Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

времени после отсечки

ег = Ег уст = const. Двигатель

при этом

работает на

естественной

характеристике и

ток якоря

уменьшается

до нуля по

экспоненциальному

закону.

 

 

 

Г л а в а д е в я т а я

ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭЛЕКТРОПРИВОДАХ С УЧЕТОМ

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНЕРЦИИ ДВИГАТЕЛЯ

9-1. ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ДВИГАТЕЛЕ ПОСТОЯННОГО ТОКА НЕЗАВИСИМОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ С УЧЕТОМ ИНДУКТИВНОСТИ ЯКОРНОЙ ЦЕПИ

Индуктивность якорной цепи проявляет себя опреде­ ленным образом в переходных процессах двигателей. Если, например, прямой пуск двигателя с независимым возбуждением без учета индуктивности якоря характери­ зуется скачком тока, равным току короткого замыкания, с дальнейшим его уменьшением по экспоненциальному закону, то наличие индуктивности в якорной цепи делает невозможным скачкообразное изменение тока. В резуль­ тате характер протекания переходного процесса качест­ венно изменяется н при определенных условиях он может быть колебательным.

Двигатель совмещает в себе два накопителя эноргип. Поле якорной обмотки может накапливать электромагнит­ ную энергию (1яЬп!2), а маховые массы двигателя — кине­ тическую энергию (/(о2/2). Если пренебречь активным сопротивлением якорной цепи, то двигатель представляет собой колебательную систему с периодическим преобразо­ ванием механической энергии в электромагнитную и наобо­ рот. Действительно, пусть двигатель с независимым воз­ буждением при М с — 0 и при разомкнутой цепи вращается с некоторой скоростью (о0. При этом он обладает опреде­ ленным запасом кинетической энергии 1щ/2. Если замк­ нуть якорную цепь накоротко, то через нее начнет проте­ кать ток. Темп нарастания тока определяется в соответ­ ствии с уравнением для замкпутой цепи:

О = А-Фсо + Z, „ —г .

420


о т к у д а

(Ия

кф

~ г = ----г—М

dt

Lfi

Появившийся нарастающий ток создает электромагнитную энергию Lni„/2. Так как первоначальный запас энергии двигателя составлял /соЗ/2, то появление электромагнитной энергии возможно только за счет уменьшения кинетической энергии в соответствии с выражением:

<0,

т “ г

J Т ~

^ Т ~ ^ я 2 ’

Таким образом, с ростом тока обязательно снижается скорость двигателя. При со = 0 кинетическая энергия обращается в нуль, а электромагнитная энергия оказы­ вается максимальной. Другими словами, при этом режиме вся кинетическая энергия преобразовалась в электромаг­

нитную: J — Ток якоря достигает своего

максимального значения:

IП.J £

При этом наибольшим будет и ускорение двигателя:

d(o

Л Ф

,

~dt

j

* п.макс-

макс

 

Двигатель начинает разгоняться в обратном направле­ нии. Увеличение скорости влечет за собой увеличение кине­ тической энергии. Вследствие этого уменьшается электро­ магнитная энергия, а значит, и ток якоря. В момент времени, соответствующий in == 0, электромагнитная энер­ гия обращается в иуль, а кинетическая — достигает мак­ симума. При этом скорость двигателя приобретает наиболь­ шее значение:

Юмакс = ю0 = ] /

£ я

т

j

1 н ма кс•

Далее процесс повторяется и имеет характер незату­ хающих колебаний тока и скорости двигателя.

Из уравнения движения М = J ~ , записанного в виде

/сФся = J l^> следует, что скорость и э. д. с. двигателя

421


определяются интегралом тока якоря

"п_ (А'Ф)2 \^ гя dt,

J

о

т. е. э. д. с. двигателя определяется количеством электри­ чества подобно напряжению на конденсаторе. Следова­

тельно,

э. д. с. двигателя можно себе представить некото­

 

 

Rr

рым конденсатором в якорной цепи

0-

 

с емкостью

 

 

 

 

 

 

 

Сд

С д = / / ( / ь Ф ) 2.

 

 

При этом схема замещения якор­

 

 

I

0-

 

ной цепи двигателя

представляет

 

 

 

собой колебательный LC-контур с

Рис. 9-1.

Схема заме­

угловой частотой свободных коле­

щения

двпгателя по­

баний:

/сф

стоянного тока с не­

 

зависимым возбужде­

Qcb —:]' LnCn

УLftJ

нием

при М с = 0.

Описанный выше процесс свободных колебаний возмо­ жен при i?„ = 0. В действительности же якорь всегда обладает активным сопротивлением, в котором энергия безвозвратно рассеивается в виде тепла. Поэтому в дейст­ вительности переходный процесс будет всегда затуха­ ющим. Характер процесса существенно зависит от сопро­ тивления якоря и при достаточно большом его значении становится апериодическим. Схема замещения двигателя без нагрузки (М с — 0) имеет вид, показанный на рис. 9-1.

В общем случае переходные процессы в двигателе с независимым возбуждением с учетом индуктивности цепи якоря описываются системой двух уравнений:

СГ=АФо>+ *яДя+ £ я- § ; dt

(9-1)

Ш я = ЛГс+ 7 § .

Подставив второе уравнение в первое и сделав необхо­ димые преобразования, получим дифференциальное уравне­ ние для скорости двигателя:

гр rp d^m гр dm

:С0П (/сф)2М с

Ln

dM

с

(9-2)

1 rL м"t* 1 м ~di~T~03:

(АФ)2

dt

 

422


где Тп = LJR n — электромагнитная постоянная времени

т

тАсо

якорной цепи, с;

 

 

 

т со0

jг Rf[

 

механическая по-

1 ы — J Ш

Л/к.3 ~

(*Ф)2 '

стоянная времени

 

 

 

 

 

 

 

 

rfco

м —м с

сРЦ)

1 (dM

привода,

с.

Так

как

dM 0\ _

d3u>

dt

7

Л2

J \ dt

dt

И

dt3-

1 ( d m

 

 

d2M c\

 

 

 

 

 

 

= ~J\~dfi------dW)’ T0’ п°Дставляя эти соотношения в про­ дифференцированное уравнение (9-2), получаем диффе­ ренциальное уравнение для момента:

T J ,

d3M

■Тм^ + М = М с.

(9-3)

 

dfi-

 

 

Характеристическое уравнение для (9-2) и (9-3) имеет вид:

W + ^ p + i = o.

Корни этого уравнения

Pi,г — 2

2Тя

Если Тм > 4РЯ, то корни вещественные и отрицатель­ ные

- 1 * У г ‘ - 4 ё Pi, 2 — — а 1,2 — 2Г,я .

Если < 4Гя, то корни комплексные сопряженные с отрицательной вещественной частью:

Pi ,2 = —а ± / Q , .

где

/ 4 й-

а 2т „ ; Q :

 

2ГЯ

Решение уравнения (9-2) при вещественных корнях имеет вид:

со = Шуст+ Сге ~ а'1-(- С2е - “>(.

Подставляя в это выражение начальные условия:

при t 0 со — cDjjaq, di — cojj^q,

-4 2 3