Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

могут возникнуть недопустимые термические напряжения, в особен­ ности в машинах с большой скоростью вращения.

Большая надежность ротора может быть обеспечена применением стержней так называемого бутылочного профиля (рис. 28-16, а) или же трапецеидального (рис. 28-16, б). При этих формах сечения можно

а) б)

Рис. 28-15. Диаграмма тока

Рис. 28-16. Профиль провод­

глубокопазного двигателя

ников обмотки ротора: а

 

бутылочный; б — трапецеи­

 

дальный

получить необходимое увеличение активного сопротивления обмотки ротора при меньшей глубине паза, Роторы с такими стержнями позволяют значительно улучшить пусковые свойства двигателей и проще в изготовлении по сравнению с двухклеточными роторами вследствие облегчения пайки стержней к короткозамыкающим коль­ цам.

Глава д в а д ц а т ь де вятая

РЕГУЛИРОВАНИЕ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

29-1. Способы регулирования скорости вращения

Асинхронный двигатель, как правило, используется в электро­ приводе с постоянной скоростью вращения, однако в ряде случаев требуется эту скорость регулировать.

Из формулы (22-Іа) следует, что скорость вращения ротора асин­ хронного двигателя

n = n1( l - s ) = - y - ( l - s ) .

Таким образом, чтобы изменить скорость вращения ротора, необ­ ходимо изменить либо скольжение s, либо скорость вращения поля статора п1. Последнее достигается изменением числа пар полюсов р обмотки статора или же частоты / тока в обмотке статора.

Перечисленные способы имеют существенные недостатки, и поэ­ тому было предложено большое число соединений (каскадов) асин­ хронного двигателя с другими электрическими машинами для полу­ чения необходимых характеристик скорости.

343


Рис. 29-1. Скоростьвращения при раз­ личных сопротивле­ ниях цепи ротора

29-2. Изменение скольжения

Проще всего регулирование скольжения осуществляется в двига­ теле с фазной обмоткой ротора введением добавочного активного со­ противления (рис. 28-1). Процесс регулирования скорости вращения ротора этим способом рассматривается при постоянстве подведенного к двигателю напряжения U1 и частоты /. Момент М2 считается также постоянным.

При отсутствии добавочного сопротивления в цени ротора сколь­ жение двигателя в установившемся режиме определяется точкой А пересечения линии нагрузочного момента (— Мт) и характеристики скорости 1 (рис. 29-1), соответствующей скорости вращения п'.

Если ввести сопротивление в цепь ротора, то Uх останется постоян­

ным согласно условию;

следовательно,

останутся

постоянными

э. д. с.

 

и поток Фвт. Так как ротор обладает

инерцией,

то в

ближайший

момент

времени

после

введения

реостата скорость

вращения

ротора останется прежней и соответственно

этому

сохраняется

величина

э.

д.

с. ротора

E'2 s = E'2 S.

Т

о к

ротора

 

 

 

 

 

 

 

 

j' _ _______Eas_______

 

 

 

 

 

2

V i ^ + W + Ш

 

 

 

уменьшается

вследствие увеличения

 

сопротив­

ления

цепи

ротора

до

значения г'г +

Гд, а это

приводит к уменьшению вращающего момента

Мш [формула (25-18)]. Так как нагрузочный

момент Мт остается

постоянным,

то

 

он будет

превышать вращающий момент, т. е. на валу двигателя появится отрицательный динамичес­ кий момент Мj = Mr, -f Мт и скорость вра­ щения ротора начнет уменьшаться. Соответствен­

но возрастающему скольжению s будет также увеличиваться э. д. с. Eiß и ток І2 [формула (25-11)]. Процесс уменьшения скорости враще­ ния и увеличения тока будет происходить до тех пор, пока актив­ ная составляющая этого тока /2 cos ф2 не достигнет прежнего значе­ ния. Вращающий момент М2 станет равным нагрузочному моменту (— Мт) и ротор будет вращаться с установившейся скоростью п" , меньшей, чем до введения реостата (точка В характеристики ско­ рости 2).

Так как ток ротора и магнитный поток при уменьшении скорости вращения не претерпевают изменений, то ток статора и cos ф также остаются без изменений; поэтому потребляемая двигателем мощность

Р1 — ]/3Z71/ 1cos cpj не изменяется. Полезная мощность уменьшается вследствие уменьшения скорости вращения п при постоянном моменте М2. Следовательно, к. п. д. двигателя

_ Р2 іі/ 22 л л /60 ___

рГ ~ = п

3 44


уменьшается пропорционально уменьшению скорости вращения. С уменьшением скорости вращения происходит ухудшение венти­ ляции двигателя, поэтому одновременно необходимо также понижать

нагрузочный момент Л/т.

Наклон характеристик скорости с увеличением сопротивления цепи ротора увеличивается; это понижает устойчивость работы двигателя, т. е. малые изменения нагрузочного момента вызывают большие колебания скорости вращения.

В случае резко нарастающих нагрузок «смягчение», т. е. увели­ чение наклона характеристики скорости желательно для исполь­ зования кинетической энергии /соа/2, запасенной во вращающихся частях привода с общим моментом инерции J. При повышении на­ грузки скорость вращения двигателя понижается, и динамический

момент J способствует преодолению нагрузочного момента Мт,

Рис. 29-2.

Регулирование скорости асинхронного

двигателя

изменением напряжения: а — при малом

активном

сопротивлении ротора, б —при большом

 

сопротивлении

уменьшая таким образом вращающий момент М2 двигателя. Это поз­ воляет выбрать двигатель меньшей мощности и понизить наибольший ток статора.

Изменение скольжения может быть получено также за счет изме­ нения подведенного к двигателю напряжения Ut; однако при малом сопротивлении цепи ротора скольжение изменяется в узких преде­ лах вследствие большого угла наклона механической характеристики (рис. 29-2, а). Механическая характеристика 1 построена для номи­ нального напряжения U1H, критическое скольжение sm 0,2 (в дви­ гателях средней и большой мощности sm значительно меньше). При уменьшении напряжения ординаты механической характеристики уменьшаются пропорционально ( U J U ^ . Характеристика 2 соот­ ветствует уменьшению напряжения на 0,3 U1H. При заданном нагру­ зочном моменте скольжение будет изменяться в пределах между точками а и Ь, т. е. скорость вращения изменится не более чем на 15%. Но при этом пусковой момент Мп становится меньше момента (— Мт) и резко снижается перегрузочная способность двигателя.

При увеличении сопротивления цепи ротора пределы регулирова­ ния скорости вращения значительно расширяются, особенно если sM становится равным единице, однако при этом понижается устой­

345


чивость работы двигателя. На рис. 29-2, б приведены механические характеристики двигателя при sm -=1 для номинального напряже­ ния (линия 3) и для пониженного на 30% напряжения (линия 4). Регулирование скорости вращения при заданном значении Мт на­ ходится в пределах с d.

Пределы регулирования скольжения зависят также от характера изменения нагрузочного момента от скорости вращения; эти пределы уменьшаются, если момент Мтвозрастает с увеличением скорости вращения.

Регулирование напряжения может производиться автотрансфор­ матором, переменным индуктивным сопротивлением или другими способами.

29-3. Изменение числа пар полюсов

При изменении числа пар полюсов обмотки статора изменяется скорость вращения поля статора, а следовательно, и скорость вра­ щения ротора. Число полюсов может быть только целым, поэтому изменение скорости вращения будет ступенчатым. Особенно большие ступени получаются при малом числе полюсов.

Изменение числа полюсов может быть достигнуто двумя способами: на статоре можно уложить две обмотки, каждая из которых имеет требуемое число полюсов, или же использовать одну обмотку, допус­ кающую переключение на разное число полюсов.

В двигателе с переключением числа полюсов ротор обычно выпол­ няется с короткозамкнутой обмоткой, так как применение фазной обмотки с переключением числа полюсов значительно усложняет изготовление ротора.

Наиболее простая схема переключения числа полюсов обмотки получается при отношении скоростей вращения 1 : 2.

Двухслойные обмотки предпочтительнее, так как они обеспечи­ вают лучшую форму магнитного поля в зазоре. Шаг обмотки выбира­ ется таким образом, чтобы он был близким к полюсному делению при большем числе полюсов.

На рис. 29-3 представлена схема обмотки, фаза которой состоит из двух катушек AB и CD. Показанное на рис. 29-3, а направление тока при соединении конца катушки В с началом катушки С создает четыре полюса. При изменении направления тока в катушке CD

получается два полюса (рис. 29-3, б).

Изменение направления тока

в катушке CD может быть получено

и при параллельном соедине­

нии катушек (рис. 29-3, е). При этом требуется только три выведен­ ных конца вместо четырех по схеме рис. 29-3, б, а при внутреннем сое­ динении трехфазной обмотки звездой или треугольником только шесть концов. При изменении числа полюсов может изменяться также индукция в зазоре и приблизительно пропорционально ей — вращающий момент двигателя.

Индукция в зазоре зависит от величины вращающегося магнит­ ного потока и полюсного деления. Магнитный поток определяется приложенным к обмотке напряжением, числом последовательно сое диненных витков и обмоточным коэффициентом [формула (23-3)j.

346