Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пательпому двпжепшо. Все выводы по динамическим свойствам этого привода, приведенные в § 8-3, могут быть распространены на систему с преобразователем частоты. Интересно отметить, что рабочий дви­ гатель не создает демпфирования в системе. Оно обусловливается только механической характеристикой приводного двигателя преоб­ разователя.

Рис. 9-15. Электрическая схема (я) п схемы механических моделей (б и в) системы электрического вала с уравнительными машинами.

Поведеыпе системы электрического вала с уравнительными и ра­ бочими машинами (рис. 9-15) в переходных процессах описывается системой уравнений:

М V1 — М у —М cl — J t

 

 

 

Л/рг + М у М с2 = J 2

\

(9-56)

 

 

 

Л/р! —

(со0 — Wj);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^Р2 ” Р2 К —^2)1

 

 

 

 

 

 

Му = Мкв —М к р ( ф х

Ф а ) '

 

где

Рх,

(52

— модули

жесткости

мехаиическпх

характерис­

 

 

 

тик соответственио первого и второго рабочих

 

сох-, ф2,

а>2

двигателей;

 

 

 

Ф х ,

— углы поворота п угловые скорости соответст­

 

 

 

венно на валах Д1,

УM l п Д2,

УМ2-,

 

 

/х — суммарный момент инерцпп Д1

и УМ1\

 

 

/ 2

— суммарный момент инерции Д2

и УМ2.

Из уравнений (9-56) следует, что система с рабочими и уравни­ тельными машинами по свопы динамическим свойствам эквивалентна двухдвпгательному приводу с общим механическим упругим валом. На рис. 9-15, б и в показаны механическое звено привода п его меха­ ническая модель, приведенная к поступательному движению.

Сравнивая модели систем электрического вала,

приведенные

на рис. 9-14, в и 9-15, в, можно сделать вывод о том,

что система

с двумя уравнительными машппамп обладает большим затуханием. Здесь демпфирование имеет место на обоих концах упругого вала.

450


Если в системе с преобразователем частоты при слабом демпфирова­ нии неизбежен колебательный характер процесса пуска, то в системе с двумя уравнптельиымп машинами колебания при пуске принци­ пиально могут быть устранены. Для этого необходимо, чтобы оба рабочих двигателя развивали одинаковые ускорения, т. е.

M p i — М с г

/1 / р а — М с2

J1

Ji

Рассмотрим переходный процесс прп толчковом изменении на­ грузки на валу одного из рабочих двигателей. Допустим, что рабочие

и

уравнительные

двигатели

соответственно одинаковы, т. е.

Ji =

=

/ 2 = / и М Р1 =

М Р2 — Р (“ о — ш). Система (9-56) примет впд:

 

Р (Ш о - M

i ) —

M Ke — M D1= J ^

- ,

 

 

Р (ю 0 — со2) + М кв M C2 = J

.

 

 

Решая систему уравнений относительно угла рассогласования

 

i

 

 

 

 

 

0 =

р J (а>1 —со2) dty получаем

следующее дифференциальное

урав-

 

о

 

 

 

 

 

иеппе:

 

 

 

 

 

 

 

J §

+ ^

+ 2MKp b = A M cP,

(9-57)

где ДЖс — М С1

 

 

 

син­

 

Полученное уравнение полностью пдеитпчно уравнению

хронного двигателя (9-39). Следовательно, по динамическим свой­ ствам система электрического . вала

сдвумя уравнительными маши­

нами аналогична синхронному дви­

, 0

 

 

гателю. Механическая модель при­

 

 

>а .

вода, характеризующая его дина­

/

-

мические свойства, в данном слу­

 

 

°уст ^

 

 

’■

чае показана на рис. 9-11. Собствен­

 

 

ная угловая частота свободных ко­

 

 

 

лебаний

 

Рис. 9-16.

График измене­

2рМк

ния угла

рассогласования

Qc■ = /

J

в системе

электрического

 

 

вала с уравнительными ма­

тем выше, чем больше критический

шинами при скачкообраз­

момент уравнительных

машин, т. е.

ном изменении одного пз

чем большую жесткость пмеет моментов сопротивления. электрический вал. Затухание си­ стемы а = 1 / 2 Гм растет с уменьшением механической постоянной

времени Гы электропривода. Решение уравнения (9-57) имеет впд:

е = « *-V2T [ sin (Qt —ф) -J- 0 уст»

(9-58)

где Q —£2Св ^ АТйО3

М “ “ С 8

0 уст — новое установившееся значение угла рассогласования после

переходного процесса.

16*

451


Углы

0?)i п г|) определяются в зависимости от начальных условий.

Если система работала с

равными

моментами

сопротивления, то

0 нач = 0.

Тогда г|э = я /2

н 0 m =

0 уСТ, т. е.

 

 

0 = 0 уст—0 усте

1Р‘Ты cos Qt.

(9-59)

Примерный характер изменения угла рассогласования в пере­ ходном процессе, вызванном резким изменением моментов сопротив­ ления, приведен на рис. 9-16.

9-5. ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В АСИНХРОННОМ ДВИГАТЕЛЕ

Для анализа переходных процессов в асинхронном электроприводе часто используются статические механи­ ческие характеристики асинхронного двигателя. При этом

врасчетах применяют различные методы приближенного решения уравнения движения, которые рассмотрены ранее

вгл. 8. Однако во многих случаях такой подход приводит

кзначительным ошибкам при определении времени и ха­ рактера протекания переходных процессов, поскольку

при этом не учитываются электромагнитные переходные процессы.

Действительно, при использовании статических ха­ рактеристик предполагается, что каждому значению угло­ вой скорости соответствуют строго определенные значе­ ния токов в обмотках, определяемые параметрами обмоток, величиной и частотой напряжения на зажимах двигателя. Из этого предположения следует, что при подключении двигателя к сети в его обмотках мгновенно возникают токи, определяющие также мгновенное появление электро­ магнитного момента, которые сразу достигают устано­ вившихся значений, соответствующих обычной схеме замещения асинхронного двигателя. Такой подход к ана­ лизу переходных процессов является упрощенным и ис­ ключает из рассмотрения электромагнитные переходные процессы. Представление о них можно составить, рас­ смотрев включение на синусоидальное напряжение про­ стейшей электрической цепи, состоящей из активного со­ противления и индуктивности. Известно, что ток в этой цепи состоит из принужденной и свободной составляющих. Последняя из них затухает во времени по экспоненциаль­ ному закону и через некоторое время после подключения к сети практически становится равной нулю. Проводя ана­ логию между процессами подключения к сети указанной цепи и асинхронного двигателя, можно заранее утверж­ дать, что пренебрежение электромагнитными переход­

452


А
Рис. 9-17. Расположение осей обмоток статора (А, В, С) п ротора (а, в, с ,) асинхронного двигателя.

ными процессами асинхропных двигателей принци­ пиально так же неверно, как и пренебрежение свободной составляющей тока при анализе включения указанной

цепи.

Для анализа переходных процессов асинхронного дви­ гателя необходимо получить систему уравнений, описы­ вающих эти процессы и учитывающих изменение как кине­ тической энергии ротора, так и электромагнитной энер­ гии обмоток. При этом следует отметить, что для точных расчетов переходных процес­ сов использование показан­ ных. на рис. 2-35, б и 6-3

обычных схем замещения не­ правомерно, потому что эти схемы составлены для ана­ лиза только установившихся режимов работы.

При анализе дифференци­ альных уравнений асинхрон­ ной машины вводятся сле­ дующие допущения: не учи­ тываются насыщение магнитопровода, потери в стали, а также влияние пазов; при­ нимается, что фазные обмотки выполнены одинаковыми, воздушный зазор равномерен;

не учитываются высшие пространственные гармоники магнитного поля, т. е. магнитное поле каждой обмотки считается распределенным синусоидально по окруж­ ности расточки статора. Обычно также принимается, что параметры обмотки ротора приведены к цепи ста­ тора.

На рис. 9-17 представлена схема расположения обмо­ ток трехфазной асинхронной машины, изображенных в виде сосредоточенных катушек. Для трех фаз статора уравнения напряжений имеют вид:

сГ¥а

.

^ г

5

 

(9-60)

<Г¥Г

и с = ~!Г + Л1гс-

453


Соответственно для трех фаз ротора

.о =

о - ф + л У ь ; - ■

(9-61)

0 = ^ + ^ с

где г1;л, XFB, ¥ с (или ¥ а, ¥ ь, ¥ с) — потокосцепления обмо­ ток соответствующих фаз статора (или ротора).

Асинхронная машина представляет собой систему магнитосвязанных обмоток, расположенных на статоре и роторе. При вращении ротора взаимное положение между обмотками какой-либо фазы статора и фазы ротора непрерывно изменяется, соответственно изменяется и вза­ имная индуктивность между ними. Из принятых допуще­ ний следует, что эта взаимная индуктивность пропорцио­ нальна косинусу угла между осями рассматриваемых об­ моток. С учетом этих замечаний и схемы па рис. 9-17 можно записать выражения для потокосцеплений, напри­ мер, фазы А статора и фазы а ротора в виде

'Fa L ^ a M iiв M jc М 12 cos фэга -1- + М 12cos (фэ+120°) ib+ М 12cos (фэ —120°) ia\

'Fq= L2ia-\- M 2ib-j- M 2ic cos фэгл + (9-62)

“b - ^ 1 2 co s (фэ — 120°) is -j-

+ M y2cos (фэ +120°) ic ■

В этих выражениях:

Lx (или L2) — индуктивность обмотки фазы статора (или

ротора);

индуктивность

между любыми

М 1 (или М 2) — взаимная

двумя обмотками статора (или ротора);

М а — максимальная взаимная

индуктивность

между любой обмоткой статора и любой

обмоткой

ротора, которая имеет место

при совпадении их осей;

 

фэ — электрический угол между осями обмоток фазы А статора и фазы а ротора.

Потокосцепления фаз В и. С статора и в и с ротора могут быть записаны аналогичным образом.

Выражение электромагнитного момента асинхрон­ ного двигателя можно получить на основании известного из курса теоретических основ электротехники положения,

454