Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 230

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

25-2. Вращающий момент асинхронного двигателя

Если считать, что двигатель работает в установившемся режиме, т. е. при п = const, то по условию равновесия моментов (8-6)

Мэм М0+ м2.

(25-5)

Здесь Мэм — развиваемьхй двигателем

вращающий момент; М0

и М2 — составляющие вращающего момента, уравновешивающие момент Мт0, вызванный потерями холостого хода, и нагрузочный момент Мт. Момент М2 = — Мт задается приводом, на который работает двигатель. Соответствующая ему полезная мощность дви­ гателя

Р2М2со = М2 ■2яп/60.

(25-6)

Моменту холостого хода М0 соответствует мощность

 

Р0 = Рмх -\-РД= М0со = М 0• 2лн/60.

 

Из энергетической диаграммы следует, что

 

Рм — Ръ + (-Рмх+ ^*д) — M2(ä-f M0w — (М2-\-М0) со —

 

= Мэмсо = Мэм • 2яп/60.

(25-7)

Вращающий момент двигателя Мэм образуется в результате взаимо­ действия вращающегося магнитного потока Фб и тока в роторе / 2. Но поток вращается со скоростью nv Следовательно, с одной стороны развиваемая двигателем электромагнитная мощность

Рэм М эмсох — Мш ■2nn1/Q0,

(25-8а)

но, с другой стороны,

 

Р ш - Р и + Ръ — Мэмсо -f- РЭ2.

(25-86)

Поэтому

Рэм Рм — Мэм (®х ш) — Рэ2

или

откуда

(25-9)

Обмотка ротора считается приведенной к обмотке статора. В об­ щем случае в цепь ротора может быть введено добавочное активное сопротивление Гд (в двигателях с фазной обмоткой ротора). Таким образом, активное сопротивление цепи ротора на фазу определяется суммой r'z + Гд = Г2п- Следовательно,

(25-10)

310


Из схемы замещения (рис. 24-5)

Г '_

^

(2 5 - т

X2 -

._____ ______ -^ - = = .

После подстановки /2 (по 25-11) в формулу (25-10) электромагнит­ ный момент

М,ЭМ

 

ЩиУт/в

 

[(гх + ^2r,/S)2 +

-Ь ж")2]

 

или, так как

2пп1

2прп1

/

 

®і

 

60

р60

р

 

то

 

mipU'lr'^ls

 

4^,эм =

 

(25-12)

'2я/ [(rx + rân/s^ + O a + ^ )2] ’

Момент, определяемый этой формулой, выражается в ньютоно­ метрах. Чтобы выразить его в кГ •м, нужно иметь в виду, что 1 кГ ■ж = = 9,81 н-м.

Пример. Рассчитать момент Мэм трехфазного двигателя с короткозамкнутой обмоткой ротора, номинальные данные которого: Рн = 11,9 кет; 77ф.н = 220 в; 7ф.н = 25 а; / = 50 гц; обмотка статора соединена звездой.

Конструктивные и расчетные данные: т1 = 3; 2р — 6; потери в обмотке статора РЭ1 = 745 его; в обмотке ротора РЭ2 = 480 его; в стали Рс = 235 его; механические Рмх=180 его; добавочное Рд =.60 его; ток 74=20,25 а; сопротивле­ ние хк -)- хг + Жз = 2,18 ом.

Скорость вращения поля

пг= 60ftp = 60 • 50 : 3= 1000 об/мин.

Электромагнитная мощность двигателя (25-86)

Рэм= 11 900+180 + 60 + 480 = 12 620 его.

По формуле (25-8а):

Рэм

12 620

 

 

 

 

Л7эм

 

121

н ■м

 

2я«х/60

2я • 1000 : 60

или, так'как 1 н ■м

1

кГ-м, то АГэм —

1

•121 =

12,3 кГ •м.

 

9,81

 

 

9,81

 

 

 

Формула (25-12) дает приближенное значение для вращающего момента, так как при вынесении намагничивающего контура на внешние зажимы в схеме рис. 24-5 не учитывается изменение тока ротора.

Скольжение двигателя определяется по формуле (25-9):

s = Рэа/Рэм = 480 : 12 620 = 0,038 = 3,8%.

Активное сопротивление обмотки статора

 

 

 

 

745

0,398

ом;

т і7?Ф

3 • 252

соответственно обмотки ротора

 

 

 

 

 

480

= 0,39 ом.

37,,ф

3(20,25)2

 

 

 

Тогда по формуле (25-12)

 

 

 

 

3 ■3 • 2202 • 0,39 : 0,038

 

=

120 н - м — 12,2 кГ ■м.

8М 2я • 50 [(0,398 + 0,39 : 0,038)2 +(2,18)2]

 

 

Таким образом, приближенное значение Л7ЭМ меньше действительного на

0,8 %.

811


25-3. Механические характеристики асинхронной машины

Зависимость Мш = / (s) строится при постоянстве приложенного к обмотке статора напряжения Uy и постоянства частоты сети Д и называется механической характеристикой.

Сначала рассматриваются так называемые естественные механи­ ческие характеристики асинхронной машины, т. е. зависимость Мш / (s), когда добавочное сопротивление в цепи ротора Гд = 0.

- Так как в исполненной машине величины rt, r'z, Ху, х'о, тл и р заданы, то момент Мж, рассматриваемый по формуле (25-12), зависит только от одной переменной, величины, а именно скольжения s, которое может изменяться в пределах от s = — оо до s = + оо, но самым важным участком является участок работы асинхронной

машины двигателем, т. е. при изменении скольжения

от s — + 1

до s =

0.

двигателя.

А.

Механическая характеристика асинхронного

В момент включения двигателя в сеть « = 0 h s = +

1. Двигатель

развивает начальный пусковой момент Мп, который можно опре­

делить, если в формулу

(25-12) подставить s = + 1. Тогда

 

м _______________т ,рЩ г 'г__________

(25-13)

П

2я/ [(ц+ Д)2 + (ж,+ ж')2]

 

Из этой формулы следует, что момент Мп зависит от подводи­ мого к двигателю напряжения во второй степени и от соотношения параметров рабочей цепи асинхронного двигателя + гг = гк

И Ху + = хк.

Обычно пусковой момент выражают в относительных единицах Л/ц* = Мп/Мп и для двигателей с короткозамкнутой обмоткой ротора Мп* = 1,0 -г- 2,0.

Если момент Мв больше нагрузочного момента AfT0 + МТ, то ротор начнет вращаться и скорость его будет возрастать до тех пор, пока момент Мш не станет равным моменту (М.го + Мт). В соответ­ ствии с этим скольжение будет уменьшаться от значения s = + 1 до значения, представляющего собой правильную дробь. Так как обычно хк > гк, то при уменьшении s [формула (25-12)] будут одно­ временно увеличиваться и числитель и знаменатель: сначала, при больших s, преобладающее значение имеет числитель, вследствие

чего момент Л/эм растет, а затем, при скольжениях s =

0,12 -ь 0,20,

преобладающее значение получает знаменатель,

куда отношение

r2/s входит во второй степени. Это приводит к тому,

что момент Мт,

достигнув

максимального значения Мт, начинает

уменьшаться

и при s =

0 становится равным нулю (рис. 25-2).

 

 

Чтобы определить Мт, сначала находят то скольжение sM, при котором двигатель развивает этот момент. Для этого по общему

правилу берут производную

dmI и приравнивают

ее нулю, т. е.

решают уравнение

= 0.

Так как эта операция

носит обычный

312


математический характер, то достаточно привести только ее конечный результат, а именно:

г„

(25-14а)

Sil

/'1 + (*i+®s)!S

 

Обычно г\ можно пренебречь по сравнению с (хх

x‘>f, тогда

приближенно

 

SMf

(25-146)

Если подставить это значение sM в формулу (25-12), то, опуская промежуточные выкладки, можно получить выражение для макси-

Рис. 25-2. Механическая характеристика ЛГЭМ= / (s)

при t/j = const, / = const, 7-д = О

мального момента асинхронной машины:

ң _ J______ mlpU\

я« ± ~

ЩрЩ

2 2nf (± ^ + Yrff xl)

2

2я /(± г1+жк) ’

В формулах (25-14а), (25-146) и (25-15) знак плюс соответствует работе машины при скольжениях s > 0 (двигатель, электромагнит­ ный тормоз), а знак минус — работе машины при скольжениях s < 0 (генератор). Скольжение sM называется критическим.

Рассматривая выражения (25-146) и (25-15), можно видеть, что максимальный момент асинхронной машины и, в частности, асин­ хронного двигателя:

1)получается при большем скольжении, если увеличивается отношение гУхк;

2)пропорционален подводимому к двигателю напряжению иг во второй степени;

3)не зависит от активного сопротивления ротора /і;

4) тем меньше, чем больше сопротивления /х и хк.

Обычно максимальный момент выражают в относительных едини­ цах Мт* = МтІМИ и он равен 2-^-3 номинального вращающего момента.

Б. Механические характеристики электромагнитного тормоза и генератора. Естественные механические характеристики генератора

313


и тормоза Мш — f (s) снимаются при номинальном

напряжении

на обмотках статора и г =

Ua, постоянной частоте /

=

/„ и отсутст­

вии добавочного сопротивления в цепи ротора

гд =

0. При

работе

тормозом зависимость Мэм = /

(s) составляет

продолжение

линии

Мш = / (s) при работе двигателем (рис. 25-2),

поскольку скольже­

ние s, сохраняя положительное значение,

растет вплоть до значений

s = + оо. При s = + оо момент Мш =

0.

 

 

 

 

тормо­

При работе машины генератором момент Мш является

зящим и, следовательно,

линия Мш =

/ (s)

располагается

 

ниже

оси абсцисс (рис. 25-2). Имея в виду абсолютные значения

сколь­

 

жения

и моментов,

можно сказать,

что

 

максимальный

момент

генератора

Мт

 

достигается при

том

же,

 

что и в двига­

 

теле,

значении

скольжения

sM [формула

 

(25-146)], но Мтгеш> М тЯВ,

что непосред­

 

ственно вытекает из формулы (25-15). При

 

s = 0

h s = — оо момент

 

генератора

ра­

 

вен нулю.

 

 

 

 

 

 

 

 

В. Механические характеристики асин­

Рис. 25-3. Механические ха­

хронной машины при Гд ф 0.

Для некото­

рых условий работы (необходимость

сни­

рактеристики при Гдф 0

жения

пускового тока,

повышения пус­

рости вращения) в цепь

кового момента

или

регулирования

ско­

ротора с фазной обмоткой

вводят доба­

вочное сопротивление гд. В этом случае sMувеличивается [формула (25-146)], т. е. максимальный вращающийся момент получается при повышенном скольжении. На рис. 25-3 показаны механические харак­ теристики 2, 3 и 4 при Г2п = гг + Гд и соответственно равном 0,4 £к; 0,65 хк и хк. В последнем случае Мп — Мт. Устойчивая работа при этих характеристиках определяется точками Ь, с и d в зависи­ мости от величины гд. Естественная механическая характеристика показана линией 1.

Если ?'2п > хк, то максимальный момент достигается при сколь­ жении sM> 1, т. е. в режиме электромагнитного тормоза (линия 5

на рис. 25-3).

25-4. Расчетная формула для вращающего момента

При расчете двигателя удобнее иметь формулу для вращающего момента, в которую входило бы не скольжение, а ток. Для этой цели используют формулу (25-10), считая, что гд = 0. Тогда

Мш =

а>і

(25-16)

 

 

Из схемы замещения (рис.

24-3) видно, что I'^r'Js = Е'.г cos ф2>

где Фг — угол сдвига между э.

д. с. Е'г и током /г, следовательно,

Мш =

- Е'.г cos ф2,

 

314