где TMi = J7|3j — механическая постоянная времени при вода, соответствующая г-й пусковой ха рактеристике;
Рг — модуль жесткости г-й пусковой механи ческой характеристики двигателя.
Из выражения (8-8) для М* определяется время работы двигателя на г-й пусковой ступени при изменении момента от Мх до М 2:
h — Гм11п |
'Мг-Мс |
(8-9) |
мг—ма |
Из выражения (8-9) следует, что время разгона двига теля в пределах одной пусковой ступени пропорционально
Рпс. 8-4. Пусковая диаграмма двигателя по стоянного тока с независимым возбуждением.
механической постоянной времени, соответствующей дан ной ступени.
На рис. 8-3, б показаны зависимости от времени скоро сти и момента двигателя в процессе его пуска в три сту пени. Примем за конец пуска значение скорости, соответ ствующей моменту М 2 на естественной характеристике (рис. 8-3, а). Эта скорость незначительно отличается от установившегося значения. Тогда полное время пуска определится как сумма интервалов времени работы дви гателя на всех пусковых ступенях:
|
. Х ' Т |
I n - ^ 1 — ^ / р |
(8 -1 0 ) |
|
' гL—1 Mi |
Мг - М а- |
|
|
Для двигателя постоянного тока с независимым воз буждением пусковая диаграмма и соответствующие ей ступени пусковых сопротивлений рассчитываются как аналитически, так и графически, если известны значение М х и число пусковых ступеней т. На рис. 8-4 изобра жена диаграмма пуска двигателя в три ступени. Полное сопротивление якорной цепи определится для скорости, равной нулю, через ток якоря 1Х, соответствующий изве стному моменту М х:
RrI ' U/I,.
Остальные сопротивления можно определить, прирав няв перепады скорости при переключении ступеней на соседних характеристиках. Так, для первого переключе ния перепады скорости между точками д и б, д’и а! (рис. 8-4) равны:
Л/оRn1= Лсо2 |
(/сФ)а - |
|
(АФ)« |
|
|
Отсюда |
|
|
|
i?„2 = R r1 M J M x — полное |
сопротивление |
якорной |
цепи при работе на II ступени; |
|
|
|
Дд1 = Rm — Ню = R n ( 1 — М г!Мх) — сопротивление I |
ступени пускового реостата. |
|
|
|
Для второго переключения |
|
|
|
•Мз_т> IMjif . |
|
|
Л / , |
Л/2 |
|
RjL2 — ^Я2 ’ R-ПЗ — Ля1 |
( 1 |
|
|
|
'Ml |
|
Аналогично для любого г-го переключенпя |
|
М, |
■R - VUl/ |
(8- 11) |
R«i+i - R m - Ml- |
— полное сопротивление якорной |
цепи при работе на |
(i + 1)-й ступени; |
|
|
|
Дд; = Дя1- Д я^ = й Я1( ^ ) |
^1 — -j^j |
(8-12) |
—сопротивление г'-й ступени пускового реостата. Для последнего переключения
Rn m+i = Rn= R a m ' ^ = Rnr ( |j ) m• |
(8-13) |
Отсюда |
|
M. - М л / — |
(8-14) |
- M l V Ля4- |
|
При заданных величинах М г и т однозначно опреде ляется момент переключения М г, который должен быть больше максимально возможного момента сопротивле ния. Если это условие не соблюдается, то число ступеней пуска т должно быть увеличено. Задача может решаться и обратно. При выбранных значениях М 1 и М2 из соот ношения (8-14) определяется число ступеней:
Полученное по (8-15) значение т округляется до бли жайшего большего целого числа, после чего уточняется значение М 2 из (8-14). Величины ступеней сопротивлений пускового реостата аналитически рассчитываются в соот ветствии с (8-12). Так как перепад скорости при постоян ном моменте пропорционален сопротивлению якорной цепи, то пусковые сопротивления могут быть определены и графо-аналитическим путем (рис. 8-4) с использованием соотношений:
Ди1 |
ад |
]? ——В • ТУ _ ^3 ТУ |
т> _г&р |
Л Д 2 — Я Ц |
Rn~ a d RЯ1• |
|
|
|
Для двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением из-за нелинейности его характеристик не представляется возможным аналитически рассчитать пус ковую диаграмму, т. е. при заданных М г и пъ определить по формулам величину М 2 и значения пусковых сопро тивлений. Пусковая диаграмма в этом случае строится графическим методом. Предварительно строится естествен ная скоростная характеристика (в"в'в на рис. 8-5). Выби раются значения максимального пускового тока 11 и тока переключения / 2. На естественной характеристике отме чаются точки в и в', соответствующие выбранным значе ниям тока. В осях со, R строится отрезок прямой ав в соот ветствии с уравнением характеристики:
U
/С®!
При 1г = const точкам абв на построенной прямой соответствуют аналогичные точки* принадлежащие ско ростным характеристикам в осях оз, I. Точке а соответст вует полное сопротивление якорной цепи Rnl = UIIх,
а точке в — сопротивление только якоря двигателя Дя. Через точку в' проводится прямая в'б'а', которая соот ветствует I о = const:
„ - J L - J j l p
® ~ к Ф 2 /сФа я2>
Вертикальные отрезки аа', бб' и вв' между прямыми соответствуют перемещению рабочей точки двигателя по одной из реостатных характеристик. Горизонтальные уча стки а'б, б'в между прямыми соответствуют на пусковой
Рпс. 8-5. Пусковая диаграмма п ее графический расчет для двига теля постоянного тока с последовательным возбуждением.
диаграмме переключению ступеней сопротивления. Пря мая в'а' проводится с таким расчетом чтобы между отрез ками а'б' и ав вписалось целое число ступеней. Если это не удается, то несколько изменяют величину / 2. При этом через новое положение точки в' проводят вновь прямую
в'а' и между отрезками а'б' и ав вписывают ступени аа' — а'б — бб’ — б'в. Построение проводится до тех пор, пока на отрезке ав не уложится целое число, ступеней. При выпол нении данного условия отрезки а'б и б'в определяют вели чины ступеней дополнительных сопротивлений Дд1 и Дд2. На пусковой диаграмме определяются точки а, а', б, б', через которые проводятся прямые до пересечения с линией тока / с, соответствующего заданному моменту сопротив ления.
Переходный процесс пуска может быть приближенно рассчитан по аналитическим зависимостям (8-7) и (8-8). При этом необходимые для расчета зиачеиия М г и М 2 определяются через известные из пусковой диаграммы (рис. 8-5) токи Д и / 2 с помощью кривой намагничива ния пли зависимости М от / я двигателя (рис. 2-14). Точ ность рассчитанного аналитически процесса определяется расхождением между действительными характеристиками двигателя и аппроксимирующими их отрезками прямых в интервале изменения момента от М х до М 2. При этом
Рис. 8-6. Реостатные ха- |
Рпс. 8-7. Пусковая диаграмма асин- |
рактерпстшш аспнхроп- |
хронного двигателя |
с контактными |
ного двигателя с кон- |
кольцамя. |
тактными кольцами. |
|
|
Зютановившаяся скорость о>уСТ несколько |
меньше дейст |
вительной соуст, как это следует из пусковой диаграммы на рис. 8-5.
Для асинхронного двигателя с контактными кольцами, имеющего нелинейные механические характеристики, пус ковую диаграмму можно, тем не менее, рассчитать анали тически. В асинхронном двигателе скольжение s пропор ционально сопротивлению фазы роторной цепи i?2. При этом для любых двух реостатных характеристик, пока занных на рис. 8-6, справедливо следующее соотношение:
(8- 16)
Прямые, проведенные через точки бб' и аа', пересека ются с горизонтальной прямой s = 0 в одной точке О'.
Действительно в соответствии с (8-16)
s i _ _ |
si- l |
|
s i+ l |
s i |
|
Отсюда |
|
|
—- — = —^bL_ и s |
= s |
.Pi ~ м * = 0 >в: |
si s i+ l 5i - l |
5 i- fl |
5 i - l |
t . e. для разных углов вО'б и вО'а расстояние от точки в до точки пересечения сторон О'б и О'а этих углов с пря мой s — 0 (отрезок О'в) одинаково. Абсцисса точки О' (Мо-) соответственно равна:
М 0' = М х- О'в = М х----- (Мх- |
М 2). |
s i - l si |
|
Если S;_x = 1, a Si = s2 (рис. 8-7), |
то |
М 0>— М х— М}~ Мг. |
(8-17) |
В пусковой диаграмме на рис. 8-7 скольжения s2, s3, s4..., при которых переключаются ступени сопротивлений согласно (8-16), находятся в соотношении
s2 |
$3 |
£4 |
_S?n+i |
|
51 |
52 |
s 3 |
s m |
|
где s4 = 1 — начальное |
скольжение при |
пуске. |
Из предыдущего выражения следует, |
что для любого |
i-то переключения ступеней |
|
|
|
|
si+i = |
s|. |
(8-18) |
Последнему ??г-му переключению ступеней соответст вует скольжение %, относящееся к естественной характе ристике двигателя при М = М х.
Согласно (8-18)
sm+i = $ei = $5";
(8-19)
Пусть заданы максимальный пусковой момент М х и число ступеней пуска т. Тогда можно найти сопротив ление цепи ротора, соответствующее нижней реостатной характеристике, и далее с помощью выражений (8-17) — (8-19) определить все величины, необходимые для построе ния пусковой диаграммы.
При использовании (8-19) можно определить значение s2 и далее с помощью известной формулы для механической