Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 2
Двигателю с более жесткой механической характеристикой соответствует больший упругий момент. При этом роторы двигате лей Д1 и Д 2 будут повернуты друг относительно друга на угол
Дф |
M i-ilia |
|
С |
где С — жесткость соединительного вала между двигателями. Если рабочий орган с двигателем Д1 связан жестко, а с Д2 —
через упругий вал, как показано в схеме на рис. 3-6, б, то в валу ротора двигателя Д2 возникает упругий момент, равный моменту этого двигателя. При этом роторы Д1 и Д2 повернуты друг отно сительно друга па угол
Дф = М ДС.
Наибольшие величины М у и Дф имеют место втом случае, когда механическая характеристика двигателя Д1 более мягкая, чем дви гателя Д2.
3-2. МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ВАЛОМ
Системы многодвпсателыюго электропривода с электрическим валом применяются для обеспечения одинаковых или пропорциональ ных законов движения нескольких механизмов, не имеющих механи ческой связи. Такие системы используются для электропривода затворов шлюзов, разводных мостов, конвейеров и других меха низмов.
Применение механической связи между отдельными механиз мами агрегата, расположенными иа сравшггельно большом расстоя нии, приводит к сложным передачам и громоздким конструкциям. С увеличением расстояния растут длина и диаметр соединительных валов, возрастает количество опорных подшипников. В некоторых случаях оказывается вообще невозможным осуществление механиче ской связи. При этом механическая связь может быть заменена электрической синхронной связью — электрическим валом. Системы синхронного вращении отдельных механизмов часто позволяют вы полнить весь машинный комплекс проще, чем при механической связи этих частей.
Системы электрического вала делятся на две группы: со вспомогательнылш уравнительными машинами и с основными рабочими машинами. Для первой группы характерным является наличие в системе электрического вала уравнительных машин, служащих для выравнивания нагрузки иа валах основных двигателей. Во вто рой группе уравиительные машины отсутствуют и синхронная связь осуществляется основными рабочими машинами. Иногдадля первой и второй групп применяются соответственно термины: урав нительный и рабочий электрический вал. Уравнительный электри ческий вал может быть выполнен с синхронными и асинхронными вспомогательными мйшппамн, рабочий электрический вал — с асин хронными двигателями с фазным ротором.
138
а) Система с уравнительными сипхропнымн машинами
Схема электрического вала с уравнительными синхронными машинами приведена на рис. 3-7, а. На валах главных приводных асинхронных двигателей Д1 п Д2 установлены одинаковые уравни тельные синхронные машины СM l п СМ2. К каждому механиче скому валу в системе приложена нагрузка, определяемая статиче скими моментами М С1 п М С2.
При равных угловых скоростях п равных нагрузках первого
п второго вала векторы э. д. с. статорных цепей Ё^'и Е? 'синхронных маиши СМ1 и СМ2 будут равны по величине н в соответствии со
схемой соедпнсипя паправлены навстречу друг другу, как это пока зано на векторной диаграмме рпс. 3-7, б. При этом обе машины не будут развивать момента, так как токи в пх статорных цепях равны пулю.
Еслп в процессе работы системы с установившейся скоростью нагрузка на одном пз валов изменится, то угол рассогласования
между векторами э. д. с. Е\11н Е'Д станет отличным .от нуляп в си стеме начнет действовать спнхронпзпрующпй момент М аш. Допу стим, что возросла нагрузка па валу II, тогда вектор э. д. с. этой
машпиы Е,21 отстанет от первоначального положения на угол в, показанпый па рпс. 3-7, в. Из векторной диаграммы следует, что
проекция вектора тока/хнавекторэ. д.с. E f ' отрицательна. Это озна чает, что ток в цепи статора машины СМ2 протекает под действием
внешпего источника (в данном случае э. д. с. Ё ^1) п она работает в двигательном режиме. Проекция же вектора тока 1\ на- э. д. с.
EJ1’ положительна, что свидетельствует о работе СM l в генератор ном режиме. В соответствия со сказанным .синхронизирующий мо
139
мент будет направлен таким образом, что увеличится' скорость вала II и уменьшится скорость вала I.
Синхронизирующий момент синхронных машин аналогично (2-100) определится выражением
3 |
|
|
-Меня—2- COq 2,1',; |
sin 0, |
(3-7) |
где б — угол сдвига, фаз между э. д. с. |
it Е ia>; |
|
—синхронное реактивное сопротивление цепп статоров машин.
Следует отметить, что электрический угол рассогласования 0 э. д. с. машин отличается от пространственного угла рассогласо вания валов б пр в ру раз, где ру — число пар полюсов уравнитель ных синхронных машин, т. е.
0цр — 0 / Р у
Система уравнительного электрического вала может быть вы полнена для нескольких рабочих механизмов. При этом в случае неодинаковой их загрузки часть синхронных машин может работать в генераторном, а часть — в двигательном режиме. Распределение нагрузки между машинами будет определяться углами б. По своим физическим свойствам система электрического вала с синхронными машинами аналогична энергетический системе с параллельно рабо тающими генераторами.
Наиболее существенным недостатком электрического вала с син хронными машинами, резко ограничивающим его применение, явля ется отсутствие синхронизирующего момента при скорости, равной нулю, так как в этом случае величины Е ,11п равны нулю. Следо вательно, пуск механизмов может осуществляться только в несин хронном режиме.
б) Система с уравнительными асипхронными машинами, вращающимися по полю
Более распространенной является система электрического пала с уравнительными асинхронными двигателями с контактными коль цами, схема которой приведена на рнс. 3-8. Здесь на валах I и II, кроме главных асинхронных двигателей Д1 п Д2, установлены урав нительные асинхронные двигатели АД1 я АД2. Роторные кольца уравнительных двигателей соединены между собой. Нагрузка на валах характеризуется статическими моментами М п н М С2. В зави симости от включения статорных обмоток уравнительных машин пх роторы могут вращаться по направлению магнитного поля плп против него.
При анализе работы уравнительных асинхронных маш!ш, вклю ченных по схеме электрического вала, часто пренебрегают влиянием падения напряжения в статорных обмотках п считают, что магнит ные потоки машин одинаковы п вращаются сннфазно, а э. д. с., наводимые в обмотках роторов этих машин, равны между собой по величине.
В случае равенства статических моментов на валах I н I I на грузка воспринимается полностью двигателями Д1 п Д2, а так как пх механические характеристики идентичны, то роторы уравнитель-
140
пых машин АД1 и АД2 вращаются сннфазно, т. е. проводники их обмоток занимают одинаковое положение относительно поля ста тора. На рис. 3-9, я приведена схема замещения роторных; цепей
Рис. 3-8. Схема электрического вала с уравнитель ными асинхронными машинами.
уравнительных машин, а на рис. 3-9, б показано положенно кату шек одноименных фаз роторпых обмоток относительно поля ста тора при движении их по полю. Векторная диаграмма для ротор ной цепи при равных нагрузках
па валах I |
н I I приведена на |
Jx2^ |
R2 |
R2 i x2s |
||||
рис. 3-9, в. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Из векторной диаграммы сле |
|
|
|
|
|
|||
дует, |
что |
вследствие |
равенства |
0------------------ :--------------------------------------------------- 0 |
||||
э. д. с. роторной цепи уравнитель |
||||||||
ных машин ток в цепи равен пулю |
|
|
|
|
|
|||
|
&31>+ Ё„а>=0, |
/2 = О, |
|
|
|
|
|
|
п поэтому уравнительные машп- |
|
|
|
|
|
|||
пы не будут развивать момента. |
|
|
|
|
|
|||
Несколько иначе будет об |
-»■—-О. . ~ |
и Ротор АД1 |
|
|||||
стоять дело при наличия разных |
|
|||||||
по величине статических моментов |
•<Ы о |
|
О Ротор АД2 ' |
|
||||
на валах / |
u II. Так, например, |
|
б) |
|
|
S ) |
||
если |
М С1 > |
М С2, то ротор урав |
Рис. 3-9. |
|
|
|||
нительной машппы АД1 отстанет |
Схема замещения ро |
|||||||
от ротора машины АД 2 на неко |
торных |
цепей |
асинхронных |
|||||
торый угол 0, как показано иа |
уравнительных машин (я), по- |
|||||||
рис. 3-10, я. На указанном'рнсун- - |
ложенне |
катушек роторов |
(6) |
|||||
ке изображено положение кату- |
и векторная диаграмма (в) |
при |
||||||
шек обмоток роторов относптёль- |
|
М С1 — М сг. |
|
|||||
но поля статора. При этомпмеется |
|
|
|
|
|
в впду, что поля статоров обеих машин вращаются спнфазно, т. е. векторы потоков уравнительных машпн совпадают друг с другом.
Для |
рассматриваемого случая катушки |
фазных обмоток |
ротора |
АД1 |
пересекают магнитные линии поля статора раньше, чем одно |
||
именные фазные катушки ротора АД2. |
Следовательно, |
вектор |
э. д. с. ротора АД1 будет сдвинут в сторону опережения на угол 0 относительно первоначального положения (рис. 3-10, б).
Вследствие наличия разности э. д. с. Д £ в цепи роторов уравни тельных машин появятся ток. Для определения моментов уравпи-
141
тельпых машин целесообразно обратиться к (2-52) и (2-50), нз кото рых при принятых допущениях следует:
|
М-- |
Сй0 |
ЗЯ.Я, |
|
|
Учитывая, что |
+ (*'Я'2)а |
|
|||
я „ |
|
|
|
||
|
|
=cos ср2, |
|
||
|
|
|
|
||
|
УЯН-К^)2 |
|
|
||
находим: |
к'I^ cos ф2 = |
А*'/га, |
|
||
где к' = |
М = |
|
|||
ЗЕ„/ап; |
|
|
тока роторной |
цспп. |
|
Из |
/ 2а — активная составляющая |
||||
векторной диаграммы следует, |
что проекция |
вектора тока |
Л на вектор э. д. с. Е.У положительна, а на вектор э. д. с. Е.{р —
Рпс. 3-10. Диаграмма положения катушек рото ров уравнительных асинхронных машин (а) н векторная диаграмма (б) при М С1 > М с„.
отрпцательна. Сопоставление этой диаграммы с диаграммой на рис. 2-42 позволяет сделать вывод о том, что первая машина рабо тает в двигательном, а вторая — в генераторном режиме.
В соответствии со схемой замещения на рнс. 3-9, а
Е.У + Е1/ 1 |
Mi |
(3-8) |
|
2Z* |
27М |
||
|
где Z2 = |
/?2 + )хг — полное сопротивление фазы ротора двигателя. |
Для |
определения активной составляющей этого тока необхо |
димо найти его проекцию на вектор э. д. с. соответствующей ма шины. Так, для определения / 21а' необходимо за основной вектор при
нять вектор э. д. с. Е ‘У, т. е, Е.У = Е.У = /? 2us-
Тогда Ё<г>'— Е \ У & = E„Ksei
Отсюда
пE 2nS [1 -j-eJ tJt-Bi]
2а |
2 ( B 2+ j z 2s) |
|
= 2Щ + х‘^ ) Re К1-003 0+ / sin°) № — |
(3-9) |
142