Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на валу машины момент, который стремится повернуть ротор в на­ правлении вращения ноля, т. е. является вращающим моментом. Если этот момент достаточен для преодоления нагрузочного момента на валу, то машина приходит во вращение со скоростью п < п1 іі работает двигателем, преобразовывая подводимую к ней электри­ ческую энергию в механическую.

При пуске двигателя п = 0, и, следовательно, s = -f-1; при ра­ боте скорость вращения двигателя п зависит от нагрузки; при холо­

стом ходе п ж их, но, как было сказано выше,

не может достигнуть

пѵ Такимюбразом,

асинхронная машина работает двигателем в пре­

делах от s-f-1 до s та 0.

 

 

 

 

 

 

/V

N

N

 

1 а

 

 

N

'

» и ■ ;

 

і

'

'

 

5 К

S

S

V

V 0

}

t

S

п

 

Ч

п

 

/

 

Рис.

22-1. Принцип работы асинхронной машины:

а и б

— в режиме двигателя (n < n j ; в и г — в ре­

 

жиме генератора (и > щ)

Б. Работа в режиме генератора. Если оставить направление вра­ щения и полярность поля статора такими же, как на рис. 22-1, а,

но ускорить ротор так, чтобы п стала больше щ (рис. 22-1, в),

то в этом

случае скольжение s = ——- становится отрицательным, и

направ-

пі

 

ление вращения поля статора относительно ротора изменяется на

обратное по сравнению с работой машины в режиме двигателя.

В соответствии с этим изменяется направление э. д. с. и тока в про­

воднике а и направление силы F (рис. 22-1, г). Следовательно, момент,

развиваемый асинхронной машиной, становится тормозящим по

отношению к вращающему моменту приводного двигателя, с помощью

которого ускорен ротор асинхронной машины. В этих условиях

асинхронная машина работает генератором, преобразовывая меха­

ническую энергию, подводимую

к ней от приводного двигателя,

в электрическую, которую она

отдает в сеть.

Теоретически можно как угодно ускорять ротор относительно вращающегося потока; следовательно, при работе асинхронной

машины

генератором скольжение находится в пределах от s = 0

до s =

—- ОО,

296



В. Работа в режиме электромагнитного тормоза. Если ротор асинхронной машины приводится во вращение против вращения магнитного поля статора, то такой режим работы называется режимом

электромагнитного тормоза. При этом скольжение s = *!±~Ä^ > 1 ;

П1

следовательно, оно может изменяться от значения s = + 1, когда п — 0, и теоретически достигать значения s = + °о.

Работа асинхронной машины в режиме электромагнитного тормоза используется в подъемно-транспортных устройствах.

Из рассмотренных трех режимов работы асинхронной машины наибольшее значение имеет ее работа в режиме двигателя. Этому режиму работы уделяется главное внимание, тогда как режимы работы генератором и электромагнитным тормозом рассматриваются как специальные.

22-4. Конструктивные элементы трехфазного асинхронного двигателя

На рис. 22-2 и 22-3 изображены продольные разрезы двигателей с короткозамкнутой и фазной обмоткой ротора. Независимо от типа двигателя сердечники ротора и статора выполняются из листов

Рис. 22-2. Асинхронный двигатель с короткозамкнутой обмоткой ротора

1 — обмотка ротора, 2 — сердечник ротора, 3 — сердечник статора, 4 — обмотка статора, 5 — лопасти вентилятора, в — коробка зажимов

электротехнической стали обычно толщиной 0,5 мм, изолированных друг от друга лаковой пленкой, а в двигателях малой мощности — слоем окалины, образующейся на поверхности листа.

297

Пазы статора чаще всего частично открытые. Так выполнена, например, серия А2 двигателей мощностью от 0,6 до 100 кет. Откры­ тые пазы предпочтительнее в двигателях большой мощности повы­ шенного напряжения (3 и 6 кв). В первом случае применяются всып-

Рис. 22-3. Асинхронный двигатель с фазной обмоткой ротора

1 — обмотка ротора, 2 — сердечник ротора, 3 — сердечник статора, 4 — обмотка статора, 5 — контактные кольца, 6 — коробка зажимов

ные обмотки из круглых проводников (рис. 18-4), во втором случае обмотка выполняется в форме жестких катушек из проводников пря­ моугольного сечения. В двигателях первых габаритов, т. е. ма­ лой мощности, применяется однослойная обмотка (рис. 19-5),

ав двигателях большей мощности — двухслойная обмотка с

 

укороченным шагом (рис. 19-10).

 

Зазор между статором и ро­

 

тором должен обеспечивать бес­

 

препятственное

вращение

ро­

 

тора. В асинхронных

двигате­

 

лях

мощностью 1—10 кенг'зазор

 

б =

0,25—0,35 мм, в двигате­

 

лях

мощностью

250— 350 кет

 

б =

1,0—1,5 мм. Так

как

ста­

 

тор и ротор асинхронной маши­

 

ны связаны между собой магнит­

 

ным

потоком (§ 22-2),

то

чем

Рис. 22-4. Короткозамкнутая обмотка

меньше зазор,

тем лучше

эта

ротора

связьи легче получить двигатель

с хорошими характеристиками. Простейшим видом обмотки ротора является обмотка в форме беличьей клетки (рис. 22-4). В настоящее время такая обмотка осуще­ ствляется путем заливки пазов ротора алюминием; пазы в этом случае выполняются закрытыми (рис. 22-5). Мостик 1, перекрываю­ щий паз сверху, имеет толщину 0,4—0,5 мм. Одновременно с залив-

298


I кой пазов отливаются кольца, замыкающие стержни с торцов ротора и лопасти вентилятора (рис. 22-4).

Пазы двигателей глубокопазного и с двойной беличьей клеткой показаны на рис. 28-9, а, б и 28-12, а.

В двигателях с фазной обмоткой ротора чаще всего применяются частично открытые пазы. В пазы укладывается обычно трехфазная обмотка, которая соединяется звездой или треугольником и выво­ дится к трем контактным кольцам 5, расположенным на валу двига­ теля (рис. 22-3). В двигателях средней и большой мощности приме­ няется двухслойная стержневая волновая обмотка. Предварительно

изолированные стержни

заводят в паз с торцевой сто­

 

роны ротора и соединяют их

между собой по соот­

 

ветствующей схеме (рис. 19-11).

 

 

 

Контактные кольца с наложенными на них щетками

 

служат для включения

реостата

в цепь ротора. Для

 

уменьшения износа

щеток и потерь от трения

колец

 

о щетки асинхронные двигатели средней и большой

 

мощности снабжались особым щеткоподъемным приспо­

 

соблением, которое

позволяло

по окончании

пуска

 

замкнуть накоротко кольца и приподнять над кольцами

рис,22-5. За-

щетки. Помимо конструктивного осложнения двигателя,

это приспособление оказалось ненадежным в эксплуа-

крытый паз

тации. Поэтому в разработанной в последнее время

ротора

единой серии асинхронных двигателей мощностью от

 

100 до 1000 кет все двигатели с фазной обмоткой ротора выпол­ няются с постоянно налегающими щетками.

Весьма важным является вопрос об охлаждении асинхронных двигателей. В брызгозащищенных двигателях единой серии А2 мощностью от 0,6 до 100 кет применена радиальная двусторонняя система вентиляции (рис. 22-3) вместо ранее применявшейся осевой системы. На рис. 22-2 показаны лопасти 5 вентиляторов, отливаемых одновременно с заливкой пазов ротора алюминием. Закрытые обду­ ваемые двигатели (АО) выполняются с двумя вентиляторами, один из которых служит для обдува наружной поверхности двигателя,

адругой — для циркуляции воздуха внутри двигателя; с этой целью в сердечнике ротора предусмотрены осевые вентиляционные каналы,

ав станине — продольные каналы, соединяющие правую и левую половины двигателя.

Г л ав а д в а д ц а т ь т р е т ья

ТРЕХФАЗНАЯ АСИНХРОННАЯ МАШИНА ПРИ НЕПОДВИЖНОМ РОТОРЕ

23-1. Предварительные замечания

При неподвижном роторе асинхронная машина представляет собой трансформатор, отличающийся от трансформатора нормального исполнения только в конструктивном отношении: распределенной

299


обмоткой статора и ротора, наличием зазора и т. и. Что же касается физической сущности явлений, то в обоих случаях она одинакова, поскольку взаимодействие между статором и ротором асинхронной машины осуществляется только магнитным путем, т. е. так же как между первичной и вторичной обмотками трансформатора. С этой точки зрения целесообразно начать изучение асинхронных машин, так же как и трансформаторов, с изучения предельных режимов работы машины — холостого хода и короткого замыкания — с тем, чтобы в дальнейшем распространить представление об асинхронной машине как о трансформаторе также и на случай машины с вращаю­ щимся ротором.

Ниже рассматривается трехфазная асинхронная машина с фазной обмоткой ротора (рис. 22-3), так как в этом случае можно по жела­ нию разомкнуть цепь ротора, замкнуть ее накоротко или через некоторое сопротивление.

При анализе работы машины учитываются только первые гармо­ нические всех переменных величин — э. д. с., тока, намагничиваю­ щих сил, а в случае необходимости отмечается влияние высших гармонических.

23-2. Холостой ход при разомкнутой обмотке ротора

Обмотка статора включена в сеть, цепь ротора разомкнута. Под действием подведенного к статору напряжения иг по обмотке статора течет ток холостого хода г0, создающий вращающийся со скоростью

 

 

 

щ = 6 0 ftp

магнитный поток,

 

 

 

часть

которого

фа сцепляется

 

 

 

с обеими обмотками, а часть

 

 

 

фСТ1 — только

 

с

обмоткой

ста­

 

 

 

тора (рис. 23-1). Поток фб на­

 

 

 

зывается, так

 

же

как

и в

 

 

 

трансформаторе,

основным

по­

 

 

 

током,

поток

 

фСТ1 — потоком

 

 

 

рассеяния.

Первый

наводит

 

 

 

э. д. с. ег и е2

в

обмотках

ста­

Рис. 23-1. Потоки статора асинхронной

тора и ротора,

второй — э. д. с.

машины при разомкнутом роторе

рассеяния еС1 только

в обмотке

 

 

 

статора. Кроме того, при про­

хождении тока по обмотке с активным сопротивлением гг

возникает

падение напряжения і0гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимозависимость между подведенным напряжением иѵ паде­

нием напряжения

и э. д.

с. ег,

еаі определяется

так же, как и

в трансформаторах

(§ 11-2),

уравнением

равновесия напряжения,

а именно:

t/1=

 

 

 

 

 

 

(23-1)

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ü1= É1- { - I

0r1— ~ Ё1-\- i0Zi,

 

 

 

где Zx = гг + ]хх — полное сопротивление

обмотки

статора.

 

300