Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 2-49. Схема замещения аслнхропнон машины в ре­ жиме динамического тор­ можения.

трехфазного переменного тока с частотой f\. Прп указан­ ных условиях можно утверждать, что все количественные соотношения, характеризующие работу машины в рас­ сматриваемом режиме, будут одними и теми же как для реального неподвижного статора, так и для вращающе­ гося идеализированного статора, если только величины н. с. их обмоток равны между собой. Действительно, в обоих сЛучаях ротор один и тот же. Магнитное поле также в обоих случаях неподвижно в пространстве, имеет одинаковую величину н. с. и перемещается относительно ротора со скоростью последнего. К тому же, в обоих случаях параметры обмотки статора, т. е. ее активное и индуктивное сопротивления, не влияют на режим работы ма­ шины.

Приведенные рассуждения позволяют рассматривать асин­ хронную машину, работающую в режиме динамического тормо­ жения, по своему принципу действия как асинхронную ма­ шину, питающуюся от трехфаз­ ного источника тока. Это дает

основание использовать для анализа схему замещения асинхронной машины, полагая, что. эта схема питается от источника тока, как показано на рис. 2-49.

Следует отметить, что в данном случае при определе­ нии скольжения следует исходить не из (2-46), а из физи­ ческого смысла. Действительно, скольжение представ­ ляет собой относительную скорость перемещения провод­ ников ротора по отношению к магнитному полю машины. Из приведенных рассуждений следует, что угловая ско­ рость поля относительно идеализированного статора равна со0, а угловая скорость ротора по отношению к этому полю равна со. Поэтому скольжение в режиме динами­

ческого торможения определяется формулой

 

s' — ш/со0.

(2-76)

При переходе к идеализированному статору принято, что обмотка ста’гора, получающая питание от симметрич­ ной сети переменного тока с частотой / х, создает такую же и. с., что и постоянный ток. При этом амплитуда пространственно распределенной н. с., создаваемой пере­

107

менным током, равна амплитуде н. с., обусловленной постоянным током

Амплитуда н. с. трехфазпой обмотки асинхронного двигателя при питании от сети переменного тока равна:

F

3 / 2

2 I \ wn

где wx — пиело витков

обмотки статора;

— действующее значение тока статора.

При переходе к эквивалентному режпму асинхронной машины необходимо, чтобы ток статора был равен:

I экв

/ 2 F „

(2-77)

3шх

Соотношенпе между эквивалентным по н. с. перемен­ ным током 7ЭКВ п постоянным током определяется схе­ мой соединения обмоток статора. Так, например, для схемы рис. 2-48, а

/ 2 / 3

w j п _

 

Г 2 г

г» 816/п

| 3

1

“з ^

-

у

3 i n ~ u’

а для схемы рис. 2-48, в

7энв —■/ 2о- In — 0,4 /2/ц. 3

Аналогичным образом может быть определено соот­ ношение между / экв и для других схем соединения.

Для рассматриваемой схемы замещения на рис. 2-49 все токи и э. д. с. являются синусоидальными величинами, частота которых постоянна и равна частоте источника питания /j. Сопротивления цепи ротора приведены к об­ мотке статора, причем под х'% понимаются индуктивное сопротивление рассеяния обмотки ротора при частоте / х.

Следует отметить, что частота /х может быть выбрана произвольно. Обычно выбирают /х — 50 Гц, так как в этом случае нет необходимости производить пересчет индук­ тивных сопротивлений схемы замещения х '2 и х^ на дру­ гие частоты.

Для схемы замещения на рис. 2-49 справедливо соот­ ношение

е

(2-78)

108


аналогичное (2-50) для обычной схемы включения асин­ хронного двигателя.

Однако то обстоятельство, что источником питания в данном случае является источник, тока, существенно отличает режим динамического торможения асинхрон­ ного двигателя от тех режимов, когда обмотка статора подключена к источнику напряжения. Если при пита­ нии от источника напряжения ток намагничивания дви­ гателя и соответственно его магнитный поток можно счи­ тать неизменными при изменении скольжения в широ­ ких пределах, как принято для схемы замещения на рис. 2-35, б, то при питании от источника тока измене­ ние скольжения приводит к заметному изменению тока намагничивания. Действительно, для рассматриваемой

схемы замещения можно

записать аналогично

(2-65)

hm = I\i + ( — ^г)-

(2-79)

Кроме того, учитывая, что схема получает питание от

источника тока, получаем:

 

 

| /экв I = 14 +

( —Л ) | = const.

(2-80)

В связи с этим на векторной диаграмме, приведенной на рис. 2-50, годографом вектора 1ЭКВ должна быть дуга окружности. Из векторной диаграммы токов видно, что ток намагничивания существенно зависит от тока ротора. В частности, при неподвижном роторе скольжение и ток ротора равны нулю и, следовательно, = / эквПоэтому максимальный ток намагничивания, а значит, и магнит­ ный поток имеют место при неподвижном роторе. По Мере роста скольжения будет расти угол <р2 в соответ­ ствии с выражением

а также и абсолютная величина тока /£ согласно (2-78). Од­ нако с увеличением ср2 и / 2, как это видно из векторной диаграммы, ток намагничивания Д, уменьшается и как следствие снижается значение э. д. с.

£2 = Е 1 = ^ 1/ц,

(2-81)

где — индуктивное сопротивление контура намагни­ чивания.

При больших скольжениях, когда s' 00 и ф2 -> я/2, под действием реакции тока ротора — реактив-

109



пой составляющей 1'гр — двигатель будет полти пол­ ностью размагничен. Таким образом, с ростом скольже­ ния, а значит, и скорости в режиме динамического тор­ можения будет происходить снижение потока двигателя.

Определение токов двигателя в рассматриваемом слу­ чае оказывается более сложным, чем при питании его от источника напряжения, так как зависимость Ег (/м) представляет собой нелинейную кривую намагничивания.

В этом случае реактивное со­ противление контура намагни­ чивания х^ также зависит от тока I.а-

1,6------

гг

1,2

 

0.8

 

0,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1г*

 

О

0,4

0,8

1,2

 

1,6

2,0

2,4

Рнс. 2-50. Вокторпая диа­

Рис. 2-51.

Универсальные кривая

грамма асинхронной маши­

намагничивания

и

зависимость

ны в режиме динамического

хц (-1ц) Для асинхронных краиово-

торможения.

металлурглческих

двигателей.

На рис. 2-51 показаны универсальные кривая намаг­

ничивания п зависимость

 

(У),*)

для

 

асинхронных

краново-металлургических двигателей. В качестве ба­ зисных величин здесь приняты: Uo = £/ф„ — номиналь­ ное фазное напряжение двигателя, В; /о = /„ — ток идеального холостого хода фазы обмотки статора при но­ минальном напряжении, А; = Е7ф_н/ / 0— базисная ве­ личина сопротивления контура намагничивания.

В соответствии с векторной диаграммой на рис. 2-50

можно записать:

 

I экв — Is Ip ~Ь 2/о^ц sin ф'2*

(2-82)

Если учесть (2-78), (2-81), а также выражение

sinго., = У_{R^ts’y + x i’. ,

110


то (2-82) можно решить относительно

Г2 ы s':

Д 1 I экв ,

/

R h‘

+ (s'x2)2

(2-83)

V R ' h + ^ ( 4 + \ T

 

1о = I дни

 

 

S

Жц

(2-84)

 

R 2 X +

 

' 2 ( x 2 + xit)2

\

r

s

 

/

 

 

^экв

(2-85)

 

 

 

 

 

 

 

! ti ( x 2

“I- ®p)2 ^aKB^Sf"

Для тока ротора может быть также получено другое, более компактное выражение путем совместного реше­ ния (2-78), (2-81) и (2-85)

Го = л

/ Лэко

(

2 86

V

м+ 2^2/хр

- )

 

 

Следует отметить, что с помощью каждого из полу­ ченных здесь выражений для токов нельзя построить скоростные характеристики, так как значения и х^ яв­ ляются взаимосвязанными. Для расчета этих характе­ ристик следует задаваться током намагничивания 1^ и по нему определять х^ по кривой xvl (/,,). Для заданных значений / (1 и х^ находятся по (2-85) и (2-86) значения s' и Г2. Отметим, что максимальное значение намагничиваю­

щего тока

=

/ экв, а минимальное его значение может

быть определено

по (2-83) при s'

оо

в виде

 

 

■^рпр — 1э:

х[,-(-х.

 

 

 

 

 

 

ро

 

 

где a;tl0 — индуктивное

сопротивление

рассеяния кон­

тура намагничивания при

0.

Предельное значение

тока ротора согласно (2-84)

 

 

 

 

ПК)

 

 

 

 

12пр— I экю

 

 

Учитывая,

что Ждо ;> х2,

1'2ир ~

/ Экв-

Примерный вид зависимостей / (1

(s')

и Го (s') показан

на рис. 2-52.

 

 

 

 

 

 

Для определения электромагнитного момента, разви­ ваемого двигателем в режиме динамического торможе­ ния, можно воспользоваться 'выражением (2-49). Под­

ставляя в него

(2-85) и (2-86), даходпм:

 

,ут _

3 V (/экп — 7р) [7д (;г’2 + хр )2— Лзкв3# !

(2-87)

 

ш0 (1+2а:'о/а:Д

 

 

111