Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 2
трехфазного переменного тока с частотой f\. Прп указан ных условиях можно утверждать, что все количественные соотношения, характеризующие работу машины в рас сматриваемом режиме, будут одними и теми же как для реального неподвижного статора, так и для вращающе гося идеализированного статора, если только величины н. с. их обмоток равны между собой. Действительно, в обоих сЛучаях ротор один и тот же. Магнитное поле также в обоих случаях неподвижно в пространстве, имеет одинаковую величину н. с. и перемещается относительно ротора со скоростью последнего. К тому же, в обоих случаях параметры обмотки статора, т. е. ее активное и индуктивное сопротивления, не влияют на режим работы ма шины.
Приведенные рассуждения позволяют рассматривать асин хронную машину, работающую в режиме динамического тормо жения, по своему принципу действия как асинхронную ма шину, питающуюся от трехфаз ного источника тока. Это дает
основание использовать для анализа схему замещения асинхронной машины, полагая, что. эта схема питается от источника тока, как показано на рис. 2-49.
Следует отметить, что в данном случае при определе нии скольжения следует исходить не из (2-46), а из физи ческого смысла. Действительно, скольжение представ ляет собой относительную скорость перемещения провод ников ротора по отношению к магнитному полю машины. Из приведенных рассуждений следует, что угловая ско рость поля относительно идеализированного статора равна со0, а угловая скорость ротора по отношению к этому полю равна со. Поэтому скольжение в режиме динами
ческого торможения определяется формулой |
|
s' — ш/со0. |
(2-76) |
При переходе к идеализированному статору принято, что обмотка ста’гора, получающая питание от симметрич ной сети переменного тока с частотой / х, создает такую же и. с., что и постоянный ток. При этом амплитуда пространственно распределенной н. с., создаваемой пере
107
менным током, равна амплитуде н. с., обусловленной постоянным током
Амплитуда н. с. трехфазпой обмотки асинхронного двигателя при питании от сети переменного тока равна:
F |
3 / 2 |
2 I \ wn |
|
где wx — пиело витков |
обмотки статора; |
1Х— действующее значение тока статора.
При переходе к эквивалентному режпму асинхронной машины необходимо, чтобы ток статора был равен:
I экв |
/ 2 F „ |
(2-77) |
3шх |
Соотношенпе между эквивалентным по н. с. перемен ным током 7ЭКВ п постоянным током 1П определяется схе мой соединения обмоток статора. Так, например, для схемы рис. 2-48, а
/ 2 / 3 |
w j п _ |
|
Г 2 г |
г» 816/п |
| 3 |
1 |
|||
“з ^ |
- |
у |
3 i n ~ u’ |
а для схемы рис. 2-48, в
7энв —■/ 2о- In — 0,4 /2/ц. 3
Аналогичным образом может быть определено соот ношение между / экв и 1П для других схем соединения.
Для рассматриваемой схемы замещения на рис. 2-49 все токи и э. д. с. являются синусоидальными величинами, частота которых постоянна и равна частоте источника питания /j. Сопротивления цепи ротора приведены к об мотке статора, причем под х'% понимаются индуктивное сопротивление рассеяния обмотки ротора при частоте / х.
Следует отметить, что частота /х может быть выбрана произвольно. Обычно выбирают /х — 50 Гц, так как в этом случае нет необходимости производить пересчет индук тивных сопротивлений схемы замещения х '2 и х^ на дру гие частоты.
Для схемы замещения на рис. 2-49 справедливо соот ношение
е
(2-78)
108
аналогичное (2-50) для обычной схемы включения асин хронного двигателя.
Однако то обстоятельство, что источником питания в данном случае является источник, тока, существенно отличает режим динамического торможения асинхрон ного двигателя от тех режимов, когда обмотка статора подключена к источнику напряжения. Если при пита нии от источника напряжения ток намагничивания дви гателя и соответственно его магнитный поток можно счи тать неизменными при изменении скольжения в широ ких пределах, как принято для схемы замещения на рис. 2-35, б, то при питании от источника тока измене ние скольжения приводит к заметному изменению тока намагничивания. Действительно, для рассматриваемой
схемы замещения можно |
записать аналогично |
(2-65) |
hm = I\i + ( — ^г)- |
(2-79) |
|
Кроме того, учитывая, что схема получает питание от |
||
источника тока, получаем: |
|
|
| /экв I = 14 + |
( —Л ) | = const. |
(2-80) |
В связи с этим на векторной диаграмме, приведенной на рис. 2-50, годографом вектора 1ЭКВ должна быть дуга окружности. Из векторной диаграммы токов видно, что ток намагничивания существенно зависит от тока ротора. В частности, при неподвижном роторе скольжение и ток ротора равны нулю и, следовательно, = / эквПоэтому максимальный ток намагничивания, а значит, и магнит ный поток имеют место при неподвижном роторе. По Мере роста скольжения будет расти угол <р2 в соответ ствии с выражением
а также и абсолютная величина тока /£ согласно (2-78). Од нако с увеличением ср2 и / 2, как это видно из векторной диаграммы, ток намагничивания Д, уменьшается и как следствие снижается значение э. д. с.
£2 = Е 1 = ^ 1/ц, |
(2-81) |
где — индуктивное сопротивление контура намагни чивания.
При больших скольжениях, когда s' 00 и ф2 -> я/2, под действием реакции тока ротора — реактив-
109
пой составляющей 1'гр — двигатель будет полти пол ностью размагничен. Таким образом, с ростом скольже ния, а значит, и скорости в режиме динамического тор можения будет происходить снижение потока двигателя.
Определение токов двигателя в рассматриваемом слу чае оказывается более сложным, чем при питании его от источника напряжения, так как зависимость Ег (/м) представляет собой нелинейную кривую намагничивания.
В этом случае реактивное со противление контура намагни чивания х^ также зависит от тока I.а-
1,6------ |
гг |
1,2 |
|
0.8 |
|
0,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1г* |
|
О |
0,4 |
0,8 |
1,2 |
|
1,6 |
2,0 |
2,4 |
Рнс. 2-50. Вокторпая диа |
Рис. 2-51. |
Универсальные кривая |
||||||
грамма асинхронной маши |
намагничивания |
и |
зависимость |
|||||
ны в режиме динамического |
хц (-1ц) Для асинхронных краиово- |
|||||||
торможения. |
металлурглческих |
двигателей. |
||||||
На рис. 2-51 показаны универсальные кривая намаг |
||||||||
ничивания п зависимость |
|
(У),*) |
для |
|
асинхронных |
краново-металлургических двигателей. В качестве ба зисных величин здесь приняты: Uo = £/ф„ — номиналь ное фазное напряжение двигателя, В; /о = /„ — ток идеального холостого хода фазы обмотки статора при но минальном напряжении, А; = Е7ф_н/ / 0— базисная ве личина сопротивления контура намагничивания.
В соответствии с векторной диаграммой на рис. 2-50
можно записать: |
|
I экв — Is ~Ь Ip ~Ь 2/о^ц sin ф'2* |
(2-82) |
Если учесть (2-78), (2-81), а также выражение
sinго., = У_{R^ts’y + x i’. ,
110
то (2-82) можно решить относительно |
Г2 ы s': |
||||
Д 1 — I экв , |
/ |
R h‘ |
+ (s'x2)2 |
(2-83) |
|
V R ' h + ^ ( 4 + \ T |
|
||||
1о = I дни |
|
|
S |
Жц |
(2-84) |
|
R 2 X + |
|
' 2 ( x 2 + xit)2 |
||
\ |
r |
s |
|
||
/ |
|
|
^экв |
(2-85) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
! ti ( x 2 |
“I- ®p)2 ^aKB^Sf" |
Для тока ротора может быть также получено другое, более компактное выражение путем совместного реше ния (2-78), (2-81) и (2-85)
Го = л |
/ Лэко |
( |
2 86 |
V |
м+ 2^2/хр |
- ) |
|
|
|
Следует отметить, что с помощью каждого из полу ченных здесь выражений для токов нельзя построить скоростные характеристики, так как значения и х^ яв ляются взаимосвязанными. Для расчета этих характе ристик следует задаваться током намагничивания 1^ и по нему определять х^ по кривой xvl (/,,). Для заданных значений / (1 и х^ находятся по (2-85) и (2-86) значения s' и Г2. Отметим, что максимальное значение намагничиваю
щего тока |
= |
/ экв, а минимальное его значение может |
||||
быть определено |
по (2-83) при s' |
оо |
в виде |
|||
|
|
■^рпр — 1э: |
х[,-(-х. |
|
|
|
|
|
|
|
ро |
|
|
где a;tl0 — индуктивное |
сопротивление |
рассеяния кон |
||||
тура намагничивания при |
0. |
|||||
Предельное значение |
тока ротора согласно (2-84) |
|||||
|
|
|
|
ПК) |
|
|
|
|
12пр— I экю |
|
|
||
Учитывая, |
что Ждо ;> х2, |
1'2ир ~ |
/ Экв- |
|||
Примерный вид зависимостей / (1 |
(s') |
и Го (s') показан |
||||
на рис. 2-52. |
|
|
|
|
|
|
Для определения электромагнитного момента, разви ваемого двигателем в режиме динамического торможе ния, можно воспользоваться 'выражением (2-49). Под
ставляя в него |
(2-85) и (2-86), даходпм: |
|
,ут _ |
3 V (/экп — 7р) [7д (;г’2 + хр )2— Лзкв3# ! |
(2-87) |
|
ш0 (1+2а:'о/а:Д |
|
|
|
111