на валу машины момент, который стремится повернуть ротор в на правлении вращения ноля, т. е. является вращающим моментом. Если этот момент достаточен для преодоления нагрузочного момента на валу, то машина приходит во вращение со скоростью п < п1 іі работает двигателем, преобразовывая подводимую к ней электри ческую энергию в механическую.
При пуске двигателя п = 0, и, следовательно, s = -f-1; при ра боте скорость вращения двигателя п зависит от нагрузки; при холо
стом ходе п ж их, но, как было сказано выше, |
не может достигнуть |
пѵ Такимюбразом, |
асинхронная машина работает двигателем в пре |
делах от s-f-1 до s та 0. |
|
|
|
|
|
|
/V |
N |
N |
|
1 а |
|
|
N |
' |
» и ■ ; |
|
і |
' |
' |
|
5 К |
S |
S |
V |
V 0 |
} |
t |
S |
п |
|
Ч |
п |
|
/ |
|
Рис. |
22-1. Принцип работы асинхронной машины: |
а и б |
— в режиме двигателя (n < n j ; в и г — в ре |
|
жиме генератора (и > щ) |
Б. Работа в режиме генератора. Если оставить направление вра щения и полярность поля статора такими же, как на рис. 22-1, а,
но ускорить ротор так, чтобы п стала больше щ (рис. 22-1, в), |
то в этом |
случае скольжение s = ——- становится отрицательным, и |
направ- |
пі |
|
ление вращения поля статора относительно ротора изменяется на |
обратное по сравнению с работой машины в режиме двигателя. |
В соответствии с этим изменяется направление э. д. с. и тока в про |
воднике а и направление силы F (рис. 22-1, г). Следовательно, момент, |
развиваемый асинхронной машиной, становится тормозящим по |
отношению к вращающему моменту приводного двигателя, с помощью |
которого ускорен ротор асинхронной машины. В этих условиях |
асинхронная машина работает генератором, преобразовывая меха |
ническую энергию, подводимую |
к ней от приводного двигателя, |
в электрическую, которую она |
отдает в сеть. |
Теоретически можно как угодно ускорять ротор относительно вращающегося потока; следовательно, при работе асинхронной
машины |
генератором скольжение находится в пределах от s = 0 |
до s = |
—- ОО, |
В. Работа в режиме электромагнитного тормоза. Если ротор асинхронной машины приводится во вращение против вращения магнитного поля статора, то такой режим работы называется режимом
электромагнитного тормоза. При этом скольжение s = *!±~Ä— ^ > 1 ;
П1
следовательно, оно может изменяться от значения s = + 1, когда п — 0, и теоретически достигать значения s = + °о.
Работа асинхронной машины в режиме электромагнитного тормоза используется в подъемно-транспортных устройствах.
Из рассмотренных трех режимов работы асинхронной машины наибольшее значение имеет ее работа в режиме двигателя. Этому режиму работы уделяется главное внимание, тогда как режимы работы генератором и электромагнитным тормозом рассматриваются как специальные.
22-4. Конструктивные элементы трехфазного асинхронного двигателя
На рис. 22-2 и 22-3 изображены продольные разрезы двигателей с короткозамкнутой и фазной обмоткой ротора. Независимо от типа двигателя сердечники ротора и статора выполняются из листов
Рис. 22-2. Асинхронный двигатель с короткозамкнутой обмоткой ротора
1 — обмотка ротора, 2 — сердечник ротора, 3 — сердечник статора, 4 — обмотка статора, 5 — лопасти вентилятора, в — коробка зажимов
электротехнической стали обычно толщиной 0,5 мм, изолированных друг от друга лаковой пленкой, а в двигателях малой мощности — слоем окалины, образующейся на поверхности листа.
Пазы статора чаще всего частично открытые. Так выполнена, например, серия А2 двигателей мощностью от 0,6 до 100 кет. Откры тые пазы предпочтительнее в двигателях большой мощности повы шенного напряжения (3 и 6 кв). В первом случае применяются всып-
Рис. 22-3. Асинхронный двигатель с фазной обмоткой ротора
1 — обмотка ротора, 2 — сердечник ротора, 3 — сердечник статора, 4 — обмотка статора, 5 — контактные кольца, 6 — коробка зажимов
ные обмотки из круглых проводников (рис. 18-4), во втором случае обмотка выполняется в форме жестких катушек из проводников пря моугольного сечения. В двигателях первых габаритов, т. е. ма лой мощности, применяется однослойная обмотка (рис. 19-5),
ав двигателях большей мощности — двухслойная обмотка с
|
|
|
|
|
|
|
укороченным шагом (рис. 19-10). |
|
Зазор между статором и ро |
|
тором должен обеспечивать бес |
|
препятственное |
вращение |
ро |
|
тора. В асинхронных |
двигате |
|
лях |
мощностью 1—10 кенг'зазор |
|
б = |
0,25—0,35 мм, в двигате |
|
лях |
мощностью |
250— 350 кет |
|
б = |
1,0—1,5 мм. Так |
как |
ста |
|
тор и ротор асинхронной маши |
|
ны связаны между собой магнит |
|
ным |
потоком (§ 22-2), |
то |
чем |
Рис. 22-4. Короткозамкнутая обмотка |
меньше зазор, |
тем лучше |
эта |
ротора |
связьи легче получить двигатель |
с хорошими характеристиками. Простейшим видом обмотки ротора является обмотка в форме беличьей клетки (рис. 22-4). В настоящее время такая обмотка осуще ствляется путем заливки пазов ротора алюминием; пазы в этом случае выполняются закрытыми (рис. 22-5). Мостик 1, перекрываю щий паз сверху, имеет толщину 0,4—0,5 мм. Одновременно с залив-
I кой пазов отливаются кольца, замыкающие стержни с торцов ротора и лопасти вентилятора (рис. 22-4).
Пазы двигателей глубокопазного и с двойной беличьей клеткой показаны на рис. 28-9, а, б и 28-12, а.
В двигателях с фазной обмоткой ротора чаще всего применяются частично открытые пазы. В пазы укладывается обычно трехфазная обмотка, которая соединяется звездой или треугольником и выво дится к трем контактным кольцам 5, расположенным на валу двига теля (рис. 22-3). В двигателях средней и большой мощности приме няется двухслойная стержневая волновая обмотка. Предварительно
|
|
|
|
|
|
изолированные стержни |
заводят в паз с торцевой сто |
|
роны ротора и соединяют их |
между собой по соот |
|
ветствующей схеме (рис. 19-11). |
|
|
|
Контактные кольца с наложенными на них щетками |
|
служат для включения |
реостата |
в цепь ротора. Для |
|
уменьшения износа |
щеток и потерь от трения |
колец |
|
о щетки асинхронные двигатели средней и большой |
|
мощности снабжались особым щеткоподъемным приспо |
|
соблением, которое |
позволяло |
по окончании |
пуска |
|
замкнуть накоротко кольца и приподнять над кольцами |
рис,22-5. За- |
щетки. Помимо конструктивного осложнения двигателя, |
это приспособление оказалось ненадежным в эксплуа- |
крытый паз |
тации. Поэтому в разработанной в последнее время |
ротора |
единой серии асинхронных двигателей мощностью от |
|
100 до 1000 кет все двигатели с фазной обмоткой ротора выпол няются с постоянно налегающими щетками.
Весьма важным является вопрос об охлаждении асинхронных двигателей. В брызгозащищенных двигателях единой серии А2 мощностью от 0,6 до 100 кет применена радиальная двусторонняя система вентиляции (рис. 22-3) вместо ранее применявшейся осевой системы. На рис. 22-2 показаны лопасти 5 вентиляторов, отливаемых одновременно с заливкой пазов ротора алюминием. Закрытые обду ваемые двигатели (АО) выполняются с двумя вентиляторами, один из которых служит для обдува наружной поверхности двигателя,
адругой — для циркуляции воздуха внутри двигателя; с этой целью в сердечнике ротора предусмотрены осевые вентиляционные каналы,
ав станине — продольные каналы, соединяющие правую и левую половины двигателя.
Г л ав а д в а д ц а т ь т р е т ья
ТРЕХФАЗНАЯ АСИНХРОННАЯ МАШИНА ПРИ НЕПОДВИЖНОМ РОТОРЕ
23-1. Предварительные замечания
При неподвижном роторе асинхронная машина представляет собой трансформатор, отличающийся от трансформатора нормального исполнения только в конструктивном отношении: распределенной
обмоткой статора и ротора, наличием зазора и т. и. Что же касается физической сущности явлений, то в обоих случаях она одинакова, поскольку взаимодействие между статором и ротором асинхронной машины осуществляется только магнитным путем, т. е. так же как между первичной и вторичной обмотками трансформатора. С этой точки зрения целесообразно начать изучение асинхронных машин, так же как и трансформаторов, с изучения предельных режимов работы машины — холостого хода и короткого замыкания — с тем, чтобы в дальнейшем распространить представление об асинхронной машине как о трансформаторе также и на случай машины с вращаю щимся ротором.
Ниже рассматривается трехфазная асинхронная машина с фазной обмоткой ротора (рис. 22-3), так как в этом случае можно по жела нию разомкнуть цепь ротора, замкнуть ее накоротко или через некоторое сопротивление.
При анализе работы машины учитываются только первые гармо нические всех переменных величин — э. д. с., тока, намагничиваю щих сил, а в случае необходимости отмечается влияние высших гармонических.
23-2. Холостой ход при разомкнутой обмотке ротора
Обмотка статора включена в сеть, цепь ротора разомкнута. Под действием подведенного к статору напряжения иг по обмотке статора течет ток холостого хода г0, создающий вращающийся со скоростью
|
|
|
щ = 6 0 ftp |
магнитный поток, |
|
|
|
часть |
которого |
фа сцепляется |
|
|
|
с обеими обмотками, а часть |
|
|
|
фСТ1 — только |
|
с |
обмоткой |
ста |
|
|
|
тора (рис. 23-1). Поток фб на |
|
|
|
зывается, так |
|
же |
как |
и в |
|
|
|
трансформаторе, |
основным |
по |
|
|
|
током, |
поток |
|
фСТ1 — потоком |
|
|
|
рассеяния. |
Первый |
наводит |
|
|
|
э. д. с. ег и е2 |
в |
обмотках |
ста |
Рис. 23-1. Потоки статора асинхронной |
тора и ротора, |
второй — э. д. с. |
машины при разомкнутом роторе |
рассеяния еС1 только |
в обмотке |
|
|
|
статора. Кроме того, при про |
хождении тока по обмотке с активным сопротивлением гг |
возникает |
падение напряжения і0гг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Взаимозависимость между подведенным напряжением иѵ паде |
нием напряжения |
и э. д. |
с. ег, |
еаі определяется |
так же, как и |
в трансформаторах |
(§ 11-2), |
уравнением |
равновесия напряжения, |
а именно: |
t/1= |
|
|
|
|
|
|
(23-1) |
или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ü1= —É1- { - I |
0r1— ~ Ё1-\- i0Zi, |
|
|
|
где Zx = гг + ]хх — полное сопротивление |
обмотки |
статора. |
|