Файл: Организация и планирование кредита учебник для учет.-кредит. техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
В истекшем пятилетии улучшилось использование общего сударственного ссудного фонда и оборотных средств. Об этом свидетельствует ускорение оборачиваемости оборотных средств в промышленности и сокращение сроков возврата кредита.
Необходимо и далее |
повышать роль кредитных отношений»'. |
||||||
Планирование |
собственных оборотных |
средств. Оборотные |
|||||
средства |
предприятий |
подразделяются |
на |
нормируемые и |
|||
ненормируемые. |
К нормируемым |
оборотным |
средствам |
от |
|||
носятся |
производственные запасы |
сырья, |
материалов, |
полу |
фабрикатов, незавершенного производства, топлива, тары, мало денного инвентаря, запасных частей, кормов (в совхозах), гото вая продукция на складах предприятий, затраты будущих пери
одов, а |
к ненормируемым |
— средства в расчетах в |
форме раз |
личных |
статей дебиторской задолженности, готовая |
продукция |
|
и товары, отгруженные |
покупателям. |
|
Важным элементом планирования оборотных средств яв ляется установление нормативов. Норматив оборотных средств предприятия зависит от объема производства и услуг, реализа ции товаров, объема затрат на производство продукции, разме ров транспортных и других расходов по доставке, хранению и реализации, норм запасов (в днях) отдельных видов товарноматериальных ценностей.
Нормы запасов по отдельным видам товарно-материальных ценностей исчисляются с учетом длительности производствен ного цикла, периодичности залуска материалов в производство,
отдаленности |
поставщиков |
от |
потребителей, |
условий |
снабже |
|||
ния |
и сбыта, |
условий |
перевозок |
(вид |
транспорта, регулярность |
|||
его |
работы, скорость |
перевозок), а |
также |
системы |
и формы |
|||
расчетов, которые влияют |
на скорость документооборота. |
Следовательно, размер необходимых предприятию нормати вов запасов товарно-материальных ценностей в конечном итоге определяется объемом затрат на производство, структурой этих затрат и скоростью оборота средств.
На нормы запасов оказывает влияние ряд факторов. Так, по материальным ценностям нормы находятся в прямой зависи мости от интервалов времени между поставками, от дальности, длительности и вида транспортировки, от условий и времени пе редачи материалов (сырья) в переработку и некоторых других условий. Нормы по незавершенному производству зависят в первую очередь от длительности производственного цикла, структуры затрат на изготовление отдельных видов изделий, их трудоемкости, а нормы по готовой продукции — в основном от характера производства, от связанного с этим временем подго товки продукции к отгрузке и способа расчетов за нее.
Нормативы устанавливаются по отдельным элементам обо ротных средств, перечень которых применительно к различным
і Материалы XXIV съезда КПСС. Политиздат, 1971, с. 171.
отраслям хозяйства может расширяться или сокращаться. Глав ными элементами планирования нормативов в промышленности являются: сырье, основные материалы, покупные полуфабри каты, комплектующие изделия; вспомогательные материалы; топливо; тара, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы; запасные части; незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления; расходы будущих периодов; готовые изделия на складе.
Решения партии обязывают добиваться того, чтобы нормиро вание опиралось на задания народнохозяйственного плана и обеспечивало наиболее эффективное использование материаль ных и финансовых ресурсов, а также чтобы оно осуществлялось непосредственно на предприятиях и в организациях в соответ ствии со сметами затрат на производство, с нормами расходов и запасов товарно-материальных ценностей, условиями матери ально-технического снабжения и сбыта продукции.
Правильное определение экономически обоснованных норма тивов имеет большое значение для установления экономически целесообразного (оптимального) соотношения между собствен ными и заемными средствами. Если, к примеру, нормативы для предприятия завышены, то предприятие не прибегает к кре дитной помощи, так как оно располагает «излишним запасом» собственных средств.
Если, к примеру, нормативы собственных оборотных средств недостаточны, т. е. не соответствуют плановым нормам запа сов или затрат на производство, выраженных в деньгах, то предприятие сразу обратится в банк за компенсацией недоста ющих оборотных средств, хотя эта потребность является не вре менной, а постоянной.
Источники образования собственных оборотных средств.
Собственные оборотные средства образуются за счет разных источников (размер и виды их устанавливаются в балансах до ходов и расходов предприятий). К ним относятся: накопления данного предприятия; накопления других предприятий того же министерства (ведомства); средства бюджета.
Развитие социалистической экономики в новых условиях хо зяйствования характеризуется увеличением доли собственных накоплений в формировании средств предприятий и сокраще нием доли бюджетных средств. Это является показателем роста социалистических накоплений в хозяйстве, повышения рента бельности предприятий и роли прибыли как экономического стимула развития производства.
Для того чтобы определить, какие источники должны сфор мировать оборотные средства предприятия в данном планируе мом периоде, устанавливается общий размер потребных пред приятию средств, фактическое наличие собственных средств и устойчивых пассивов, приравненных к собственным средствам ^переходящая задолженность рабочим и служащим по заработ-
ной плате; авансы, получаемые по закону, и т. д.). Затем опре деляется, какая сумма собственных накоплений может быть об ращена на покрытие потребности в оборотных средствах, учиты ваются размер прироста устойчивых пассивов и накопления других предприятий своей системы, которые могут поступать в порядке перераспределения. И только после этого в случае не достатка указанных источников в финансовом плане предусмат ривается пополнение за счет средств бюджета.
Практически в финансовых планах тех предприятий, которые в свое время были наделены оборотными средствами, допуска ется лишь изменение на планируемый период собственных обо ротных средств и источников их образования (прирост или сни жение).
Важную роль в правильном и своевременном наделении обо ротными средствами предприятий играет система управления этими средствами и маневрирования ими. Управление оборот ными средствами основано на принципе полной самостоятель ности и ответственности хозяйственных организаций за состоя ние выделенных государством в их распоряжение оборотных средств и возможности в определенных (установленных зако ном) границах маневрирования этими средствами внутри дан ного структурного подразделения хозяйства (министерства, ве домства, управления, объединения).
Министерства и ведомства имеют право: устанавливать раз мер оборотных средств в целом и по укрупненным нормативам; изменять нормативы в соответствии с изменениями хозяйствен ных планов (в пределах нормативов данного хозяйственного подразделения); перераспределять между предприятиями излиш ки собственных оборотных средств, выявившиеся после утверж дения годовых отчетов; перераспределять между предприятиями и организациями собственные оборотные средства, предусмот ренные планом на прирост оборотных средств, покрытие плано вых убытков и на другие цели с учетом хода выполнения плана накоплений. Кроме того, министерствам и ведомствам разре шено создавать резерв для оказания предприятиям и организа циям финансовой помощи в размере, не превышающем 3% об щей суммы норматива собственных оборотных средств данной хозяйственной системы и 50% сверхплановой прибыли, остаю щейся в распоряжении предприятий.
Для предприятий и хозяйственных организаций, переведен
ных на |
новую |
систему |
планирования |
и экономического |
стиму |
|||||||
лирования, |
введены |
предельные нормы |
отчислений от |
прибыли |
||||||||
в резерв министерств и ведомств. Так, по предприятиям |
маши |
|||||||||||
ностроения |
эта |
норма |
составляет 1,7%, |
легкой |
промышленно |
|||||||
сти — 3, |
пищевой, |
мясной и |
молочной — 2, |
по |
предприятиям |
|||||||
транспорта |
и связи |
— 1 %. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Министерства и |
ведомства |
могут |
давать |
банкам |
поручения |
|||||||
на бесспорное |
взыскание с расчетных |
счетов |
предприятий |
и ор- |
ганизаций средств, предусмотренных к изъятию в порядке пере распределения по финансовым планам, излишков собственных оборотных средств по годовым отчетам, а также средств, полу ченных ими в порядке временной финансовой помощи и не воз вращенных в установлёный срок. В случае необходимости по согласованию с конторами Государственного банка министер ства и ведомства разрешают перевод средств на цели, преду смотренные решениями правительства, и, кроме того, могут вы давать учреждениям банка гарантийные обязательства о пога шении в установленные сроки ссуд, полученных предприятиями
иорганизациями.
3.Банковский контроль за сохранностью
ииспользованием оборотных средств
Учреждения Госбаніка в процессе кредитования и осуществ ления расчетов ведут контроль за сохранностью, правильным использованием и перераспределением оборотных средств. Такой контроль всегда занимал центральное место в кредитных отно шениях банка с хозяйством. После проведения кредитной ре формы 1930—1932 гг. прямой банковский кредит стал предостав ляться при наличии у кредитуемого предприятия собственных средств в размерах, соответствующих плану.
В дальнейшем порядок кредитования совершенствовался в направлении все более строгой зависимости условий кредитова ния от сохранности собственных оборотных средств.
Кредитование предприятий и хозяйственных организаций, выполняющих планы реализации и накоплений, но допустивших образование недостатка собственных оборотных средств не по своей вине (например, из-за несвоевременного перевода средств на покрытие плановых убытков или на прирост нормативов, не правомерного изъятия собственных оборотных средств финансо выми органами или вышестоящим хозяйственным звеном), Гос банк производит под гарантию вышестоящей организации.
Требование о представлении гарантийного письма в пределах суммы недостатка собственных оборотных средств предъявля ется отделением Госбанка непосредственно кредитуемой хозяй ственной организации. Если в срок до 30 дней гарантия не бу дет представлена или она не может быть принята ввиду не реальности оплаты обязательств по ней, учреждение банка имеет право прекратить кредитование хозяйственной организации.
В процессе контроля за состоянием собственных оборотных средств кредитуемых предприятий учреждения банка проверяют:
соответствие размера собственных оборотных средств пла новым потребностям хозяйственного оборота (на основе ежеме сячного анализа отчетных балансов предприятий);
последующее изменение размера собственных средств в ре зультате изменения объема и условий производства и реализа-