Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 2
относительно своих обмоток направление потока энер гии машины двойного питания будет зависеть от харак тера нагрузки на ее валу. Так, в случае работы машины, когда она преодолевает определенное статическое сопро тивление, баланс мощности имеет вид:
Л - Ры = kMU - кМ (А - /,) = kMf, = Р2.
Следовательно, если при согласном вращении полей машина работает в двигательном режиме, то мощность Рг статорной цепи, имеющей большую частоту (/1 > / 2), частично преобразуется в механическую Ры и частично (Р2) передается через роторную цепь в сеть меньшей ча стоты (А). Если же будет иметь место обратное соотноше ние частот /2 > А, то мощность будет поступать со сто роны ротора (Р2), преобразовываться в механическую Рм п направляться на вал, а второй ее поток Рг будет через статорную цепь передаваться в сеть меньшей частоты А-
В тормозных режимах работы машины двойного пи тания ее энергетический баланс будет носить несколько
иной характер. Допустим, |
что с вала машины при /2 < |
< А передается мощность |
Следовательно, раз |
ность между Рх и Рм должна быть покрыта за счет энер гии частоты А- Так как машина получает энергию со стороны вала и из сети низшей частоты, то отдает она ее
всеть высшей частоты А-
Впроведенном анализе не учитывались потерн энер гии в цепях машины двойного питания. Они в какой-то мере влияют на энергетические соотношения, но не из меняют общий принцип определения направления пото ков энергии.
Вторым характерным режимом работы машины двой ного питания является такой, при котором поля обмоток статора и ротора движутся в противоположных направле ниях относительно соответствующих обмоток. Скорость
вала машины в этом случае определяется выражением
со = 2я(А + А)/Р- |
(2-95а) |
При любом характере нагрузки скорость вала будет больше скорости полей статора или ротора.
В случае двигательного режима работы машины энер гия будет подводиться от обоих источников питания с ча стотами А и А и передаваться в виде механической энер гии на вал двигателя. В геператорпом режиме работы энергия с вала будет передаваться обоим источникам
120
при частотах jx и /2. Нетрудпо заметить, что в соответ ствии с (2-96)—(2-98) количество потребляемой или от даваемой источниками энергии определяется в' данных режимах соотношением их частот.
2-5. МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Синхропные двигатели занимают в промышленных автоматизи рованных электроприводах значительное место и применяются главным образом для привода механизмов, скорость которых не требуется регулировать. Они используются в качестве двигателей
преобразовательных агрегатов, компрессо |
|
|
||||||
ров, насосов и т. д. К достоинствам син |
|
|
||||||
хронных двигателей следует отнести про |
|
|
||||||
стоту их |
конструкции |
по сравнению, на |
|
|
||||
пример, с машинами постоянного тока, |
|
|
||||||
высокие энергетические показатели, опре |
|
|
||||||
деляющиеся в первую очередь их компен |
|
|
||||||
сационными свойствами; относительно не |
|
|
||||||
высокую стоимость. Синхронные двигатели |
|
|
||||||
большой мощности — выше 2 000—3 000 кВт |
|
|
||||||
дешевле |
аспихроппых. |
В последние годы |
|
|
||||
в связи с развитием полупроводниковой |
|
|
||||||
техники |
п |
созданием |
преобразователей |
|
|
|||
частоты с полупроводниковыми вентилями |
|
|
||||||
становится реальной возможность регули |
|
|
||||||
рования скорости синхронных двигателей. |
|
|
||||||
Схема включения синхронного двига |
|
|
||||||
теля приведена на рис. 2-58. Этот двигатель |
|
|
||||||
имеет обычный по своему конструктивному |
Рнс. 2-58. |
Схема |
||||||
исполнению |
статор |
машины |
переменного |
|||||
тока. Его ротор выполняется с двумя об |
включения синхрон |
|||||||
мотками: пусковой обмоткой (ОП) тина |
ного двигателя. |
|||||||
беличьей |
клетки, |
как |
у |
асинхронного |
М — контактор, |
под |
||
короткозамкнутого двигателя, и обмоткой |
ключающий |
обмотку |
||||||
возбуждения (ОВ) постоянного |
тока. Пер |
возбуждения к источни |
||||||
вая из обмоток служит для асинхронного |
ку постоянного тока. |
|||||||
пуска синхронного |
двигателя, |
вторая — |
|
|
для его возбуждения в нормальном рабочем режиме. Процессу пуска двигателя и рабочему режиму соответствуют различные ме ханические характеристики.
При пуске синхронного двигателя его обмотка статора подклю чается к сети, при этом ротор приводится в движение благодаря наличию пусковой обмотки. Обмотка возбуждения двигателя при пуске замыкается на ограничивающий резистор /?р, показанный на рнс. 2-58. Сопротивление последнего выбирается равным 8—10- кратному значению сопротивления обмотки возбуждения двигателя. При большем значении сопротивления в начальный момент пуска излишне повышается напряжение на кольцах, к которым подклю чена ОВ. Меньшая величина сопротивления недостаточно ограничи вает ток в ОВ п вызванную этим током дополнительную составляю
121
щую момента, что приводит к заметному уменьшению момента при скорости, близкой к половине синхронной.
Синхронные двигатели выполняются с пусковыми клетками двух типов, что позволяет получить различные механические харак теристики, аналогичные характеристикам 1 и 2 на рис. 2-59, а. Второй из них соответствует относительно большой пусковой мо мент вследствие повышенного активного сопротивления, тогда как для первой пусковой момент значительно меньше. Однако характе ристике 2 соответствует большее, чем характеристике 1 , значение скольжения при номинальном статическом моменте на валу двига теля sB2 > «он что затрудняет процесс вхождения двигателя в син хронизм (см. гл. 9). Двигатели, у которых пусковая клетка выполня ется с повышенным активным сопротивлением, применяются обычно
Рпс. 2-59. Механические характеристики син хронного двигателя.
а — при пуске; б — п установившемся режиме ра боты.
для механизмов с большим значением статического момента прп пуске. К таким механизмам могут быть отнесены нерегулируемые прокатпые станы, где значительны силы трения при низких скоро стях ц требуется повышенное значение пускового момента. Обычно
статический момент Л/С. п. х |
прп пуске вхолостую |
составляет 0,3— |
0,4 М н. Прп этом значсппе |
входного скольжения |
составляет s„ = |
= 0,02-г-0,05, вследствие чего двигатель легко входит в синхронизм. Для механизмов с увеличивающимся по мере разбега привода ста тическим моментом, например, при вентиляторпом характере ста тического момента, более приемлемы двигатели с механической ха рактеристикой 1.
Обратим внимание на то обстоятельство, что пусковые клетки синхронных двигателей рассчитываются на кратковременный ре жим их работы продолжительностью 20—30 с. Увеличение времени пуска выше допустимого может привести к перегреву клетки и ее повреждению. Связь между скольжением и моментом сипхронного двигателя прп работе на пусковой клетке приблизительно вы ражается формулой (2-55), как у обычного асинхронного дви гателя.
122
После процесса синхронизации угловая скорость синхронного двигателя определяется выражением
ша = 2n f j p ,
где fx — частота сети, Гц;
р — число пар полюсов.
Механическая характеристика синхронного двигателя пред ставляет собой прямую, параллельную осп абсцисс, как показано на рис. 2-59, б, т. е. при изменении нагрузки на валу двигателя его скорость остается постоянной. В сплу этого модуль жееткостп мехаппческой характеристики синхронного двигателя во всех точках равен бесконечности. Однако мгновеипые значения скорости ротора синхронного двигателя в процессе работы могут несколько отли чаться от синхронной скорости со0, например, вследствие отставания
Рис. 2-60. Упрощенная векторпая диаграмма (я) и угловая характеристика (б) синхронного дви гателя.
ротора от поля статора при увеличении нагрузки на валу, так как при этом происходит увеличение угла между векторами напряжения сети и э. д. с. статора, определяемой потоком возбуждения.
В связи с указанным весьма важной для анализа работы син
хронного |
двигателя |
является зависимость развиваемого им мо |
||
мента от |
угла |
внутреннего |
сдвига фаз между векторами э. д. с. |
|
и напряжения |
сети |
М (0). |
Эта зависимость называется угловой |
характеристикой синхронного двигателя.
Для установления указанной зависимости обратимся к упро щенной векторной диаграмме синхронного двигателя, цриведенной на рис. 2-60, а. На этой диаграмме приняты следующие обозначе ния:
7 — вектор фазного тока статора;
Е, Uc — векторы фазных э. д. с. обмотки статора п напряжения ■ сети;
хс — индуктивное сопротивление фазы статора; ср — фазовый угол сдвига между током статора и напряжепием
сети; 0 — внутренний угол сдвига между э. д. с. статора и напря
жением сети.
При построении диаграммы принято, что активное сопротивле ние обмотки статора пренебрежимо мало {Rc « 0). В этом случае
123