Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отсюда аналогично выводу для (11-16) находим:

21 ЛР*

(11-166)

А^э = ^ ------

21 рл

г1

Бтех случаях, когда в рабочем цикле имеют место участки, на которых самовентилируемый двигатель рабо­

тает с пониженной скоростью или вовсе останавливается,

7 1

 

 

П

 

2 j

fMi <

/ц=

так как участкам с пониженной угло-

i = 1

 

i =

1

< 1. Таким

вой

скоростью

соответствуют значения

образом,

в случае ухудшения теплоотдачи эквивалентные

потери мощности больше средних потерь. Это положение необходимо учитывать при выборе двигателей для регу­ лируемых электроприводов и в тех случаях, когда в ра­ бочем цикле имеют место периоды отключения двигателя от источника питания (со = 0 ), а также периоды разгона и торможения.

Необходимо обратить внимание на то, что условие (11-18) справедливо лишь в том случае, когда двигатель

работает

при температуре охлаждающей

среды 'О'оьр =

= 40°С,

установленной стандартом. Если

же темпера­

тура охлаждающей среды заметно отличается от указанной, то в метод средних потерь необходимо внести соответству­ ющие коррективы. Действительно, условием нормальной работы двигателя является

Ймакс === Йдоп,

где йЫакс 11 ^доп — соответственно максимальное и допус­ тимое значения температуры двигателя и его изоляции.

По определению т = — dox.,.

Тогда с учетом (11-15а) п (11-17) условие (11-18) может быть записано в виде

ДРср^ Д Р и 0до11—40ьб .

(11-18а)

Из полученного выражения следует, что при увеличе­ нии температуры охлаждающей среды необходимо сни­ жать потери мощности в двигателе, а значит, и нагрузку на его валу. При снижении же температуры охлаждающей среды допустимые нагрузки на валу двигателя возрастают. В частности, при йохл < 40° С в двигателе могут выде­

522


литьсяпотери мощности АР > АР,„ а значит, он может развивать момент и мощность больше соответствующих номинальных величин.

Метод эквивалентных (средних) потерь является уни­ версальным и наиболее точным методом проверки выбран­ ного двигателя по условиям его нагрева. Но оп не дает воз­ можности выбрать двигатель по нагрузочной диаграмме, так как для определения значения ДР ь соответствующего заданному значению мощности нагрузки P ci, необходимо знать параметры двигателя. Кроме того, этот метод не всегда удобен вследствие трудности расчета потерь мощ­ ности. Поэтому на практике используются другие методы оценки нагрева двигателя, которые позволяют выбрать его по нагрузочной диаграмме.

Методы эквивалентных тока, момента и мощности. Потери мощности в электрических двигателях опре­ деляются как сумма постоянных потерь /с и переменных потерь v — см. (10-2). Переменные потери двигателей пропорциональны квйдрату тока главной цепи — тока якоря для машин постоянного тока и токов статора и ротора для асинхронных машин. Таким образом, АР{ — к + + ун (/,//„)*• Тогда средние потери мощности за рабочий цикл равны:

а р'> - ь 1 Ар<‘‘= т Л к1>+

i =1 i= 1

С другой стороны, в соответствии с (11-18)

k -f- t ^ Itfi АРн — к -{-vH

Отсюда условие правильного выбора двигателя по его нагреву может быть сформулировано в виде

пли

I\tv

(11-19)

 

523

В левой части (11-19) стоит среднеквадратичный ток, эквивалентный действительному изменяющемуся во вре­ мени току но условиям нагрева, в связи с чем эту величину принято называть эквивалентным током, который опре­ деляется следующим образом:

/„ -

1 / ^ 2

т =

• (11-20)

С учетом (11-20)

неравенство (11-19) может быть также

записано

в виде

/э«£/н.

(11-19а)

 

 

Выбрать двигатель в соответствии с (11-19а) также нельзя. По этому условию можно лишь проверить выбран­ ный двигатель. Преимущество же его по сравнению с методом средних потерь заключается в том, что при известных значениях нагрузки на валу двигателя, как правило, проще определяются значения токов, чем соот­ ветствующие потери мощности.

Следует обратить внимание на то, что при выводе формул метода эквивалентного тока переменные потери принимались пропорциональными квадрату тока двига­ теля. Данное положение справедливо лишь в том случае, когда сопротивления главных цепей двигателей остаются неизменными в процессе работы, т. е. если в течение рабочего цикла нет переключения главных цепей, а асинх­ ронные двигатели с короткозамкнутым ротором, имеющим либо двойную белйчыо клетку, либо глубокие пазы, работают при приблизительно постоянной скорости, когда изменение скольжения, а следовательно, и частоты токов ротора не приводит к заметному изменению параметров роторной цепп вследствие эффекта вытеснения тока. Кроме того, этот метод не учитывает возможные изменения той части потерь, которая была принята постоянной, не зависящей от нагрузки. В действительности в ряде случаев при изменении скорости в широких пределах величина к может изменяться.

Однако с учетом указанных ограничений метод экви­ валентного тока может использоваться для проверки по условиям нагрева всех типов двигателей с достаточной для практики точностью.

На основании метода эквивалентного тока может быть сформулировано и другое условие оценки нагрева двига­

524


теля, а именно по величине эквивалентного момента. Дей­ ствительно, для двигателей постоянного тока независимого возбуждения магнитный поток часто остается практически постоянным независимо от изменения нагрузки и рав­ ным Ф„. Если в (11-20) обе части равенства умножить на величину /сФн, то

кФн1д — ма= у

- ^ 2 MUi' ( и - 2 1 )

i— 1

- .

i= l

где М э — развиваемый двигателем момент, эквивалентный по условиям нагрева действительному изменяющемуся во времени моменту и определяемый как среднеквадратич­ ная величина момента двигателя за рабочий цикл.

Условием правильного выбора двигателя аналогично

(11-19а) будет:

М В^ М В.

(11-22)

Метод эквивалентного момента позволяет выбрать двигатель по мощности. Действительно, если известны нагрузочная диаграмма М (t) и угловая скорость cd-l, то может быть найдена величина Р раоч — а следова­ тельно, и выбран двигатель по мощности

Рр а сч ===: РИ"

Необходимо подчеркнуть, что метод эквивалентного момента справедлив для двигателей постоянного тока, имеющих неизменный магнитный поток (Ф — Фн = const-), а также при ограничениях, указанных для метода экви­ валентного тока.

Метод эквивалентного момента применим и при выборе по мощности асинхронных двигателей в тех случаях, когда изменения нагрузки на валу соответствуют линейному участку механической характеристики, для которого согласно (2-57а) и (2-616) справедливо соотношение

м= М и12П2п.

Втех случаях, когда при изменении нагрузки на валу

двигателя его

скорость

меняется незначительно, т. е.

если можно принять:

 

 

© х

© а

© i ■ • * © п

© h j

то можно использовать еще один метод оценки нагрева двигателя — метод эквивалентной мощности. Если при указанном соотношении скоростей умножить правую и

525


левую часть (11-21) иа соп, то

 

Мэсо„==Рэ= ] / - | - 2 Mjffljfj =

] / - ! - PUu (И-23)

Цi=l

" i=1

где Рэ — мощность, развиваемая двигателем, эквивалент­ ная по условиям нагрева действительной изменяющейся во времени мощности и определяемая как среднеквадра­ тичная мощность двигателя за рабочий цикл.

Условие правильного выбора двигателя имеет вид:

Р э ^ Р п .

(11-24)

Очевидно, что метод эквивалентной мощности применим для выбора по мощпостп двигателей постоянного тока независимого возбуждения и асинхронных двигателей, если рабочему циклу соответствует работа на жестких естественных характеристиках. Чем выше модуль жест­ кости мехаппческпх характеристик, тем точнее осущест­ вляется выбор двигателя по методу эквивалентной мощ­ ности.

После того как двигатель выбран по каталогу на осно­ вании метода эквивалентной мощности или эквивалентного момепта, его необходимо проверить по условиям допусти­ мой максимальной нагрузки. Очевидно, что наибольший за рабочий цикл момент на валу двигателя Мнагр МП1!Сне должен превосходить величину наибольшего допустимого

момепта И/макС-доп для данного

типа

двигателя, т. е.

нагр.макс*

маис, доп-

(11-25)

Так, для асинхронных двигателей значение МмакС-ДОП берется из условия возможного снижения напряжения питающей сети до 0,9 номинального значения. Отсюда

4^макс.доп.а.д ^ 0 ,8 Л /К.

Значения М к приводятся в каталогах на асинхронные двигатели.

Максимальный момент синхронного двигателя обычно составляет (2,5 ч- 3,0) М п. За счет форсирования воз­ буждения двигателя эта величина может быть увеличена до

(3,5 ч- 4,0) М я.

Перегрузочная способность двигателей постоянного тока определяется условиями нормальной коммутации и, следовательно, допустимой перегрузкой по току якоря. Последняя заметно различается для двигателей различной

526


конструкции.

Так,

для

двигателей

общего назначения

/ я макс.лоп/Ai —

2,5,

а для

двигателей

с гладким

якорем

-^я.макс.допА/и =

С -5- 8. Перегрузочная

способность

также

зависит от скорости: с ростом скорости допустимая ве­ личина тока якоря снижается. Следует также отметить, что значение наибольшего допустимого момента двигате­ лей постоянного тока в значительной степени зависит от типа системы возбуждения. При одинаковой допусти­ мой перегрузке по току перегрузочная способность дви­ гателей последовательного и смешанного возбуждения выше, чем двигателей независимого возбуждения, что объясняется ростом потока при увеличении тока якоря.

Предварительный выбор двигателя по мощности. Мето­ ды эквивалентных момента и мощности справедливы при ограниченных условиях и не для всех типов двига­ телей. Кроме того, в ряде случаев вид нагрузочной диа­ граммы определяется не только статическими нагрузками, обусловленными спецификой технологического процесса производственного механизма, по и динамическими нагруз­ ками, которые в значительной мере зависят от инерцион­ ных масс системы электропривода, причем, как правило, от момента инерции самого двигателя. При этих условиях действительная нагрузочная диаграмма до выбора двига­ теля не может быть построена.

Во всех указанных случаях возникает задача предва­ рительного выбора двигателя по мощности с последую­ щей его проверкой по условиям нагрева и допустимой максимальной нагрузки.

Предварительный выбор двигателя по мощности может быть выполнен на основании средних за рабочий цикл вели­ чин момента и мощности статической нагрузки, а именно

71

 

. 7¥н^ Л 3/¥с.ср = - ^ 2

M cilu

(И-26)

 

i=l

 

 

 

 

 

 

P n ^ ^ P o . c ^ ^ ^ P o i t i ,

(11-27)

 

г—1

 

 

где

M ch PCl — момент и мощность статической на­

 

грузки, соответствующие t-му-участ-

 

ку рабочего цикла нагрузочной диа­

 

граммы;

двигателя

на г-м

 

— время работы

 

участке;

 

 

527