Файл: Организация и планирование кредита учебник для учет.-кредит. техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В истекшем пятилетии улучшилось использование общего­ сударственного ссудного фонда и оборотных средств. Об этом свидетельствует ускорение оборачиваемости оборотных средств в промышленности и сокращение сроков возврата кредита.

Необходимо и далее

повышать роль кредитных отношений»'.

Планирование

собственных оборотных

средств. Оборотные

средства

предприятий

подразделяются

на

нормируемые и

ненормируемые.

К нормируемым

оборотным

средствам

от­

носятся

производственные запасы

сырья,

материалов,

полу­

фабрикатов, незавершенного производства, топлива, тары, мало­ денного инвентаря, запасных частей, кормов (в совхозах), гото­ вая продукция на складах предприятий, затраты будущих пери­

одов, а

к ненормируемым

— средства в расчетах в

форме раз­

личных

статей дебиторской задолженности, готовая

продукция

и товары, отгруженные

покупателям.

 

Важным элементом планирования оборотных средств яв­ ляется установление нормативов. Норматив оборотных средств предприятия зависит от объема производства и услуг, реализа­ ции товаров, объема затрат на производство продукции, разме­ ров транспортных и других расходов по доставке, хранению и реализации, норм запасов (в днях) отдельных видов товарноматериальных ценностей.

Нормы запасов по отдельным видам товарно-материальных ценностей исчисляются с учетом длительности производствен­ ного цикла, периодичности залуска материалов в производство,

отдаленности

поставщиков

от

потребителей,

условий

снабже­

ния

и сбыта,

условий

перевозок

(вид

транспорта, регулярность

его

работы, скорость

перевозок), а

также

системы

и формы

расчетов, которые влияют

на скорость документооборота.

Следовательно, размер необходимых предприятию нормати­ вов запасов товарно-материальных ценностей в конечном итоге определяется объемом затрат на производство, структурой этих затрат и скоростью оборота средств.

На нормы запасов оказывает влияние ряд факторов. Так, по материальным ценностям нормы находятся в прямой зависи­ мости от интервалов времени между поставками, от дальности, длительности и вида транспортировки, от условий и времени пе­ редачи материалов (сырья) в переработку и некоторых других условий. Нормы по незавершенному производству зависят в первую очередь от длительности производственного цикла, структуры затрат на изготовление отдельных видов изделий, их трудоемкости, а нормы по готовой продукции — в основном от характера производства, от связанного с этим временем подго­ товки продукции к отгрузке и способа расчетов за нее.

Нормативы устанавливаются по отдельным элементам обо­ ротных средств, перечень которых применительно к различным

і Материалы XXIV съезда КПСС. Политиздат, 1971, с. 171.


отраслям хозяйства может расширяться или сокращаться. Глав­ ными элементами планирования нормативов в промышленности являются: сырье, основные материалы, покупные полуфабри­ каты, комплектующие изделия; вспомогательные материалы; топливо; тара, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы; запасные части; незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления; расходы будущих периодов; готовые изделия на складе.

Решения партии обязывают добиваться того, чтобы нормиро­ вание опиралось на задания народнохозяйственного плана и обеспечивало наиболее эффективное использование материаль­ ных и финансовых ресурсов, а также чтобы оно осуществлялось непосредственно на предприятиях и в организациях в соответ­ ствии со сметами затрат на производство, с нормами расходов и запасов товарно-материальных ценностей, условиями матери­ ально-технического снабжения и сбыта продукции.

Правильное определение экономически обоснованных норма­ тивов имеет большое значение для установления экономически целесообразного (оптимального) соотношения между собствен­ ными и заемными средствами. Если, к примеру, нормативы для предприятия завышены, то предприятие не прибегает к кре­ дитной помощи, так как оно располагает «излишним запасом» собственных средств.

Если, к примеру, нормативы собственных оборотных средств недостаточны, т. е. не соответствуют плановым нормам запа­ сов или затрат на производство, выраженных в деньгах, то предприятие сразу обратится в банк за компенсацией недоста­ ющих оборотных средств, хотя эта потребность является не вре­ менной, а постоянной.

Источники образования собственных оборотных средств.

Собственные оборотные средства образуются за счет разных источников (размер и виды их устанавливаются в балансах до­ ходов и расходов предприятий). К ним относятся: накопления данного предприятия; накопления других предприятий того же министерства (ведомства); средства бюджета.

Развитие социалистической экономики в новых условиях хо­ зяйствования характеризуется увеличением доли собственных накоплений в формировании средств предприятий и сокраще­ нием доли бюджетных средств. Это является показателем роста социалистических накоплений в хозяйстве, повышения рента­ бельности предприятий и роли прибыли как экономического стимула развития производства.

Для того чтобы определить, какие источники должны сфор­ мировать оборотные средства предприятия в данном планируе­ мом периоде, устанавливается общий размер потребных пред­ приятию средств, фактическое наличие собственных средств и устойчивых пассивов, приравненных к собственным средствам ^переходящая задолженность рабочим и служащим по заработ-



ной плате; авансы, получаемые по закону, и т. д.). Затем опре­ деляется, какая сумма собственных накоплений может быть об­ ращена на покрытие потребности в оборотных средствах, учиты­ ваются размер прироста устойчивых пассивов и накопления других предприятий своей системы, которые могут поступать в порядке перераспределения. И только после этого в случае не­ достатка указанных источников в финансовом плане предусмат­ ривается пополнение за счет средств бюджета.

Практически в финансовых планах тех предприятий, которые в свое время были наделены оборотными средствами, допуска­ ется лишь изменение на планируемый период собственных обо­ ротных средств и источников их образования (прирост или сни­ жение).

Важную роль в правильном и своевременном наделении обо­ ротными средствами предприятий играет система управления этими средствами и маневрирования ими. Управление оборот­ ными средствами основано на принципе полной самостоятель­ ности и ответственности хозяйственных организаций за состоя­ ние выделенных государством в их распоряжение оборотных средств и возможности в определенных (установленных зако­ ном) границах маневрирования этими средствами внутри дан­ ного структурного подразделения хозяйства (министерства, ве­ домства, управления, объединения).

Министерства и ведомства имеют право: устанавливать раз­ мер оборотных средств в целом и по укрупненным нормативам; изменять нормативы в соответствии с изменениями хозяйствен­ ных планов (в пределах нормативов данного хозяйственного подразделения); перераспределять между предприятиями излиш­ ки собственных оборотных средств, выявившиеся после утверж­ дения годовых отчетов; перераспределять между предприятиями и организациями собственные оборотные средства, предусмот­ ренные планом на прирост оборотных средств, покрытие плано­ вых убытков и на другие цели с учетом хода выполнения плана накоплений. Кроме того, министерствам и ведомствам разре­ шено создавать резерв для оказания предприятиям и организа­ циям финансовой помощи в размере, не превышающем 3% об­ щей суммы норматива собственных оборотных средств данной хозяйственной системы и 50% сверхплановой прибыли, остаю­ щейся в распоряжении предприятий.

Для предприятий и хозяйственных организаций, переведен­

ных на

новую

систему

планирования

и экономического

стиму­

лирования,

введены

предельные нормы

отчислений от

прибыли

в резерв министерств и ведомств. Так, по предприятиям

маши­

ностроения

эта

норма

составляет 1,7%,

легкой

промышленно­

сти — 3,

пищевой,

мясной и

молочной — 2,

по

предприятиям

транспорта

и связи

1 %.

 

 

 

 

 

 

 

Министерства и

ведомства

могут

давать

банкам

поручения

на бесспорное

взыскание с расчетных

счетов

предприятий

и ор-


ганизаций средств, предусмотренных к изъятию в порядке пере­ распределения по финансовым планам, излишков собственных оборотных средств по годовым отчетам, а также средств, полу­ ченных ими в порядке временной финансовой помощи и не воз­ вращенных в установлёный срок. В случае необходимости по согласованию с конторами Государственного банка министер­ ства и ведомства разрешают перевод средств на цели, преду­ смотренные решениями правительства, и, кроме того, могут вы­ давать учреждениям банка гарантийные обязательства о пога­ шении в установленные сроки ссуд, полученных предприятиями

иорганизациями.

3.Банковский контроль за сохранностью

ииспользованием оборотных средств

Учреждения Госбаніка в процессе кредитования и осуществ­ ления расчетов ведут контроль за сохранностью, правильным использованием и перераспределением оборотных средств. Такой контроль всегда занимал центральное место в кредитных отно­ шениях банка с хозяйством. После проведения кредитной ре­ формы 1930—1932 гг. прямой банковский кредит стал предостав­ ляться при наличии у кредитуемого предприятия собственных средств в размерах, соответствующих плану.

В дальнейшем порядок кредитования совершенствовался в направлении все более строгой зависимости условий кредитова­ ния от сохранности собственных оборотных средств.

Кредитование предприятий и хозяйственных организаций, выполняющих планы реализации и накоплений, но допустивших образование недостатка собственных оборотных средств не по своей вине (например, из-за несвоевременного перевода средств на покрытие плановых убытков или на прирост нормативов, не­ правомерного изъятия собственных оборотных средств финансо­ выми органами или вышестоящим хозяйственным звеном), Гос­ банк производит под гарантию вышестоящей организации.

Требование о представлении гарантийного письма в пределах суммы недостатка собственных оборотных средств предъявля­ ется отделением Госбанка непосредственно кредитуемой хозяй­ ственной организации. Если в срок до 30 дней гарантия не бу­ дет представлена или она не может быть принята ввиду не­ реальности оплаты обязательств по ней, учреждение банка имеет право прекратить кредитование хозяйственной организации.

В процессе контроля за состоянием собственных оборотных средств кредитуемых предприятий учреждения банка проверяют:

соответствие размера собственных оборотных средств пла­ новым потребностям хозяйственного оборота (на основе ежеме­ сячного анализа отчетных балансов предприятий);

последующее изменение размера собственных средств в ре­ зультате изменения объема и условий производства и реализа-