Файл: Организация и планирование кредита учебник для учет.-кредит. техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
портные, торговые и другие хозяйственные звенья (хозорганы) в областях, краях и автономных республиках, которые дают со ответствующим учреждениям Госбанка СССР кредитные заявки.
Основой кредитных заявок хозорганов служат плановые рас четы по объему средств, необходимых для проведения капиталь ных вложений предприятий, совхозов, колхозов, межколхозных организаций, потребительской кооперации и других заемщиков. При этом размер кредита на затраты по внедрению новой тех ники, расширению производства товаров народного потребления, киносети и на другие нецентрализованные капитальные вложе ния определяется только под окупающиеся в течение определен ного срока мероприятия и с учетом проектируемого объема нецентрализованных капитальных вложений и собственных средств (фондов), направляемых на эти цели.
Учреждения Госбанка при составлении кредитного плана должны:
обеспечивать повышение роли долгосрочного кредита в уско рении технического прогресса в промышленности, сельском хо зяйстве, транспорте и связи и в организации производства по выпуску товаров народного потребления, воздействовать на вы бор наиболее эффективных объектов строительства и техниче ского перевооружения производства;
систематически изучать эффективность затрат на мероприя тия по внедрению новой техники и механизации производствен ных процессов, а также на организацию производства товаров народного потребления;
содействовать кредитом дальнейшему росту сельскохозяй ственного производства на базе интенсификации и специализа ции его отраслей и повышению эффективности капитальных вложений;
изучать технико-экономические показатели объектов строи тельства, осуществляемого с участием кредита банка; выявлять возможности сокращения сроков строительства, ускорения ввода в действие строящихся объектов, добиваться быстрейшего освое ния проектных мощностей, достижения технико-экономических показателей, заложенных в проектно-сметной документации;
принимать меры к концентрации капитальных вложений на пусковых стройках и объектах, сокращению числа одновременно строящихся объектов; разрабатывать предложения по значи тельному сокращению объемов незавершенного строительства, снижению запасов неустановленного и излишнего оборудования, выявлять возможности увеличения ресурсов за счет вовлечения
в |
хозяйственный оборот |
неиспользуемых |
запасов оборудования |
и |
товарно-материальных |
ценностей, восстановления средств, |
|
отвлеченных на цели, не предусмотренные |
планом; |
проводить мероприятия по максимальной мобилизации ре сурсов, направляемых на капитальные вложения, а также по эффективному их использованию;
содействовать расширению практики расчетов между заказ чиками и подрядными строительными организациями за пол ностью законченные строительством объекты или этапы работ без промежуточных платежей;
осуществлять контроль за своевременностью проведения расчетов за выполненные работы и материальные ценности по кредитуемым объектам, а также за возвратом кредитов в уста новленные сроки; проводить совместно с хозорганами мероприя тия по предотвращению образования неплатежей поставщикам, подрядчикам и Госбанку по ссудам.
Учреждениям банка необходимо систематически повышать уровень экономического обоснования планов долгосрочного кре дитования капитальных вложений и других затрат капитального характера.
Особо важная роль в разработке проектов плана долгосроч ного кредитования принадлежит республиканским (союзных республик) конторам Госбанка. Они составляют проекты планов по хозяйству республики и представляют их на рассмотрение Советов Министров союзных республик, которые затем после одобрения проектировок вносят их на рассмотрение Правления Госбанка СССР. Степень участия предприятий и низовых учреж дений банка (отделений) в составлении кредитных заявок опре деляется их вышестоящими органами.
На республиканские конторы Госбанка и отраслевые управ ления (отделы) Правления Госбанка возлагается: проверка правильности размеров заявленной потребности в кредитах; увязка их с народнохозяйственным планом капитальных вложе ний, материально-технического снабжения и финансирования; технико-экономическое обоснование хозяйственной целесообраз ности и экономической эффективности нового строительства, реконструкции действующих объектов и сооружений, модер низации оборудования и других затрат капитального харак тера; полнота определения размера собственных средств, используемых на осуществление данного мероприятия; обосно ванность планирования кредитов на вновь начинаемые меро приятия.
Наряду с этим республиканские конторы и отраслевые управ ления (отделы) Правления Госбанка разрабатывают предло жения по более экономному использованию ресурсов, ликвида ции недостатков, выявленных в процессе кредитования и осуще ствления контроля за ходом строительства, внедрения новой тех ники, расширения производства товаров народного потребления.
Составной частью плана долгосрочного кредитования яв ляется планирование ресурсов.
Источниками для долгосрочного кредитования служат сред ства:
фонда долгосрочного кредитования, поступающие от воз врата долгосрочных ссуд;
на счетах в Госбанке по фонду развития производства пред приятий, на счетах неделимых фондов колхозов и других фон дов кредитуемых предприятий в размере их прироста за данный год;
союзного бюджета на пополнение фонда долгосрочного кре дитования;
бюджетов союзных республик, выделяемые на частичную оплату стоимости домов, передаваемых переселенцам.
Поскольку средства, поступающие от возврата ссуд, являют ся одним из основных источников предоставления новых креди тов, Госбанк придает большое значение работе по обеспечению своевременного возврата ранее выданного кредита. Средства, поступающие в погашение ссуд, планируются исходя из имею щихся у банка срочных обязательств заемщиков. В этих целях учреждения банка ежегодно не позднее 10 января извещают ссудополучателей о сроках и размерах платежей, подлежащих погашению в данном году. При определении суммы погашения ссуд конторы Госбанка должны учесть предоставленную хозяй ству отсрочку платежей по ссудам в части, относящейся к пла нируемому году.
Размеры погашения ссуд на внедрение новой техники, рас ширение производства товаров народного потребления и быто вых услуг, предоставляемых населению, планируются с учетом сроков ввода в действие объектов в эксплуатацию.
О запланированных объемах возврата ссуд конторы Гос банка сообщают финансовым органам для учета при распреде лении прибыли предприятия по соответствующим направлениям с тем, чтобы прибыль, подлежащая использованию для погаше ния ссуд банка, получила отражение в расходной части финан сового плана.
На основе материалов республиканских контор Госбанка и отраслевых управлений Правления Госбанка, а также проекти ровок народнохозяйственного плана и государственного бюд жета составляется сводный план долгосрочного кредитования, который имеет следующую структуру:
Источники |
средств |
Направление |
средств |
|
|
||
(поступление |
средств) |
(выдача |
кредита) |
|
|
||
1. Средства Госбанка |
1. Государственным |
предприятиям |
|||||
Возврат заемщиками ранее по- |
всех отраслей хозяйства на ка |
||||||
лученных ссуд |
|
питальные |
вложения, осуществ |
||||
|
|
ляемые с участием кредита но |
|||||
|
|
внедрению |
новой |
техники, |
орга |
||
|
|
низации |
и |
расширению |
произ |
||
|
|
водства товаров |
народного |
по |
|||
|
|
требления, |
строительству |
киноте |
|||
|
|
атров и другие цели |
|
|
2. Средства хозяйства Прирост остатков средств фонда
развития на счетах в Госбанке
СССР
Прирост остатков средств на счетах колхозов, межколхоз ных предприятий и организа ций потребительской коопера ции в Госбанке СССР по ка питальным вложениям
3. Средства союзного бюджета Из них:
на увеличение фонда долгосроч ного кредитования
на временное подкрепление кре дитных ресурсов
4.Средства бюджетов союзных рес публик
В с е г о
Продолжение
2. Колхозам
3.Межколхозным предприятиям и
организациям
4.Совхозам и другим сельскохо зяйственным предприятиям, пе реведенным на полный хозяйст венный расчет, на централизо ванные капитальные вложения
5.Промышленным предприятиям «Сельхозтехники» на централи зованные капитальные вложения
6.Переселенцам и сельскому насе лению
7. Колхозникам на покупку коров
и телок
8.Коммунальным предприятиям
9.Организациям потребительской кооперации
10.Другим организациям
11.Резерв '
Вс е г о
Правительство СССР утверждает план долгосрочного кре дитования в целом по СССР, по союзным республикам, а по не которым видам кредита (в основные фонды действующих пред приятий— на внедрение новой техники и расширение производ ства товаров народного потребления и бытовых услуг, предо ставляемых населению) по министерствам и ведомствам СССР. Наряду с этим утверждается план возврата ссуд Госбанка. На основе этого плана Советы Министров союзных республик, ми нистерства и ведомства СССР утверждают планы кредитования для своих предприятий, а по совхозам, колхозам и другим заем щикам— по областям, краям, автономным республикам и от дельным районам (там, где нет областного деления).
По линии Госбанка исполнение плана в виде первоначаль ного его доведения до мест осуществляется в следующем по рядке:
до республиканских (союзных республик) контор план кредитования предприятий и организаций республиканского
и местного подчинения доводится в форме сводного плана (совхозы, колхозы, межколхозные предприятия и организации, потребкооперация);
разассигнование лимитов по предприятиям и организациям союзного и союзно-республиканского подчинения производится в форме лимитных извещений, направляемых непосредственно учреждениям банка, кредитующим эти предприятия.
Республиканские в союзных республиках конторы Госбанка по получении от Правления Госбанка сводного плана кредито вания должны в десятидневный срок совместно с плановыми, сельскохозяйственными и другими органами составить планы долгосрочного кредитования и возврата ссуд и представить их на утверждение Советов Министров союзных республик по за тратам:
на внедрение новой техники, расширение производства това ров народного потребления и киносети, а также на нецентрали зованные капитальные вложения совхозов и других государ ственных сельскохозяйственных предприятий, переведенных на полный хозяйственный расчет, с распределением кредитов по министерствам (ведомствам) для хозяйства республиканского и местного подчинения и по управлениям исполкомов местных Со ветов депутатов трудящихся (для хозяйства, подчиненного только исполкомам местных Советов);
на капитальные вложения колхозов, межколхозных предприя тий и организаций, переселенцев, сельского населения и капи тальный ремонт коммунальных предприятий с распределением кредитов по автономным республикам, краям и областям; в рес публиках, не имеющих областного деления, — по районам, а по межколхозным предприятиям и организациям, — кроме того, по объектам строительства и мероприятиям;
на централизованные капитальные вложения совхозов и дру гих государственных сельскохозяйственных предприятий, пере веденных на полный хозяйственный расчет, а также промыш
ленных |
предприятий министерств |
и ведомств сельского, лесного |
и водного хозяйства и подрядных |
строительно-монтажных орга |
|
низаций |
министерств сельского |
строительства, переведенных |
на новую систему планирования и экономического стимулиро вания, с распределением кредитов по министерствам и ведом ствам.
Республиканские конторы Госбанка в союзных республиках, имеющие областное деление, сообщают кредиты, утвержденные по плану, расположенным на территории республики областным (краевым, республиканским АССР) конторам, а конторы, не имеющие областного деления, — отделениям и агентствам в форме лимитных извещений по предприятиям и организациям республиканского подчинения и в форме сводного плана — по колхозам, межколхозным предприятиям и организациям, пере селенцам, сельскому населению и коммунальным предприятиям.