Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

установившимся, когда превышение температуры двига­ теля составляет (0,95 ч- 0,98) тус1, т. е.

/уст ^ (3 -т- 4) Г и.

Таким образом, время изменения превышения темпера­ туры зависит от постоянной времени нагрева двигателя. Так как теплоемкость двигателя пропорциональна его объему, а теплоотдача — площади его поверхности, то

Рис. 11-1. Графики пзменетшя превышения температуры двигателя при его включении (я), увеличении (б) и умеш.шенип (в) нагруз­ ки, а также при отключении двигателя от сетп (г).

двигатели большой мощности, Закрытые, с низкой номи­ нальной скоростью, т. е. двигатели, имеющие большие габариты, имеют соответственно и большую постоянную времени нагрева. У двигателей с самовеитиляцией тепло­ отдача А и, следовательно, постоянная времени Та зависят от скорости. Например, для неподвижного двигателя она больше, чем для вращающегося с номинальной ско­ ростью.

Процессы нагрева и охлаждения двигателей протекают сравнительно медленно. Так, постоянные времени нагрева крановых двигателей лежат в пределах от 0,5 до несколь­ ких часов.

Следует обратить внимание на заметное отличие между действительным и теоретическим графиками нагрева обмо-

511

ток двигателя в начале процесса нагрева. Действительное повышение температуры обмоток сначала идет быстрее, чем это предусматривается теоретическими положениями, так как процесс пагрева обмоток вследствие низкой теплопроводности изоляции па этой стадпп близок к адиа­ батическому. Только при превышениях температуры т > > (0,5 ч- 0,(3) туст действительный график нагрева обмо­ ток приближается к экспоненциальному. Отличие дейст­ вительного графика нагрева от экспоненты в начале процесса приводит к тому, что определение постоянной

0 10 20 20 40 50 60 70 80 30 100 110 120мин

Рис. 11-2. Завпспмостп превышения температуры обмоток асппхронного двигателя с короткозамкнутым ротором (Ра = 14 кВт, л0 = 1500 об/мпн) при номппалыюй по­ стоянной нагрузке.

------------ экспериментальная;------------------- ------теоретическая.

времени нагрева по начальному участку кривой т (I) может привести к значительной погрешности.

Для иллюстращш данного положения на рис. 11-2 при­ ведены расчетная и действительная кривые нагрева обмот­ ки статора асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, постоянная времени нагрева которого состав­ ляет ТИ = 20 мин и получена использованием действи­ тельной. кривой нагрева из условия: т = 0,95 туст при t = 3Та.

При различных нагрузках процессу нагрева двигателя будут соответствовать различные графики т (t) (рис. 11-1, а и б). Постоянная времени нагрева двигателя остается при этом неизменной. Значения установившихся температур туст1 и туст2 будут лежать тем выше, чем больше нагружен двигатель, так как значение установив­

512


шейся температуры пропорционально потерям в. двига­ теле.

Если нагрузка двигателя во время работы изменяется, то изменяется и количество тепла, выделяемое в разные периоды времени. При переменной нагрузке график изме­

нения температуры двигателя

Ч

 

 

(рис. 11-3) представляет собой

 

 

 

ломаную линию. С увеличением

 

 

 

нагрузки растут потери и тем­

 

 

 

пература двигателя. При сни­

 

 

 

жении ее, например, до вели­

 

 

 

чины, обусловленной холостым

 

 

 

ходом двигателя, потери умень­

 

 

 

шаются и температура двига­

 

 

 

теля соответственно снижается.

Рис.

11-3. График измене­

Таким образом, при переменной

нагрузке температура двигате­

ния

превышения

темпера­

туры

двигателя

т (/) при

ля непрерывно изменяется.

изменении потерь мощности

Необходимость определения

АР (<)•

температуры двигателя обус­

 

ловлена тем, что при правильном его выборе должно соблюдаться условие

Тумаке : t-доп»

( 11- 8)

где ТдОП— допустимое превышение температуры, опреде­ ляемое классом изоляции, применяемой в дви­ гателе;

тмаКо — наибольшее значение превышения темпера­ туры двигателя в процессе работы при пере­ менной нагрузке.

Для определения значения тыако необходимо знать график изменения потерь мощности от времени, который в свою очередь обусловлен графикомнзменения нагрузки — нагрузочной диаграммой. Производственные механизмы по характеру изменения нагрузки на валу могут быть отнесены к нескольким группам с типовыми рабочими режимами. Наиболее характерными для промышленных электроприводов являются три режима.

1.

П р о д о л ж и т е л ь н ы й режим работы. В этом

режиме

рабочий период столь велик, что температура

двигателя достигает своего установившегося значения. В качестве примеров здесь могут служить длительно рабо­ тающие двигатели вентиляторов, насосов, преобразова­ тельных установок и т. п., где периоды работы измеряются

513


часами п даже сутками. Упрощенные графики для этого

режима

при Р = const и АР = const приведены на

рис. 11-4, а.

2.

К р а т к о в р е м е н н ы й режим работы характ

ризуется тем, что в рабочий период температура двига­ теля не успевает достигнуть установившегося значения, а пауза столь длительна, что температура двигателя сни­ жается до температуры охлаждающей среды. Такой режим встречается, например, в приводах разводных мостов, шлюзов, зажимов колонн металлорежущих станков и т. и.,

Р

ж

Р

i

1

 

 

 

в)

Рис. 11-4. Диаграммы пзмепепия мощности диигателя (Р ), потерь мощности (ДР) и превышсиия темпера­ туры (т) для продолжительного (п), кратковременного

(6) и повторио-кратковрсмонного (в) режимов работы.

где пауза в работе значительно превышает длительность рабочего периода. Упрощенные графики для такого режима приведены на рис. 11-4, б.

3. П о в т о р н о - к р а т к о в р е м е н н ы й режи работы. При этом режиме ни в одном из периодов работы температура двигателя не достигает установившегося значения, а во время паузы двигатель не успевает охла­ диться до температуры охлаждающей среды. Т ипи чны м примером таких приводов являются электроприводы ме­ ханизмов кранов, лифтов, некоторых металлорежущих станков и т. п. Упрощенные графики для этого режима показаны на рис. 11-4, в.

Условия нагрева машин для указанных режимов неодинаковы, в связи с чем методы выбора двигателей по мощности различны и в дальнейшем рассматриваются отдельно для каждого режима работы.

514


11-3. ПОСТРОЕНИЕ НАГРУЗОЧНЫХ ДИАГРАММ ЭЛЕКТРОПРИВОДА

Принято различать нагрузочные диаграммы механизма и двигателя. Под нагрузочной диаграммой механизма подразумевается зависимость статического момента от времени М 0 (/). Для двигателя эта зависимость более сложна; она определяется не только статическими режи­ мами работы, но и переходными процессами электропри­ вода, так как

M = M C +J f t .

Переходные процессы в системе электропривода ока­ зывают заметное влияние на момент, развиваемый двига­ телем, и соответственно на зависимость М (/). К ним в пер­ вую очередь относятся: включение двигателя в сеть и его отключение, изменение подводимого напряжения, изме­ нение параметров главных цепей и цепей возбуждения и т. п. В этих случаях электропривод работает в переход­ ных режимах, а значит, da/dt Ф 0.Поэтому при построении нагрузочной диаграммы двигателя М (t) следует пользо­ ваться уравнением движения.

Для многих электроприводов, работающих длительно с постоянными нагрузкой и скоростью, можно не счи­ таться с потерями энергии в переходных процессах, т. е. можно не учитывать динамическую составляющую момента

двигателя. В этом случае М (t)

— М с = const и Р (t) =

= Рс = const. Напомним,

что

 

М с = Мр.0/ щ

и

Рс= Рр.о/ть

где M v о, Рр о — момент и мощность на валу рабочего органа производственного механизма; ip, г] — передаточное отношение и к. п. д. пере­ дач, устанавливаемых между двига­ телем и рабочим органом механизма.

Формулы для расчета мощности и момента производ­ ственных механизмов определяются спецификой их работы и, как правило, относительно просты. Так, мощность насоса зависит от массы перекачиваемой ж и дко сти и ско­ рости ее движения, мощность двигателя подъемного механизма определяется массой поднимаемого груза и скоростью подъема, мощность двигателя шпинделя метал-

515


Лорежущего станка определяется усилием и скоростью резания и т. д.

Более сложным представляется построение нагрузоч­ ной диаграммы электропривода, когда скорость, уско­ рение и другие показатели системы не остаются постоян­

ными в процессе работы механизма.

В качестве примера

 

рассмотрим принципиальные

 

положения, связанные с по­

 

строением нагрузочной диа­

 

граммы лифта для одного из

 

рабочих

 

участков,

который

 

характеризуется тем, что на

 

нем кабина лифта разгоняет­

 

ся до определенной скорости,

 

движется некоторое

время с

 

постоянной скоростью, а за­

 

тем лифт

затормаживается.

 

По соответствующим фор­

 

мулам можно определить ста­

 

тическую

нагрузку

лифта,

 

представляющуюся

зависи­

 

мостью

М с (t).

Заданными

 

для лифта являются устано­

 

вившаяся

скорость

движе­

 

ния, а также максимальные

 

величины

da/dt

и

d2a>/df,

 

которые обусловливаются со­

 

ответствующими нормами.

 

В соответствии с задан­

 

ными условиями нагрузочная

Рпс. 11-5. К построению на­

диаграмма .лифта строится в

виде семиучасткового графи­

грузочной дпаграшсы двигате­

ля электропривода • пассажир­

ка (рис. 11-5). Первым строит­

ского лифта.

ся участок 4 графика, на ко­

 

тором скорость движения ка-

бины остается постоянной: затем могут быть построены участки 2 и 6 графика, где постоянными являются соот­ ветственно ускорение и замедление, которые определяются нормами, а скорость увеличивается или уменьшается по линейному закону. Участки 1, 3, 5, 7 характеризуются линейным изменением ускорения, при котором вторая про­ изводная скорости по времени (рывок) остается постоян­ ной, обусловленной нормами, а скорость изменяется по параболическому закону.

516