Файл: Нестеров Ю.Ф. Теория и расчет судовой тепловой изоляции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сами или шпангоутами и когда расстояние между рамным набором невелико, изоляцией перекрывают весь набор целиком. Изоляцион­ ный слой берут такой толщины, чтобы карлингс или стрингер ока­

зался перекрытым приблизительно

на

50—60 мм.

При

этом для

а)

 

 

 

 

 

 

 

 

L i

с '

 

 

 

 

 

1

t

с

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

—і.-

 

F

н -

~~ -С

 

 

 

 

 

 

|:

u

si. .

„|-.: Ц

^

 

 

 

і

л

 

 

 

 

 

і

 

 

 

 

 

 

 

 

— — . л и : — -

 

 

 

 

 

 

I

л

 

 

 

 

 

 

1U

 

 

 

 

 

1

I 'Д-

 

 

 

I

I

,

Li

I -

г

п;

 

 

I

T

Рис. 10. Изоляция рефрижераторных помещений, перекрывающая набор, с различ­ ным расположением брусков обрешетника для крепления зашивки: а — боковое

расположение обрешетника; б — обрешетник,

расположенный

перпендикулярно

к набору, с боковыми брусками;

в — торцовое

расположение

обрешетника; г —•

боковой обрешетник на сухарях;

д — обрешетник, перпендикулярный

к набору;

е — обрешетник, расположенный перпендикулярно к набору, с торцовыми

сухарями

уменьшения коэффициента теплопередачи деревянные бруски обре­ шетника прикрепляют к более низким бимсам или шпангоутам.

Наибольшее распространение обходные конструкции имеют в жи­ лых помещениях. С целью экономии изоляционного материала и эф-

4*

51


фективного использования его, а также уменьшения веса изоляцион­ ной конструкции в жилых помещениях обходят каждый шпангоут или бимс в отдельности (см. рис. 12, 80, а. 82, а — 85, а).

Классификация по содержанию и расположению воздушной прослойки. По содержанию и расположению воздушной прослойки различают следующие изоляционные конструкции:

без воздушных прослоек (см. рис. 8, 9, б, в, 10, 11, 80, а, 82, а); с воздушными прослойками, расположенными со стороны наруж­

ной стальной обшивки корпуса судна (см. рис. 9, а, 12 и 13);

2

3 4

5

6

7

д

9

Рис. 11. Изоляция, перекрывающая набор рефрижераторного трюма, с боковыми брусками обрешетника и сухарями.

/ —

плиты

п е н о п л а с т а Ф С - 7 2 ; 2

с о с н о в ы й

б р у с о к

о б р е ш е т н и к а

5 0 Х

100

мм;

3 — п р и в а р ­

ная

ш п и л ь к а

М8 , ш а г 400—500 мм,

ш а й б а 8,

гайка

М8 ; 4 — г в о з д ь

3 X

7 0 ,

ш а г в д о л ь

б р у с к а

100 —150

мм;

5 — сосновый с у х а р ь

высотой

50 мм,

д л и н о й в д о л ь

н а б о р а

80 мм,

ш а г

400 —

500

мм;

6

— ш п у н т о в а н н ы е

д о с к и

22 X 143

мм;

7

— г'идрозащитная

 

п л е н к а

П Т Г М - 6 0 9 на

клее

8 8 Н ;

8

— о ц и н к о в а н н а я

сетка

от г р ы з у н о в ;

9

— гвоздь 3 X 4 0 ,

ша г

в д о л ь

д о с к и

250 —

300мм

своздушными прослойками, расположенными со стороны вну­ тренней зашивки изоляции (см. рис. 83, а — 85, а).

 

Изоляционные конструкции без воздушных прослоек применяют

в

рефрижераторных помещениях, а с воздушными прослойками —

в

жилых.

 

Воздушная прослойка, расположенная со стороны стальной об­

шивки, уменьшает полезный объем судового помещения. Кроме того, прослойка способствует продуванию воздуха через изоляцию, диф­ фузии водяного пара и, следовательно, увлажнению материала. Коэффициент теплопередачи при воздушной прослойке значительной толщины почти не уменьшается, так как в прослойке возникают кон­ вективные токи и потому она является плохой тепловой изоляцией. Поэтому Правила Морского и Речного Регистров требуют оставлять воздушную прослойку лишь при изолировании второго дна или пере­ борок, отделяющих топливные цистерны от рефрижераторных трюмов


(см. рис. 9, а). Прослойку предусматривают для того, чтобы изоляция не пропитывалась нефтепродуктом, просачивающимся через неплот­ ности швов настила второго дна. Она обеспечивает свободный сток нефтепродукта в льяла (откуда его можно откачать осушительным насосом). Толщина воздушной прослойки составляет 50—60 мм. Изоляцию второго дна, имеющую воздушную прослойку, необхо­ димо герметизировать не только со стороны трюма, но и со стороны прослойки, так как в нее проникает влажный воздух из льял. Со

?

1

J

Рис. 12. Изоляция с металлическим обрешетником и зашивкой, обходящая набор жилого помещения, выполненная из алюминиевой фольги и содержащая воздушную прослойку, расположенную со стороны стальной обшивки корпуса судна.

/

— г о ф р и р о в а н н а я а л ю м и н и е в а я фольга т о л щ и н о й

б =

0,009 мм (8—12 слоев);

2 — п р о в о д

с

п о л и в и н и л х л о р и д н о й

и з о л я ц и е й д и а м е т р о м

1,0

мм;

3 — с т а л ь н а я п л а н к а ,

п р и в а р е н н а я

к п о п е р е ч н о м у н а б о р у ,

З Х З О Х 100 мм; 4 — с а м о н а р е з а ю щ и й винт М З Х 12, ша г 80—100

мм;

5 — к о р о б к а , б = 1,0 мм,

из с п л а в а А М г - 5 В ; 6 — г л а д к а я а л ю м и н и е в а я

ф о л ь г а ,

б =

0,05

мм

(1

слой); 7

— п а р у с и н о в а я

п р о к л а д к а 2 X 2 0 мм; 8

— л и с т , б = 0,8 мм,

и з сплава

А М г - 5 В ;

 

 

9 — с т а л ь н о й у г о л ь н и к о б р е ш е т н и к а 2 0 X 2 0 X 3 мм

 

 

 

 

стороны

прослойки

нижний ряд зашивки изоляции

(см. рис. 9, а)

можно герметизировать, например,

стеклопластиком.

 

 

 

В настоящее время вместо воздушной прослойки разрешено уста­ навливать специальные прокладки толщиной не менее 12 мм из не­ сгораемых и нефтестойких материалов, не выделяющих запахов (например, из пеностекла).

Воздушные прослойки со стороны наружной стальной обшивки необходимо предусматривать только при изолировании отапливае­ мого помещения алюминиевой фольгой (рис. 12). Этот материал допу­ скает скопление конденсата между отдельными слоями, поэтому в жилых помещениях фольгой можно изолировать только вертикаль­ ные поверхности, так как с горизонтальных поверхностей (с подволо­ ков) через неплотности в зашивке конденсат может протекать в поме­ щение. Таким образом, в этом случае воздушная прослойка предна­ значена для стока конденсата, который выпадает на холодной об-


шивке корпуса судна, обладающей наименьшей температурой. Кроме того, воздушная прослойка предохраняет фольгу от коррозии, так как в местах контакта фольги с корпусом возникают гальванические пары. Для создания воздушной прослойки фольгу удерживают при­ близительно на расстоянии 30 мм от обшивки корпуса растяжками из поливинилхлоридной (или стальной оцинкованной) проволоки. Проволочные растяжки прикрепляют к обрешетнику или к крючкам, привариваемым к набору (см. рис. 12).

Воздушная прослойка со стороны стальной обшивки корпуса судна образуется также при выносной изоляции, полностью устанав-

о , Ь ,

s

Рис. 13.

Выносная щитовая изоляция

жилого

помещения плиточным

материалом

с воздушной

прослойкой,

расположенной

со стороны наружной стальной обшивки

 

 

 

 

 

 

 

корпуса

судна.

 

 

 

 

 

 

/ — п р и в а р н а я

ш п и л ь к а

М 8 Х 6 0 ,

ша г 400—500 мм;

2

ш а й б а

8; 3 — г а й к а

М8 ;

4 —

с о с н о в ы й

б р у с о к

4 0 x 4 0

мм;

5

плиты

из

п е н о п л а с т а ;

6 — к л е й

д л я плит;

7

— ф а н е р а

т о л щ и н о й

8

мм;

8 — ц е л а л и т о в а я

ш п а к л е в к а

стыков

плит

в щ и т а х

и м е ж д у

щ и т а м и ; 9 —

п л е н к а или

л а к о к р а с о ч н а я

г и д р о з а щ и т а ;

10

— ш у р у п

4 X 6 0 д л я

к р е п л е н и я

щ и т о в ,

ш а г

100 —150

мм;

11

— ш у р у п

З х 26 д л я к р е п л е н и я р а с к л а д к и ,

ша г 250 — 300 мм; 12

— д у б о в а я

 

 

 

 

 

 

 

р а с к л а д к а 5 X 3 0 мм

 

 

 

 

 

 

ливаемой поверх металлического набора (рис. 13). Выносные изоля­ ционные конструкции можно применять лишь в жилых и служебных помещениях и только на вертикальных поверхностях. Такую изоля­ цию в основном монтируют из щитов или панелей. Толщина изоля­ ционного слоя, наносимого на щиты, обычно составляет 30—40 мм. Во избежание конструктивных затруднений и увеличения стоимости работ щитовую изоляцию применяют лишь для плоских или слабо­ изогнутых поверхностей. Для выносной изоляции жилых помещений употребляют только плиточные материалы. В щитах гидрозащитное покрытие плит устанавливают только со стороны воздушной про­ слойки. Стыки между щитами должны быть плотными.

Выносная изоляция менее подвержена увлажнению, так как она одновременно с увлажнением со стороны отапливаемого помещения отдает влагу в воздушную прослойку. Для осушения выносной изо­ ляции в летний период воздушную прослойку вентилируют через открытые форточки в комингсах. Зимой форточки плотно закрывают.

В жилых и общественных помещениях наибольшее распростра­ нение получили конструкции с воздушными прослойками, располо­ женными со стороны зашивки изоляции (см. рис. 83, а — 85, а). Та-


кие прослойки неизбежно образуются тогда, когда изоляционный слой обходит набор, а зашивка перекрывает его. Зашивку делают плоской (без выступов) для упрощения изготовления ее, а также из эстети­ ческих соображений. Указанные прослойки практически не умень­ шают полезного объема судового помещения, так как впадины между изолированными шпангоутами или бимсами все равно не могут быть использованы из-за незначительного расстояния между ними.

к,а, 2

Рис. 14. Противопожарная конструкция палубы типа А-60 с двусторонней изоляцией,

/ — о с н о в н о й

с л о й а с б о ц е м е н т н о й н а п ы л я е м о й п р о т и в о п о ж а р н о й

и з о л я ц и и

т о л щ и н о й

30 мм;

2

— покрытие п а л у б ы ж и л о г о п о м е щ е н и я из т е п л о и з о л я ц и о н н о й

мастики

Н е в а - З У т о л щ и н о й

20

мм; 3

ц е м е н т н о - л а т е к с н ы й

грунт;

4 — н а р у ж н ы й

з а щ и т н ы й

ц е м е н т н о - а с б е с т о в ы й

с л о й ;

 

5

к л е й д л я ткани ( Ц

е л а л и т

3); 6 миткаль

и л а к о к р а с о ч н о е

п о к р ы т и е

 

Классификация по роду теплоизоляционного материала. Разли­ чают конструкции, выполненные из следующих материалов (см. § 13):

плиточных или напыляемых и заливаемых (см. рис. 8, 13, 80, а, 82, а—84, а);

волокнистых (см. рис. 85, а); гофрированной алюминиевой фольги (см. рис. 12).

Рефрижераторные трюмы и камеры обычно изолируют наиболее дешевыми волокнистыми материалами.

При изолировании горизонтальных поверхностей в жилых поме­ щениях и любых поверхностей в рефрижераторных трюмах тепло­ изоляционный материал любого рода устанавливают вплотную к изо­ лируемой поверхности (без воздушной прослойки).

В рефрижераторных трюмах алюминиевую фольгу можно приме­ нять для изолирования как вертикальных, так и горизонтальных поверхностей. Изоляцию из фольги рассчитывают обычным путем. Однако вследствие конструктивных особенностей этой изоляции тол­ щина ее не должна составлять менее 50 мм (пять-шесть слоев), даже если по расчету получается и меньшее значение толщины. Кроме того, дополнительно ставят один-два слоя фольги на случай ее частичного разрушения от коррозии. В нормальных изоляционных конструкциях