Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рассматриваемых условиях асинхронная машина представляет собой трансформатор при холостом ходе. Но при этом нужно учесть, что асинхронная машина имеет зазор, и поэтому ее намагничиваю­ щий ток / п гораздо больше, чем в трансформаторах, а именно: в дви­ гателях большой и средней мощности 100 / 0//„ = 25 ч- 35%, а в дви­ гателях малой мощности (начиная от 0,6 кет) — 35 -ь 60%. Относи­ тельно больше (по сравнению с трансформатором) и сопротивления гх и хх. Поэтому падения напряжения / 0гх и I 0xj, исчезающе малые при холостом ходе трансформаторов, в асинхронной машине состав­ ляют в зависимости от мощности машины, 2 -н 8% напряжения Uv Ріо все же и здесь основной поток и соответственно э. д. с. Ех имеют главное значение, а потому в приближенных рассуждениях можно считать, что

(23-2)

Поэтому векторная диаграмма холостого хода неподвижной асинхронной машины строится совершенно так же, как для транс­

форматоров, и имеет тот же вид (рис. 11-8,

в и г).

Согласно формуле (20-18),

 

Е1 = 4,Ыш1кобі/Ф6т,

(23-3)

где іѵх — число последовательно соединенных витков фазной обмотки

статора; %б1 — обмоточный коэффициент обмотки статора;

Фет —

амплитуда основного магнитного потока.

 

Если считать, что / = const, то в исполненной машине

 

Яі = Фбт.

(23-4)

Сопоставляя эту зависимость с формулой (23-2), можно видеть, что в асинхронной машине, так же как в трансформаторе, основной магнитный поток статора определяется главным образом приложен­ ным напряжением. В дальнейшем этот вывод распространяется и на режимы работы под нагрузкой, вплоть до номинальной.

Основной поток наводит в фазе ротора э. д. с.

Е2 4,44ш2/с0б2/Фбт,

(23-5)

где w2 — число витков одной фазы, последовательно

соединенных

между собой; /тоб2 — обмоточный коэффициент обмотки ротора. Отношение

Ех

(23-6)

Е2 ^2^002

называется коэффициентом трансформации э. д. с. и отличается от коэффициента трансформации трансформатора только отношением обмоточных коэффициентов.

Так как п — 0, то мощность Р0, подводимая к двигателю из сети, идет только на покрытие потерь в двигателе, а именно: потерь в обмотках статора Рэ1, потерь в стали статора РС1 и потерь в стали ротора РС2. Следовательно,

Р0 — Рэ1~\- РС1 % Р02'

(23-7)

301


23-3. Короткое замыкание асинхронной машины

Если обмотка ротора асинхронного двигателя замкнута накоротко и ротор заторможен, то будет иметь место режим короткого замыка­ ния, при котором асинхронная машина подобна трансформатору с короткозамкнутой вторичной обмоткой. Разница только та, что при номинальном напряжении установившийся ток короткого замы­ кания /„ двигателя превышает его номинальный ток / н в 4—7 раз, тогда как в трансформаторе / к — (10—18) Ік. Тем не менее двигатель нельзя длительно оставлять при коротком замыкании под полным напряжением во избежание чрезмерного нагревания и повреждения

Рис. 23-2. Потоки статора асинхроп-

Рис. 23-3. Намагничивающие силы

ной машины при коротком замыка-

при коротком замыкании асиііхрон-

ннн

ной машины

изоляции обмоток. Поэтому для определения параметров короткого замыкания делают опыт короткого замыкания, т. е. к двигателю подводят такое пониженное напряжение, при котором ток / к да Іа или в некоторых случаях на короткое время был больше

Физическая сущность явлений при коротком замыкании асин­ хронной машины принципиально та же, что и в трансформаторе. Поэтому в обоих случаях будут одинаковые уравнения напряжения и э. д. с. и намагничивающих сил [формулы (13-4), (13-5), (13-8)], одинаковые схемы замещения при коротком замыкании и одинаковые диаграммы (рис. 13-3, г и 13-4).

Картина потоков при коротком замыкании асинхронной машины показана на рис. 23-2. Если пренебречь, так же как в трансформато­

рах, намагничивающей силой F0, то-

 

Ft + F2 = 0.

(23-8)

Если учитывать, согласно условию, только первые гармониче­ ские намагничивающих сил, то будут две синусоидальные волны с равными по величине амплитудами І'\ и F2, вращающиеся в зазоре машины в одном и том же направлении и с одной и той же скоростью

пі — 60 ftp (рис. 23-3).

302


Равенство (23-8) после подстановки значений F1 и F2 по формуле (21-12) примет вид:

О ,OtHj w

J I

Q,Qm2w2ko62f 2

P

~

P

откуда

(23-9)

т2іѵгк0б2

Здесь к{ — коэффициент трансформации токов; т1 и т2 — число фаз обмоток статора и ротора в общем случае.

23-4. Приведенная асинхронная машина при п — 0

Так же как в трансформаторах, одну из обмоток, обычно обмотку ротора, приводят к обмотке статора. Под приведенной обмоткой ротора понимают такую обмотку, которая имеет то же число фаз, то же число витков в фазе и то же расположение обмотки, что и об­ мотка статора.

А. Приведенная э. д. с. ротора. Согласно формуле (23-6),

Е2 = Ег = Е2ке = Е2^ .

'

(23-10)

 

w 2K OÜ2

 

 

Э. д. с. Е'і называется приведенной к статору э. д. с. ротора.

Б. Приведенный ток ротора. Из формулы (23-9)

следует,

что

/і =

т2т2коб2

 

(23-11)

»ЧМіКбі

 

 

 

 

Ток І2 называется приведенным током ротора.

В. Приведенные сопротивления ротора. При определении при­ веденных активного и индуктивного сопротивлений ротора г2 и х2

исходят из того, что при приведении

г2

потери

в обмотке

ротора,

а при приведении х2 угол сдвига между э.

д. с. Е2 и током І2 должны

остаться без изменения. Тогда

т2Гіг2 =

m j 2r2,

откуда

 

 

'»2^1 _

т 2 I

r

w ikp6i

т і т ікрбі

 

 

Г 9 =

Wlj/j2

2 т 1 \ W 2If2Ä'o62/ ___

2 w 2 ^ o 6 2

m 2W 2k 0 Q2

 

 

 

 

 

 

 

 

= r2kcki = r2k.

(23-12)

 

Коэффициент к — keki называется коэффициентом трансформации

асинхронного двигателя.

 

определяют х2,

а именно:

 

 

Пользуясь

вторым условием,

 

 

 

 

= ^ =

 

 

 

 

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9х %

 

 

 

(23-13)

t

303


Тогда по аналогии с трансформатором (§ 13-6)

и

Гк = Гі + Г2

(23-14а)

 

хк— х1-\-Х2 .

(23-146)

Сопротивления гк и хи называются параметрами короткого замы­ кания асинхронной машины.

Мощность Рк, потребляемая машиной при коротком замыкании, практически идет только на покрытие потерь в обмотках статора и ротора, т. е.

Р , = Л* + Ло = т1І]г1-f rnj'^r^ = mJlrK.

(23-15)

В противоположность трансформаторам параметры гк и хк асин­ хронных машин не всегда постоянны. Так, например, в двигателях с закрытыми пазами хІ( сильно зависит от величины тока, причем зависимость = / (/) представляет собой кривую гиперболического вида. В глубокопазных двигателях г„ и хѵ зависят от частоты / (§ 28-6). Способы определения этих параметров излагаются в посо­ биях по испытанию электрических машин.

23-5. Работа заторможенной асинхронной машины при нагрузке

При включении последовательно с каждой фазной обмоткой ротора добавочного сопротивления Za, асинхронную машину можно рассматривать как трансформатор под нагрузкой.

Соответственно этому имеют тот же вид, что и в трансформаторах, уравнения равновесия напряжения и э. д. с. и намагничивающих сил, схема замещения и векторная диаграмма. Ниже они приводятся главным образом для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность сопоставить явления и процессы в неподвижной и вращающейся асинхронной машине.

Уравнение равновесия напряжений и э. д. с. статора повторяет

собой уравнение (14-1)

 

Ul h ri — — (Л 4“ Л п )= / Л 4" А*і-

(23-16)

Если ротор приведен к статору и в цепь ротора введено сопротив­ ление Zj, на котором напряжение равно ?/•>, то уравнение равновесия

напряжения и э. д. с. напишется аналогично (14-2а)

Ё'чi%Z' = Щ

или

^ = /2(Z' + Z').

(23-17)

При работе асинхронной машины под нагрузкой намагничиваю­ щей составляющей I0w1 нельзя пренебречь. Поэтому уравнение намагничивающих сил имеет вид:

Л +

Л = / ’0.

(23-18)

В приведенной асинхронной

машине

 

Л4 -4 = jo-

(23-19)

304


Г л ав а д в а д ц а т ь че т в е р т а я

РАБОТА АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ ПРИ ВРАЩЕНИИ РОТОРА

24-1. Основные соотношения при работе вращающейся асинхронной машины

Если асинхронная машина работает двигателем, то ротор машины вращается в направлении вращения поля со скоростью п, всегда меньшей, чем скорость поля статора пх (22-ЗЛ). Пусть двигатель имеет нулевую нагрузку, т. е. преодолевает только тормозной момент холостого хода МТ0. Если иметь в виду двигатели с шарикоподшип­

никами,

то этот момент весьма невелик,

и

 

01'

 

 

 

скорость вращения ротора очень близка

к

 

 

п’

 

 

;

 

 

скорости поля щ.

 

 

 

 

 

 

!

 

 

 

 

 

1 0is<*/

Поток Фбт! создается намагничиваю­

 

1

 

n

W n

щей

составляющей

тока холостого хода

 

)

 

/ од

(рис.

11-8,

в); следовательно, Іт также

 

6), _

 

 

 

не изменяется

при

переходе от п = 0

до

 

....

n'____ J

п «

пх. При

неподвижном роторе имеют

 

1

0>S>-°°

1

место потери в обмотке статора и потери

 

1

 

n

 

в стали

статора

и

ротора. Если ротор

 

в)

 

 

 

вращается со скоростью, близкой

к синх­

 

 

 

 

 

u

 

 

 

ронной,

то

потери в стали ротора почти

\

 

 

 

1

 

 

 

отсутствуют,

 

но

возникают механические

1

!

/7,-/7

 

потери

Риуі

и добавочные потери в стали

 

 

 

 

 

 

Рд, приблизительно равные потерям в

Рис. 24-1.

Диаграмма ско­

стали ротора.

Поэтому 'активная

состав­

ляющая

тока

/ оа

практически

остается

ростей

асинхронной маши­

ны: а — двигателя, б — ге­

без изменений

при

переходе от холостого

нератора,

в — электромаг­

хода с неподвижным

ротором к холостому

 

нитного тормоза

ходу с вращающимся ротором.

 

 

 

 

 

 

 

Дальше рассматриваются явления в роторе в общем случае, когда асинхронная машина работает при скольжении ротора, равном s.

А. Частота скольжения. Ток Іх, текущий по обмотке статора, создает намагничивающую силу Fx и соответственно магнитное поле, вращающиеся в статоре со скоростью пх = 60 f/p [см. (21-18)].

Скорость вращения ротора п зависит от режима работы машины (рис. 24-1, а, б, в). Ріо независимо от этого можно себе представить, что ротор неподвижен (п = 0), а поле статора вращается относительно

ротора со скоростью

 

 

 

пз = геі — та =

iii

- = nxs.

(24-1)

 

 

 

Соответственно этой скорости в обмотке ротора наводится э. д. с.,

имеющая частоту скольжения

 

 

рщ. - P ü i s - i s

(24-2)

■60

fiO Ä—Г'

60

 

305