Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При одинаковом фазном напряжении магнитный поток при парал­ лельном соединении будет в 2,5 раза больше, чем при последователь­ ном (в два раза за счет половинного числа последовательно соединен­ ных витков и в 1,25 раза за счет меньшего обмоточного коэффициента). При переходе от удвоенного числа полюсов к меньшему полюсное деление увеличивается в два раза. Таким образом, индукция в зазоре Въ и, следовательно, вращающий момент при переходе к большей скорости вращения возрастает в 1,25 раза. Соединение фазных обмоток при высшей скорости вращения в этом случае выполняется звездой с двумя параллельными ветвями (YY), а при низшей —

Рис. 29-3. Регулирование скорости вращения изменением числа пар полюсов двигателя

звездой (Y). Эта схема переключения обмоток пригодна для двига­ телей привода вентиляторов.

Для получения приблизительно одинакового вращающего момента при обеих скоростях вращения, например, у двигателя для привода компрессора, применяется схема соединения обмоток ѵу/А. В этом случае фазное напряжение при переходе к высшей скорости вращения

уменьшается в |/3 ; следовательно, магнитный поток увеличивается только в 1,45 раза. Вследствие увеличения полюсного деления в два раза индукция в зазоре и вращающий момент при высшей скорости вращения составляют 0,7 индукции и момента при низшей скорости. Увеличение вращающего момента может быть достигнуто за счет соответствующего выбора шага обмотки и повышения плотности тока при высшей скорости вращения.

При необходимости сохранения одинаковой' мощности на обеих ступенях скорости вращения (для привода металлорежущих станков) применяется схема переключения обмотки Д /у Y.

29-4. Изменение частоты питающей сети

Этот способ применяется в тех случаях, когда требуется регули­ ровать скорость вращения одного или нескольких двигателей одно­ временно или получить скорость вращения более 3000 об/мин.

347


U
гребной винт, то М2= /2. В этом случае-ут—

В качестве примера можно привести привод гребных винтов на судах, привод двигателей в деревообделочной промышленности со скоростью вращения 12 000 об/мин, привод электрошшшделей для шлифовки со скоростью вращения до 150 000 об/мин.

При питании двигателей от синхронного генератора изменение частоты достигается изменением скорости приводного двигателя. Это возможно только в сравнительно узких пределах. Существуют специальные схемы, которые позволяют регулировать частоту тока без изменения скорости приводного двигателя.

С изменением частоты тока будут изменяться в общем случае все величины, характеризующие работу двигателя: напряжение на за­ жимах, поток, ток холостого хода, вращающий момент, мощность, перегрузочная способность, скорость вращения. Анализ этого спо­ соба регулирования скорости отличается значительной сложностью. Поэтому приводятся только конечные результаты без вывода их.

Пусть поставлено условие, чтобы двигатель работал при перемен­ ной частоте, но с практически постоянными значениями к. п. д., cos ср, перегрузочной способности М т^ и постоянным абсолютным скольжением s. Если двигатель не насыщен, то поставленные условия соблюдаются при следующем соотношении между напряжением, частотой и вращающим моментом:

где !7і и М т — напряжение и вращающий момент при частоте / І; Uh и М и — те же величины при частоте fn .

димое к двигателю, должно изменяться пропорционально частоте. При использовании в качестве источника электроэнергии син­ хронного генератора изменение частоты и напряжения получается при постоянном возбуждении и изменяющейся скорости вращения. Если двигатель работает на центробежный вентилятор или на

f l

-т— , т. е. напряжение

'п /

на зажимах должно изменяться пропорционально частоте во второй

степени. Этот режим соответствует работе синхронного

генератора

с током возбуждения, изменяющимся пропорционально

скорости

вращения.

 

Иногда подобное регулирование частоты применяется для пуска крупных асинхронных двигателей.

29-5. Каскадные соединения асинхронных двигателей

При каскадном соединении двух асинхронных двигателей I и II (рис. 29-4) с числом пар полюсов р г и ри их роторы соединяются муф­ той или через редуктор. Обмотки обоих роторов соединяются между собой таким образом, чтобы вращающие моменты были направлены

348


в одну сторону. Обмотка статора одного из двигателей присоединя­ ется к сети, а второго двигателя — к пусковому реостату 1.

Скорость вращения поля первого двигателя пхі = 60/,/рі. Частота э. д. с. и тока в цепи ротора зависит от скорости вра-

Рі

щения общего вала каскада, т. е. /2 = -6() (ни — н е ­

магнитное поле второго двигателя вращается относительно ро­ тора со скоростью

н 2II

60/2

= — К і —пк).

Ри

 

^ii

Так как при выведенном пусковом реостате 1 второй двигатель может устойчиво работать только при малом скольжении, то скорость вращения пк будет близкой к п2ц, т. е.

п

А

(Hl! -

 

Пк)

60/,

 

 

р і+ Р и

 

к —Ри

 

 

 

 

Таким образом, с помощью каскад­

 

ного соединения

двух

асинхронных

 

двигателей могут быть получены три

 

скорости вращения:

 

 

 

 

пи =

60/,

и

60/,

 

 

Рп

Нк

 

 

 

Рі + Ри’

 

Первые

 

две

ступени

получаются

Рис. 29-4. Каскадное соедине­

при включении соответственно первого

нно двух аеннхронпых двига­

или второго двигателя в сеть. Для этой

телей

цели служит пусковой реостат 2. При использовании в каскаде двухскоростных электродвигателей могут

быть получены еще четыре дополнительные ступени скорости враще­ ния.

Мощность Рэм, передаваемая через зазор ротору первой машины, частично преобразуется в механическую мощность первого ротора Р2і = Рэшпк/пи и частично передается второму ротору. Эта вторая часть Р2п = Рэм (пи — Пк)/пц в основном преобразуется в механичес­ кую мощность в результате взаимодействия вращающегося поля рото­ ра и тока статора. Если пренебречь потерями, то отношение мощностей и вращающих моментов, передаваемых каждым двигателем общему валу, будет:

М.2 І

РI

2ІІ

м.211 "11

Pli '

Намагничивающая мощность, потребляемая из сети, расходуется на создание магнитных полей двух машин, поэтому ток холостого хода каскада значительно превышает ток холостого хода одного дви­ гателя. Это приводит к тому, что коэффициент мощности и перегру­ зочная способность каскада имеют пониженные значения.

349


Для получения скоростей вращения свыше 3000 об/мин и до 6000 об/мин при частоте сети 50 гц применяются двигатели с двумя роторами. Скорость вращения промежуточного ротора пп опреде­ ляется частотой сети f1 и числом пар полюсов обмотки статора рѵ Если на этом роторе поместить обмотку трехфазиого тока и включить ее в сеть, то скорость вращения поля относительно ротора будет п2 — Wf1/p2, а относительно неподвижного статора пп -f п2 (при оди­ наковом направлении вращения поля и ротора). Второй ротор будет вращаться в результате взаимодействия тока в проводниках его об­ мотки с вращающимся полем промежуточного ротора, и скорость его будет близкой к скорости

пп+ пг 60/t , 60/1

Pi Pi

Кроме описанных, имеется большое число каскадов разных типов с применением коллекторных машин переменного и постоянного тока, характеристики которых рассматриваются в соответствующих учебных пособиях.

Г л а в а т р и д ц а т а я

ОСОБЫЕ РЕЖИМЫ РАБОТЫ АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ

30-1. Поворотный трансформатор и автотрансформатор

Асинхронная машина может быть использована при заторможенном роторе как поворотный трансформатор (фазорегулятор). Для этой цели машина должна иметь ротор с фазной обмоткой. Одна пз обмоток (рнс. 30-1, а) предназначена для создания вращающегося магнитного потока и включается в трехфазную сеть. При постоянстве напряжения сети U1и частоты fx будут также постоянными величины Егф, Фе и Е2ф (предполагается отсутствие нагрузки). Величина вто­ ричной э. д. с. Е2ф будет определяться коэффициентом трансформации э. д. с. [формула (23-6)]. Если оси рассматриваемых фаз обмоток статора и ротора совпадают в пространстве, то наводимые магнитным потоком э. д. с. в обмотке статора ЕХф н в обмотке ротора £'2ф достигают амплитудного значения одновре­ менно, т. е. совпадают по фазе (рнс. 30-1, б). Если повернуть ротор но вращению магнитного потока на геометрический угол ß (рис. 30-1, в), то величина э. д. с.

Я2ф не изменится, но максимум ее наступит позже на

,сек. Для двухполю­

сной машины (р — 1)

разность

фаз между э. д. с. Ехф

и Егф равна

углу ß

(рис. 30-1, г).

поворота

ротора можно получить

разность фаз

э. д. с.

Изменением угла

Ехф и Ев пределах от нуля до 360°, т. е. получить трансформатор' с плавно изменяющейся группой соединения обмоток (§ 12-2). Геометрическим местом концов вектора э. д. с. Егф будет окружность с центром, совпадающим с началом вектора £^ф (рис. 30-1, г).

При включении нагрузки в цепь статора ток нагрузки создает активные и индуктивные падения напряжения в первичной и во вторичной цепях, которые будут -изменять величину и фазу вторичного напряжения, как указано в § 23-5.

Поворотный трансформатор применяется для регулирования фазы сеточ­ ного напряжения ртутных выпрямителей и тиратронов, в измерительной технике главным образом для проверки ваттметров и счетчиков.

350


При наличии электрической связи между обмотками заторможеппая асин­ хронная машина используется как поворотный автотрансформатор (индукцион­ ный регулятор). Одна из обмоток включается в сеть, напряжение которой Ui необходимо регулировать. Вторая обмотка включается последовательно с этой сетью и с нее снимается регулируемое напряжение U2. Для уменьшения коли­ чества выводов с подвижной части обмотка ротора делается первичной.

На рис. 30-2, а показана одна фаза трехфазного двухполюсного поворотного автотрансформатора. Э. д. с. Е1ф всегда направлена встречно относительно напряжения сети U1ф; таким образом,

э. Д. с. Егф (имеющая то же направле­ ние, что и э. д. с. Егф) складывается с

напряжением

сети

и іф, как в

повы­

шающем автотрансформаторе (§ 17-1).

При

совпадении осой

обмоток ве­

личина

 

регулируемого

напряжения

^гф. макс =

^іф +

Е.іф .

на угол р

При повороте

ротора

против

вращепия

потока

(рис. 30-2, б)

э. д. с.

/?2ф будет

достигать

амплитуд­

ного значения

раньше, чем э. д.

с. Еіф,

и фазы э. д. с.

Еѵь и Esф

будут

отли­

чаться

на

угол

р (рис. 30-2,

в).

В этом

случае напряжение І72ф будет опреде­ ляться геометрической суммой векторов

t/'іф II Егф, а по величине

^ Ф= V üh +

Наименьшее значение регулируе­ мого напряжения будет и 2фѣМт = и 1ф —

—^2ф-

Геометрическим местом концов век­

тора Егф и, следовательпо, вектора игф будет окружность, описанная из точки А радиусом Е2ф.

Напряжение U2 можно регулиро­

 

 

 

 

 

вать в пределах

от )/ЗН 2ф.макс

до

 

 

 

 

 

ѴЗ ^зф.миш по одновременно изменяется

 

 

 

 

 

фаза напряжения

U2 относительно нап­

 

 

 

 

 

ряжения U1.

Это затрудняет параллель­

 

 

 

 

 

ную работу двух поворотных автотранс­

Рис. 30-1. Поворотный трансформа­

форматоров

II

 

делает

невозможной

параллельную

работу

поворотного

и

тор: а — схема

соединения обмоток,

обычного автотрансформаторов.

 

б — диаграмма

э.

д. с.

при

ß = О,

При нагрузке поворотного авто­

в — поворот па угол ß,

г — геомет­

трансформатора

появляется значитель­

рическое место

концов

вектора

ный электромагнитный момент

между

э. д. с. Е2ф

ротором и статором, который

должен

(обычно самотормозящейся червяч-

восприниматься поворотным устройством

ной передачей).

 

 

Эти недостатки устранены в сдвоенном поворотном автотрансформаторе, который состоит из двух одиночных автотрансформаторов.

Обмотки ротора присоединяются к сети параллельно. Обмотки статора соединяются между собой и с регулируемой сетью последовательно. Векторы

э. д. с. Elф и Еіф равны по величине п поворачиваются в противоположные стороны на равные углы ß. Последнее достигается поворотом каждого ротора или же соответствующим включением обмоток.

Переключение фаз одной из обмоток ротора позволяет получить изменение направления вращения магнитного потока этой обмотки (рпс. 30-3, а). Таким образом, поворот сдвоенного ротора на угол ß будет соответствовать повороту