но и с так
называемым опережающим cos ср, т. е. как включенная в сеть
емкость.
В начале 20-х годов в ряде отраслей промышленности групповой привод был заменен более эффективным одиночным приводом. Это привело к широкому внедрению в промышленность асинхронного дви гателя с короткозамкнутой обмоткой ротора вместо применявшегося ранее двигателя с фазной обмоткой ротора. Двигатель с короткозамкнутой обмоткой ротора имеет лучшие рабочие характеристики (большие значения к. п. д. и cos ср, большая надежность работы и т. д.), но его пусковые характеристики хуже, чем двигателя с фазной об моткой ротора, и для улучшения этих характеристик были разрабо таны двигатели с двойной беличьей клеткой и с глубоким пазом ротора.
Чтобы устранить разнотипность асинхронных двигателей, уже в конце 20-х годов в СССР приступили к созданию единых серий ма шин и прежде всего асинхронных двигателей как машин наиболее массового применения. В 1930—1931 гг. была разработана серия АТ, а затем серия AM мощностью больше 100 кет и серии И2 и АД мел ких двигателей (до 10 кет) и серия двигателей МА-200 для мощностей 10—100 кет. Во время Великой Отечественной войны была разра ботана серия «Урал» и в 1952 г. — единая серия двигателей мощ ностью от 0,6 кет до 100 кет в двух исполнениях — каплезащи щенные (А) и закрытые обдуваемые (АО) и серия АОЛ — двигателей трехфазных и предназначенных для включения в однофазную сеть, мощностью до 0,6 кет.
В настоящее время серия А и АО заменена новой серией А2 и А02. Кроме улучшения энергетических показателей (к. п. д. и cos ср), уменьшения массы и размеров двигателей, новая серия имеет боль шую шкалу мощностей и соответствие установочных размеров ре комендациям Международной электротехнической комиссии. Ос новным исполнением двигателей являются закрытое обдувание, более удобное и надежное в эксплуатации. Двигатели каплезащи щенные А2 выполняются начиная с мощности 13 кет (при скорости вращения 1500 об/мин) номинальные напряжения двигателей 220, 380 и 500 в. Кроме основного исполнения, эти двигатели имеют сле дующие модификации: а) с повышенным пусковым моментом, б) с по вышенным скольжением, в) с повышенным к. п. д. и cos ср для тек стильной промышленности, г) с фазной обмоткой ротора. Кроме того, предусмотрен ряд специальных исполнений двигателей: мало шумных, встроенных, влагостойких и др. Разработаны также серии двигателей мощностью от 100 до 1000 кет и мощностью свыше 1000 кет.
Большое количество двигателей малой мощности применяется в установках автоматического управления и в счетно-решающих устройствах. К ним относятся трехфазные, двухфазные и однофаз ные двигатели, управляемые двигатели. Для электропривода быто вых приборов применяются асинхронные двигатели, предназначен ные для включения в однофазную сеть.
22-2. Принцип работы асинхронной машины
Конструктивные схемы трехфазных асинхронш.іх машин были уже даны в главе восемнадцатой (рис. 18-1). Трехфазный ток в об мотке статора, включенной в сеть, создает в машине магнитное поле, первая гармоническая которого вращается относительно статора со скоростью пх = 60f/p. Поле пересекает проводники обмотки ро тора и наводит в них э. д. с. Если цепь ротора замкнута, то по ней течет ток. В результате взаимодействия этого тока с вращающимся магнитным полем на роторе асинхронной машины возникает электро магнитный момент.
Следует особо отметить, что в нормальных условиях работы асин хронной машины между ее статором и ротором существует только магнитная связь, такая же, как между первичной и вторичной обмот ками трансформатора. Обычно первичная обмотка асинхронной ма шины, т. е. та, к которой подводится электрическая энергия, распо лагается на статоре, а вторичная обмотка, в которой происходит преобразование этой энергии в механическую, укладывается на роторе.
Скорость п, с которой вращается ротор, должна непременно отличаться от скорости вращающегося магнитного поля пх, так как при п—пх ротор неподвижен относительно поля статора, э. д. с. в об мотке ротора и ток равны нулю и отсутствует электромагнитный момент.
Разность скоростей щ_ и п, выраженная в относительных едини цах,
(22-Іа)
или в процентах
(22-16)
называется скольжением асинхронной машины и составляет одну из наиболее важных величин, определяющих работу машины.
22-3. Режимы работы асинхронной машины
В зависимости от соотношения скоростей пх и п и их взаимного направления различают следующие режимы работы асинхронной машины: двигателем, генератором, электромагнитным тормозом.
А. Работа в режиме двигателя. Пусть поле статора вращается
по направлению хода часовой стрелки и |
имеет показанную на |
рис. 22-1, |
а полярность. Если ротор неподвижен или вращается со |
скоростью |
п < пх, то линии поля статора |
перемещаются относи |
тельно ротора слева направо со скоростью пх—п. По правилу правой руки в проводнике а обмотки ротора наводится э. д. с., направлен ная к читателю. То же направление имеет и активная составляющая тока в проводнике а. Взаимодействие созданного этим током поля (штриховые линии на рис. 22-1, а) с полем статора образует ре зультирующее поле, показанное на рис. 22-1, б. Из рисунка видно, что в данных условиях сила F, приложенная к проводнику, создает