Файл: Организация и планирование кредита учебник для учет.-кредит. техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примерная структура областной, краевой, республиканской (АССР) конторы Госбанка

Областное управление гострудсберкасс

и госкредита

Планово-экономиче­ ский отдел

Отдел денежного обращения

Отдел кредитования тяжелой промыш­ ленности

Отдел кредитования легкой и пищевой промышленности

Отдел кредитования торговли

Отдел кредитования местного хозяйства

Отдел финансирования

икредитования сель­ ского хозяйства

Отдел кредитования колхозов и индиви­ дуальных заемщиков

Управляющий

Вычислительный центр

конторой Госбанка

(машиносчетная станция)

Городское управ­ ление конторы

Кредитные

Опера­

 

ционные

Касса

отделы

 

отделы

 

Общий отдел (экспедиция, машбюро, секретариат)

Хозяйст­ венный отдел

Ревизионный отдел

Технический отдел

Главная бухгалтерия

Отдел инкассации и перевозки ценностей

Отдел кассовых операций

Управление денежного обращения

Управление механизации

Управление эмиссионнокассовых операций

Ревизионное управление

Управление по кассовому исполнению госбюджета

Центральная бухгалтерия

Управление кадров и подго­ товки кадров

Юридический отдел

Отдел труда и заработной платы

С т р у к т у р а центрального аппарата Государственного банка СССР

Планово-экономи­

Валютно-экономи-

ческое управление

ческое управление

ПРАВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА СССР

Организации при Правлении:

Главный Вычислительный центр, Фабрика механизированного учета, Центральное хранилище, Редакция журнала .Деньги

и кредит", Научно-техническая библиотека

Управления по кредитова­ нию промышленности, сель­ ского хозяйства, колхозов, торговли, местного хозяй­ ства, транспорта и связи

Управление финансирова­ ния капитальных вложений

Отдел контроля за зара­ ботной платой

Отдел долгосрочного кре­ дитования индивидуального жилищного строительства

Технический отдел

Первый отдел

Канцелярия

Хозяйственное управление


средственно и через отраслевые кредитные управления. В Прав­ лении имеются планово-экономическое управление, занимающее важное место в организации кредитной и экономической работы, управления по кредитованию отдельных отраслей промышлен­ ности: машиностроительной, металлургической и химической, топливной и энергетической, легкой, пищевой промышленности и др., управление по кредитованию сельского хозяйства (совхо­ зов и объединений «Сельхозтехника»), управления колхозов, торговли, транспорта и связи, управление финансирования ка­ питальных вложений. Внутри этих управлений соблюдается тер­ риториальный принцип распределения функций (см. Структуру центрального аппарата Государственного банка СССР).

В основе организации всей работы по кредитованию народ­ ного хозяйства лежит принцип демократического централизма. Этот ленинский принцип советского государственного управле­ ния применительно к банку-выражается в сочетании строго цент­ рализованного управления кредитом в стране с широкими пра­ вами учреждений банка на местах, в области оперативной дея­ тельности по кредитованию предприятий и хозяйственных орга­ низаций и осуществления расчетов. Кроме того, он означает цент- )ализацию руководства планированием кредита и контроля за проведением кредитной политики на местах, строгое подчинение шжестоящих учреждений Госбанка вышестоящим, соблюдение единых правил и норм банковской работы в соответствии с его Уставом. !

Важнейшей стороной деятельности Государственного банка является кредитное планирование, представляющее собой неотъ­ емлемую часть всего процесса народнохозяйственного планиро­ вания.

Формы и методы составления, утверждения и исполнения кредитного плана основаны на принципах централизованного руководства всем делом кредитования в стране, на анализе со­ стояния и перспектив развития промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей народного хозяй­ ства.

Правление Госбанка составляет сводный кредитный план, раздельно по краткосрочным и долгосрочным кредитам. При этом активное участие принимают и конторы банка. Широкие права предоставлены местным учреждениям Госбанка по ис­ полнению кредитных планов, маневрированию' лимитами, при­ менению мер банковского поощрения и воздействия.

В Госбанке широко развито движение за коммунистическое отношение к труду, поддерживается инициатива местных уч­ реждений в области рационализации методов и техники креди­ тования и расчетов. Работники отделений и контор привлека­ ются к разработке инструкций и правил кредитования. Многие вопросы кредитования и расчетов обсуждаются на совещаниях и теоретических конференциях. После того как эти правила и


инструкции утверждены Правлением, они становятся обязатель­

ными для

всех учреждений

Государственного

банка.

Организация кредитной работы основана на принципе диф­

ференцированного

подхода

к хорошо и плохо

работающим пред­

приятиям

и организациям.

Этот принцип начал применяться с

первых лет перехода нашей страны на прямое банковское кре­ дитование. Но более полное выражение он получил в связи с постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 21 ав­ густа 1954 г. «О роли и задачах Государственного банка СССР».

В соответствии с этим постановлением был введен различный режим кредитования и расчетов, состоящий в том, что учрежде­ ния банка стали строить свои кредитные и расчетные отношения с предприятиями в зависимости от выполнения ими качествен­ ных показателей плана, сохранности и правильного использо­ вания собственных оборотных средств, состояния запасов товар­ но-материальных ценностей, расчетов с банком по ссудам.

На основе постановления от 3 апреля 1967 г. «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчетов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании про­ изводства» были внесены изменения в признаки, по которым уч­ реждения банка должны строить свои отношения с предприя­ тиями. На основе решений сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС Госбанку было предложено обеспечить дифференци­ рованный подход в зависимости от выполнения утвержденных предприятиям планов реализации продукции (планов отгрузки) и планов накоплений, а также сохранности собственных оборот­ ных средств.

Хорошо работающим предприятиям, выполняющим планы реализации и накоплений, сохраняющим собственные оборотные средства, банк оказывает необходимую помощь, предоставляя при этом ряд льгот. При временных финансовых затруднениях банк может выдать ссуду на любые потребности, возникающие в ходе производства и реализации продукции, сроком до 60 дней независимо от наличия у предприятия просроченной задолжен­ ности по ранее выданным ссудам. Банк может выдать также ссуду на выплату заработной платы сроком до 30 дней незави­ симо от состояния расчетов с банком по ссудам.

Льготы хорошо работающим предприятиям могут предостав­ ляться и при временном отставании в выполнении плана реали­ зации и накоплений в связи с задержкой отгрузки готовой про­ дукции из-за транспортных затруднений или прекращением от­ грузки неаккуратным плательщикам, а также при недостатке собственных оборотных средств, образовавшихся вследствие не­ получения причитающихся им в соответствии с финансовым пла­ ном средств.

Иные условия кредитования и расчетов предусмотрены в отношении предприятий, которые не выполняют заданий по вы­ полнению планов реализации и накоплений и не сохраняют соб-


ственных оборотных средств. К ним применяется особый режим кредитования. Мерами банковского воздействия при введении особого режима кредитования являются:

увеличение на 20% суммы начисленных процентов за поль­ зование кредитом, включая просроченные кредиты;

выдача ссуд на временное покрытие недостатка собственных оборотных средств только под гарантию вышестоящей органи­ зации;

прекращение кредитования по отдельным видам ссуд (кроме ссуд для расчетов со сдатчиками сельскохозяйственной продук­ ции и с внешнеторговыми организациями).

В тех случаях, когда предприятие по истечении 6 месяцев со дня перевода его на особый режим кредитования не улучшило

свою хозяйственно-финансовую деятельность, учреждения

бан­

ка могут вводить

дополнительные меры

воздействия —

санк­

ции— следующего

характера:

 

 

полностью

прекратить кредитование;

 

 

предъявить

ранее выданные ссуды к

досрочному взыска­

нию;

 

 

 

 

направить непосредственно на погашение задолженности по просроченным и срочным банковским ссудам, обеспеченным залогом товарно-материальных ценностей, выручку от реализа­ ции этих ценностей.

Руководители вышестоящих хозяйственных органов обязаны осуществлять систематический контроль за работой предприя­ тий и организаций, переведенных на особый режим кредитова­ ния. В отношении этих предприятий они должны разрабаты­ вать конкретные мероприятия, направленные на выполнение планов реализации продукции и планов накоплений, обращая особое внимание на ликвидацию сверхнормативных или ненуж­ ных запасов материальных ценностей, а также на ликвидацию излишеств в расходовании фондов заработной платы и причин, вызвавших убытки или невыполнение плана накоплений.

В оперативной работе банка по текущему наблюдению за деятельностью предприятий большое значение имеет своевре­ менное принятие предупредительных мер, устраняющих необхо­ димость применения особого режима к плохо работающему предприятию. Особый режим кредитования, как правило, вво­ дится после того, как учреждение банка рассмотрит итоги дея­ тельности за один-два квартала, а иногда за более длительный период. Выводы по результатам анализа, а также предложения по устранению выявленных недостатков банк направляет руко­ водителям предприятий и вышестоящих органов.

Практика показывает, что обычно дело не доходит до приме­ нения санкций в тех случаях, когда руководители хозяйственных организаций внимательно рассматривают выводы и предложе­ ния банков о работе предприятий, не выполняющих количест-


венных и качественных показателей плана. Своевременное при­ нятие оперативных мер создает в большинстве случаев благо­ приятные условия для улучшения работы предприятий.

Учреждения банка постоянно наблюдают за деятельностью плохо работающих предприятий. Вопросы неудовлетворительной работы отдельных предприятий они вносят на рассмотрение партийно-хозяйственных активов, общих собраний первичных партийных организаций, постоянно действующих производствен­ ных комиссий, бюро экономического анализа и т. д. 6 связи с этим значение особого режима кредитования нельзя сводить только к мерам банковского воздействия. Это — определенная система отношений банка с хозяйством, требующая проведения ряда экономических и организационно-технических мероприя­ тий, направленных на улучшение всей работы предприятий.

Если руководители предприятий и их вышестоящих хозяйст­ венных органов не принимают мер по предложениям банка, то предприятие переводится на особый режим кредитования. Об этом учреждение банка заблаговременно, не позднее чем за 10 дней, извещает руководителя предприятия.

Перевод на особый режим кредитования предприятий и хо­ зяйственных организаций раньше производился распоряжением руководителя конторы Госбанка, которой непосредственно под­ чинены учреждения байка, обслуживающие эти предприятия. В настоящее время предоставлено право руководителю отделе­ ния банка переводить на особый режим кредитования предприя­ тия и хозяйственные организации союзного, республиканского (АССР), краевого, областного, городского и районного подчи­ нения.

Наряду с применением санкций предприятиям, переведен­ ным на особый режим кредитования, оказывается и необходи­ мая кредитная помощь. Так, когда намеченные меры по ликви­ дации причин, вызвавших убытки или невыполнение плана на­ коплений, обеспечивают возмещение образовавшихся убытков за счет дополнительной экономии в пределах данного календар­ ного года, предприятие может получить ссуду на временное по­ полнение собственных оборотных средств. Такие ссуды разре­ шаются руководителем республиканской, областной или краевой

конторы банка

по ходатайству министерства, ведомства

и под

их гарантию.

 

 

Следует отметить, что кредитование под гарантию вышестоя­

щей организации

является одной из эффективных форм

банков­

ского воздействия на работу предприятий. Гарантийные обяза­ тельства выдаются Госбанку в связи с недостатком у предприя­ тия собственных оборотных средств (независимо от введения особого режима кредитования и расчетов), т. е. когда оно вы­ полняет задания по себестоимости и планы накоплений, но сумма собственных средств ниже норматива.