Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 2
Учитывая, что при Лх = 0 и % = 0 имеем R Jx2 ~ sK, можно записать:
г, it |
( . |
- . |
3^2S • о \ ■ |
|
I & = |
2 № + ^ ) [ i - |
COs6 + |
R2S in er |
|
|
■(1 —cos б + |
s/sKsin 0). |
(3_10) |
|
|
2(Щ+ х№ )^ |
” 1 |
|
Для нормальной схемы включения асинхронного двигателя ток и коэффициент мощности для роторной цепи определяются выражениями:
/а* |
i?2K^ |
COS ф2= |
|
- ----------- |
/д ц - ^---------* )* ’ |
||
|
У'Д| + (*а«)* ’ |
в соответствии с которыми активная составляющая тока выража ется следующим образом:
г |
E 2k S R 2 |
|
|
' “ ■“•“ |
“ Ttf+tei)*- |
|
|
Учитывая последнюю формулу, можно |
(3-10) |
представить |
|
в виде |
1 —cos б+ (s/s,<) sin 0 |
|
|
7 11_ Г |
(3-10а) |
||
■'Яа у2а. н.сх |
2 |
- |
|
При принятых допущениях магнитные потоки уравнительных машин в схеме электрического вала и в нормальной схеме включе ния одинаковы. Тогда в соответствии с (3-10а) момент машины АД1 равен:
М.ад1 - |
М н. сх |
[1 —cos 0 -j- (s/sK) sin 0], |
(3-11) |
где |
|
2МК |
|
|
М„ |
|
|
|
и-сх— s/sK- f s K/s ‘ |
|
|
Для определения |
аналогично предыдущему за основной век |
тор следует принять Е:?', тогдаE2°' = E2Ks п E'J' = £ ,2к*е;'1Я+0’- Отсюда
E2Ks (1 + е-?(Я+6)) _
2га
E2kS
2 (Щ+xjs * Re [(1—cos б—/ sin0) (R2—/^з5)]
или
E»KsR. |
[1—-COS0—(s/s4) sin 0]. |
(3-12) |
*а 2 (Ri -j-a:|s2)
Следовательно, |
|
Miада- Ми. сх [1 —cos б— (s/sK) sin б]. |
(3-13) |
Из (3-11) и (3-13) следует, что величины моментов, развиваемых уравнительными машинами, зависят от угла рассогласования б и скольжения s. На рис. 3-11 приведены зависимости моментов урав нительных машин от угла 0. При малых скольжениях в области рабо чих значений угла б уравнительные машины развивают малые мо менты. С увеличением скольжения моменты уравнительных машии
143
растут. Это определяется тем, что при увеличении скольжения растут значения э. д. с. п токов роторов уравнительных машин, а следовательно, и их моменты.
Для анализа выражений моментов, действующих на рабочие валы / п II, запишем:
Л/д 1 + Л/ад1 = Л/С1;
•Л/Д 2 + il/aД2 = Л/с21
откуда с учетом (3-11) и (3-13)
Л/дх = Л/с х — (Л/„. сх/2) [ 1 —cos 0 + (s/sK) sin 0];
Л/до = Л/с2 —(Л/,,, гх/2). [1 —cos 0 — (s/sK) sin 0].
Отметим, что в прпведепиых выражениях существенной велпчпной является (s/sK) sin0, так как из условий устойчивой работы
электрического вала угол |
должен быть ограничен величиной , 0 ~ |
||||
«2 5 -ь 3 0 °. При этом sin 0 |
= 0,42 |
ч-0,5, a cos 0 = |
0,91ч-0,87. Кроме |
||
того, обычно s/sK> |
1. |
(s/sn) sin 0 |
н соответственно |
||
Тогда 1 — cos 0 < |
|||||
Л/дх |
|
Л/(1 —Л/ц. сх;2 (s,'sK) sin 0; |
1 |
||
|
^ |
ЛЛхоЛ/ц_ хх 2 (s/Sk) sin 0. |
(3-14) |
||
|
/ |
||||
Следовательно, |
разница между статическими моментами М п |
н Л/fo покрывается моментами, которые развивают уравнительные машины. Главные машины в силу их идентичности разви вают одинаковые моменты. Из уравнений (3-11) и (3-13) вид но, что уравнительная машина первого вала развивает двига тельный момент, разгружая первый главный двигатель Д1, а уравнительная машина вто рого вала развивает генератор ный момент, подгружая второй главный двигатель Д2.
Считая, что нагрузки глав ных двигателей одинаковы,
можно |
записать: |
|
|
|
Л/дх = |
Л/д 2— |
1—COS0 |
3/СX Л/о2 |
,, |
||
-------- |
2-------- |
Л/"-сх---- |
2---- |
или |
|
|
|
Л/д1 |
=Л /д2 |
Л/с1+Л/с2 |
|
2 |
|
||
|
|
|
тельных моментов уравнительных машин от угла рассогласования при s/sK = const.
----------------- момент |
отстающей ма |
шины .--------------- --------------------- |
мо |
мент опережающей машины ЛГад„/Мк.
При анализе работы элек трического пала удобно поль зоваться понятием уравни тельного момента. Под урав нительным моментом системы понимают разность статпче-
1.44
ских моментов на валах / и II, |
которая должна быть скомпенси |
|
рована уравнительными машинами |
|
|
Щ Р — М С1 — М с о — ( Л / д 1 + ^ a a i ) — ( ^ Д 2 ~ М 7 а д з ) = |
|
|
= Л/ад1 —^ а д 2 = ЛЛь ех (s/sK) sin 0. |
(3-15) |
|
Соответственно |
|
|
) = arcsin |
AIci —RIс2 |
(3-16) |
|
^'7|1. CX (S/SK) |
|
Из приведенных выражении |
следует, что при s = const с |
уве |
личенном разности статических моментов возрастает угол рассогла сования уравнительных машин и
увеличивается уравнительный мо |
|
|
|
||||||
мент, одпакопроисходит это толь |
|
|
|
||||||
ко до б = л /2 . |
При углах |
0 > |
л/2 |
|
|
|
|||
уравнительный |
момент |
падает и |
|
|
|
||||
система |
может |
выпасть |
из |
син |
|
|
|
||
хронизма. Максимум уравнитель |
|
|
|
||||||
ного момента согласно (3-15) имеет |
|
|
|
||||||
место при 0 = л /2 |
|
2MKs- |
|
|
|
||||
AI ур. макс |
|
я г |
С) |
|
|
|
|||
: М н. сх "Г = |
s2+ si< |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
(3-17) |
|
|
|
|
или |
|
|
|
|
|
|
Рнс. 3-12. |
Зависимость |
отно |
AI ур. маис |
|
|
|
|
|
||||
1 + («к/*)2‘ |
(3-17а) |
сительной |
величины |
макси |
|||||
М к |
мального |
уравнительного мо |
|||||||
Из |
приведепных выражений |
мента от скольжения (s/sK). |
|||||||
можно |
заключить, |
что величина |
|
|
|
2 М К является пределом, к которому стремится максимальный урав нительный момент с возрастанием скольжения. На рпс. 3-12 пока зана зависимость МуРшМакс/ М к (s/sK), из которой видно, что Л/Ур. макс иапболее эффективно растет при увеличении s/sK до 2—3.
Обращаясь к вопросу энергетики уравнительных асинхронных машин, вращающихся по полю, обратим внимание на тот факт, что при М С1 > М С2 первая из машин разгружает главный двигатель
Д1, а вторая подгружает двигатель Д2. Следовательно, первая уравнительная машина работает двигателем, вторая — геиератором. Распределение мощностей в системе без учета потерь показано па рнс. 3-13, а. К определению направления энергии проще всего подойти на основании указанных режимов работы уравнительных машин. Так, для двигателя АД1: Р ,11«= = Л/ад1шп — мощность, потребляемая из сети; Р'^ = РЦ (1 —s) —мощность, отдаваемая на
вал; |
Р*1’= |
Р k's —мощность, отдаваемая с колец |
ротора. |
Двига |
тель |
АД1 |
потребляет эиергшо из сети н отдает ее |
на вал п в цепь |
|
ротора второй уравнительной машины АД2. |
|
|
||
|
Вторая уравнительная машина ЛД2 является генератором. |
|||
Она получает энергию с вала и колец, а отдает ее в сеть. |
Балапс |
мощностей можно составить, исходя из того, что с колец к ротору АД2 подводится мощность Рга,= P\%s, а с нала Psj" = Pj-j’/(l — s).
Сумма этих мощностей равна мощности, возвращаемой в сеть:
145
Р Д «= P fl =71/ад2(о0. Из сказанного следует, что при работе элект рического вала энергия, потребляемая из сети машиной, вал кото рой нагружен большим статическим моментом, возвращается в сеть. машиной, нагруженной меньшим статическим моментом. Это положе ние справедливо, если не учитывать потерт! в системе уравнитель ных машин. Энергетическая диаграмма, отражающая распределен
|
нно |
|
мощности |
с |
учетом |
||||
|
потерь, |
показана |
па рис. |
||||||
|
3-13, |
б. |
|
|
подчеркнуть, |
||||
|
что |
Следует |
|||||||
|
в схеме |
рис. 3-8 основ |
|||||||
|
ными двигателями |
являют |
|||||||
|
ся Д1 |
и |
Д2, |
а уравнитель |
|||||
|
ные машины АД1 н АД2 |
||||||||
|
осуществляют |
перераспре |
|||||||
|
деление |
|
нагрузки |
между |
|||||
|
главными двигателями. При |
||||||||
|
этом даже в тех случаях, |
||||||||
|
когда |
па |
валах I и II |
||||||
|
имеются разные статические |
||||||||
|
нагрузки, |
двигатели Д1 и |
|||||||
|
Д2 из-за наличия уравни |
||||||||
|
тельных |
машин |
развивают |
||||||
|
одинаковые моменты. По |
||||||||
мощностей в системе электрического |
скольку |
|
эти |
двпгатолн |
|||||
имеют идентичные механи |
|||||||||
вала с асинхронными уравнитель |
|||||||||
ческие характеристики, они |
|||||||||
ными машинами, вращающимися по |
|||||||||
работают |
|
при |
одинакойой |
||||||
полю. |
|
||||||||
скорости. |
Если |
в электро |
|||||||
|
|||||||||
|
приводе по схеме рис. 3-8 |
||||||||
требуется регулирование скорости валов I и II, |
|
то |
это осуществ |
||||||
ляется с помощью двигателей Д1 и Д2, а |
схема |
включения урав |
нительных машпп остается при этом без изменений.
в) Система с уравнительными асинхронными машинами, вращающимися против поля
Повышение скольжения уравнительных асинхронных машин, а следовательио. п их уравнительного момента проще всего осуще ствить путем вращения их роторов в сторону, противоположную вращению ноля.
При равенстве статических моментов на валах I п I I катушки обмоток роторов занимают одинаковое положение относительно поля статора, как показано на рис. 3-14, а. При этом э. д. с. на кольцах
роторов Е'а1>= Ё.Р п угол |
0 = 0 , |
следовательио, h — 0 п |
М ат = |
= Мад2 = 0. |
иметь |
место, если изменится |
нагрузка |
Иная картина будет |
па одном из валов. Пусть, например, статический |
момент первого вала |
станет/ больше, чем второго, т. е. М С1 > МС2. |
Катушка роторной |
обмоткн АД1 отстанет при этом от катушки обмоткп ротора АД2
на угол 0. Следовательно, вектор э. д. с. E I 1 сместится в сторону отставания на угол 0 относительно первоначального положения
(рис. 3-14, б). В роторной цепи возникает разность э. д. с. ДЁг
146
Гпс. 3-14. Диаграммы |
|
(1) |
|
|
£г |
||
положения |
катушек |
|
Мс1 —Мс2 |
роторов и векторные |
|
|
|
диаграммы |
при вра |
|
|
щении роторов урав |
|
|
|
нительных |
машин |
|
|
против поля для слу |
Ротор АД1 |
|
|
чаев М С1 = |
М С2 (а) и |
Ротор АД2 сД |
|
МС1 !> Мсо {б). |
|
||
|
|
а.) |
t® |
и появится ток In. Уравнительные машины будут при этом вырав нивать нагрузки валов.
Активные составляющие токов для отстающей и опережающей машин могут быть найдены из уравнений:
|
R E2Ks (1 +eJиЧ-Э)) |
|
|
|
2 z 2 |
(3-18) |
|
/ , = R e^ ii£il + £^ |
|||
|
|||
i a |
2 z2 |
|
|
Соответственно моменты уравнительных машин могут быть |
|||
найдены из выражений: для отстающей машины |
|
||
^ад! |
Л/н.сх [1 —cos 0 — (s/sK) sill 6], |
(3-19) |
|
|
2 |
|
|
для опережающей машины |
|
||
~ А/аД2 = |
дг |
|
|
-------[1 —cos 0 + (s/sK) sin 0]. |
(3-20) |
Знак «—» перед выражениями для М лт, М аЛ2 определяется тем,
что уравнительные машины в приведенной системе |
вращаются |
против направления вращеипя полей. В соответствии |
с подучен |
ными выражениями уравнительный момент равен: |
|
М ур=Л /ад1 — А/дд2 — М и .сх ( s / s k ) sin 0. |
(3-21) |
147