Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По известному моменту инерции движущейся системы

лифта может быть построен график / ^ ( i ) , так как

производная скорости по времени известна. Известен также и график статического момента М а от времени. Таким образом, имеются все данные для построения гра­ фика М (t), так как

На основании графиков М (г) и со (() можно построить зависимость Р (t), так как Р = М со, и далее перейти к выбору двигателя по мощности, если по той же методике будут построены нагрузочные графики для других участ­ ков движения кабины лифта.

11-4. ВЫБОР ДВИГАТЕЛЕЙ ПО МОЩНОСТИ . ПРИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОМ РЕЖИМЕ РАБОТЫ

Если при продолжительном режиме работы мощность Р, которой должен быть нагружен двигатель, не изменяется (рис. 11-4, а), то должен быть выбран двигатель с номи­ нальной мощностью Рн, равной мощности нагрузки. Если же такого двигателя нет, то выбирается двигатель на бли­ жайшую большую номинальную мощность. Таким обра­ зом, при постоянной нагрузке на валу двигателя его мощ­ ность выбирается в соответствии с соотношением

Р я ^ Р .

(И-9)

Если при продолжительном режиме работы нагрузка на валу двигателя не остается постоянной, а периоди­ чески изменяется, как это показано, например, на рис. 11-6, то в этом случае также периодически будут изменяться потери в двигателе и как следствие его температура. На рис. 11-6 показан примерный график изменения пре­ вышения температуры двигателя для рассматриваемого случая. В соответствии с (11-5) при увеличении потерь мощности температура растет, а при их снижении — умень­ шается. При достаточно большом числе циклов работы электропривода q, когда qtn > АТа (где гц — время цикла, работы; Тп — постоянная времени нагрева двигателя), график температуры также повторяется и температура

517


двигателя в начале и конце цикла оказывается одииако-

И011, Т. С. Т'нщ! д = = Т ц ц.

Для рассматриваемого графика пзмеишшя нагрузки, когда рабочий цикл состоит из п участков, на каждом из которых нагрузка, а значит, п потери в двигателе

Рпс. 11-6. Нагрузочная диаграмма и диаграммы изменения потерь мощности п превышения температуры дпнгателл при продолжительном режиме работы п периодически изменяющейся пагрузке.

постоянны, превышение температуры двигателя на любом участке может быть определено на основапип (Л-5)

Т; = Туст;(1 —е

I П) _Ь'ГНаЧ|е

, Т , , 1

(Л-10)

где туст{ = APJA — установившееся значение

превыше­

ния

температуры,

соответствующее

потерям мощности APt на г-м участке нагрузочной диаграммы;

тнач г — значение превышения температуры в начале i-ro участка нагрузочной диаграммы.

Из рис. 11-6 также следует, что конечная температура двигателя на одном участке является начальной для сле­

518

дующего, т. е. тк; = тнач (i+1). Учитывая это соотношение, можно записать:

4<ki = Туст1 (1 — е

^ ") 4” ^нач.ц®

^ 11!

Тка =

Туст2 (1 - е ~ 'з/ ’r ,0

+

!в~'а /Т";

 

 

 

 

 

( 1 1 - 1 1 )

Тк; =

-гуот; ( 1 — е

V T " )

+

TK(i_1)e

'*/Г н;

Тк„ =

^уст и (1 — е

 

 

4-'Сц(11_1)б■ ,п/3и

Если в этой системе уравнений и склю чи ть значения превышения температуры в конце каждого промежуточ­ ного участка при i < /?., то можно найти значение превы­ шения температуры в койце рабочего цикла

 

 

/

_

 

 

 

(

-

.libi']

_

 

Ткд =

'fyCTji

'1

е

 

4" %СТ(п-1)

'1

е

' е

11 “)"•••

 

 

 

 

 

'n

+

' / i - l +

'-' +

'i+ l

 

 

 

+

Тус т г \ 1

- е

и ' е

 

 

 

 

 

+ -

 

 

 

 

 

 

 

 

'п + 4_г+ ■■■+', + 'а

 

 

• •• +

tycTi VI е

") е

 

 

 

и

 

4 -

 

 

 

 

 

 

,п + *п-1 + - + ,2 + <1 ■

 

 

 

 

 

Ч^нач.ц6

 

11

 

=

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

г

 

 

 

 

 

 

 

,

 

,

-

V

/ .

 

 

 

 

 

п

 

 

,

ц

—О

 

 

 

 

 

 

(

 

__J. | _____ !__

 

 

 

 

=

Е ТУС* М

-

е Т*‘ е

 

Т“

+

W u® ” 'ц/Тн.

 

 

i = 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывая,

что

т11ач#ц = тк.ц = тК;(,

находим:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Е

Тустг '1 —е

 

’Г'

 

 

 

 

 

’Т'К.ц —г= 1

 

 

 

 

 

 

( 11- 12)

 

 

 

 

 

 

1 — е

1

 

 

 

 

 

Если <ц мало по сравнению с Тю т. е. если tn/Ta

1,

а'значит, тем более t-JTH

1

и (/„ — Е t \ (

Тя

1, то,

использовав

 

разложение

в

ряд

Маклорена е х = 1 —

519



<jj £-2

— lT+ Щ— • • • п ограничившись в нем лишь двумя нер-

выми членами вследствие малости всех последующих, можно найти:

71

VI TycTt*i

 

Т-к.ц ; i—1

Ти

(11-13)

2

Л

 

 

Та

 

г = 1

Отсюда значение превышения температуры в конце рабочего цикла определяется как среднее арифметическое значение превышения температуры в конце каждого рабо­ чего участка

_ 1 V

rycTiti-

(11-14)

Ък-ц—иг Zi

i= 1

 

 

Нетрудно видеть, что при

рассматриваемом

графике

рабочего цикла любой из рабочих участков может быть принят за начальный, т. е. при принятых допущениях значение тгк ц, определяемое по (11-14), по-существу является средним значением превышения температуры двигателя за цикл. Действительно, полученный результат не зависит от того, какой участок рабочего цикла выбран в качестве начального (г = 1) п какой конечного (i — п): участок с Аммане или с ДРЫ1Ш.

Если в (11-13) заменить значения туст; в соответствии с (11-6), то

Тк.1

1 V

X

(11-15)

АН .'-1 At,,

A PJ;

т. е. среднее превышение температуры двигателя за рабо­ чий цикл определяется средним значением потерь мощности за цикл. На основании этого положения может быть сделан важный практический вывод: для определения среднего значения превышения температуры двигателя при пере­ менной нагрузке необходимо знать средние потери за цикл. В этом смысле средние потери оказываются экви­ валентными переменным потерям, под действием которых происходит действительный нагрев двигателя.

На этих положениях базируется весьма важный метод проверки теплового режима двигателя, а также (как будет показано в дальнейшем) и методы выбора двигателя

520


по мо’щности, а именно метод эквивалентных средних потерь мощности. Из (11-15) следует:

где

Тк.ц= АРср/А,

 

(11-15а)

 

П

 

 

 

 

 

 

 

АРс»

=

Ы

(И -16)

 

i= l

 

 

С другой стороны, в номинальном продолжительном

режиме работы

двигателя

 

 

 

’ *

тдоп = ДРн/Ав.

 

'(И-17)

Критерием правильного выбора двигателя является

условие

 

 

 

 

 

1к.ц ^

ьдоп*

 

 

Подставляя сюда (11-15а) и (11-16), находим:

 

где

Д Т *0 р ^

Д -P jl!

 

(11-18)

 

 

 

 

д р

_ _ А -Pi h ~hА Р 2^-2 Ч~- ■ • ~ЬА Р n t n

(11-16а)

 

 

 

 

Таким образом, двигатель

работает, не перегреваясь

выше допустимой температуры, если средняя величина потерь мощности за рабочий цикл равна или не превы­ шает потери мощности, выделяющиеся в двигателе при работе его с номинальной нагрузкой, т. е. когда его скорость равна номинальной и он развивает номиналь­ ную мощность (соответственно номинальный момент).

Следует обратить внимание на то, что при определении среднего значения превышения температуры по (11-14)

принято,

что условия нагрева и охлаждения двигателя

в течение

рабочего цикла остаются неизменными, т. е.

А = А ц =

const, где А а — теплоотдача

двигателя при

работе его с поминальной скоростью. Если

же в процессе

работы теплоотдача для разных участков рабочего цикла

изменяется, то, заменяя в (11-13) ТуСТ{

по (11-6) и Та по

(11-7), находим:

П

 

 

 

 

 

 

 

 

APihAi

2 APi к

 

 

A f i

 

Т-к.ц

г = 1

г= 1 ______

(11-13а)

п

п

' >

 

У tjd i

А и 2

Р А

 

 

г —1

 

 

 

где Р; = Ai/AB — коэффициент

изменения

теплоотдачи.

521