Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г д е фх = const — среднее значение потока на первом интервале.

Начальная скорость на втором интервале находится так:

йЭцач 2 ~ И нач 1 + Да>1-

Аналогично изложенному определяются приращение скорости Асо2 иа втором интервале и начальное значение скорости для третьего интервала и т. д. Рассчитанная таким образом зависимость старости от времени позволяет определить также графики момента и тока якоря с помощью соотношений:

71/Г Л /Г I Т

м

M = M0 + J Tl

и га = ш

Iia рис. 9-8, б показаны примерные зависимости от времени скорости и тока якоря в переходном процессе при ослаблении магнитного потока в одну ступень. Если рассчитанный бросок тока оказывается недопустимым по условиям коммутации, то изменение магнитного потока следует осуществлять не в одну, а в несколько ступеней. Ступенчатая коммутация резисторов в цепи возбуждения уменьшает темп изменения магнитного потока и как след­ ствие этого снижает броски тока. Вместо ступенчатого переключения резисторов можно использовать поперемен­ ное включение и отключение одного резистора в цепи об­ мотки возбуждения, например, в функции тока якоря с помощью токового реле. Данный вибрационный способ ослабления или усиления потока позволяет получить пере­ ходный процесс с током якоря, изменяющимся в неболь­ ших пределах и не превышающим максимально допусти­ мого значения.

Если в двигателе с независимым возбуждением маг­ нитный поток изменяется специально с целью регулиро­ вания скорости, то в двигателе с последовательным воз­ буждением поток изменяется автоматически вместе с то­ ком якоря. Поведение двигателя с последовательным возбуждением в переходных процессах описывается двумя уравнениями:

г / = / яД я + £ я ( 1 я ) % + М ) ( /„ ) ( 0 ;

(9-28)

435


где

Ln (/n) — индуктивность якорной цепи, обуслов­

 

ленная обмотками якоря и возбужде­

 

ния н являющаяся функцией тока

 

якоря;

ноток и момент двига­

 

Ф (?л), М (/„) — магнитный

 

теля как функции тока якоря.

 

Система уравнений (9-28)

является нелинейной. Ее

аналитическое решение в общем виде но представляется возможным. Интегрирование уравнений возможно для конкретных значений параметров приближенными числен­ ными или графо-аналитическими методами.

Эффективным методом решения системы двух нелиней­ ных дифференциальных уравнений первого порядка мо­ жет служить известный из математики и теории автомати­ ческого регулирования метод фазовой плоскости. Для этого уравнения разрешаются относительно производных. При этом уравнения системы (9-28) принимают вид:

(lift

6 ~—

— /1 Ф P it) О

 

 

 

d t

L

n ( 1, 1)

 

 

(9-29)

 

 

du>

M (/„) —.17(.

 

 

 

 

 

 

 

~di ~

7

 

 

 

Отношение производных по времени определяет про­

изводную одной переменной по другой:

 

 

dig

U

hi^n

Он) Ы т_ ■

 

(9-30)

d(0

 

Л/дип Ом) £ ц Он)

°

 

Производная di„/clu) определяет тангенсы угла наклона

tga касательной

к

кривой

=

F (ы),

представляющей

собой динамическую скоростную характеристику или фазо­ вую траекторию двигателя в рассматриваемом переход­

ном

процессе.

Зависимость

/п = F (со)

пли

ю = / (г'„)

при tg a =

const называется

изоклиной. Уравнение изо­

клины вытекает из (9-30) н имеет вид:

 

 

 

 

 

m ' ТФ pfpH~ !^

T L гДп» (г‘я) bS a ’

(9‘31)

где

.

. . .

Л /

(i/]) — Л/ 0

 

и

ток

двигателя.

7дпн(*я) = —гж /■\

— динамический

Из

 

 

Рп)

 

 

 

 

(9-31) видно, что при tg a = 0 изоклина, называе­

мая нулевой, представляет собой скоростную статиче­ скую характеристику двигателя. При lg a 0 изоклина получается добавлением со знаком' «+» или «—» второго слагаемого правой части (9-31) к статической скоростной

436


характеристике. Исходным графиком для построения изоклины является зависимость Ф (г„), па основании кото­ рой и с иомощыо (9-31) на­ ходятся все необходимые для построения изоклин компо­

ненты: Ьп (г'я)j (рис. 9-10, а),

М (in)1 1д1ш> j L„iam

(рис.

 

 

9-10, б). На рис. 9-10, в пунк­

 

 

тирными линиями

показаны

 

 

изоклины

для

переходного

 

 

процесса

сбора

нагрузки.

 

 

Имея семейство изоклин, по­

 

 

строенных для ряда фиксиро­

 

 

ванных значений Iga,

и зная

 

 

начальные

условия,

можно

 

 

построить

фановую траекто­

 

 

рию двигателя, для рассмат­

 

 

риваемого

переходного про­

 

 

цесса. Для этого, исходя из

 

 

начальной

точки

фазовой

 

 

траектории и принимая, что

 

 

наклон касательной к фазо­

 

 

вой траектории остается по­

 

 

стоянным

при

переходе от

 

 

одной изоклины к другой,

 

 

соединяют

последовательно

 

 

изоклины отрезками прямых.

 

 

Точность

результата

будет

 

 

выше, если отрезки прово­

 

 

дить

со средним

наклоном

 

 

двух соседних изоклин и если

 

 

число

изоклин

достаточно

 

 

большое. На рис. 9-10, в жир­

 

 

ной сплошной линией пока­

Рис. 9-10.

Графический расчет

зана

полученная

описанным

способом

фазовая траекто­

фазовой траектории двигателя

постоянного тока с последова­

рия,

представляющая

собой

тельным

возбуждением при

в осях о),

in

динамическую

сбросе нагрузки.

скоростную характеристику

 

 

двигателя. .Эта характеристика, построенная с учетом ин­ дуктивности якорной цепи, может существенно отли­ чаться от статической скоростной характеристики дви­ гателя (тонкая сплошная линия на рис. 9-10, в).

437


При колебательном характере переходного процесса сброса нагрузки для рассматриваемого двигателя важно оценить максимальную скорость, которая превышает установившееся значение и часто должна быть ограничена определенной допустимой величиной.

9-3. ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИНХРОННОМ ДВИГАТЕЛЕ

Синхронный двигатель, работа которого основана на принципе магнитного сцепления полюсов ротора и ста­ тора, представляет собой динамическую систему, в которой возможно преобразование электромагнитной энергии ос­ новного поля в кинетическую энергию ротора и обратно. Электромагнитный синхронный момент М сш создается при возникновении пространственного угла рассогласова­ ния 0 между полюсами статора и ротора.

Изменение энергии электромагнитного поля характе­ ризуется работой по перемещению ротора на угол 0, т. е.

е

AH'7эм = ^ Мспп с/0.

б

Еслп для малых углов 0 принять, что

■^СНН — Ц00)

то

0

^ ре© d6 P0~2"•

о

Пусть двигатель, не имеющий пусковой клетки и раз­ вивающий только синхронный момент, преодолевает по­ стоянный момент сопротивления на валу при наличии некоторого угла рассогласования 0М. Его состояние харак­ теризуется определенным запасом энергии электромагнит­ ного поля

А^ эм= р 0|

икинетической энергии вращающихся с угловой скоростью со0 маховых масс привода

Ж„0= У | .

438


Если снять нагрузку с вала, то в соответствии с урав­ нением движения ротор приобретает угловое ускорение

ско __(.100

dt J

Скорость двигателя начинает возрастать, а угол рас­

согласования

I

0 = $ (®о— ®) dt

о

при этом уменьшается. Так как суммарный запас энергии

о:. шл

Не + J-j- = const,

то рост кинетической энергии электропривода происходит только за счет уменьшения энергии поля, т. е. происходит преобразование электромагнитной’ энергии в кинетиче­ скую. Когда угол 0 снижается до нуля, скорость достигает максимума, определяемого из соотношения

J-

J

вк

■ у + Н е

Весь запас энергии поля переходит в кинетическую энергию маховых масс привода. Далее угол 0 начинает увеличиваться в отрицательном направлении, так как

dB

п

_

= а>0_ о )< 0 .

При этом растет энергия электромагнитного поля и сни­ жается кинетическая энергия электропривода. Имеет место преобразование кинетической энергии в электромаг­ нитную. При 0 = —0Л[ имеем со = со0. Рассуждая анало­ гичным образом и далее, можно убедиться, что между электромагнитным полем двигателя и маховыми массами привода происходит периодический обмен энергией, сопро­ вождающийся незатухающим колебательным процессом, если не учитывать демпфирующие факторы.

В действительности в двигателе создается демпфирова­ ние, определяемое действием короткозамкнутой пусковой обмотки. Энергия колебаний расходуется в сопротивлении этой обмотки, рассеиваясь в виде тепла-. Пусковая об­ мотка создает асинхронный момент в двигателе. С учетом

439