Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так как при вращении ротора его зубцкт перемещаются относи­ тельно зубцов статора с большой скоростью, то частота возникающих при этом пульсаций магнитного потока значительно превышает частоту сети, питающей двигатель. Поэтому добавочные потери в стали покрываются не за счет электрической мощности, а за счет механической мощности, развиваемой двигателем. Можно с доста­ точной точностью считать, что добавочные потери в стали пропор­ циональны подводимому к двигателю напряжению во второй степени.

Добавочные потери в проводниках возникают главным образом под влиянием высших гармонических намагничивающей силы. При вращении ротора в полях, создаваемых этими намагничивающими силами, в обмотке ротора возникают токи, имеющие частоту, отлич­ ную от частоты скольжения. Поэтому добавочные потери в провод­ никах, так же как и добавочные потери в стали, покрываются из развиваемой двигателем механической мощности. Можно считать, что добавочные потери в проводниках изменяются пропорционально току во второй степени.

Основными средствами уменьшения добавочных потеръ являются выполнение обмотки статора с целым числом пазов на полюс и фазу и с укороченным шагом, скос пазов ротора относительно пазов ста­ тора, правильный выбор числа пазов статора и ротора в двигателях с короткозамкнутой обмоткой ротора; надлежащий выбор формы па­ зов статора и ротора.

Г лава д вад ц ат ь сед ьм а я КРУГОВАЯ ДИАГРАММА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ

27-1. Предварительные замечания

Все характеристики, определяющие работу асинхронного двига­ теля, — пусковые, рабочие и регулировочные — могут быть полу­ чены путем непосредственной нагрузки двигателя. Но этот метод требует применения специальной аппаратуры, отнимает много вре­ мени, может повлечь за собой значительную затрату электроэнергии и — главное — не всегда отвечает требованиям необходимой точ­ ности, особенно при испытании двигателей значительной мощности.

Другой метод состоит в косвенном определении характеристик асинхронного двигателя, чаще всего с помощью круговой диаграммы. Способы построения такой диаграммы зависят от характера пара­ метров двигателя. В противоположность параметрам трансформатора, активные и индуктивные сопротивления асинхронного двигателя могут изменяться в относительно широких пределах. Ниже изложена упрощенная круговая диаграмма, которая строится в предположе­ нии, что двигатель обладает постоянными параметрами и изменение переменных величин — напряжения, тока, намагничивающей силы и т. д. — синусоидально. К таким двигателям приближаются дви­

319


гатели нормального исполнения. Из последующего изложения будет видно, что диаграмма изменения токов статора и ротора таких дви­ гателей имеет форму окружности, почему ее обычно называют кру­ говой диаграммой. Что же касается двигателей с переменными пара­ метрами, то диаграммы изменения их токов имеют более сложный характер, чаще всего представляющий сочетание нескольких окруж­ ностей.

27-2. Обоснование упрощенной круговой диаграммы

На рис. 27-1 представлена цепь, состоящая из постоянного индук­ тивного сопротивления х = const и активного сопротивления г,

которое может изменяться

в пределах от нуля до

бесконечности,

 

 

 

и рассматривается изменение тока /

при изме­

 

 

 

нении г в указанных пределах.

 

 

 

 

 

 

 

Напряжение U имеет две составляющие —

 

 

 

активную

Ua — Іг,

совпадающую

по

фазе с

 

X

 

током,

и реактивную Uх = Іх,

опережающую

 

 

U&на

л /2

(рис. 27-2).

Поэтому

треугольник

Рис. 27-1. Схема це­

ОБА ,

называемый треугольником напряжений,

является прямоугольным с постоянной

гипоте­

"1

 

 

пи с постоянным ин­

нузой

ОА = U. Как

известно

из

геометрии,

дуктивным и

пере­

вершина В прямого угла лежит на

окруж­

менным

активным

сопротивлением

ности с диаметром ОА.

Для получения зави­

 

 

 

симости тока от изменения г необходимо разде­

лить стороны треугольника ОБА на ]х. Это

соответствует повороту

сторон треугольника

на

угол

л /2 против

положительного

направ­

ления

вращения векторов

и изменению их размеров.

 

В

результате

получается

треугольник

HDС (рис. 27-3),

имеющий постоянную

 

 

 

 

 

 

гипотенузу

НС ~ U/x

и

перемен­

 

 

 

 

 

 

ные катеты /

и Ігіх. Угол

HCD ра­

 

 

 

 

 

 

вен ср, и на этот же угол

отстает век­

 

 

 

 

 

 

тор тока / от вектора напряжения I).

Рис. 27-2. Треугольник на­

Рис.

27-3. Треугольник

пряжений. для цепи па

токов для цепи на рис. 27-1

рис. 27-1.

 

 

Таким образом, геометрическое место конца вектора тока / в цепи на рис. 27-1 при изменении сопротивления г от нуля до бесконечности есть окружность, построенная на диаметре U/х ~ const. При г = О ток I = НС — UІх и отстает от напряжения на угол <р = я/2, т. е.

320


является чисто индуктивным; при г = оо ток 7 = 0; при любом

промежуточном значении

г конец вектора тока / -■= HD занимает

место на окружности I I Ü C ,

которая поэтому называется окружностью

токов.

 

27-3. Упрощенная круговая диаграмма асинхронного двигателя

Упрощенная Г-образная

схема замещения, показанная на

рис. 24-5, состоит из двух

цепей — намагничивающей с током 70

и рабочей с током І'-і, каждая из цепей включена на зажимы внешней сети с напряжением 7Д const и частотой / = const и, следова­ тельно, каждая из них работает независимо от другой. Это упрощает построение круговой диаграммы асинхронного двигателя, но если вынесение намагничивающей цепи на зажимы сети происходит без поправок в отношении параметров рабочей цени гх, хъ г'г и хг, то

Рис. 27-4. Диаграмма

. напряжения п тока на- ,, Uf магничивающего конту­

ра

Рис. 27-5. Упрощенная круговая диаграмма асинхронного двигате­ ля —*

упрощенная Г-образная схема дает неточные результаты, особенно, для двигателей малой мощности. Поэтому наряду с упрощенной круговой диаграммой разработаны уточненные круговые диаграммы, о чем подробнее см. § 27-7.

Для каждой из цепей схемы можно построить соответствующую ей диаграмму. Для намагничивающей цепи такая диаграмма по­ строена на рис. 27-4. Ток 70 можно получить, если асинхронный двигатель привести во вращение с синхронной скоростью п — пр, в этом случае скольжение s — 0; сопротивление рабочей цепи r'Js =оо, т. е. эта цепь разомкнута и 7(> = 0. Угол ср0 близок к 90°, так как индуктивное сопротивление хг -f~ хт намагничивающей цепи значи­ тельно больше ее активного сопротивления г, 4- гт.

Согласно условию, напряжение ТД, частота / и параметры намаг­ ничивающей цепи постоянны; следовательно, ток 70 = const и угол ф0 = const независимо от режима работы асинхронного двигателя.

Ниже (§ 27-5, Г) будет показано, что между синхронным ходом асинхронной машины и холостым ходом асинхронного двигателя разница весьма невелика. Поэтому в дальнейшем рассматривается ток 70 и угол ф0 при холостом ходе двигателя (рис. 27-4).

Диаграмма для рабочего контура построена на рис. 27-5. Так

как

рабочий контур

имеет постоянное индуктивное сопротивление

хг

I х'і к переменное

активное сопротивление гг -f HJs, то геоыетри-

11

Л, М. Пиотровский

321

 

/

 


ческое место токов —l'z при изменении s представляет собой окруж­ ность, во всем подобную окружности на рис. 27-3, но построенную на диаметре НС = U1/(x1 -|- х'г). В целом круговая диаграмма асин­ хронного двигателя представляет собой совмещение диаграмм на рис. 27-3 и 27-4 и показана на рис. 27-5.

27-4. Опыты холостого хода и короткого замыкания

Из сказанного в § 27-3 следует, что для построения окружпости токов асинхронного двигателя нужно иметь только две точки, так как положение центра окружности токов 0 2 на рис. 27-5 задается прямой НС, проведенной из конца вектора тока холостого хода параллельно оси абсцисс. Этими точками служат точка холостого хода Н и точка короткого замыкания К. Для получения этих точек опытным путем производят опыты холостого хода и короткого замы­

кания.

 

холостого хода.

Чтобы

определить

А. Опыт и характеристики

с необходимой точностью ток / 0 и угол ф0,

снимают характеристики

 

холостого хода

/„,

Р0 и cos ф0, изменяя

 

подводимое к двигателю напряжение в

 

пределах

от

Ux — (0,4

0,5) U0 до

 

Ux « 1,2 и в (рис. 27-6).

 

 

 

 

Мощность

Р0 холостого хода пок­

 

рывает потери холостого хода. Если

 

придерживаться тех же обозначений,

 

что даны в гл. 26 и 27, то

 

 

 

 

Р О

Д )1 ~Г Р с %

Р уіх ' Г Р д -

(27-1)

 

Следовательно,

 

 

 

 

 

cos ф0 :

 

 

Ѵ і

Uхл^ол

(27-2)

Рис. 27-6. Характеристики хо­

згЛф/оф

 

 

лостого хода

Обычно круговая

диаграмма

стро­

 

ится для U! =

Uln. Находя по харак­

теристикам холостого хода для этого напряжения значения

/ 0 и

cosфо,

строят на круговой

диаграмме

точку Н холостого

хода

(рис. 27-5 и рис. 27-9).

 

 

 

 

 

 

 

Б.

Опыт и характеристики короткого замыкания. Этот опыт про­

изводится при неподвижном роторе, пониженном напряжении UK,

подводимом к статору машины, и номинальной частоте /.

Обычно UK

составляет 15—25% U„, так как если произвести опыт короткого

замыкания при UK = UH, то ток / к =

(7 -f- 4) / н,

что недопустимо.

Мощность короткого замыкания Рк затрачивается практически

только на потери в обмотках статора и ротора, т. е. Рк =

РЭ1 -(- РЭ2.

При коротком замыкании следует различать два основных слу­ чая: 1) когда пазы статора и ротора имеют открытую или частично открытую (частично закрытую) форму и 2) когда пазы статора имеют частично открытую форму, а пазы ротора — закрытую (двигатели майой мощности с заливкой ротора алюминием).

322


В первом случае потоки рассеяния при коротком замыкании слабо насыщают зубцы статора и ротора, поэтому параметры корот­ кого замыкания гк, хк и zKможно считать постоянными. Иллюстра­ цией могут служить характеристики короткого замыкания /„, Рк, zK, гк и хк — f (UK) двигателя мощностью 4,5 к е т , 380/220 е, 8,8/15, 2а, 50 гц, 1440 об/мин при соединении обмоток статора звездой (рис. 27-7).

Во втором случае мостик 1, перекрывающий паз ротора (рис. 22-5), быстро насыщается уже при малых токах; при увеличении тока насы­ щаются зубцы и головки зубцов. Поэтому сопротивление хЕ таких машин резко изменяется с изменением напряжения UKl приобретая гиперболический характер. Иллюстрацией служат характеристики короткого замыкания электродвигателя мощностью 1 кет, 380/220 в, 2,15/3,72 а, 1420 об/мин при соединении обмоток статора треугольником (рис. 27-8).

Рис. 27-7. Характеристики ко­

Рис. 27-8. Характеристики двигателя

роткого замыкания

с короткозамкнутым ротором

При изменении тока от

Ік — / и до Ік = 5/„

сопротивление хк

изменяется примерно в два

раза почти точно но

гиперболе.

Если параметры короткого замыкания можно считать постоян­ ными, то зависимость Ік — f(U„) представляет собой прямую линию. В этом случае пересчет данных короткого замыкания, полученных при пониженном напряжении UK, на номинальное напряжение UH производится по формулам:

h.u = I M U K

-

(27-За)

И

 

 

PK.n= PK(UJUE)\

 

(27-36)

Так как сопротивления гк и хк считаются постоянными, то cos фк при пересчете не изменяется и определяется по формуле:

cos фк = ----—---- =

Рк

(27-4а)

1к-----.

ЗІЛ м /к .ф

Ѵ ЗІ/к.л/к.л

 

Зная Ікн и cos фк, можно построить точку короткого замыкания К (рис. 27-5), лежащую, как было доказано выше, па окружности токов.

11»

323