Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

привода Та и Ты ы частоты колебаний момента сопротивле­ ния Qf.

м п

 

 

м с ш У (1

гягмЧТ + ТкЧ

у (1 _ Q»ф). + ^ Q«ф

 

 

(9-15)

где

Q0* = Qc/ йд — относительная угловая

 

 

частота;

й д= \/ У Т яТи —кФ/]/г11 я — угловая частота сво­

 

 

бодных колебаний дви­

 

 

гателя.

Выражение (9-15) определяет амплитудно-частотную

характеристику

двигателя по

моменту при возмущении

Рпс. 9-6. Зависимость относительного момента двига­ теля постоянного тока с независимым возбуждением от угловой частоты синусоидально изменяющегося мо­ мента сопротивления.

со стороны нагрузки иа валу. На рис. 9-6 приведены частотные характеристики двигателя для ряда значений Тм/Т п. Зависимость M m/MCm от частоты Qc имеет макси­ мум при

Qm* = ] / 1 - - й Й >

(9-16)

429


равный

 

1

(9-17)

 

 

Если

0 (^ --э -o j, то при Qc-*-Qs наступает явле­

ние резонанса, когда амплитуда колебаний момента двига­ теля неограниченно возрастает.

Для определения периодического приращения скорости Дю = со0 — со в соответствии с (9-2) и (9-10) получаем уравнение:

гр гр

с!‘^ Дсо I

гр

с? Аса i д _

 

тпТм

+

тм

+ Дсо =

 

= Дсое

1/1 + (T*QC)2Sin (2ct + ф),

(9-18)

где ДсоС)„ = M cmRJ(k<S?)2 — перепад скорости на механи­ ческой характеристике, соответствующий амплитудному значению момента сопротивления, рад/с;

 

tg q ^ rn Q c .

 

(9-19)

Уравнению (9-18) соответствует принужденное спну-

сопдальпое изменение приращения скорости:

 

Дсо = Дсост

]/1 + (ГяАсГ-= =

sin (Qcf + tp — -ф),

(9-20)

где

V (l- W > 5 )* + 1м^с

 

 

 

ТмЯс

 

 

 

tgijj

О- •

 

 

Л71

 

Если Ьп = 0, то

1 1 п1 Mitfc

 

 

 

 

 

Дсо = Ам.с

- sin (Qc£ — ab0)

(9-21)

 

V i + TiQt

 

 

Относительная амплитуда перепада скорости зависит от частоты Qc и параметров Тм и Тп:

ДсОщ

1 + (ГяЙс)2

 

Дсосто

( l - T aTuQb?+(TMQcf

 

 

тТ

I

 

 

_______ 1 м________

(9-22)

 

(1-Яб*)2+

^ ^ /

 

430


На рис. 9-7 приведены зависимости Дсош/Да>Ст от

относительной частоты

Qc* —

для ряда значений

T J T n.

выражений

(9-20) — (9-22) показывает, что

Анализ

амплитуда

колебаний

перепада

скорости уменьшается

с ростом Тм. Постоянная времени Ти оказывает демпфи­ рующее действие на колебания скорости, а также и момента двигателя. Наличие индуктивности в якорной цепи увели­

чивает

амплитуду колеба­

 

ний скорости на всем диа­

 

пазоне

частот

изменения

 

М с,

причем существенно

 

сильнее,

чем

амплитуду

 

момента двигателя (ср.

 

рис. 9-6 и 9-7). При зна­

 

чительных

величинах

Ьл

 

электропривод может ока­

 

заться

практически нера­

 

ботоспособным

в области

 

резонансных частот из-за

 

чрезмерно

больших коле­

 

баний скорости и момента.

Рис. 9-7. Зависимость относитель­

В

подавляющем боль­

шинстве случаев Ты >

Тя,

ного максимального' перепада

скорости двигателя постоянного

что приводит, как пока­

тока с независимым возбуждением

зано выше (рис. 9-6 и 9-7),

от угловой частоты синусоидаль­

к относительно небольшим

но изменяющегося момента сопро­

колебаниям скорости и мо­

тивления.

мента. Однако в некоторых

специальных двигателей с

приводах

с использовани

пониженными значениями махового момента якоря или при наличии в цепи якоря дополнительных дросселей Тп может оказаться большим Гм. В таких случаях перио­ дические возмущения по нагрузке в области резонансных частот могут вызвать опасные значения амплитуд ско­ рости и момента двигателя.

9-2. ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ДВИГАТЕЛЯХ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПРИ ИЗМЕНЕНИИ МАГНИТНОГО ПОТОКА

Предположим, что в двигателе с независимым возбуж­ дением индуктивность якорной цепи и реакция якоря отсутствуют. Тогда при изменении тока возбуждения

431


магнитный поток 'изменяется независимо от режима работы двигателя и определяется только током возбужде­ ния и кривой намагничивания. Взаимная связь между электромагнитной энергией поля и кинетической энергией якоря отсутствует. Преобразование механической энергии в электромагнитную и обратно в данном случае невоз­ можно. Следовательно, переходный процесс, возникающий при изменении магнитного потока, не может в принципе

кв изменения скорости н тока (б) двигателя постоян­ ного тока с независимым возбуждением при ослаблении магнитного потока.

иметь колебательного характера. Работа двигателя прн этом характеризуется плавным переходом рабочей точки 'с одной характеристики на другую (рис. 9-8, а). Бросок тока якоря зависит от темпа изменения магнитного потока. Очевидно, что чем быстрее изменяется поток, тем большим оказывается бросок тока.

Рассмотрим переходный процесс при мгновенном изме­ нении сопротивления в цепи возбуждения. Переходный процесс описывается следующими уравнениями:

UB = iBR13+ wB-^-,

Ф = ср(гв) или гв = т|з(Ф);

(9-23)

м = Л Ф /Я;

U = кФы + inRn.

432

Для ненасыщенной машины, когда Ф = /в,

7п.у(

сНц

+ iв

 

dt

 

где уст = UB/R B — новое установившееся значение тока возбуждения, соответствующее изме­ ненной величине сопротивления 11в цепи возбуждения;

Тв = LBIRB — электромагнитная постоянная вре­ мени цепи возбуждения.

Решение последнего уравнения имеет вид:

= 7в.уст 4"(7пл1ач

7в.уСТ)е ^ в ■

 

Тогда

Фуст) е~ Чгв.

(9-24)

ф = Фуст + (Фиач -

В данном случае система уравнений (9-23),разрешенная, например, относительно скорости, приводится к линейному дифференциальному уравнению с переменными коэффи­ циентами:

пли

+

(0-25>

где Фн — номинальное значение магнитного потока;

Ти = /7?Я/(М>„)2; Асос = МсЛя/(А-Фн)2.

В уравнении (9-25) магнитный поток Ф представляет собой экспоненциальную функцию времени (9-24). Хотя уравнение (9-25) и интегрируется в общем виде, его анали­ тическое решение оказывается настолько сложным, что теряет иптсрес как для теоретического анализа так и для практических расчетов. К тому же при учете насыще­ ния машины зависимость Ф от t. оказывается аналитически неизвестной, так как рассчитывается графо-аналитическим способом на основании графически заданной кривой намагничивания. Все это делает более целесообразным интегрирование уравнения (9-25) приближенным графо­ аналитический! способом. В начале рассчитывается зави­ симость Ф от I на основании кривой намагничивания Ф = = ср (гп) и уравпепия

тт ■ ТЗ I

U п — / вл в “Г w n —ft •

433


Интегрирование этого уравнения можно провести методом площадей, как это было указано в § 8-3. Прй этом уравнение приводится к виду:

фуст

Фуст

 

 

Д* = Ч

r ~ d — T

фи [

N (Ф) с2Ф.

(9-26)

■‘‘в •)

1в.уст 6В

«в .)

 

 

фнач

фвач

1

раз-

Построенная

зависимость

ЛДФ) =

I в.уст Ф(®)

бнвается на интервалы ДФДрис. 9-9). Площадь, ограни­ ченная функцией N (Ф) на интервале ДФ;, определяет

Рис. 9-9. Графический расчет зависимости потока от времени для двигателя постоянного тока с независн-

.мым возбуждением.

согласно (9-26) время Д/;, соответствующее данному интер­ валу. Для дальнейшего расчета скорости двигателя известная теперь зависимость Ф от t заменяется ступенча­ тым графиком так, чтобы для каждого интервала времени Д^ площадь прямоугольника была равна площади криво­ линейной трапеции. Приращение скорости на первом интервале времени определяется в соответствии с (9-25) по средним значениям величин на интервале Дt:

т Дсо,

<Df

А

 

 

 

Гыд*Г-СОоФн Лсо°

 

 

 

Отсюда

 

 

 

®i\a

 

 

coq

<Х>! А

 

 

 

--- До>с —й>нач1

. Фн/

(9-27)

 

Д со ! =

U'H

 

 

 

At1

2 \ Фн/

 

 

434