привода Та и Ты ы частоты колебаний момента сопротивле ния Qf.
м п |
|
|
м с ш У (1 |
гягмЧТ + ТкЧ |
у (1 _ Q»ф). + ^ Q«ф |
|
|
(9-15) |
где |
Q0* = Qc/ йд — относительная угловая |
|
|
частота; |
й д= \/ У Т яТи —кФ/]/г11 я — угловая частота сво |
|
|
бодных колебаний дви |
|
|
гателя. |
Выражение (9-15) определяет амплитудно-частотную |
характеристику |
двигателя по |
моменту при возмущении |
Рпс. 9-6. Зависимость относительного момента двига теля постоянного тока с независимым возбуждением от угловой частоты синусоидально изменяющегося мо мента сопротивления.
со стороны нагрузки иа валу. На рис. 9-6 приведены частотные характеристики двигателя для ряда значений Тм/Т п. Зависимость M m/MCm от частоты Qc имеет макси мум при
Qm* = ] / 1 - - й Й > |
(9-16) |
равный
|
1 |
(9-17) |
|
|
Если |
0 (^ --э -o j, то при Qc-*-Qs наступает явле |
ние резонанса, когда амплитуда колебаний момента двига теля неограниченно возрастает.
Для определения периодического приращения скорости Дю = со0 — со в соответствии с (9-2) и (9-10) получаем уравнение:
гр гр |
с!‘^ Дсо I |
гр |
с? Аса i д _ |
|
тпТм |
+ |
тм |
+ Дсо = |
|
= Дсое |
1/1 + (T*QC)2Sin (2ct + ф), |
(9-18) |
где ДсоС)„ = M cmRJ(k<S?)2 — перепад скорости на механи ческой характеристике, соответствующий амплитудному значению момента сопротивления, рад/с;
|
tg q ^ rn Q c . |
|
(9-19) |
Уравнению (9-18) соответствует принужденное спну- |
сопдальпое изменение приращения скорости: |
|
Дсо = Дсост |
]/1 + (ГяАсГ-= = |
sin (Qcf + tp — -ф), |
(9-20) |
где |
V (l- W > 5 )* + 1м^с |
|
|
|
ТмЯс |
|
|
|
tgijj |
О- • |
|
|
Л— 'Г 71 |
|
Если Ьп = 0, то |
1 1 п1 Mitfc |
|
|
|
|
|
Дсо = Ам.с |
- sin (Qc£ — ab0) |
(9-21) |
|
V i + TiQt |
|
|
Относительная амплитуда перепада скорости зависит от частоты Qc и параметров Тм и Тп:
ДсОщ |
1 + (ГяЙс)2 |
|
Дсосто |
( l - T aTuQb?+(TMQcf |
|
|
тТ |
I |
|
|
_______ 1 м________ |
(9-22) |
|
(1-Яб*)2+ |
^ ^ / |
|
На рис. 9-7 приведены зависимости Дсош/Да>Ст от
относительной частоты |
Qc* — |
для ряда значений |
T J T n. |
выражений |
(9-20) — (9-22) показывает, что |
Анализ |
амплитуда |
колебаний |
перепада |
скорости уменьшается |
с ростом Тм. Постоянная времени Ти оказывает демпфи рующее действие на колебания скорости, а также и момента двигателя. Наличие индуктивности в якорной цепи увели
|
|
|
|
|
|
|
чивает |
амплитуду колеба |
|
ний скорости на всем диа |
|
пазоне |
частот |
изменения |
|
М с, |
причем существенно |
|
сильнее, |
чем |
амплитуду |
|
момента двигателя (ср. |
|
рис. 9-6 и 9-7). При зна |
|
чительных |
величинах |
Ьл |
|
электропривод может ока |
|
заться |
практически нера |
|
ботоспособным |
в области |
|
резонансных частот из-за |
|
чрезмерно |
больших коле |
|
баний скорости и момента. |
Рис. 9-7. Зависимость относитель |
В |
подавляющем боль |
шинстве случаев Ты > |
Тя, |
ного максимального' перепада |
скорости двигателя постоянного |
что приводит, как пока |
тока с независимым возбуждением |
зано выше (рис. 9-6 и 9-7), |
от угловой частоты синусоидаль |
к относительно небольшим |
но изменяющегося момента сопро |
колебаниям скорости и мо |
тивления. |
мента. Однако в некоторых |
специальных двигателей с |
приводах |
с использовани |
пониженными значениями махового момента якоря или при наличии в цепи якоря дополнительных дросселей Тп может оказаться большим Гм. В таких случаях перио дические возмущения по нагрузке в области резонансных частот могут вызвать опасные значения амплитуд ско рости и момента двигателя.
9-2. ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ДВИГАТЕЛЯХ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПРИ ИЗМЕНЕНИИ МАГНИТНОГО ПОТОКА
Предположим, что в двигателе с независимым возбуж дением индуктивность якорной цепи и реакция якоря отсутствуют. Тогда при изменении тока возбуждения
магнитный поток 'изменяется независимо от режима работы двигателя и определяется только током возбужде ния и кривой намагничивания. Взаимная связь между электромагнитной энергией поля и кинетической энергией якоря отсутствует. Преобразование механической энергии в электромагнитную и обратно в данном случае невоз можно. Следовательно, переходный процесс, возникающий при изменении магнитного потока, не может в принципе
кв изменения скорости н тока (б) двигателя постоян ного тока с независимым возбуждением при ослаблении магнитного потока.
иметь колебательного характера. Работа двигателя прн этом характеризуется плавным переходом рабочей точки 'с одной характеристики на другую (рис. 9-8, а). Бросок тока якоря зависит от темпа изменения магнитного потока. Очевидно, что чем быстрее изменяется поток, тем большим оказывается бросок тока.
Рассмотрим переходный процесс при мгновенном изме нении сопротивления в цепи возбуждения. Переходный процесс описывается следующими уравнениями:
UB = iBR13+ wB-^-,
Ф = ср(гв) или гв = т|з(Ф);
(9-23)
м = Л Ф /Я;
U = кФы + inRn.
Для ненасыщенной машины, когда Ф = /в,
где 1Вуст = UB/R B — новое установившееся значение тока возбуждения, соответствующее изме ненной величине сопротивления 11в цепи возбуждения;
Тв = LBIRB — электромагнитная постоянная вре мени цепи возбуждения.
Решение последнего уравнения имеет вид:
= 7в.уст 4"(7пл1ач |
7в.уСТ)е ^ в ■ |
|
Тогда |
Фуст) е~ Чгв. |
(9-24) |
ф = Фуст + (Фиач - |
В данном случае система уравнений (9-23),разрешенная, например, относительно скорости, приводится к линейному дифференциальному уравнению с переменными коэффи циентами:
пли
где Фн — номинальное значение магнитного потока;
Ти = /7?Я/(М>„)2; Асос = МсЛя/(А-Фн)2.
В уравнении (9-25) магнитный поток Ф представляет собой экспоненциальную функцию времени (9-24). Хотя уравнение (9-25) и интегрируется в общем виде, его анали тическое решение оказывается настолько сложным, что теряет иптсрес как для теоретического анализа так и для практических расчетов. К тому же при учете насыще ния машины зависимость Ф от t. оказывается аналитически неизвестной, так как рассчитывается графо-аналитическим способом на основании графически заданной кривой намагничивания. Все это делает более целесообразным интегрирование уравнения (9-25) приближенным графо аналитический! способом. В начале рассчитывается зави симость Ф от I на основании кривой намагничивания Ф = = ср (гп) и уравпепия
тт ■ ТЗ I
U п — / вл в “Г w n —ft •
Интегрирование этого уравнения можно провести методом площадей, как это было указано в § 8-3. Прй этом уравнение приводится к виду:
|
фуст |
Фуст |
|
|
|
Д* = -д Ч |
r ~ d — T |
фи [ |
N (Ф) с2Ф. |
(9-26) |
|
■‘‘в •) |
1в.уст 6В |
«в .) |
|
|
|
фнач |
фвач |
1 |
раз- |
|
Построенная |
зависимость |
ЛДФ) = |
|
I в.уст Ф(®) |
бнвается на интервалы ДФДрис. 9-9). Площадь, ограни ченная функцией N (Ф) на интервале ДФ;, определяет
Рис. 9-9. Графический расчет зависимости потока от времени для двигателя постоянного тока с независн-
.мым возбуждением.
согласно (9-26) время Д/;, соответствующее данному интер валу. Для дальнейшего расчета скорости двигателя известная теперь зависимость Ф от t заменяется ступенча тым графиком так, чтобы для каждого интервала времени Д^ площадь прямоугольника была равна площади криво линейной трапеции. Приращение скорости на первом интервале времени определяется в соответствии с (9-25) по средним значениям величин на интервале Дt:
т Дсо, |
<Df |
А |
|
|
|
Гыд*Г-СОоФн Лсо° |
|
|
|
Отсюда |
|
|
|
®i\a |
|
|
coq |
<Х>! А |
|
|
|
--- До>с —й>нач1 |
. Фн/ |
(9-27) |
|
Д со ! = |
U'H |
|
|
|
At1 |
2 \ Фн/ |
|
|