но
Е\ — 4,44гг1А’0б1Фвт и сщ = 2яп/60 — 2я//р.
В окончательном виде |
|
|
Л7.ЧМ-- «4 • 4’44^ Л б і/,фб„ |
- /з cos ф2 = |
|
2л/ |
|
|
= -р=- miwJtoeJi cos ф2рФбт = &м / 2Ф6т cos тр2, |
(25-17) |
где км = т хЮікоЪіріУ2. |
|
двигателя |
Таким образом, вращающий момент асинхронного |
пропорционален полной намагничивающей силе, созданной активной составляющей вторичного тока тр^&обі^г cos ф2 и полному магнит ному потоку машины рФ&т.
При изменении нагрузки от нулевой до номинальной cos ф2 близок к единице и мало изменяется. Поэтому часто пишут формулу момента в упрощенном виде, а именно:
25-5. Влияние высших гармонических на вращающий момент
Чтобы понять, какое действие оказывают на вращающий момент двигателя высшие гармонические намагничивающих сил, следует напомнить их свойства (§ 20-1): все высшие гармонические намагни чивающих сил, создаваемые синусоидальным током, пульсируют с одной и той же частотой /, равной частоте этого тока, но имеют осно вания, обратно пропорциональные порядку гармонической. Так, 5-я гармоническая намагничивающей силы на рис. 20-2 имеет по сравнению с первой гармонической в 5 раз меньшее основание, 7-я — в 7 раз меньшее и т. д. Так как каждая полуволна высшей гармонической намагничиваемой силы соответствует одному полюсу, то можно сказать, что 5-я гармоническая намагничиваемой силы имеет в 5 раз большее число полюсов, чем основная, т. е. ръ = 5р, 7-я гармоническая р 1 = 1р и т. д.
В трехфазной машине высшие гармонические намагничивающей силы (за исключением третьей и кратных ей) создают вращающиеся магнитные поля. Но скорость вращения этих полей меньше, чем основного, так как, если поле первой гармонической намагничиваю-
щей силы вращается со скоростью |
60/ |
то |
|
с „ |
п = —^~, |
для о-и гармони- |
ческой намагничивающей силы |
|
'60/ |
для |
■ „ |
„ |
гармонической |
пь = -^ -, |
7-и |
щ = ~ ~ и т. д. Кроме того, |
7-я |
гармоническая |
намагничиваю- |
щей силы вращается в ту же сторону, что и основная, а 5-я гармоническая — в обратную сторону относительно последней (§21-5).
Ниже рассмотрен вращающий момент, создаваемый 7-й гармони ческой намагничивающей силы (рис. 25-4). Так как ее поле вращается в ту же сторону, что и основное поле, то при пуске двигателя 7-я гар моническая намагничивающей силы создает момент, направленный согласно с моментом основного поля. В дальнейшем момент 7-й гар
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
монической претерпевает те |
же |
изме |
|
|
|
|
нения, что и момент |
основной |
гармо |
|
|
|
|
нической, но в более узких |
пределах |
|
|
|
|
скольжения. Действительно, когда ро |
|
|
|
|
тор |
достигает скорости n j l , |
где ?гх — |
|
|
|
|
синхронная скорость основного поля, |
|
|
|
|
то он вращается |
с синхронной |
скоро |
|
|
|
|
стью 7-й гармонической намагничи |
Рис. 25-4. |
Механическая |
ха |
вающей силы, и |
момент, развиваемый |
7-й |
гармонической |
намагничивающей |
рактеристика при наличии выс |
силы, равен нулю. |
При дальнейшем |
ших гармонических |
|
начнет |
обгонять |
поле |
|
увеличении скорости |
вращения |
ротор |
7-й гармонической, |
соответственно чему |
развиваемый ею |
момент станет |
отрицательным. |
|
|
|
В результате этого в характеристике вращающего момента появ ляется провал. Если он настолько велик, что вращающий момент двигателя окажется недостаточным для преодоления нагрузочного момента Мт0 -f Мт(на рис. 25-4 штриховая линия), то двигатель не перейдет через точку а и будет вращаться со скоростью, примерно равной Ѵ7 номинальной.
Г ла ва д в а д ц а т ь шестая
РАБОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
26-1. Основные зависимости
Под рабочими характеристиками асинхронного двигателя пони
мают зависимости п или s, cos <р и т] — / (Р2) при U1 — UH= |
const, |
/ = /н = const. |
/ (Р2). |
Эти характеристики часто дополняют характеристикой / х = |
Кроме того, к характеристикам двигателя относят перегрузочную
способность |
М т * = МтІМн и его механическую характеристику |
п = / (М2). |
характеристики асинхронного двигателя изображены |
Рабочие |
на рис. 26-1. Краткое физическое обоснование всех этих характери стик приводится ниже; при этом считают, что двигатель имеет нор мальное исполнение и что в цепи ротора нет добавочного сопротивле
ния. |
Характеристика |
скорости |
п = |
/ (Р2) или s |
= / |
(Р2). |
При |
А. |
холостом ходе, т. е. при Р2 — 0, |
ротор вращается |
со |
скоростью |
п яг щ, |
где пх = 60 ftp |
— скорость |
вращения магнитного |
доля. |
По мере увеличения нагрузки скорость вращения п уменьшается, а скольжение растет соответственно отношению s — Р32/РЗУ1 [фор мула (25-9)]. Из соображений высокого к. и. д. это отношение огра ничено весьма узкими пределами. Обычно при Р2 = Рп скольжение s — РЭ2ІР3м = 1,5 ч- 5%. В соответствии с этим зависимость п = = / (Ро) представляет собой линию, с небольшим наклоном к оси абсцисс (рис. 26-1). Из рисунка видно, что асинхронный двигатель имеет характеристику скорости подобную двигателю параллельного
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
возбуждения. Соответст венно характеристика s = / |
(Р2) изображается |
|
линией, близкой к прямой. |
|
|
/ |
(Р2). Так как |
|
Б. Характеристика вращающего момента М2= |
|
в пределах |
до номинальной |
нагрузки |
п ж const, |
то зависимость |
|
М2 —/ |
(Р2) |
асинхронного |
двигателя |
|
|
|
|
имеет практически тбт же характер, |
|
|
|
|
что |
и |
для |
двигателя |
параллельного |
|
|
|
|
возбуждения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В. Зависимость cos <р = /( Р 2). Асин- |
|
|
|
|
хройный двигатель потребляет из сети |
|
|
|
|
значительный |
отстающий ток / 0, почти |
|
|
|
|
не зависящий |
от |
нагрузки Р2 в преде |
|
|
|
|
лах |
от Р0 до Р2 = Рп. |
При |
холостом |
|
|
|
|
ходе |
cos (р < 0,2, |
но |
при нагрузке он |
|
|
|
|
довольно быстро |
растет и обычно дос |
|
|
|
|
тигает |
максимума |
при |
мощности |
|
|
|
|
Р2 Ä РИ. При |
дальнейшем |
увеличе |
|
|
|
|
нии |
нагрузки |
скольжение s увеличи |
Рис. 26-1. Рабочие характерис |
|
вается |
и cos cp |
начинает |
уменьшаться. |
|
тики асинхронного двигателя |
Изменение cos ф с изменением нагрузки
отчетливее всего можно проследить по круговой диаграмме (см. гл. 27). Г. Зависимость^ ^ /( Р г )- В асинхронных машинах существуют те же виды потерь, что и в других электрических машинах, в част
ности, в машинах |
постоянного тока (гл. 6). |
|
Полные потери |
в двигателе составляют |
|
|
V Р = РЭ1+ Рэ2+ р с + Рмх + Рд. |
(26-1) |
При нагрузке в пределах от холостого хода до номинальной потери в стали Рс имеют место только в сердечнике и зубцах статора, так как при обычных частотах в роторе (1 2 гц) потери в его стали малы.
При увеличении нагрузки сумма потерь Рс -f- Рых несколько уменьшается вследствие уменьшения основного потока и уменьшения скорости вращения. Обычно это уменьшение не превышает 4—8%, поэтому эти потери считают постоянными.
Потери в обмотках РЭ1 и Рэ2 изменяются пропорционально току во второй степени (при заданной температуре).
Добавочные потери зависят частью от тока, частью от напряже ния. Согласно ГОСТ 11828—66, они принимаются равными 0,5% от номинальной подводимой мощности и при мощности, отличающейся от номинальной, пересчитываются пропорционально току во второй степени.
Д. Перегрузочная способность двигателя. Перегрузочная способ ность асинхронного двигателя, или, иначе, его опрокидывающий момент в относительных единицах определяется соотношением:
26-2. Добавочные потери
Добавочные потери в асинхронных машинах имеют специфиче ский характер. Добавочные потери Рп возникают как в стали, так и в обмотках статора и ротора. Их расчетное определение не отли чается точностью, так как природа добавочных потерь весьма сложна.
Основными видами добавочных потерь в стали являются пульсационные и поверхностные потери. Как те, так и другие возникают при вращении ротора вследствие относительного изменения располо-
Рис. 26-2. Влияние расположения зубцов на рас пределение магнитного потока: а — ось зубца ро тора совпадает с осью зубца статора; б — ось зуб ца ротора совпадает с осью паза статора
жения зубцов ротора и статора. В самом деле, если ось зубца А статора совпадает с осью В ротора (рис. 26-2, а), то магнитная про водимость зубцов А — В будет наибольшая и, следовательно, по ним пройдет наибольшее число линий магнитного потока (на рисунке четыре линии). Наименьшая магнитная проводимость будет тогда, когда ось зубца В совпадает с осью паза статора (рис. 26-2,6). Число магнитных линий в зубцах А и В уменьшится, затем при дальнейшем вращении ротора опять увеличится и т. д. Такого рода пульсация магнитного потока вызывает в стали зубцов потери от гистерезиса и от вихревых токов, называемые для краткости пульсационными потерями.
Из тех же картин полей видно, что на поверхности зубцов статора и ротора магнитные линии непрерывно перемещаются то по направ лению к оси зубца (рис. 26-2, а), то от нее (рис. 26-2, б). Потери, возникающие при этом в стали зубцов, называются поверхностными.