Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 219

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

получаем:

®нач —

 

С0уст;

03][цч —

 

 

Отсюда

 

 

а 2 ( ® н а ч — C D y p T ) + ш н а ч

С ,=

ос2 —^

(9-4)

с2= — а 1 (Шцач — СОуст) + СОцач

а2 —ах

Окончательно зависимость скорости от времени при вещественных корнях выражается так:

СО СОуст — ^ _а

{ [а,2 (®нач ®уст) ~Ь ®нап] е

а ’(

[®1 (®нач

®уст) - f

СОнач] е а2*}-

(9 -5)

Решение уравнения при комплексных корнях имеет

вид:

 

 

 

 

со = СОуст +

e~at (Сх cos Ш - f С„ sin Ш).

 

Из начальных условии аналогично предыдущему нахо­

дятся Сх и С2:

 

 

 

 

С1= С0пач — Шуст!

 

 

_

С 0 м ач +

® (< О цач — С 0у Ст )

 

Отсюда зависимость скорости от времени при комплек­

сных сопряженных корнях принимает вид:

 

со — соуст = е Е'[ (сон

соуСТ) cos Й£ +

 

а (сомач —СОуст) + со

sin Q t

(9-6)

 

 

Q

 

 

 

 

С помощью выражений (9-5) и (9-6) рассчитываются зависимости скорости двигателя от времени для различных переходных процессов.

В процессе прямого пуска индуктивность якоря огра­ ничит пик тока и увеличит время пуска. Однако для реаль­ ных соотношений постоянных времени для двигателей промышленных серий ограничение тока при прямом пуске незначительно.Пик тока существенно превосходит допусти­ мое по условиям коммутации значение. Поэтому практи-

424


чески прямой пуск недопустим. Для ограничения тока в переходных процессах пуска и торможения с неизмен­ ным напряжением питания в цепь якоря вводится допол­ нительное сопротивление. При этом электромагнитная постоянная времени цепи якоря настолько уменьшается, что она практически не сказывается на указанных переход­ ных процессах.

Заметное, а в ряде случаев и весьма существенное влияние оказывает индуктивность якоря в переходных процессах при периодическом или скачкообразном измене­ нии момента нагрузки, когда отсутствует дополнительное сопротивление в якорной цепи. Индуктивность якоря нару­ шает в переходных процессах однозначную связь между скоростью и моментом, определяемую механической харак­ теристикой двигателя. Это обстоятельство может при­ вести в переходных процессах, например, сброса или наброса нагрузки к существенно большим динамическим перепадам скорости по сравнению со статическими, кото­ рые соответствуют статической механической характерис­ тике.

Рассмотрим переходный процесс при мгновенном изме­ нении нагрузки на валу. Наиболее неблагоприятное про­ текание переходного процесса в отношении динамических

перепадов скорости имеет место при > , когда корни'

характеристического уравнения комплексные и процесс носит колебательный характер. Прп скачкообразном изме­ нении момента сопротивления в электроприводе появляется ускорение:

Л/нач—Мс ДисР Дыс

0)1,84

J

J

1\,

где Асос = (оугт — соцач— перепад скорости, определяемый но статической механической характеристике при изме­ нении момента от 71/иа,, до М с.

Если обозначить отклонение скорости от начального значения через Лео, то в соответствии с (9-6) можно запи­ сать:

Дсо

Л-аI

 

_ 1_

 

cos Ш

—1sin Qt

(9-7)

Дсос

 

 

 

 

Зависимость момента двигателя от времени можно получить из уравнения движеппя

М = М с+ / ~77Г’

425


в которое следует подставить производную скорости, используя (9-7):

М —М с+

J Дсосе at 1

а —

тк sin Ш

cos £2£ -|- I Q -}-а ■

 

 

 

(9-8)

На рис.

9-2, а, б показаны графики скорости и момента

в переходном процессе при скачкообразном увеличении

момента сопротивления. Изменения

момента

и

скорости

 

в

переходном

процессе

 

могут быть показаны и

 

на

плоскости со,А/ (рис.

 

9-2, в). Для этого соот­

 

ветствующие одному и

 

тому же моменту вре­

 

мени пары значений мо­

 

мента и скорости пере­

 

носят

в

виде одной

 

точки на плоскость со ,М.

 

Полученную таким

об­

 

разом зависимость

со от

Рпс. 9-2. Графики изменения ско­

М называют динамиче­

ской

механической ха­

рости (а), момепта ( б ) и динамиче­

рактеристикой

двигате­

ская механическая характеристика (в)

ля в данном переходном

двигателя постоянного тока с неза­

висимым возбуждением в переход­

процессе.

 

 

 

ном процессе при набросе нагрузки.

 

Максимальный пере­

имеет место в момент времени

пад

СКОРОСТИ

ДЮмакс

t^,' когда

da/dt =

0 и

М = Мс. Применив это условие для формулы (9-8), по­ лучим:

1

 

1 \

~

 

 

a ~ f ~ \

 

Тмcos Шм + IQ + а

Q мJ sin Шм = 0.

Отсюда

 

 

 

 

tg Ши = ■

а —-

 

 

 

 

 

 

i Q -f-G6 -

Q

 

 

4Гг.

 

 

Учитывая, что

£2 = V

тм

а = 2j r

и вводя

обозначения m =

 

2 Т я

 

преобразо-

Ти/Тя Тм = tul^-Ta, после

426


ваний получаем выражение для относительного времени максимума перепада скорости:

tM

« - a i'c t g ] / " -

(9-9а)

Гм : 2ТЯ

 

4 —пг

 

V

m

 

Подставляя полученное выражение для Ьм в (9-7) и про­ водя соответствующие преобразования, получаем соотноше­ ние для определения макси­ мального динамического пере­ пада скоростй:

Лй)\тк

 

~ ХМ

1-

(9-96)

Дшс

 

На рис. 9-3 представлена зависимость наибольшего отно­ сительного перепада скорости в переходном процессе сброса или наброса нагрузки в зависи­ мости от отношения постоянных

•времени Тп/Т м.

Рассмотрим периодический процесс в двигателе при сину­ соидальном возмущающем воз­ действии нагрузки на его валу:

Mc = M CmsmQct. (9-10)

скпи перепад скорости дви­ гателя постоянного тока с независимым возбуждением при сбросе или набросе на­ грузки.

На основании дифференциального уравнения (9-3) и в соответствии с правилами комплексного метода можно записать:

М_

1

 

М,

( l - T aT hP 4 ) + i T MQ

М =

_Me m_____

sin(Qc£ —ф), (9-11)

 

где

(9-12)

тятмЩ-

Есл^ Ья = 0, то

М

м,cm sin(Qc£ —ф0),

(9-13)

 

V * + TiP-

 

427


где

t'-? i|5o — TUQC.

(9-14)

Момент двигателя изменяется синусоидально со сдви­ гом фазы на угол ф относительно М с (рис. 9-4). На интер­ вале времени, где М > М с, скорость двигателя и кине­ тическая энергия его маховых масс растут. На интер­ вале, где М <i М с, скорость двигателя снижается и маховые массы возвращают энергию на вал. Заштрихо­ ванные площади определяют соответственно количества Движения, используемые на приращение кинетической энергии и на работу вращающихся масс. Механическая

Рис. 9-4.

Графики

изменения

Рнс. 9-5.

Изменение фазы м о ­

моментов

двигателя

постоян­

мента двигателя

постоянного

ного тока

с независимым воз­

тока с независимым возбужде­

буждением

при синусоидаль­

нием в зависимости от угловой

ном изменении момента сопро-

частоты

момента

сопротпвле-

 

тивлення.

 

 

ПИЯ.

 

и электромагнитная инерционности двигателя создают отставание по фазе момента относительно Мс. Зависимость ф от частоты изменения момента сопротивления, называе­ мая фазо-частотной характеристикой двигателя при возму­ щении по нагрузке, показана на рис. 9-5. При Qc==Qfl =

= МУТпТы ф = 90°. При дальнейшем росте частоты ф увеличивается, стремясь к 180°, т. е. . для Q0 9 Д колебания М и М с прнблткаются к противофазным. Интересным является факт, что индуктивность якорной цепи дополнительно снижает амплитуду колебаний момента

двигателя при Qc> ]/2 Qfl. Для всех частот Qc < ]/Д амплитуда момента при наличии индуктивности якоря оказывается больше, чем при Ья = 0. Это положение следует из сравнения выражений (9-11) и (9-13).

Амплитуда колебаний момента двигателя в соответст­ вии с (9-11) существенно зависит от параметров электро­

428