Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

указанных факторов поведение синхронного двигателя опи­ сывается уравнением движения:

М ст1 + М а- М с = ] с£ :

(9-32)

В этом уравнении:

 

А/спн = А/ш1 sin рВ + М т2 sin 2рВ

 

— синхронный момент явнополюсного двигателя

(для

неявпополюсного двигателя М т2 — 0);

клет­

А/а — асинхронный момент, создаваемый пусковой

кой двигателя;

 

р — число па]) полюсов.

 

Подстановка выражений для А/Сш, и М йв уравнение дви­ жения (9-32) приводит к сложному нелинейному диффе­ ренциальному уравнению второго порядка. В дальнейшем ограничимся рассмотрением переходных процессов при малых отклонениях скорости и угла рассогласования. Это условие может иметь место на последнем этапе пуска дви­ гателя — этапе вхождения в синхронизм, а также в пе­ реходных процессах, вызванных пзмепением момента со­ противления. Для рассматриваемых переходных процессов в области синхронной плп подсинхронпой скорости меха­ ническая характеристика двигателя, обусловленная пу­

сковой клеткой, может быть принята линейной:

 

A/a = ps.

(9-33)

Запишем выражение синхронного момента относительно малых отклонений А9 от среднего установившегося зна­

чения угла 6Уст:

 

 

АДпн — 3 /„II siп р (буст “I" Дб) “I- А/,по sin 2р (буст

Аб).

Так как для малых величин изменения угла sinA0 =«

~ ДО, a cos А0 ~

1, то

 

АДпн =

sin рвуСТ-f- М mо sin 2р0уст-j-

 

+ р \Mml cos рВуст + 2Afm2 cos 2рбуст] Аб.

(9-34)

В установившемся режиме А0 = 0 машина находится в синхронизме. При этом средняя величина асинхронного момента равна пулю, а постоянная составляющая статиче­ ского момента нагрузки уравновешивается только син­

хронным моментом, т. е.

 

А/со = Af7))1sin /)6ycT-f-Mm2sin 2р0уст.

(9-35)

440


Тогда

 

 

Л^СШ1 Л/Со Н~

(9-30)

где

 

 

(.la = р [Мт1 cos /jQycT -I- Ш т2 cos 2/)6уст].

(9-37)

Таким образом, синхронный момент для малых откло­ нений Д0 подобно упругому моменту является линейной функцией приращения угла. Магнитное поле двигателя в создании синхронного момента выполняет функцию свое­ образной «магнитной пружины», которой связаны между собой полюсы статора и ротора. При рассогласовании

полюсов статора и ротора «магнитная пру­

 

жина» натягивается, создавая синхронный

//////////

момент и запасая в себе потенциальную энер­

 

гию магнитного поля. Жесткость этой пру-

С(рд)

жпны определяется коэффициентом р0Чем

больше ро, тем сильнее поле, сильнее магнит­

 

ная связь статора с ротором, жестче «магнит­

 

ная пружина».

Асинхронный момент, про­

(J)

порциональный скольжению, по своему дей-

 

Рнс. 9-11. Механическая модель синхронного дви­

Р .

 

гателя при малых отклонениях угла рассогласова­

ф с )

ния между

полюсами статора и ротора.

ствиго аналогичен силе вязкого трения, величина которой определяется жесткостью асинхронной механической ха­ рактеристики р. Таким образом, для оценки динамических свойств синхронного двигателя «в малом» он может быть представлен механической моделью, приведенной на рис. 9-11. Это динамическая колебательная система с затуха­ нием. При Р = 0 затухание отсутствует и система совер­ шает свободные колебания с угловой частотой

 

£2cb= J / ^ .

(9-38)

Так как

 

 

 

т с/да

=

co()S

Л = - 7 r = con-c o

И

 

 

 

с/ы _

d2Q

с/2Д0

И ~

~ Ш ~

 

ИГ'

441


то подстановка выражений (9-33), (9-36) в (9-32) приводит

кдифференциальному уравнению синхронного двигателя

вмалых отклонениях:

^ + р ^ + м е = м с.

(9-39)

Сучетом (9-38) запишем характеристическое уравнение

иего корни:

р2Д0 + =г—рАВ + fiou Д0 = 0;

(9-40)

1 м.а

 

Pj’2=

(9'41)

где Гм, а = J /р — механическая постоянная времени дви­ гателя, определяемая асинхронной пусковой обмоткой.

Из (9-41) следует, что при Тма < l/'2Qcn переходные процессы двигателя носят апериодический характер, а при

2V а > 1 /2 Й св имеют характер

затухающих колебаний

с частотой

 

Q -- йсв

(9-42)

 

а ^ с в

В большинстве случаев переходные процессы синхрон­ ных двигателей носят колебательный характер. При этом характеристическое уравнение имеет комплексные корни

pltZ— —a ± j Q ,

(9-43)

где а, — 1/21’м. а характеризует успокоение колебаний. Чем меньше Тм а, т. е. чем больше модуль жесткости р

пусковой характеристики, тем быстрее затухают колебания. Общее решение дифференциального уравнения (9-39)

имеет вид:

 

Д0 = ABme~at sin (Q( + ф).

(9-44)

Постоянная интегрирования Д0т п сдвиг фазы ф опре­ деляются в зависимости от начальных условий для конкрет­ ного переходного процесса.

а) ПЕРЕХОДНЫЙ ПРОЦЕСС ВХОЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ В СИНХРОНИЗМ

Рассмотрим распространенный способ асинхронного пуска двигателя. При достижении двигателем подсинхрон­ ной скорости, когда скольжение sBX ~ 3-^5%,- обмотка ротора подключается к сети постоянного тока. Появившийся

442


синхронный момент осуществляет втягивание машины в синхронный режим, при котором ротор вращается син­ хронно с полем статора. Если рассматривать процесс втягивания в синхронизм после включения обмотки воз­ буждения на напряжение питания, когда магнитный поток приобретает номинальное значение, то процесс описыва­ ется выражением (9-44); Д0,пи т|з определяются из началь­ ных условий процесса

! 0,03 4-0,05; Абц

rfA0

— COnSn

dt

 

 

Тогда

Д 0 „ а ч = A 0 m sin-ф;

cdqSbx= — аД0,п sini|)-t- QA0m cosi|).

Отсюда

tg -ф

Д8цДЧ£2

(9-45)

Wosbx-|-® '

 

MqSbx

 

Л 0 ,„ Д0¥

ДРнач

(9-46)

Й2

Подставляя (9-45) и (9-46) в (9-44), получаем:

А 0 — Д б нач

sin (QH-arctg

Д8нач^ \

 

 

Шо®вх -)- ос/

 

 

(9-47)

В соответствии с выражением (9-47) на рис. 9-12 по­ казаны зависимости от времени Д0, s и со, а также за­ висимость Д0 от s в процессе вхождения двигателя в син­ хронизм.

Проанализируем выражение (9-46), характеризующее предельное амплитудное значение для приращений угла. Величина Д0,п существенно зависит от начального значе­ ния угла рассогласования. С ростом модуля Д0иач увеличиваются амплитуды колебаний. Наименьшие по ам­ плитуде колебания имеют место при начальном угле рас­ согласования, несколько меньшем установившегося зна­ чения, определяемого М с:

Авпач. мин —

aa>0s

(9-48)

сс2 +

Й 2 ’

 

 

 

Д0

т мин

_Ш „£_

(9-49)

|/с с 2 +

Й 2

 

 

 

443