Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

одного ротора по вращению магнитного потока п второго ротора против вращения этого потока. Для сохранения порядка следования фая должно быті. произ­ ведено также переключение фая соответствующей обмотки статора. Векторная диаграмма э. д. с. сдвоенного поворотного автотрансформатора приведена на рис. 30-3, б.

Рис. 30-2. Поворотный автотрансформатор: а — схема соединений обмоток; б — поворот ротора на угол ß, а — геометрическое место концов вектора Е2ф н и гф

Поворотные автотрансформаторы применяются для регулирования напря­ жения в отдельных линиях станций, для широкого регулирования напряжения отдельных приемников, например электродвигателей, электропечей, в лабора­ торной практике.

Рис. 30-3. Сдвоенный поворотный автотрансфор­ матор: а — схема включения обмоток, б — диа­ грамма э. д. с.

Так как поворотный автотрансформатор работает при неподвижном состоя­ нии, то для него, так же как и для трансформатора, большое значение имеет охлаждение. При малой мощности и небольшом напряжении они выполняются с воздушным охлаждением, а при средней и большой мощности чаще всего имеют масляное охлаждение и вертикальное расположение вала.

352

30-2. Асинхронный генератор

Понятие о работе асинхронной машины в режиме генератора было дано в § 22-3, Б.

Пусть статор асинхронной машины включен в сеть с постоянным напряже­ нием U1и постоянной частотой /. Чтобы перевести машину в генераторный режим, необходимо увеличить скорость вращения ротора. При п = пг ротор и поле статора (первая гармоника этого поля) неподвижны относительно друг друга.

В этих условиях Eis =

0 и / 2 = 0, т. е. магнитное взаимодействие между ротором

и статором отсутствует.

При дальнейшем увеличении скорости вращения ротора

скольжение s становится отрицательным. В цени ротора асинхронного генера­

тора происходят те же явления,

что

и в асинхронном двигателе, т. е.

под

влиянием пересечения проводников ротора вращающимся магнитным потоком ФбтВ них наводится э. д. с.

Eos, отстающая от потокосцепления Ф"бтЧ>2 обмотки ротора на четверть периода, и при замкнутой цепи рото­

ра протекает ток /2. Вследствие нали­ чия потока рассеяния ротора ток отстает от э. д. с. на угол

=arctg '2 .

Векторная диаграмма э. д. с. и

напряжений для цепи ротора приве­ дена на рис. 30-4, а.

При переходе асинхронной ма­ шины в генераторный режим нап­ равление движения проводников об­ мотки статора относительно вращаю­ щегося магнитного потока остается таким же, как в двигательном ре­ жиме, а направление движения про­ водников обмотки ротора относи­ тельно магнитного потока изменяется на противоположное. Поэтому вза­ имное расположение векторов э. д. с.

Рис. 30-4. Векторные диаграммы для асинхронного генератора: а — цепи ро­

тора, б — совмещенная

II потокосцепления Фбтші также остается неизменным, а вектор ÈM — È2s

должен быть направлен в противоположную сторону относительно вектора Ег двигательного режима, что полностью соответствует знаку скольжения для гене­ раторного режима работы. Индуктивпое сопротивление x2s и угол т|)2 становится

отрицательным, т. е. вектор тока опережает вектор È2s на угол ф2. В уравнении (24-11) после деления числителя п знаменателя на s числитель становится отри­

цательным, следовательно, п ток также будет отрицательным, т. е. вектор І'.2 должен быть направлен в противоположную сторону относительно вектора тока ротора в двигательном режиме (с учетом изменения знака угла і|)2). Выполнен­ ное преобразование (24-11) позволяет получить зависимость тока в цепи ротора

от

значений э. д. с. —Е2 и

индуктивного

сопротивления х2 при скольжении

s =

— 1, когда частота э. д.

с. (и тока) в

цепи ротора равна частоте э. д. с.

(п тока) в цепи статора п на этом основании построить совмещенную векторную диаграмму э. д. с. и напряжений цепей ротора и статора. При построении век­

тора Д по уравнению (24-10, а) должен быть учтен изменившийся знак у вектора

тока ротора, т. е. It = /0 + Г„. Совмещенная векторная диаграмма для асин­ хронного генератора с обмоткой ротора, приведенной к обмотке статора, пока­

зана на рис. 30-4, б. Напряжение сети 1\ уравновешивается напряжением на зажимах генератора ІІ1Г, которое равно э. д. с. за вычетом индуктивного j l xxx и активного Іхгх падений напряжения в обмотке статора.

12 Л. М. Пиотровский

353


 

К р у го в а я

диаграм м а аси н х р о н н о й маш ины

п р и в еден а на

ри с.

30 -5 .

 

Г ен ер а ­

торны й

реж им

работы

нач и н ается с

точки на

о к р у ж н о ст и ток а,

дл я

 

которой

s —

0 .

Эта точка л еж и т

очень бл и зк о

от точки

хол остого

хо д а

Н, м еж д у

п о сл ед ­

ней

и

осью абсц и сс. Затем при

ув ел и ч ен и и

ск ор ост и

вращ ен и я

ротор а

кон ец

вектора тока / х бу д ет

ск ол ьзи ть

по

н и ж н ей

части о к р у ж н о ст и

(точки

D 1,

D 2

 

 

 

 

 

 

 

it т. д.).

Теоретически

скорость

 

 

 

 

 

 

 

вращения ротора можно увеличи­

 

 

 

 

 

 

 

вать до бесконечности

(точка

Т,

 

 

 

 

 

 

 

где s — — оо).

мощность

 

генера­

 

 

 

 

 

 

 

 

Полезная

 

 

 

 

 

 

 

 

тора пропорциональна

перпенди­

 

 

 

 

 

 

 

куляру,

 

восстановленному

из

 

 

 

 

 

 

 

конца вектора тока на ось абсцисс

 

 

 

 

 

 

 

(например,

Ь 2а). При работе в ре­

 

 

 

 

 

 

 

жиме генератора

ось абсцисс яв­

 

 

 

 

 

 

 

ляется линией полезной

электри­

 

 

 

 

 

 

 

ческой мощности,

 

линия

НК

 

 

 

 

 

 

 

линией

механической

мощности.

 

 

 

 

 

 

 

Механическая мощность, подво­

 

 

 

 

 

 

 

димая к генератору, пропорцио­

 

 

 

 

 

 

 

нальна

отрезку

Ь 2Ъ

(для

тока

 

 

 

 

 

 

 

OD2). Полезная мощность

 

асинх­

 

 

 

 

 

 

 

ронного генератора увеличивается

 

 

 

 

 

 

 

до точки Dm, а дальше

начинает

Рис.

30-5. Круговая диаграмма асинхрон­

уменьшаться, и работа становится

неустойчивой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ной машины

 

 

 

Рабочие характеристики асин­

 

 

 

 

 

 

 

хронного

генератора

приведены

 

В

рассмотренном

 

 

 

на рис. 30-6.

 

 

 

магнитного

 

случае реактивная энергия для

создания

потока поступает из той же сети, в которую генератор отдает активную энергию. Следовательно, должна оставаться включенной в сеть также синхронная машина в качестве источника отстающего тока. Потребность в значительной реактивной

 

 

О

Рис. 30-6.

Рабочие харак-

Ри.с. 30-7. Асинхронный гене-

теристнки

асинхронного

ратор: а — схема, 6 — вектор-

генератора

ная диаграмма

мощности является одним из основных недостатков асинхронного генератора и ограничивает его применение.

Работа асинхронного генератора в автономной установке, т. е. без связи с другими генераторами, возможна в том случае, если будут обеспечены условия для создания магнитного потока. С этой целью может быть применено возбужде-

354


нио асинхронного генератора со стороны ротора специальной коллекторной машины или использовано явление самовозбуждения от остаточного потока ротора с помощью конденсаторов (рис. 30-7, а).

Возможность самовозбуждения вытекает из того, что при наличии в цепи индуктивности и емкости происходит обмен энергиями между магнитным и электрическим полями.

При вращении ротора приводным двигателем в цепи статора появится э. д. с.

І?10ст от остаточного потока ротора Ф0сті отстающая от потокосцепления ФостМі на л/2 (рис. 30-7, б). Протекающий через конденсаторы под влиянием этой

э. д. с. ток / с опережает э. д. с. Ег на л/2, т. е. совпадает по направлению с на­

магничивающей составляющей тока холостого хода І0 (рис. 30-4, б). Этот ток приводит к увеличению э. д. с. Еъ что в свою очередь вызывает увеличение тока І с = / 0. Процесс нарастания тока и э. д. с. ограничивается насыщением магнитной цепи генератора и емкостью конденсаторов. При постоянной скорости вращения ротора частота и напряжение генератора автономной установки при нагрузке будут уменьшаться.

30-3. Электрическое торможение асинхронных машин

Для сокращения времени вращения ротора при остановке двигателя часто производится торможение его, при котором ускоряется превращение запасенной во всех движущихся частях электропривода кинетической энергии / со2/2 в тепло­ вую пли электрическую. Торможение применяется также в случае, если нагру­ зочный момент становится движущим, например при опускании груза.

Один из возможных способов торможения заключается в том, что асинхрон­ ную машину переводят в генераторный режим при условии, что скорость вра­ щения ротора выше синхронной. При уменьшении скорости вращения ниже синхронной машина автоматически переходит в двигательный режим. Для зна­ чительного понижения скорости вращения может быть использована машина с переключением числа полюсов, и тогда перевод в генераторный режим произ­ водится при включении обмотки статора на большее число полюсов. Однако и в этом случае нельзя довести ротор машины до полной остановки.

Более распространены два других способа торможения: изменением направ­ ления вращения поля (электромагнитное торможение) или созданием неподвиж­ ного в пространстве поля (динамическое торможение).

Переключением двух фаз обмотки статора можно изменить направление вращения поля статора. В первый момепт времени после переключения фаз скольжение s « 2 (5 22-4, В).

В отличие от торможения генератором в этом случае тормозной момепт сохраняет значительную величину до полной остановки ротора, т. е. до s = 1 (см. рис. 25-2). При остановке ротора обмотка статора должна быть отключена от сети во избежание перехода машины в двигательный режим с противополож­

ным направлением вращения.

увеличения тормозного момента

в цепь

ротора

Для ограничения тока и

С фазной обмоткой вводится

реостат. Направления вращения

потока

относи­

тельно обмотки статора и обмотки ротора совпадают. Поэтому векторная диа­ грамма электромагнитного тормоза принципиально не отличается от векторной диаграммы двигателя.

Работа асинхронной машины в режиме электромагнитного тормоза может быть теоретически исследована с помощью круговой диаграммы. На рис. 30-5 тормозному режиму соответствует участок окружности от точки К (s = 1) до точки Т (s = ± оо). Определение Ръ Af3M, cos ф и s производится так же, как и для работы в режиме двигателя. Мощность Р2 в данных условиях отрицательна вследствие изменения знака скорости вращения ротора.

Вытеснение тока, имеющее место в стержнях ротора вследствие повышенной частоты, оказывает значительное влияние на активное и индуктивное сопротив­ ления обмотки. Потерн в стали также значительно увеличиваются. Это обуслов­

ливает расхождение между величинами, полученными из круговой диаграммы и из опыта.

12*

355


Работа в режиме электромагнитного тормоза широко используется в подъем­ ных устройствах для уменьшения скорости спуска груза.

Схемы включения обмотки статора для торможения постоянным током при­ ведены на рис. 30-8. Постоянный ток, протекающий но обмотке, создает непод­ вижное в пространстве ноле. Проводники обмотки ротора при вращении пересе­ кают это поле и в них наводится э. д. с., которая вызывает в замкну­ той обмотке ток. Тормозной момент создается за счет взаимодействия то­ ка ротора и магнитного потока ста­ тора. Зависимость тормозного мо­ мента от скорости вращения для ряда значений сопротивления цепи ротора приведена на рис. 30-9. Харак-

Рис. 30-8.

Схема включения для тормо­

Рис. 30-9. Механические харак­

жения

постоянным

током: а — обмотка

теристики тормоза

статора

соединена

звездой, б ,— обмотка

 

статора

соединена треугольником

 

тер этой зависимости подобен показанной на рнс. 25-3 для вращающего момента асинхронного двигателя (необходимо только учитывать относительную скорость вращения ротора и ноля статора).

В сеть постоянного тока может быть включена обмотка ротора; тогда в обмотку статора должен быть включен реостат.

Недостатком динамического торможения является резкое снижение тормоз­ ного момента при малых скоростях вращения до нуля при неподвижном роторе. Регулирование тормозного момента производится изменением величины по­ стоянного тока или изменением сопротивления цени ротора.

30-4. Включение обмоток статора и ротора в сеть

В общем случае обмотка статора и обмотка ротора асинхронной машины могут быть включены в сети с различной частотой /х и /2 (рис. 30-10). Ток І ІУ подведенный к статору, создает магнитное поле, первая гармоника которого вращается относительно статора со скоростью пх = 60 Д/р. Ток / 2, подведенный к ротору, создает магнитное поле, вращающееся относительно ротора со ско­ ростью л2 = 60 Д/р.

Для взаимодействия этих іюлей необходимо, .чтобы они были неподвижны

относительно друг друга,

т.

е. пх =

пг ±

п. Отсюда скорость вращения ротора

должна

быть п — пх =р и2.

Знак минус

относится

к случаю вращения полей

статора

п ротора в одну

сторону,

знак

плюс — в

противоположные стороны.

При включении обмоток статора н ротора в одну и ту же сеть Д = /2; в этом слу­ чае устойчивая работа машины всгзможна при скорости вращения ротора, равной нулю пли 2пх.

Описанный режим работы асинхронной машины применяется в тех случаях, когда требуется синхронное вращение нескольких электродвигателей, например в киносъемочной аппаратуре.

Если включить обмотки статора двух асинхронных двигателей в сеть, а обмотки их роторов соединить между собой, то можно получить согласованное вращение этих двигателей, так называемый «электрический вал» (рис. 30-11, а).

356