Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 229
Скачиваний: 2
Схема рнс. 4-21, 6 выгодно отличается от предыдущей в том отношении, что в этом случае возможен режим идеального холостого хода. Это связано с тем, что поскольку /„ = / с, то при / я = О ток в обмотке возбуждения не спадает до нуля.
Рис. 4-22. Механические характеристики двига теля постоянного тока последовательного воз буждения, включенного по схеме рис. 4-21, а,
при В а = const и Дш = var (ЯШ1 > В шг).
Аналогично рассмотренной ранее схеме и в этом случае могут быть записаны уравнения скоростной и механической характерис тик в виде
ш « ^ -(Л я + аДпНя |
(4-ЗЗа) |
||
|
кО (/с) |
|
|
aUc |
Яи + аВп |
(4-34а) |
|
кФ (/с) |
А*Ф* ( /с) |
||
' |
где ДП= Д П+ ДП; а = Bm/(RU+ Яш).
Полученные уравнения не могут быть использованы для рас чета скорости без учета дополнительных условий, так как поток возбуждения является функцией тока в последовательном сопро тивлении / в = / с. Задача построения механических и скоростных характеристик может быть решена, если учесть, что в соответствии е (4-30) / с п 1Япри любых значениях скорости связаны соотношением
jис-\-Вш1я
°" Лп + Лш '
Отсюда, задаваясь / я, следует найти / с = / в, а затем по кривой намагничивания значение Ф, что, в свою очередь, дает возможность вычислить величину М. Значения угловой скорости находятся
190
по (4-ЗЗа). Расист скоростных п механических характеристик удобно свести в таблицу следующего вида:
Из последнего выражения для тока /<; следует, что он умень шается с уменьшением / я п при / я -> — Uc/Rm I c — I в —>0, а значит, и Ф -» 0, что в соответствии с (4-ЗЗа) приводит к неограниченному
росту скорости, т. |
е. |
со -» оо при / я -> —-Uc/ R m. В |
связи с этим |
||||||||||||
скоростная |
|
характеристика |
|
|
|
|
0J |
|
|||||||
асимптотически |
приближается |
1 |
|
|
1 |
|
|||||||||
к линии, |
параллельной |
осп |
1 |
|
|
|
|
||||||||
ординат |
и |
соответствующей |
1 |
|
|
|
|
|
|||||||
току / я = |
— Uc/Rm, |
как |
по |
1 |
|
|
/ |
|
|
||||||
казано на рис. 4-23. |
Увеличе |
|
|
|
|
||||||||||
1 |
|
|
/ |
|
|
||||||||||
ние |
абсолютного |
значения |
/ я |
|
|
|
|
||||||||
1 1 |
|
|
/ |
|
|
||||||||||
в тормозном режиме, |
т. е. при |
|
|
|
|
||||||||||
1 1 |
|
/ |
|
|
|||||||||||
/ п < |
0, |
приводит |
сначала к |
|
|
|
|||||||||
1 |
\ |
/ |
|
|
|||||||||||
росту тормозного момента, но |
, u ( M L |
|
|||||||||||||
1 |
\ |
/ |
|
|
|||||||||||
в связи со снижением 1С, а |
|
|
|||||||||||||
значит, |
и |
потока |
двигателя |
1 |
|
|
|
ыМтис |
|
||||||
при |
определенных |
значениях |
|
1 |
\ |
|
|
||||||||
тока |
якоря |
момент |
начинает |
1 |
|
|
|
||||||||
уменьшаться. Из приведенных' |
1 |
|
] |
х |
'ы(1я) -------- |
||||||||||
J _____ 1 |
|
||||||||||||||
соображений следует, что уча- |
_у ^ |
|
/д |
б |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
- |
характери- |
- |
|
|
|
|||||
сток механической |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
стпки |
в |
тормозном |
режиме |
Рис. 4-23. Скоростная и механи |
|||||||||||
имеет максимум. |
Асимптотой |
||||||||||||||
ческая характеристики двигателя |
|||||||||||||||
механической |
характеристики |
||||||||||||||
постоянного тока последователь |
|||||||||||||||
служит ось ординат, |
посколь |
||||||||||||||
ного |
возбуждения, |
включенного |
|||||||||||||
ку М —* 0 |
при 1В—- 0. |
|
|||||||||||||
|
|
|
по |
схеме рис. |
4-21, б. |
||||||||||
|
Значение скорости, соот |
|
|
||||||||||||
ветствующей |
максимуму |
мо |
|
|
|
|
|
|
мента, приближенно может быть определено, если положить, что на начальном участке кривой намагничивания поток пропорцио нален току возбуждения. Тогда
Ф =а11в= ах^сЧ~-5щ^я
и соответственно |
|
М = *Ф (/в) /я = ка, |
/я- |
Отсюда значение тока / я, соответствующее ЛГмаКс. равно:
‘яМмакс Uc/2Rm-
191
С ледовательно,
Ломакс —— ко.! 47?ш (-^п+^ш)
Дп+ 2Дш + R n+ R'nRnlRm
мМмакс =
На рпс. 4-24 и 4-25 приведены семейства соответственно ско-
ростпых |
и механических характеристик |
для |
случая |
R'n= var |
||
п R lu = |
const. Все скоростные характеристики имеют |
одну общую |
||||
|
асимптоту |
с |
абсциссой, |
равной |
||
|
/ я = — Uc/R m. |
|
Из |
приведенных |
||
|
выше выражений следует, что вели |
|||||
|
чина максимального момента в тор |
|||||
|
мозном режиме |
с |
возрастанием R' |
Рпс. 4-24. |
Скоростпые ха |
Рпс. 4-25. |
Механические |
ха |
|||||
рактеристики двигателя по |
рактеристики |
двигателя |
по |
||||||
стоянного |
тока |
последова |
стоянного тока последователь |
||||||
тельного |
|
возбуждения, |
ного возбуждения, включен |
||||||
включенного по схеме рис. |
ного |
по |
схеме |
рис. 4-21, б |
|||||
4-21, б, |
при Я ш — const и |
при |
7?ш = |
const |
н Лд = |
var; |
|||
i?n = |
var; Лп 1 |
< Дп2. |
|
Л111< |
я а2- |
|
|||
|
|
|
|
|
|
снижается, а соответствующая ему скорость увеличивается, как показано на рпс. 4-25.
На рпс. 4-26 п 4-27 приведены семейства скоростных п механи ческих характеристик прп R'a = const и R m = var. Прп пзмененпп
R ш все |
скоростные, равно |
как и |
мехаппческпе, характеристики |
пересекаются в одной точке, |
для которой ток в шунтирующемсопро- |
||
тпвленпп R ш в схеме на рпс. 4-21, |
б равен нулю. Действительно, |
||
прп / ш= |
0 паденпе напряжения па R us равно нулю, Прп этом условии |
||
/ 0 = /„ = |
Uc/R'a п соответственно |
М —М 1= кф (Uc/R'a) Uc/R a‘ , |
где Ф (Uc/R'n) — значение потока двигателя прп токе возбуждения
'в =
192
Скорость, соответствующая точке поресечеппл характеристик, может быть определена из (4-ЗЗа), если в нем положить I п — Uc/R'n.
Тогда
RnUo
Из рпс. 4-26 впдно, что по мере увеличения Пш снижается 1С, соответствующий / я = 0, т. о. холостому ходу двигателя. Кроме того, и в этом случае с ростом Rm снижается М макс п увеличивается “ лгмакс’ как ск азан о на рис. 4-27.
со
Рпс. 4-26. |
Скоростные харак |
Рис. 4-27. |
Механические |
|||||
теристики |
двпгателя |
постоян |
характеристики |
двигателя |
||||
ного |
тока |
последовательного |
постоянного |
тока |
последо |
|||
возбуждения, включенного по |
вательного |
возбуждения, |
||||||
схеме |
рис. |
4-21,6, при R'a = |
включенного по схеме рпс. |
|||||
= const; |
R ul = var; |
ДШ 1 > |
4-21,6, |
при |
R'a = |
const и |
||
|
|
йщ». |
|
Дш = |
v ar! Дин > |
Дц12- |
Анализ механических характеристик показывает, что в рас сматриваемой схеме на рпс. 4-21, 6 возможно регулирование угло
вой скорости в двигательном режиме вниз от основной скорости: При этом модуль жесткости механических характеристик больше, чем при реостатном регулировании. В отличие от предыдущей схемы включепия в данном случае допустимый момент на валу двпгателя уже не постоянный, а, как правило, меньше номинального. Дейст вительно, в двигательном режиме работы всегда / п .< / с, и посколь ку / с = / в, а ток возбуждения должен быть ограничен номинальной величиной, равной 1Я. н, то / я < / я. н, откуда' и следует М =
= А-Ф (/я. н) / я < М н.
Потери мощности в расс-матрпваемой схеме и значения к. п. д. при регулировании скорости такие же, как и в случае шунтирования якоря двигателя независимого возбуждения. В связи с этим данный способ применяется для регулирования скорости двигателей при относительно непродолжительной работе в зоне низких скоростей.
7 М. Г. Чилнкия |
193 |
В схеме рлс. 4-21, в обмотка возбуждения включена в цепь шунтирующего сопротивления. При этом / ц = / ш. Уравнения скоростпон и механической характеристик аналогичны (4-33) и (4-34) н имеют вид:
*ий-{1Гя+ аНп)1п
со = |
|
(4-336) |
кФ (/„,) |
|
|
(0 = «У* |
Дя+ «Яп а/, |
(4-346) |
кФ ( /ш) |
**Ф*(/ш) |
|
где Ля —Ля + Дп п; я = Лш/(Йп+ Лш); ^ Ш= ^ п + Лш-
Как н в предыдущем случае, для построения скоростных н механических характеристик необходимо знать -зависимость тока в обмотке возбуждения от / я, т. е. зависимость / ш (/„). Из (4-30) следует
гис— Лп^я
Расчет скоростных п механических характеристик удобно свести в таблицу следующего вида:
*я |
'ш = 'в л ф ('в) М = ЛФ(7в)Гя |
aU _ |
( R " 4 . aR |
)1 |
0 ) |
u u c |
' Я Т |
П '' я |
Из выражения для тока / ш следует, что он уменьшается с увели ченном /„ п при / я — и с/Пп имеем / ш — 0. Это значит, что п Ф — О п, как следует из (4-336), со - » — то. Таким образом, скоростная характеристика имеет асимптотой прямую, параллельную осп орди нат н соответствующую току / я = UcIRn. Механическая же характе ристика асимптотически приближается к оси ординат, имея макси мум момента. Используя ранее принятое допущение о прямолиней ности кривой намагничивания, запишем:
Ф = а 1/ В = а 1 Uс—
и
Отсюда
А / м
сом,
tia+ Rm
I |
= . £ l . |
.яЛГмакс |
2Ra ' |
а к с — кссх 4ДП(ДП+ Л „ )'
ка1
194