Файл: Организация и планирование кредита учебник для учет.-кредит. техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

портные, торговые и другие хозяйственные звенья (хозорганы) в областях, краях и автономных республиках, которые дают со­ ответствующим учреждениям Госбанка СССР кредитные заявки.

Основой кредитных заявок хозорганов служат плановые рас­ четы по объему средств, необходимых для проведения капиталь­ ных вложений предприятий, совхозов, колхозов, межколхозных организаций, потребительской кооперации и других заемщиков. При этом размер кредита на затраты по внедрению новой тех­ ники, расширению производства товаров народного потребления, киносети и на другие нецентрализованные капитальные вложе­ ния определяется только под окупающиеся в течение определен­ ного срока мероприятия и с учетом проектируемого объема нецентрализованных капитальных вложений и собственных средств (фондов), направляемых на эти цели.

Учреждения Госбанка при составлении кредитного плана должны:

обеспечивать повышение роли долгосрочного кредита в уско­ рении технического прогресса в промышленности, сельском хо­ зяйстве, транспорте и связи и в организации производства по выпуску товаров народного потребления, воздействовать на вы­ бор наиболее эффективных объектов строительства и техниче­ ского перевооружения производства;

систематически изучать эффективность затрат на мероприя­ тия по внедрению новой техники и механизации производствен­ ных процессов, а также на организацию производства товаров народного потребления;

содействовать кредитом дальнейшему росту сельскохозяй­ ственного производства на базе интенсификации и специализа­ ции его отраслей и повышению эффективности капитальных вложений;

изучать технико-экономические показатели объектов строи­ тельства, осуществляемого с участием кредита банка; выявлять возможности сокращения сроков строительства, ускорения ввода в действие строящихся объектов, добиваться быстрейшего освое­ ния проектных мощностей, достижения технико-экономических показателей, заложенных в проектно-сметной документации;

принимать меры к концентрации капитальных вложений на пусковых стройках и объектах, сокращению числа одновременно строящихся объектов; разрабатывать предложения по значи­ тельному сокращению объемов незавершенного строительства, снижению запасов неустановленного и излишнего оборудования, выявлять возможности увеличения ресурсов за счет вовлечения

в

хозяйственный оборот

неиспользуемых

запасов оборудования

и

товарно-материальных

ценностей, восстановления средств,

отвлеченных на цели, не предусмотренные

планом;

проводить мероприятия по максимальной мобилизации ре­ сурсов, направляемых на капитальные вложения, а также по эффективному их использованию;


содействовать расширению практики расчетов между заказ­ чиками и подрядными строительными организациями за пол­ ностью законченные строительством объекты или этапы работ без промежуточных платежей;

осуществлять контроль за своевременностью проведения расчетов за выполненные работы и материальные ценности по кредитуемым объектам, а также за возвратом кредитов в уста­ новленные сроки; проводить совместно с хозорганами мероприя­ тия по предотвращению образования неплатежей поставщикам, подрядчикам и Госбанку по ссудам.

Учреждениям банка необходимо систематически повышать уровень экономического обоснования планов долгосрочного кре­ дитования капитальных вложений и других затрат капитального характера.

Особо важная роль в разработке проектов плана долгосроч­ ного кредитования принадлежит республиканским (союзных республик) конторам Госбанка. Они составляют проекты планов по хозяйству республики и представляют их на рассмотрение Советов Министров союзных республик, которые затем после одобрения проектировок вносят их на рассмотрение Правления Госбанка СССР. Степень участия предприятий и низовых учреж­ дений банка (отделений) в составлении кредитных заявок опре­ деляется их вышестоящими органами.

На республиканские конторы Госбанка и отраслевые управ­ ления (отделы) Правления Госбанка возлагается: проверка правильности размеров заявленной потребности в кредитах; увязка их с народнохозяйственным планом капитальных вложе­ ний, материально-технического снабжения и финансирования; технико-экономическое обоснование хозяйственной целесообраз­ ности и экономической эффективности нового строительства, реконструкции действующих объектов и сооружений, модер­ низации оборудования и других затрат капитального харак­ тера; полнота определения размера собственных средств, используемых на осуществление данного мероприятия; обосно­ ванность планирования кредитов на вновь начинаемые меро­ приятия.

Наряду с этим республиканские конторы и отраслевые управ­ ления (отделы) Правления Госбанка разрабатывают предло­ жения по более экономному использованию ресурсов, ликвида­ ции недостатков, выявленных в процессе кредитования и осуще­ ствления контроля за ходом строительства, внедрения новой тех­ ники, расширения производства товаров народного потребления.

Составной частью плана долгосрочного кредитования яв­ ляется планирование ресурсов.

Источниками для долгосрочного кредитования служат сред­ ства:

фонда долгосрочного кредитования, поступающие от воз­ врата долгосрочных ссуд;


на счетах в Госбанке по фонду развития производства пред­ приятий, на счетах неделимых фондов колхозов и других фон­ дов кредитуемых предприятий в размере их прироста за данный год;

союзного бюджета на пополнение фонда долгосрочного кре­ дитования;

бюджетов союзных республик, выделяемые на частичную оплату стоимости домов, передаваемых переселенцам.

Поскольку средства, поступающие от возврата ссуд, являют­ ся одним из основных источников предоставления новых креди­ тов, Госбанк придает большое значение работе по обеспечению своевременного возврата ранее выданного кредита. Средства, поступающие в погашение ссуд, планируются исходя из имею­ щихся у банка срочных обязательств заемщиков. В этих целях учреждения банка ежегодно не позднее 10 января извещают ссудополучателей о сроках и размерах платежей, подлежащих погашению в данном году. При определении суммы погашения ссуд конторы Госбанка должны учесть предоставленную хозяй­ ству отсрочку платежей по ссудам в части, относящейся к пла­ нируемому году.

Размеры погашения ссуд на внедрение новой техники, рас­ ширение производства товаров народного потребления и быто­ вых услуг, предоставляемых населению, планируются с учетом сроков ввода в действие объектов в эксплуатацию.

О запланированных объемах возврата ссуд конторы Гос­ банка сообщают финансовым органам для учета при распреде­ лении прибыли предприятия по соответствующим направлениям с тем, чтобы прибыль, подлежащая использованию для погаше­ ния ссуд банка, получила отражение в расходной части финан­ сового плана.

На основе материалов республиканских контор Госбанка и отраслевых управлений Правления Госбанка, а также проекти­ ровок народнохозяйственного плана и государственного бюд­ жета составляется сводный план долгосрочного кредитования, который имеет следующую структуру:

Источники

средств

Направление

средств

 

 

(поступление

средств)

(выдача

кредита)

 

 

1. Средства Госбанка

1. Государственным

предприятиям

Возврат заемщиками ранее по-

всех отраслей хозяйства на ка­

лученных ссуд

 

питальные

вложения, осуществ­

 

 

ляемые с участием кредита но

 

 

внедрению

новой

техники,

орга­

 

 

низации

и

расширению

произ­

 

 

водства товаров

народного

по­

 

 

требления,

строительству

киноте­

 

 

атров и другие цели

 

 


2. Средства хозяйства Прирост остатков средств фонда

развития на счетах в Госбанке

СССР

Прирост остатков средств на счетах колхозов, межколхоз­ ных предприятий и организа­ ций потребительской коопера­ ции в Госбанке СССР по ка­ питальным вложениям

3. Средства союзного бюджета Из них:

на увеличение фонда долгосроч­ ного кредитования

на временное подкрепление кре­ дитных ресурсов

4.Средства бюджетов союзных рес­ публик

В с е г о

Продолжение

2. Колхозам

3.Межколхозным предприятиям и

организациям

4.Совхозам и другим сельскохо­ зяйственным предприятиям, пе­ реведенным на полный хозяйст­ венный расчет, на централизо­ ванные капитальные вложения

5.Промышленным предприятиям «Сельхозтехники» на централи­ зованные капитальные вложения

6.Переселенцам и сельскому насе­ лению

7. Колхозникам на покупку коров

и телок

8.Коммунальным предприятиям

9.Организациям потребительской кооперации

10.Другим организациям

11.Резерв '

Вс е г о

Правительство СССР утверждает план долгосрочного кре­ дитования в целом по СССР, по союзным республикам, а по не­ которым видам кредита (в основные фонды действующих пред­ приятий— на внедрение новой техники и расширение производ­ ства товаров народного потребления и бытовых услуг, предо­ ставляемых населению) по министерствам и ведомствам СССР. Наряду с этим утверждается план возврата ссуд Госбанка. На основе этого плана Советы Министров союзных республик, ми­ нистерства и ведомства СССР утверждают планы кредитования для своих предприятий, а по совхозам, колхозам и другим заем­ щикам— по областям, краям, автономным республикам и от­ дельным районам (там, где нет областного деления).

По линии Госбанка исполнение плана в виде первоначаль­ ного его доведения до мест осуществляется в следующем по­ рядке:

до республиканских (союзных республик) контор план кредитования предприятий и организаций республиканского


и местного подчинения доводится в форме сводного плана (совхозы, колхозы, межколхозные предприятия и организации, потребкооперация);

разассигнование лимитов по предприятиям и организациям союзного и союзно-республиканского подчинения производится в форме лимитных извещений, направляемых непосредственно учреждениям банка, кредитующим эти предприятия.

Республиканские в союзных республиках конторы Госбанка по получении от Правления Госбанка сводного плана кредито­ вания должны в десятидневный срок совместно с плановыми, сельскохозяйственными и другими органами составить планы долгосрочного кредитования и возврата ссуд и представить их на утверждение Советов Министров союзных республик по за­ тратам:

на внедрение новой техники, расширение производства това­ ров народного потребления и киносети, а также на нецентрали­ зованные капитальные вложения совхозов и других государ­ ственных сельскохозяйственных предприятий, переведенных на полный хозяйственный расчет, с распределением кредитов по министерствам (ведомствам) для хозяйства республиканского и местного подчинения и по управлениям исполкомов местных Со­ ветов депутатов трудящихся (для хозяйства, подчиненного только исполкомам местных Советов);

на капитальные вложения колхозов, межколхозных предприя­ тий и организаций, переселенцев, сельского населения и капи­ тальный ремонт коммунальных предприятий с распределением кредитов по автономным республикам, краям и областям; в рес­ публиках, не имеющих областного деления, — по районам, а по межколхозным предприятиям и организациям, — кроме того, по объектам строительства и мероприятиям;

на централизованные капитальные вложения совхозов и дру­ гих государственных сельскохозяйственных предприятий, пере­ веденных на полный хозяйственный расчет, а также промыш­

ленных

предприятий министерств

и ведомств сельского, лесного

и водного хозяйства и подрядных

строительно-монтажных орга­

низаций

министерств сельского

строительства, переведенных

на новую систему планирования и экономического стимулиро­ вания, с распределением кредитов по министерствам и ведом­ ствам.

Республиканские конторы Госбанка в союзных республиках, имеющие областное деление, сообщают кредиты, утвержденные по плану, расположенным на территории республики областным (краевым, республиканским АССР) конторам, а конторы, не имеющие областного деления, — отделениям и агентствам в форме лимитных извещений по предприятиям и организациям республиканского подчинения и в форме сводного плана — по колхозам, межколхозным предприятиям и организациям, пере­ селенцам, сельскому населению и коммунальным предприятиям.